На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Основные направления деятельности психолога образования по профессиональному самоопределению старшеклассников
Основные направления деятельности психолога образования по профессиональному самоопределению старшеклассников
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Основные направления деятельности психолога образования по профессиональному самоопределению старшеклассников
Профессиональное просвещение
Профессиональная диагностика
Профессиональное консультирование
Все страницы

1. Этика проведения профдиагностической и профконсультационной работы

Раскрывая основные моменты проведения профконсультационной работы, нужно отметить, что ее успех во многом зависит от самого консультанта, его умений, опыта, личностных особенностей. Психолог- профконсультант должен обладать определенными знаниями, умениями, навыками и рядом разнообразных личностных и профессиональных качеств, вытекающих из тех требований, которые характеризуют сам процесс профдиагностики и профконсультации.

Рассмотрим требования к профессиональным качествам психолога- профконсультанта.
1 Иметь профессиональные знания в различных областях психологии (психодиагностике, возрастной психологии, психологии личности, психологии труда, социальной психологии и т.п.).
2 Иметь хорошую междисциплинарную подготовку, знания в области педагогики, возрастной физиологии, социологии, экономики и организации производства, трудового законодательства, информатики и математической статистики.
3 Знать современную проблематику психологии профессионального самоопределения.
4 Знать систему специального и профессионального образования, основы организации учебно-воспитательного процесса в школе и других учебных заведениях.
5 Знать особенности своей деятельности по профессиональному просвещению, диагностике и консультированию.
6 Уметь работать с набором профдиагностических методик, анализировать и интерпретировать результаты исследования.
7 Владеть методами группового и индивидуального профессионального консультирования.
8 Владеть активизирующими приемами профессионального самоопределения.
9 Знать технологию работы с педагогами, родителями и старшеклассниками по данной проблеме.
10 Иметь профессиональный такт, предполагающий не только соблюдение профессиональной тайны, но и деликатность во всех вопросах, затрагивающих интимные стороны жизни испытуемого.
11 Знать профессиограммы специальностей, характерных для данного региона.
12 Во время профконсультации обязательно иметь показания и противопоказания к профессиям, различные методики диагностирования, чтобы в необходимых случаях выполнить и эту процедуру.
13 Психолог должен быть убежден, что каждый школьник является личностью, обладающей индивидуальными интересами, способностями, особенностями характера, которые необходимо использовать в реализации потенциальных возможностей ученика.
14 Психолог делает выводы на основе комплексного изучения личности оптанта (данных наблюдений, биографии, истории событий, ответов на вопросы анкет, медицинского диагноза, результатов психодиагностики).
15 Консультант должен всесторонне и исчерпывающе проводить необходимые эксперименты, помогать школьнику понять свои недостатки, отрицательные черты характера и в доверительной форме указывать возможности их устранения.
16 Консультант, воздействуя на интеллектуальную и эмоциональную сферы школьника, должен постоянно учитывать его психологическое состояние. Его цель - понять собеседника и быть понятым им.


Полученные в ходе проведения профдиагностики и профконсультации сведения о различных сторонах человеческой жизни, моральная ответственность за дальнейшую судьбу человека требуют от профконсультанта соблюдения определенных этических принципов.
1 Прежде всего, психолог должен гарантировать конфиденциальность проведения консультации. Обследование должно проводиться в отсутствие третьих лиц, причем консультант должен настаивать на этом условии. Родители, члены семьи, друзья являются серьезной помехой, особенно когда затрагиваются интимные стороны жизни личности. Конфиденциальный характер обследования должен соблюдаться даже в тех случаях, когда школьник соглашается, чтобы на консультации присутствовали другие лица.
2 Важным моментом проведение обследования является наличие уважения к испытуемому. Следует избегать в процессе диагностического обследования методик, вопросов, дискриминирующих личность, наносящих вред ее достоинству, престижу.
3 Соблюдение профессиональной тайны. Профконсультант должен гарантировать оптанту тайну результатов психодиагностического обследования, беседы. Сведения об учащемся могут быть переданы заинтересованным лицам (родителям, педагогам) только с добровольного согласия самого учащегося. Однако даже при наличии такого согласия школьника следует предупредить о том, что он может сообщить сведения об особенностях своего поведения и своей личности, о которых он сам и не догадывается. В ряде случаев бывает необходимо сообщить заинтересованным лицам сведения об ученике для проведения коррекционной работы, причем эти лица могут настаивать на раскрытии тайны. В таких ситуациях также должен соблюдаться изложенный выше принцип: данные не должны передаваться без ведома и согласия школьников. Если результаты исследования школьников представляют научный интерес или используются в качестве иллюстративного материала в учебном процессе, они должны представляться в статьях и докладах без указания фамилий учащихся.
4 Соблюдения этических норм требует ситуация сообщения результатов не только другим лицам, но и самим испытуемым. Особенно значимыми параметрами являются данные об интеллекте испытуемых и их личностных особенностях. Поэтому распоряжаться ими нужно очень осторожно и максимально корректно. Здесь желательно информировать школьника не по одному параметру, а говорить о данной характеристике в соотнесении с другими измеряемыми свойствами. Если есть возможность, то лучше заготовить письменное заключение.
5 Очень важным этическим принципом является нейтралитет профконсультанта, или «свобода от авторитетов». Профконсультант, работая в любом звене системы профориентации, является в той или иной степени выразителем социального заказа. Основной принцип, которого должен придерживаться консультант, - ориентация, а не вербовка. Профконсультационное заключение должно носить рекомендательный характер, и оптант может придерживаться его, а может и нет. При выдаче рекомендации необходимо идти от возможностей и желаний личности в соответствии с социальным заказом, а не наоборот. Консультант должен дать объективную информацию о профессии, наметить пути самосовершенствования и развития личности. Иногда психологу-профконсультанту приходится сталкиваться с воздействием родителей, учителей и других лиц, заинтересованных в судьбе школьника. И в этих ситуациях необходимо постараться избежать такого влияния. Однако это не означает, что он не должен прислушиваться к мнению указанных лиц. Информация от родителей и учителей - необходимое условие любого профконсультационного обследования, и ее нужно использовать в полной мере.
Психолог образования с набором перечисленных знаний, умений и навыков, творчески подходящий к своей работе, сможет более эффективно помочь каждому оптанту не только в профессиональном, но и личностном самоопределении.


Контрольные вопросы
1 Изучите профессиональные требования к личности психолога- профконсультанта и разделите их на смысловые блоки.
2 Проанализируйте этические принципы профконсультационной работы и сравните их с этическими требованиями к психологу.
3 Почему очень важным этическим принципом является нейтралитет профконсультанта?
4 Создайте модель личности психолога-профконсультанта.
5 Каким образом необходимо сообщать результаты диагностики оптантам и их родителям?

 



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.