На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Практикум по диагностике детско-родительских отношений
Практикум по диагностике детско-родительских отношений
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Практикум по диагностике детско-родительских отношений
Представление об идеальном родителе
Родительское сочинение «История жизни моего ребенка»
Опросник «Сознательное родительство»
Все страницы

Вводные замечания:
В консультативной практике исследование детско-родительского взаимодействия не может обойтись без конкретных методов психологической диагностики. При этом в зону диагностики могут попадать как личностные характеристики детей и родителей, так и характеристики детско-родительского взаимодействия.

Психолога-консультанта интересует в этом смысле, по крайней мере, четыре аспекта:
1) актуальные отношения между ребенком и родителями;
2) их история, особенно в критических точках онтогенеза;
3) детско-родительское взаимодействие глазами их участников - детей и родителей;
4) объективно фиксируемые особенности детско-родительского взаимодействия (детей и родителей) глазами психолога.
Все имеющиеся методики диагностики детско-родительских отношений можно разделить на:
- предназначенные только для детей;
- предназначенные только для родителей;
- одинаково пригодные как для обследования детей, так и родителей;
- методики, которые имеют отдельные субтесты или задания для детей и для родителей, соотносимые друг с другом;
- методики, предназначенные для взаимодействующей диады родитель-ребенок.


Оснащение:
- Опросник «Анализ семейного воспитания» (АСВ) (Э.Г.Эйдемиллер и В.Юстицкис) (Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г.Эйдемиллер, В.Юстицкис. - СПб.Питер, 1999. - С. 523 - 532.)
- Опросник «Взаимодействие родитель - ребенок» (И.М.Марковская) (Марковская, И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми/ И.М.Марковская//Семейная психология и семейная терапия. 1999. № 2. - С. 94-108.) (Бене, Е. Детский тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье»/ Е.Бене// Семейная психология и семейная терапия. 1999. № 2. - С. 14-41.)
- Тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» (Е.Бене, Д.Антони/ под общей редакцией А.Г.Лидерса, И.В.Анисимовой)
- Рисунок семьи (КСР) (Р.Бернс, С.Кауфман) (Минияров, В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект) / В.М.Минияров. - М.: МПСИ. - 2000. - 256 с.)
- Методика «Представление об идеальном родителе» (Р.Г.Овчарова) (Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства /Р.В.Овчарова. - М.: Изд- во Института психотерапии. - 2003. - 319 с.)
- Родительское сочинение «История жизни моего ребенка»
(О.А.Карабанова) (Слепкова, В.И. Психологическая диагностика семейных отношений /В.И.Слепкова, Т.А.Заеко. - Мозырь: Содействие, 2006. - 196 с.)
- Опросник «Сознательное родительство» (Р.В.Овчарова, М.О.Ермикина)

 

1. Опросник «Анализ семейного воспитания» (АСВ)

2. Опросник «Взаимодействие родитель - ребенок»


Назначение методики
Методика предназначена для диагностики особенностей взаимодействия родителей и детей. Опросник позволяет выяснить не только оценку одной стороны — родителей, но и видение взаимодействия с другой стороны — с позиции детей.


Описание методики
Опросник «Взаимодействие родитель - ребенок» является «зеркальным» и содержит две параллельных формы: для родителей и для детей. Кроме того, имеется два варианта опросника:
• Вариант для подростков и их родителей;
• Вариант для родителей дошкольников и младших школьников.


Таким образом, опросник имеет три формы: одну детскую и две взрослые, по 60 вопросов в каждой.
Текст опросника включает 10 шкал - критериев для оценки взаимодействия родителей с детьми. На каждую шкалу варианта опросника для подростков приходится равное количество вопросов, кроме двух, которые выделяет большинство исследователей, и которые могут считаться базовыми в родительско-детских отношениях. Это шкалы «автономия-контроль» и «отвержение-принятие», в них вошло по 10 утверждений, а в остальные шкалы — по 5 утверждений.
Взрослый вариант опросника для родителей подростков тоже включает 60 вопросов и имеет аналогичную детскому варианту структуру.
При заполнении опросника родителям и детям предлагается оценить степень согласия с каждым утверждением по 5-балльной системе:
1 балл — совершенно не согласен, это утверждение совсем не подходит;
5 баллов — совершенно согласен, это утверждение абсолютно подходит.


Шкалы опросника «Взаимодействие родитель - ребенок» (ВРР)


В опроснике «Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР) для подростков и их родителей, представлены следующие 10 шкал.
1 шкала: нетребовательность-требовательность родителя. Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Чем выше показания по этой шкале, тем более требователен родитель, тем больше ожидает он высокого уровня ответственности от ребенка.
2 шкала: мягкость-строгость родителя. По результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о жесткости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо.
3 шкала: автономность-контроль по отношению к ребенку. Чем выше показатели по этой шкале, тем более выражено контролирующее поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, ограничительности; низкий контроль может приводить к полной автономии ребенка, к вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку, либо следствием любования. Возможно также, что низкий контроль связан с проявлением доверия к ребенку или стремлением родителя привить ему самостоятельность.
4 шкала: эмоциональная дистанция-эмоциональная близость ребенка к родителю. Следует обратить специальное внимание, что эта шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка. Такая трактовка этой шкалы вызвана зеркальной формой опросника, по которой дети оценивают свою близость к родителям, свое желание делиться самым сокровенным и важным с родителем. Сравнивая данные родителя и данные ребенка, можно судить о точности представлений родителей, о переоценке или недооценке близости к нему ребенка.
5 шкала: отвержение-принятие ребенка родителем. Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку, его принятие или отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка. Принятие ребенка как личности является важным условием благоприятного развития ребенка, его самооценки. Поведение родителей может восприниматься ребенком как принимающее или отвергающее.
6 шкала: отсутствие сотрудничества-сотрудничество. Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей. Отсутствие такового может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания.
7 шкала: несогласие-согласие между ребенком и родителем. Эта шкала тоже описывает характер взаимодействия между родителем и ребенком и отражает частоту и степень согласия между ними в различных жизненных ситуациях. Используя две формы опросника: детскую и взрослую, можно оценить степень согласия не только по этой шкале, но и по всем остальным шкалам, так как расхождения между ними тоже позволяют судить о различиях во взглядах ребенка и родителя на воспитательную ситуацию в семье.
8 шкала: непоследовательность-последовательность родителя. Последовательность родителя является важным параметром взаимодействия, в этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрений и т.д. Непоследовательность родителя может быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности, отвергающего отношения к ребенку и т.п.
9 шкала: авторитетность родителя. Результаты этой шкалы отражают
самооценку родителя в сфере его влияния на ребенка, насколько его мнения, поступки, действия являются авторитетными для ребенка, какова их сила влияния. Сравнение с данными ребенка позволяют судить о степени расхождения оценок родительского авторитета. Когда дети дают высокую оценку авторитетности родителя, то чаще всего это означает выраженное положительное отношение к родителю в Целом, поэтому показатели по этой шкале очень важны для диагностики позитивности-негативности отношений ребенка к родителю, как и показатели по следующей — 10-й шкале.
10 шкала: удовлетворенность отношениями ребенка с родителем. По данным десятой шкалы можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми, — как с той, так и с другой стороны. Низкая степень удовлетворенности может свидетельствовать о нарушениях в структуре родительскодетских отношений, возможных конфликтах или об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией.
В варианте опросника для родителей дошкольников и младших школьников были изменены некоторые вопросы, которые оказались неадекватными для детей этого возраста и заменены две шкалы опросника. Вместо шкал «несогласие-согласие» и «авторитетность родителя» (7 и 9 шкалы) были введены две новых шкалы:
7 шкала: «тревожность за ребенка»
9 шкала: «воспитательная конфронтация в семье»
Многие авторы обращают внимание на родительскую тревожность за ребенка как на важный фактор для понимания возникновения невротических реакций у детей. А.И. Захаров выделяет также в качестве черты патогенного, типа воспитания низкую сплоченность и разногласия членов семьи по вопросам воспитания, что может приводить к воспитательной конфронтации внутри семьи. Кроме того, замена 7-ой и 9-ой шкал вызвана отсутствием параллельной формы для детей, так как в этом возрасте детям достаточно трудно отвечать на вопросы, связанные с их отношениями к родителям, а без сравнения с детскими данными шкалы согласия и авторитетности утрачивают свою диагностическую ценность.
Опросник (все три формы) прошел проверку на валидность и надежность.


Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (ВРР)


Подростковый вариант


Инструкция. Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5балльной системе. Оцените утверждения отдельно для каждого родителя в бланке ответов: под буквой М — для матери, под буквой О — для отца.
5 — несомненно, да (очень сильное согласие);
4 — в общем, да;
3 — и да, и нет;
2 — скорее нет, чем да;
1 — нет (абсолютное несогласие).
1. Если уж он(а) чего-то требует от меня, то обязательно добьется этого.
2. Он(а) всегда наказывает меня за мои плохие поступки.
3. Я редко говорю ему (ей), куда илу и когда вернусь.
4. Он(а) считает меня вполне самостоятельным человеком.
5. Могу рассказать ему (ей) обо всем, что со мной происходит.
6. Он(а) думает, что я ничего не добьюсь в жизни.
7. Он(а) чаше замечает во мне недостатки, чем достоинства.
8. Он(а) часто поручает мне важные и трудные дела.
9. Нам трудно достичь взаимного согласия.
10. Иногда он(а) может разрешить то, что еще вчера запрещал(а).
11. Я всегда учитываю его (ее) точку зрения.
12. Я бы хотел(а), чтобы мои будущие дети относились ко мне так же, как к нему (к
ней).
13. Я редко делаю с первого раза то, о чем он(а) меня просит.
14. Он(а) меня редко ругает.
15. Он(а) старается контролировать все мои действия и поступки.
16. Считает, что главное - это слушаться его (ее).
17. Если у меня случается несчастье, в первую очередь я делюсь с ним (с ней).
18. Он(а) не разделяет моих увлечений.
19. Он(а) не считает меня таким умным и способным, как ему (ей) хотелось бы.
20. Он(а) может признать свою неправоту и извиниться передо мной.
21. Он(а) часто идет у меня на поводу.
22. Никогда не скажешь наверняка, как он(а) отнесется к моим словам.
23. Могу сказать, что он(а) для меня авторитетный человек.
24. Мне нравятся наши с ней (с ним) отношения.
25. Дома он(а) дает мне больше обязанностей, чем в семьях большинства моих друзей.
26. Бывает, что применяет ко мне физические наказания.
27. Даже если я не хочу, мне приходится поступать так, как желает он(а).
28. Считает, что он(а) лучше знает, что мне нужно.
29. Он(а) всегда мне сочувствует.
30. Мне кажется он(а) меня понимает.
31. Он(а) хотела бы во мне многое изменить.
32. При принятии семейных решений он(а) всегда учитывает мое мнение.
33. Он(а) всегда соглашается с моими идеями и предложениями.
34. Никогда не знаешь, что от него (нее) ожидать.
35. Он(а) является для меня эталоном и примером во всем.
36. Я считаю, что он(а) правильно воспитывает меня.
37. Он(а) предъявляет ко мне много требований.
38. По характеру он(а) мягкий человек.
39. Обычно он(а) мне позволяет возвращаться домой, мота я захочу.
40. Он(а) стремится оградить меня от трудностей и неприятностей жизни.
41. Он(а) не допускает, чтобы я подмечал его (ее) слабости и недостатки.
42. Я чувствую, что ему (ей) нравится мой характер.
43. Он(а) часто критикует меня по мелочам.
44. Он(а) всегда с готовностью меня выслушивает.
45. Мы расходимся с ним (с ней) по очень многим вопросам.
46. Он(а) наказывает меня за такие поступки, какие совершает сам(а).
47. Я разделяю большинство его (ее) взглядов.
48. Я устаю от повседневного общения с ним (с ней).
49. Он(а) часто заставляет меня делать то, что мне не хочется.
50. Прощает мне то, за что другие наказали бы.
51. Он(а) хочет знать обо мне все: о чем я думаю, как отношусь к своим друзьям и т.п.
52. Я не советуюсь с ним (с ней), с кем мне дружить.
53. Могу сказать, что он(а) — самый близкий мне человек.
54. Он(а) все время высказывает недовольство мной.
55. Думаю, он(а) приветствует мое поведение.
56. Он(а) принимает участие в делах, которые придумываю я.
57. Мы по-разному с ним (с ней) представляем мою будущую жизнь.
58. Одинаковые мои поступки могут вызвать у него (нее) то упреки, то похвалу.
59. Мне хотелось бы быть похожим на него (нее).
60. Я хочу, чтобы он(а) всегда относился(лась) ко мне так же, как сейчас.


Регистрационный бланк

 

М

О

 

М

О

 

М

О

 

М

О

 

М

О

 

1

 

 

13

 

 

25

 

 

37

 

 

49

 

 

 

2

 

 

14

 

 

26

 

 

38

 

 

50

 

 

 

3

 

 

15

 

 

27

 

 

39

 

 

51

 

 

 

4

 

 

16

 

 

28

 

 

40

 

 

52

 

 

 

5

 

 

17

 

 

29

 

 

41

 

 

53

 

 

 

6

 

 

18

 

 

30

 

 

42

 

 

54

 

 

 

7

 

 

19

 

 

31

 

 

43

 

 

55

 

 

 

8

 

 

20

 

 

32

 

 

44

 

 

56

 

 

 

9

 

 

21

 

 

33

 

 

45

 

 

57

 

 

 

10

 

 

22

 

 

34

 

 

46

 

 

58

 

 

 

11

 

 

23

 

 

35

 

 

47

 

 

59

 

 

 

12

 

 

24

 

 

36

 

 

48

 

 

60

 

 

 


М — оценка матери
О — оценка отца


Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (ВРР)
Вариант для родителей подростков


Инструкция. Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5балльной системе. Оцените утверждения отдельно для каждого ребенка в бланке ответов.
5 — несомненно, да (очень сильное согласие);
4 — в общем, да;
3 — и да, и нет;
2 — скорее нет, чем да;
1 — нет (абсолютное несогласие).
1. Если уж я чего-то требую от него (нее), то обязательно добьюсь этого.
2. Я всегда наказываю его (ее) за плохие уступки.
3. Он(а) редко говорит мне, куда идет и когда вернется.
4. Я считаю его (ее) вполне самостоятельным человеком.
5. Сын (дочь) может рассказать мне обо всем, что с ним (ней) происходит.
6. Думаю, что он(а) ничего не добьется в жизни.
7. Я говорю ему (ей) чаще о его(ее) недостатках, чем достоинствах.
8. Часто поручаю ему (ей) важные и трудные дела.
9. Нам трудно достичь взаимного согласия.
10. Бывает, что разрешаю ему (ей) то, что еще вчера запрещал(а).
11. Сын (дочь) всегда учитывает мою точку зрения.
12. Я бы хотел(а), чтобы он(а) относился к своим детям так же, как я к нему (к ней).
13. Он(а) редко делает с первого раза то, о чем я прошу.
14. Я его (ее) очень редко ругаю.
15. Я стараюсь контролировать все его действия и поступки.
16. Считаю, что для него главное — это слушаться меня.
17. Если у него (нее) случается несчастье, в первую очередь он(а) делится со мной.
18. Я не разделяю его увлечений.
19. Я не считаю его (ее) таким умным и способным, как мне хотелось бы.
20. Могу признать свою неправоту и извиниться перед ним (ней).
21. Я часто иду у него (нее) на поводу.
22. Мне трудно бывает предсказать свое поведение по отношению к нему (ней).
23. Думаю, что я для него (нее) авторитетный человек.
24. Мне нравятся наши с ней (с ним) отношения.
25. Дома у него больше обязанностей, чем у большинства его друзей.
26. Приходится применять к нему (к ней) физические наказания.
27. Ему(ей) приходится поступать так, как я говорю, даже если он(а) не хочет.
28. Думаю, я лучше знаю, что ему (ей) нужно.
29. Я всегда сочувствую своему ребенку.
30. Мне кажется, я его (ее) понимаю.
31. Я хотел(а) бы в нем (ней) многое изменить.
32. При принятии семейных решений всегда учитываю его (ее) мнение.
33. Я всегда соглашаюсь с его (ее) идеями и предложениями.
34. Мое поведение часто бывает для него (нее) неожиданным.
35. Я являюсь для него (нее) эталоном и примером во всем.
36. Считаю, что в целом правильно воспитываю своего сына (дочь).
37. Я предъявляю к нему (к ней) много требований.
38. По характеру я мягкий человек.
39. Я позволяю ему (ей) возвращаться домой, когда он(а) хочет.
40. Я стремлюсь оградить его (ее) от трудностей и неприятностей жизни
41. Я не допускаю, чтобы он(а) подмечал(а) мои слабости и недостатки.
42. Мне нравится его (ее) характер.
43. Я часто критикую его по мелочам.
44. Всегда с готовностью его (ее) выслушиваю.
45. Мы расходимся с ним (с ней) по очень многим вопросам.
46. Я наказываю его за такие поступки, которые совершаю сама.
47. Он(а) разделяет большинство моих взглядов.
48. Я устаю от повседневного общения с ней (с ним).
49. Мне приходиться заставлять его (ее) делать то, что он (она) не хочет
50. Я прощаю ему (ей) то, за что другие наказали бы.
51. Мне бы хотелось знать о нем вес; о чем он(а) думает, как относится к своим друзьям и т.д.
52. Он(а) не советуется со мной с кем ему (ей) дружить.
53. Думаю, что для него (нее) я самый близкий человек.
54. Я приветствую его (ее) повеление.
55. Я часто высказываю свое недовольство им.
56. Принимаю участие в делах, которые придумывает он(а).
57. Мы по-разному представляем с ним (с ней) его (ее) будущую жизнь.
58. Бывает, что упрекаю и хвалю его (ее), в сущности, за одно и то же.
59. Думаю, ему (ей) хотелось бы походить на меня.
60. Я хочу, чтобы он(а) всегда относился(лась) ко мне так же, как сейчас.


Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (ВРР)
Вариант для родителей дошкольников и младших школьников

Инструкция. Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5балльной системе. Оцените утверждения отдельно для каждого ребенка в бланке ответов.
5 — несомненно, да (очень сильное согласие);
4 — в общем, да;
3 — и да, и нет;
2 — скорее нет, чем да;
1 — нет (абсолютное несогласие).
1. Если уж я чего-то требую от него (нее), то обязательно добьюсь этого.
2. Я всегда наказываю его (ее) за плохие поступки.
3. Он(а) сам(а) обычно решает, какую одежду надеть.
4. Моего ребенка смело можно оставить без присмотра.
5. Сын (дочь) может рассказать мне обо всем, что с ним (с ней) происходит.
6. Думаю, что он(а) ничего не добьется в жизни.
7. Я чаще говорю ему (ей) о том, что мне в нем не нравится, чем нравится.
8. Часто мы совместно справляемся с домашней работой.
9. Я постоянно беспокоюсь за здоровье ребенка.
10. Я чувствую, что непоследователен(льна) в своих требованиях.
11. В нашей семье часто бывают конфликты.
12. Я бы хотел(а), чтобы он(а) воспитывал(а) своих детей гак же, как я его (ее).
13. Он(а) редко делает с первого раза то, о чем я прошу.
14. Я его (ее) очень редко ругаю.
15. Я стараюсь контролировать все его действия и поступки
16. Считаю, что для него главное - это слушаться меня.
17. Если у него (нее) случается несчастье, в первую очередь он(а) делится со мной.
18. Я не разделяю его (ее) увлечений.
19. Я не считаю его (ее) таким умным и способным, как мне хотелось бы.
20. Могу признать свою неправоту и извиниться перед ним.
21. Я часто думаю, что с моим ребенком может случиться что-то ужасное.
22. Мне трудно бывает предсказать свое поведение по отношению к нему (ней).
23. Воспитание моего ребенка было бы гораздо лучше, если бы другие члены семьи не мешали.
24. Мне нравятся наши с ней (с ним) отношения.
25. Дома у него (у нее) больше обязанностей, чем у большинства его друзей.
26. Приходится применять к нему (к ней) физические наказания.
27. Ему (ей) приходится поступать так, как я говорю, лаже если он(а) не хочет.
28. Думаю, я лучше его (ее) знаю, что ему (ей) нужно.
29. Я всегда сочувствую своему ребенку.
30. Мне кажется, я его (ее) понимаю.
31. Я бы хотел(а) в нем (ней) многое изменить
32. При принятии семейных решений всегда учитываю его (ее) мнение.
33. Думаю, что я тревожная мама (тревожный пала).
34. Мое поведение часто бывает для него (нее) неожиданным.
35. Бывает, что когда я наказываю ребенка, мой муж (жена, бабушка и т.п.) начинают упрекать меня в излишней строгости.
36. Считаю, что в целом, правильно воспитываю своего сына (дочь).
37. Я предъявляю к нему много требований.
38. По характеру я мягкий человек.
39. Я позволяю ему (ей) гулять одному (одной) во дворе дома.
40. Я стремлюсь оградить его (ее) от трудностей и неприятностей жизни.
41. Я не допускаю, чтобы он (она) подмечал(а) мои слабости и недостатки.
42. Мне нравится его (ее) характер.
43. Я часто критикую его (ее) по мелочам.
44. Всегда с готовностью его (ее) выслушиваю.
45. Считаю, что мой долг оградить его (ее) от всяких опасностей.
46. Я наказываю его (ее) за такие поступки, которые совершаю сама.
47. Бывает, я невольно настраиваю ребенка против других членов семьи.
48. Я устаю от повседневного общения с ним (с ней).
49. Мне приходится заставлять его (ее) делать то, что он (она) не хочет.
50. Я прощаю ему (ей) то, за что другие наказали бы.
51. Мне бы хотелось знать о нем (о ней) все: о чем он(а) думает, как относится к своим друзьям и т.д.
52. Он(а) сам(а) выбирает, чем заниматься дома в свободное время.
53. Дума, что для него (нее) я самый близкий человек.
54. Я приветствую его (ее) поведение.
55. Я часто высказываю свое недовольство им (ею).
56. Принимаю участие в делах, которые придумывает он(а).
57. Я часто думаю, что кто-то может обидеть его (ее).
58. Бывает, что упрекаю и хвалю его (ее), в сущности, за одно и то же.
59. Случается, что если я говорю ему (ей) одно, то муж (жена, бабушка, и т.п.) специально говорит наоборот.
60. Мне кажется, мои отношения с ребенком лучше, чем в семьях большинства моих знакомых.


Регистрационный бланк

 

Балл
ы

 

Балл
ы

 

Балл
ы

 

Балл
ы

 

Балл
ы

 

1.

 

13.

 

25.

 

37.

 

49.

 

 

2.

 

14.

 

26.

 

38.

 

50.

 

 

3.

 

15.

 

27.

 

39.

 

51.

 

 

4.

 

16.

 

28.

 

40.

 

52.

 

 

5.

 

17.

 

29.

 

41.

 

53.

 

 

6.

 

18.

 

30.

 

42.

 

54.

 

 

7.

 

19.

 

31.

 

43.

 

55.

 

 

8.

 

20.

 

32.

 

44.

 

56.

 

 

9.

 

21.

 

33.

 

45.

 

57.

 

 

10.

 

22.

 

34.

 

46.

 

58.

 

 

11.

 

23.

 

35.

 

47.

 

59.

 

 

12.

 

24.

 

36.

 

48.

 

60.

 

 



Обработка результатов опросника ВРР.


Все три формы опросника (детская и взрослые) обрабатываются по сходной схеме. Подсчитывается общее количество баллов по каждой шкале, при этом учитывается — прямые это или обратные утверждения. Обратные утверждения переводятся в баллы следующим образом: ответы 1 2 3 4 5
баллы 5 4 3 2 1
В бланках-ключах обратные вопросы обозначены звездочками. Поскольку шкалы 3 и 5 содержат по 10 утверждений, а не по пять, как в остальных, то арифметическая сумма баллов по этим шкалам делится на два. Суммарная оценка проставляется в последнем столбце регистрационного бланка. Каждая строка бланка для ответов принадлежит одной шкале (см. ключ). Например, к 1-й шкале относятся утверждения: 1, 13, 25, 37, 49; к 10-й шкале: 12, 24, 36, 48, 60; к 3-й шкале: 3, 4, 15, 16, 27, 28, 39, 40, 51, 52 и т.д.


Ключ к опроснику ВРР для подростков и их родителей

 

W

 

W

 

W

 

W

 

W

Сумма по шкале №

1.

 

13.

***

25.

 

37.

 

49.

 

1.

2.

 

14.

***

26.

 

38.

***

50.

***

2.

3.

***

15.

 

27.

 

39.

***

51.

 

3.
/2

4.

***

16.

 

28.

 

40.

 

52.

***

5.

 

17.

 

29.

 

41.

***

53.

 

4.

6.

***

18.

***

30.

 

42.

 

54.

***

5.
/2

7.

***

19.

***

31.

***

43.

***

55.

 

8.

 

20.

 

32.

 

44.

 

56.

 

6.

9.

***

21.

 

33.

 

45.

 

57.

***

7.

10.

***

22.

***

34.

***

46.

***

58.

***

8.

11.

 

23.

 

35.

 

47.

 

59.

 

9.

12.

 

24.

 

36.

 

48.

***

60.

 

10.



Шкалы опросника ВРР для подростков и их родителей


1. Нетребовательность - требовательность
2. Мягкость - строгость
3. Автономность - контроль
4. Эмоциональная дистанция - близость
5. Отвержение - принятие
6. Отсутствие сотрудничества - сотрудничество
7. Несогласие - согласие
8. Непоследовательность - последовательность
9. Авторитетность родителя
10. Удовлетворенность отношениями с ребенком (с родителем)


Ключ к опроснику ВРР для родителей и младших школьников

 

 

Баллы

 

Баллы

 

Баллы

 

Баллы

 

Баллы

Сумма по шкале номер...

1

 

13

***

25

 

37

 

49

 

1.

2

 

14

***

26

 

38

***

50

***

2.

3

***

15

 

27

 

39

***

51

 

3.
/2

4

***

16

 

28

 

40

 

52

***

5

 

17

 

29

 

41

***

53

 

4.

6

***

18

***

30

 

42

 

54

***

5.
/2

7

***

19

***

31

***

43

***

55

 

8

 

20

 

32

 

44

 

56

 

6

9

 

21

 

33

 

45

 

57

 

7.

10

***

22

***

34

***

46

***

58

***

8

11

 

23

 

35

 

47

 

59

 

9.

12

 

24

 

36

 

48

***

60

 

10.


Шкалы опросника ВРР для родителей дошкольников и младших школьников
1. Нетребовательность - требовательность
2. Мягкость - строгость
3. Автономность - контроль
4. Эмоциональная дистанция - близость
5. Отвержение - принятие
6. Отсутствие сотрудничества - сотрудничество
7. Тревожность за ребенка
8. Непоследовательность - последовательность
9. Воспитательная конфронтация в семье
10. Удовлетворенность отношениями с ребенком


Для интерпретации данных опросника ВРР можно пользоваться результатами процентильной стандартизации, представленными в таблицах № 1, 2 и 3.


Таблица № 1

Про
цен-
тили

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

10

7

5

10

10

11

9

7

9

9

7

20

10

6

11

11

19

11

10

11

11

11

30

11

8

13

12

14

12

11

11

12

13

40

12

9

14

12

15

13

12

12

13

15


Процентильная стандартизация опросника ВРР на выборке старшеклассников (100
чел.)

50

13

10

15

14

16

14

13

13

15

17

60

14

12

15,5

16

18

15

14

14

16

17

70

16

13

16,5

17

19

16

15

15

18

18

80

17

14

18

19

20

18

17

16

19

20

90

18

15

19

20

21

19

18

17

22

21

100

22

18

22

24

21

24

24

21

24

25

 

Таблица № 2
Процентильная стандартизация опросника ВРР на выборке родителей
дошкольников и младших школьников (280 чел.)

Процентили

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

10

11

7

10,5

14

12

15

11

10

5

13

20

12

9

12,5

16

14

17

13

12

6

15

30

13

10

13

18

15

17

15

15

8

16

40

14

11

14

19

16

18

16

16

9

7

50

14

12

14,5

20

16,5

20

18

17

9

18

60

15

13

15,5

20

17,5

20

19

19

10

19

70

16

14

16

21

18

21

20

20

12

20

80

17

15

17

22

19

22

21

21

14

21

90

18

17

18

23

19,5

23

23

22

17

22

100

23

25

21

25

21,5

25

25

25

25

25



Таблица № 3
Процентильная стандартизация опросника ВРР на выборке родителей старшеклассников (70 чел.)

Процентили

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

10

11

5

12,5

15

12,5

13

12

12

13

14

20

13

7

14

16

13,5

14

13

14

14

17

30

14

8

14,5

16

14

16

13

15

15

18

40

15

8

15,5

18

14,5

18

14

16

15

19

50

15

10

16,5

19

15

19

15

17

16

20

60

16

12

17

20

15,5

20

16

19

17

21

70

16

12

18

20

16

20

16

19

18

22

80

17

14

18

21

17

21

17

20

19

23

90

18

15

20

22

18

22

19

22

20

24

100

19

18

22,5

24

19,5

23

25

24

23

25

 

3. Тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье»



4. Рисунок семьи

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.