На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Основные направления деятельности психолога образования по профессиональному самоопределению старшеклассников - Профессиональное консультирование
Основные направления деятельности психолога образования по профессиональному самоопределению старшеклассников - Профессиональное консультирование
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Основные направления деятельности психолога образования по профессиональному самоопределению старшеклассников
Профессиональное просвещение
Профессиональная диагностика
Профессиональное консультирование
Все страницы

 


4. Профессиональное консультирование

Профконсультация - сообщение школьникам рекомендаций о выборе рода деятельности на основе всестороннего изучения личности, ее склонностей, способностей, черт характера и т.д. Профконсультация предполагает ориентацию школьников на большие сферы профессиональной деятельности, внутри которых ему предлагается разветвленный перечень профессий [33].
Основная цель профконсультации - исследование психологических и физиологических особенностей индивида, его поведения в различных условиях и факторов, воздействующих на профессиональное самоопределение. Полученные сведения о личности школьника соотносятся с требованиями деятельности.
По мнению С.С. Бубновой, психолог в ходе профконсультации решает две основные задачи .
• научно-обоснованное оказание оптанту помощи в осознанном выборе профессии;
• выработка индивидуальных способов освоения профессии.
Элементами профконсультации являются:
• установление соответствия личного профессионального плана (ЛПП) личным особенностям оптанта;
• конкретизация, переделка или создание нового плана в случае расхождения ЛПП с психологическими и психофизиологическими характеристиками;
• выработка запасных вариантов и путей реализации намеченных профессиональных планов [33].
При проведении профконсультации необходимо всячески подчеркивать то обстоятельство, что школьник является «творцом своей собственной судьбы». Поэтому процедуру выбора окончательного решения необходимо осуществлять совместно с оптантом и, раскрывая основные особенности его личности, предоставлять ему право самостоятельного выбора соответствующей группы специальностей.
Профконсультация как некая система мероприятий имеет свою научную проблематику, которая не всегда укладывается в рамки традиционных психологических дисциплин. По справедливому замечанию Е.А. Климова, «на очень драматичный период своего развития между окончанием общеобразовательной школы и включением в какую-либо профессиональную общность оптант подчас вообще становится "ничьим" с точки зрения основных разделов и отраслей психологии» [14].
Профконсультация выполняет ряд функций, которые, с одной стороны, являются отражением ее главной цели, а с другой - указывают основные направления ее работы. Выделяют три основных функции профконсультации: информационную, диагностическую, прогнозную.
Информационная функция профконсультации предполагает сообщение школьнику информации о конкретных специальностях и профессиях рекомендуемого типа деятельности, а также сведений справочного характера о рекомендуемых профессиональных учебных заведениях. В этом аспекте профконсультация тесно смыкается с профессиональной информацией.
Диагностическая функция профконсультации предполагает определение уровня развития основных физиологических и психологических особенностей учащихся.
Медицинская консультация всегда должна предшествовать психологической. Она предполагает прежде всего освидетельствование всех систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, костномышечной и т.д.), а также уровня функционирования анализаторов. В ряде случаев имеется необходимость измерения ряда антропометрических показателей некоторых физических характеристик (физической силы, выносливости, ловкости). Например, абитуриенты ростом выше 192 см, длина ноги короче 73 см признаются безоговорочно негодными при поступлении в училища гражданской авиации. На основании медицинского диагноза врач-профконсультант сообщает школьнику те виды трудовой деятельности, которые противопоказаны ему в соответствии с состоянием его здоровья.
В рамках диагностической функции основной акцент делается на исследование уровня выраженности психофизиологических и психологических характеристик субъекта. Изучению подвергаются:
а) мотивационная сфера личности;
б) способности субъекта и другие личностные характеристики, которые могут выступать как ПВК;
в) уровень подготовленности;
г) особенности самооценки и формирования профессиональных планов.
На основании исследования указанных составляющих строится представление о личности школьника.
Прогнозная функция профконсультации является своеобразным объединением первых двух функций. Она заключается в рекомендации школьнику типа профессии на основе изучения его личности. При осуществлении прогноза необходимо определить его разумную деятельность, параметры, на которых он должен базироваться.
С точки зрения Е.А. Климова, тенденции развития субъекта деятельности в 14-16-летнем возрасте таковы, что являются основанием для прогноза успешности деятельности и удовлетворенности будущим трудом. Они диагностируются по проявлениям деятельности выбирающего профессию в различных учебных и внеучебных ситуациях.
Помимо рекомендации типа деятельности в соответствии с перечисленными критериями и вариантами первой ступени профессионального образования осуществление прогнозной функции предполагает сообщение школьнику информации о возможных путях и способах преодоления личных недостатков и дальнейшего развития профессионально важных качеств.
Различаются две основные формы психологической профконсультации: адаптивная и развивающая.
К адаптивной профконсультации относятся диагностическая, бихевиористская и психоаналитическая.
Диагностическая профконсультация базируется на трехфакторной теории профориентации Ф. Парсонса, основные положения которой он сформулировал еще в 1908 году. Он предложил выделять три фазы профориентационной работы с оптантом:
- первая включает изучение психических и личностных особенностей,
- вторая предполагает изучение требований профессии и формулирование их в психологических терминах,
- третья подразумевает сопоставление этих двух рядов факторов и принятие решения о рекомендуемой профессии.
Таким образом, предполагается, что существует жесткая взаимосвязь между особенностями человека и профессиональными требованиями. Сам выбор профессии рассматривается как поиск соответствия между требованиями профессии и индивидуальностью. Привлекательность такой схемы в ее внешней простоте и вроде бы логичности.
Вместе с тем существенный просчет допускают приверженцы диагностического подхода, когда берутся решать судьбу человека, выбирая за него кем ему быть, исключая из процесса принятия решения самого оптанта. Неправомерно принимать решение на основе одних только результатов диагностического обследования без учета изменений в мире профессий и перспективы развития личности [42].
Бихевиористская (воспитательная) концепция профконсультации основана на представлениях о более или менее однозначной обусловленности поведения человека набором внешних воздействий. По мнению сторонников воспитательной концепции, любого человека можно обучить любой профессии, следует лишь правильно подобрать наиболее эффективные методы профессионального обучения. Отсюда и главная цель такой консультации — изучить индивидуальные особенности оптанта и организовать наиболее оптимальные условия для обучения. Эта концепция в большей степени учитывает огромные возможности развития способностей. Но она полностью игнорирует данные, полученные в теории и практике дифференциальной психофизиологии. Существующие природные и малоизменяющиеся индивидуальные различия между людьми могут быть благоприятными для формирования профпригодности в одних профессиях и непреодолимым препятствием для других.
Психоаналитическая консультация строится на принципах выявления подсознательных импульсов человека и подборе ему таких профессий, в которых они могли бы проявиться в наибольшей степени. Главным принципом такой консультации является полный отказ от каких-либо приемов самовоспитания и саморазвития. Главное - принять себя таким как есть, безоговорочно и спокойно, не драматизируя необходимость самоограничения при отказе от тех профессий, которые требуют «переделки» себя.
Классическими типами развивающей формы профконсультации являются гуманистическая и активизирующая.
Гуманистическая профконсультация строится на общих для гуманистической психологии принципах создания особой ситуации взаимодействия оптанта и консультанта (центрированный на клиенте подход). Она включает полное «принятие» консультируемого, возможность свободных высказываний о себе и своих проблемах, что позволяет подойти к осознанному и самостоятельному принятию решения. При всей внешней привлекательности такая схема не прижилась на практике. Во-первых, потому, что профконсультация такого типа требует для своего проведения значительного времени. Во-вторых, в ходе такой консультации чаще всего теряется ее предмет, основной целью становится работа с личностью, обеспечение психологических стимулов, условий её развития, что само по себе чрезвычайно важно, но не имеет прямого выхода на выбор профессии. Тем не менее, некоторые принципы гуманистической психологии включаются в консультирование сторонниками развивающего подхода к консультации, позволяя оптимально строить отношения оптанта и консультанта.
Активизирующая профконсультация лишена главного недостатка адаптивной. Она не исключает активности самого субъекта из процесса решения жизненно важной задачи, а рассматривается как главный фактор правильного выбора. Основной ее целью является активизация процесса формирования психологической готовности учащегося к профессиональному самоопределению, ненавязчивое психологическое сопровождение выбора профессии и подготовки к ней.
Основной принцип развивающей профконсультации состоит в реализации нового подхода к использованию и интерпретации психодиагностических методик. Необходимо придать новый смысл этой работе. Наряду с традиционной задачей психодиагностики - определением актуального состояния развития индивидуальности учащегося - следует:
а) использовать ее результаты для стимулирования потребностей учащегося к самопознанию и самосовершенствованию в русле подготовки к своему профессиональному труду в будущем;
б) для выявления недостатков, пробелов в развитии тех или иных качеств, способностей, которые важны для будущей профессиональной деятельности;
в) для принятия решения о характере коррекционной и развивающей работы с целью подготовки к будущей профессии;
г) для осуществления контроля за развитием требуемых качеств, способностей после коррекции или тренинга;
д) для определения ограничений в выборе сфер профессиональной деятельности, предъявляющей жесткие требования к психофизиологическим особенностям индивида.
Второй принцип состоит в отказе от наращивания арсенала методик психодиагностики, сосредоточении основного внимания на разработке и применении специальных обучающих и коррекционных программ, систем психотренингов, проблемно-игровых и учебно-профессиональных ситуаций.
И, наконец, реализация принципа сотрудничества оптанта с консультантом путем введения элементов гуманистического подхода к профконсультированию. Успех консультации во многом зависит от того, удастся ли установить с учащимся доверительные отношения. Неприемлемым является какое-либо давление, директивный тон, навязывание своего мнения. Акцент надо сделать на объяснении того, что выбор профессии только тогда будет верным, когда он осознан, самостоятелен и когда ему предшествует большая кропотливая работа по самопознанию и изучению мира профессий.
И.В. Дубровина выделяет несколько этапов профессиональной консультации:
1) констатирующий - констатация того, на какой стадии формирования профессионального плана находится оптант;
2) диагностический;
3) поисковый - разработка плана подготовки учащегося к профессии;
4) коррекционный - разработка рекомендаций по самовоспитанию, коррекции и развитию необходимых качеств;
5) собственно консультационный - разработка стратегии и тактики проведения бесед с учащимися, распределение их по времени и др. [28].
Далее рассмотрим типологию профконсультационных ситуаций, предложенную В.Е. Орлом [33].
Для описания ситуаций будут учитываться наличие (отсутствие) профессионального плана, выраженность склонностей и способностей, потребности общества. Указанные факторы выбора будут рассматриваться с точки зрения отношений согласования и рассогласования между ними.
1 У школьника есть личный профессиональный план, который согласован с его склонностями и способностями, а также с потребностями общества. Данная ситуация является самой простой и не требует проведения коррекционной работы. Намерения учащихся одобряются профконсультантом. Вмешательство консультанта осуществляется, когда:
А. Школьник не знает, где он может получить данную специальность. В этом случае ему сообщается необходимая информация.
Б. Школьник не может по каким-либо причинам реализовать свой план. Например, он не может покинуть свой родной город для обучения данной профессии. В этом случае предлагаются варианты родственных профессий, которые удовлетворили бы школьника в этом плане.
2 У школьника есть личный профессиональный план, который согласован с его способностями и склонностями, но рассогласован с потребностями общества.
Одной из наиболее типичных ситуаций является ориентация школьников на «недефицитные» для общества специальности. Возникновение такой ситуации может быть вызвано двумя причинами:
А. Оптант знает, что выбранная им профессия не является остродефицитной, но он убежден, что, став хорошим специалистом в этой области, он принесет больше пользы обществу, нежели владея остродефицитной профессией. Такая позиция хорошо иллюстрируется фразой «лучше быть хорошим врачом, чем плохим каменщиком». В этом случае профконсультанту необходимо выявить мотивационную основу выбора. Если в ходе психодиагностического обследования будет установлена достаточная устойчивость и обоснованность профессиональных планов, ориентация на глубокие социальные и содержательные мотивы, то профконсультанту можно будет согласиться с профессиональным планом оптанта.
Б. Оптант знает о рассогласовании потребностей общества и личного профессионального плана, но основными причинами выбора профессии являются чисто внешние мотивы (престиж профессии, мода). Работа с оптантом в этой ситуации осложняется частичным соответствием склонностей и способностей выбранной сфере.
3 У школьника есть личный профессиональный план, который согласован с его склонностями и потребностями общества, но имеются рассогласования со способностями.
Основные причины рассогласования следующие:
А. Оптант не знает особенностей своего здоровья, дающих основание для медицинских противопоказаний к овладению выбранной профессией. Иногда ученик не придает значения таким особенностям. В этом случае ему сообщаются последствия неправильного выбора, совместно отыскиваются запасные варианты.
Б. Несмотря на то, что склонности частично соответствуют содержанию труда, школьник недостаточно хорошо знаком о основными требованиями, предъявляемыми профессией к личностным качествам субъекта.
В этом случае консультант не добивается корректировки плана, а в ходе психотерапевтической беседы пытается объяснить требования профессии к личностным качествам. Личный профессиональный план будет закреплен в сознании оптанта как адекватный склонностям и личностным характеристикам с указанием путей компенсации «психологически вредных» для данной деятельности качеств.
В. Трудным случаем в процессе решения указанного типа ситуаций является переоценка школьником своих возможностей. Отрицание несоответствующих ему возможных вариантов выбора делают воздействия профконсультанта малоэффективными. Такие школьники, как правило, неудовлетворены даже хорошо аргументированными рекомендациями, что должно учитываться профконсультантом.
Профконсультантом может быть предложен ряд запасных вариантов профессий, которые соответствовали бы притязаниям оптанта, но не предъявляли бы высоких требований к способностям.
4 У школьника есть личный профессиональный план, который согласуется с его способностями и потребностями общества, но имеется рассогласование со склонностями. Данная ситуация имеет несколько разновидностей в зависимости от причин рассогласования плана со склонностями.
А. Оптант выбирает профессию, не соответствующую его склонностям, так как не имеет информации о путях получения необходимой для него профессии. В этом случае ему сообщается нужная информация, и в зависимости от ее значимости для испытуемого строится дальнейший процесс решения профконсультационной задачи.
Б. Оптант выбирает профессию, не соответствующую его склонностям, так как не знает пути реализации любимых занятий во внеурочное время. В данном случае профконсультант может одобрить выбор школьника, но посоветовать ему выбрать учебное заведение, где имеется база для продолжения занятий любимыми видами деятельности.
В. Склонности школьника согласуются с потребностями общества, но под влиянием родителей он выбирает другую специальность. Основной задачей профконсулътанта в данном случае является выяснение мотивационной основы выбора. Главные направления работы в этом случае:
- разъяснение возможных последствий неправильного выбора;
- сообщение сведений о смежных профессиях;
- организация бесед с родителями.
5 Личный профессиональный план школьника согласован с его склонностями, но рассогласован со способностями и потребностями общества. Наиболее типичный случай такой ситуации - несоответствие склонностей профессиям, дефицитным для общества, и переоценка оптантом своих возможностей.
В указанных ситуациях профконсультант должен помочь школьнику сформировать реалистичный план, показать возможность достижения цели через промежуточные этапы.
6 У школьника имеется определенный профессиональный план, но отсутствуют выраженные склонности к какому-либо виду деятельности. Основными причинами отсутствия у школьников склонностей к определенным видам деятельности могут быть:
A. Наличие многих «конкурирующих» видов деятельности.
Б. Отсутствие в школьной деятельности видов труда, моделирующих будущую деятельность.
B. Неправильное воспитание в семье.
У данной группы учащихся складывается определенная форма готовности к выбору профессии, которая не всегда осознается ими.
При работе с такими учащимися важно помочь им осознать сильные стороны своей личности, сформировать мотивационную основу выбора. Для этого необходимо показать значимость и важность труда, наметить перспективы их профессионального роста.
Если у школьника имеется конкретный профессиональный план при отсутствии ярко выраженных склонностей, то он может быть одобрен, если соответствует его способностям и потребностям общества. Вмешательство в план происходит в двух случаях:
а) Оптант имеет неправильное или поверхностное представление о будущей работе. В этом случае ему сообщается соответствующая информация, и в зависимости от реакции оптанта план либо одобряется, либо корректируется.
б) Учащийся выбирает профессию не самостоятельно, а под влиянием внешних воздействий (родителей, друзей и т.д.).
7 Имеется большая группа ситуаций, которая характеризуется отсутствием у школьника профессионального плана при наличии склонностей и способностей. Причины отсутствия профессионального плана могут быть следующие:
А. Откладывание выбора до окончания школы. Данная ситуация особенно характерна для девятиклассников, продолжающих дальнейшее обучение в средней школе.
Б. Ориентация на уровень образования. Часто проявляется в стремлении школьников получить высшее образование независимо от специфики. В ряде случаев имеется несколько конкурирующих вариантов учебных заведений. В этой ситуации очень важно выявить мотивы выбора соответствующего учебного заведения, сформировать у школьников реалистический план, соответствующий их склонностям и способностям.
8 Отсутствие информации о конкретных учебных заведениях.
В ходе консультации на основе неконкретизированного образа будущей специальности создается профессиональный план. В ходе консультации должна быть проведена работа по выявлению идеального образа будущей профессии, обозначен характер ее, желаемые требования к содержанию профессии. После конкретизации выбрать ряд профессий, удовлетворяющих их указанным параметрам. Дать информацию об источниках, содержащих сведения по данным профессиям.
Наибольшую сложность в деятельности консультанта представляют ситуации, в которых отсутствие профессионального плана сопровождается отсутствием выраженных склонностей и способностей.
Профконсультационная работа со школьниками такого типа строится по принципу широкого зондирования. Ученику сначала предлагают широкие сферы деятельности и просят выбрать то, что ему больше нравится. Затем внутри предпочитаемой сферы предлагают группы профессий, среди которых также осуществляется выбор. Эта процедура повторяется, и на следующих этапах круг профессий постепенно сужается до нескольких. Затем оптант совместно с консультантом взвешивает все достоинства И недостатки каждой из профессий, определяя основной и запасные варианты.
Приведенные ситуации являются типичными в практике консультации, и их своевременное распознавание позволит квалифицированно спланировать стратегии в тактику работы профконсультанта.
Поскольку выбор окончательного решения предполагает часто определенный компромисс между возможностями и потребностями индивида, с одной стороны, и требованиями и условиями деятельности, с другой стороны, то необходимо иметь ряд запасных вариантов, а также наметить пути развития или компенсации отсутствующих или недостаточно развитых характеристик. Именно данная часть процесса профконсультации и является, на наш взгляд, самой трудной, а ее реализация позволит превратить профессиональную консультацию из диагностической в прогностическую.

Контрольные вопросы
1 Определите цель и задачи каждой из форм профконсультации.
2 Выделите научную проблематику профконсультирования.
3 Объясните функции профконсультации.
4 Постройте схему форм профконсультаций.
5 Приведите примеры на каждую из профконсультационных ситуаций.
6 Из каких этапов состоит профконсультация?

Источник: Мальцева Л. В. Профдиагностика и профконсультирование в работе психолога : учебное пособие. - Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2018. - 120 с.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.