На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Основы эффективного общения в профессиональном становлении личности
Основы эффективного общения в профессиональном становлении личности
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Основы эффективного общения в профессиональном становлении личности
Барьеры общения на пути профессионального становления личности и их преодоление
Все страницы

1.1. Структура общения

В современных реалиях динамично развивающегося общества от профессионала в первую очередь требуется способность эффективно выполнять профессиональные функции в соответствии с нормами, стандартами, требованиями. Практически любая профессиональная деятельность человека связана с общением и реализуется, если не полностью, то частично, благодаря коммуникации, поэтому умение результативно общаться напрямую связано с успешным выполнением профессиональных функций и овладением профессией в полной мере. В числе характеристик компетентного специалиста отечественные и зарубежные исследователи отмечают коммуникативные умения, навыки межличностного общения и работы в команде, способности выстраивать позитивные взаимоотношения, преодолевать конфликты [22].

Рассматривая коммуникацию в контексте профессионального становления личности, следует обратить внимание, прежде всего, на те особенности, которые помогают обеспечивать успешное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе выполнения совместной деятельности. Они связаны с эффективным вступлением во взаимодействие с другими людьми, адекватным восприятием своего партнера по общению, согласованием совместной деятельности с ним, что соотносится с трехкомпонентной структурой общения, представленной коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторонами (рис. 1) [1].

 

общение

Рис. 1. Структура общения (по Г. М. Андреевой)

Коммуникативная сторона общения.
Вербальная и невербальная коммуникация
В широком смысле «коммуникация» - это процесс передачи информации посредствам вербальной и невербальной знаковых систем. Соответственно выделяют вербальную и невербальную коммуникацию.
В качестве знаковой системы вербальная коммуникация использует естественный звуковой язык, человеческую речь, по-другому этот вид коммуникации называют «речевая коммуникация».
Для обозначения участников процесса коммуникации используют схему: К (говорящий или коммуникатор) - С (сообщение или информация) - Р (слушающий или реципиент). Последовательность действий коммуникатора и реципиента асимметрична, т.е. говорящий и слушающий постоянно меняются позициями: один говорит, другой слушает, услышав - отвечает, задавший вопрос слушает ответ собеседника. Коммуникативный процесс имеет определенную структуру, в которую входят (рис. 2): отправитель (коммуникатор); получатель (реципиент); сообщение; канал коммуникации; обратная связь; барьеры коммуникации.

барьеры коммуникаций

Рис.2 Структура коммуникативного процесса

Следует отметить, что коммуникация, как правило, рассматривается в контексте осуществления совместной деятельности, исходными условиями которой являются: наличие у участников взаимодействия общей цели (хотя бы кратковременной, ближайшей) и ожидание того, что контакт будет продолжаться до тех пор, пока все участники не решат его приостановить.
Наиболее универсальным средством коммуникации является человеческая речь, поскольку при передаче информации при помощи речи в меньшей степени теряется смысл сообщения.
К основным правилам вербальной (речевой) коммуникации относят следующие [19. С. 54]:
1) краткость и точность;
2) правдивость: по возможности не говорить то, для чего нет достаточных оснований (что является ложным);
3) релевантность высказываний: т. е. высказывания должны соответствовать предмету разговора;
4) ясность: важно избегать непонятных выражений, неоднозначности.
Невербальная коммуникация - это коммуникация без использования
слов. Тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи и обмена информацией, становится инструментом общения, которое осуществляется благодаря участию разных сенсорных систем: зрения, слуха, кожно-тактильной чувствительности, вкуса, обоняния. С учетом полисенсорной природы выделяют разные виды невербальной коммуникации [19; 20]:
1) акустическая, которая подразделяется на экстралингвистику (паузы, вздох, смех, плачь, кашель) и просодику (темп, тембр, высота, громкость голоса);
2) оптико-кинесическая, которая подразделяется на выразительные движения (мимика, контакт глаз, позы, жесты, походка) и физиогномику (строение лица и черепа, туловища);
3) тактильно-кинесическая, которая включает в себя: рукопожатие, поцелуи, поглаживания, похлопывания;
4) проксемическая, связанная с расстоянием между общающимися;
5) ольфакторная, связанная с естественным запахом тела человека и запахами, измененными косметическими средствами.
Важно учитывать, что невербальная коммуникация может быть осознанной и неосознанной. Большинство людей, как правило, мало осознают или не осознают вовсе свое невербальное поведение. Однако социальнопсихологические исследования показывают, что невербальный коммуникативный канал по сравнению с вербальным несет большую информационную нагрузку: при помощи языка тела люди передают от 60 до 70 % всей информации в процессе общения. Именно поэтому невербальная коммуникация является важным компонентом процесса общения, в том числе - профессионального.
Умение расшифровать те сигналы, которые посылает тело руководителей, деловых партнеров и других участников деловой коммуникации позволяет существенно оптимизировать рабочий процесс, понять намерения собеседника, распознать ложь и не позволить втянуть себя в неконструктивные отношения.
Для того чтобы правильно расшифровать невербальные проявления собеседника, не ошибиться в своих выводах, надо учитывать следующие рекомендации:
- рассматривать невербальные сигналы в комплексе, а не анализировать отдельные жесты;
- анализировать невербальные проявления в контексте рассматриваемой ситуации и состояния собеседника: почесывание носа может свидетельствовать не о сокрытии правды, а об аллергии, «нервное» покашливание - о простуде;
- сопоставлять невербальные и вербальные сигналы;
- сравнивать наблюдаемое невербальное поведение в конкретной ситуации с тем, как человек ведет себя в привычных обстоятельствах;
- помнить, что наиболее правдивы невербальные сигналы, исходящие от наиболее удаленных от головы частей тела;
- сознательное руководство собственной невербаликой является делом трудным, чаще всего контролировать свои жесты, мимические проявления удается в течение нескольких минут, затем человек теряет бдительность [13].
Жесты в профессиональном общении
При анализе жестов, особенно в процессе переговоров с иностранными партнерами, необходимо учитывать их национальную специфику, чтобы не попасть в неприятную ситуацию. Так, например, всем известно, что русский жест согласия (кивок головой) в Болгарии имеет противоположное значение. В России постукивание пальцем височной области означает сомнение в адекватности человека, а в Дании это, напротив, комплимент интеллектуальным способностям. Жест, в Америке означающий «о’кей», в Японии означает «деньги», а во Франции «ноль». Жесты могут сказать очень многое о человеке, его отношении к ситуации, к нам, нашим словам и коммерческим предложениям. Они могут говорить об искренности и доверии, заинтересованности и готовности действовать, скуке и недовольстве, недоверии и нервозности, подчинении и доминировании. Рассмотрим некоторые жесты и их возможную интерпретацию (табл. 1).


Таблица 1

 

Жесты и их интерпретация

Жест

Интерпретация

Шпилеобразное положение рук или «Купол»

Демонстрация уверенности. Наблюдение данного жеста вызывает доверие к тому, кто его демонстрирует. Часто используют руководители

Открытые ладони

Открытость, искренность, намерение говорить правду, отсутствие угрозы

Расстегивание пиджака

Если деловой партнер на переговорах расстегивает пиджак, это означает его открытость, готовность к сотрудничеству. Замечено, что собеседники с расстегнутыми пиджаками легче достигают согласия

Рука у щеки

Человек размышляет над вашими словами. Если рука подпирает щеку - скука

Наклон головы набок

Заинтересованность

Поглаживание, почесывание подбородка

Жест размышления, принятия решения

Манипуляции с очками

Медленное снимание очков, протирание их свидетельствуют о желании партнера выиграть время на обдумывание

Прикосновения к уху, носу, веку, отворот корпуса

Свидетельство о желании прекратить встречу, разговор

Скрещенные на груди руки

Партнер не хочет уступать, отгородился от предложений, не собирается менять свою позицию. Эта поза может означать и комфортное расположение, если пальцы рук расслаблены

Указательный палец под-

Жест критического осмысления услышанного

пирает щеку

 

Сцепленные пальцы

Различаю верхнее, среднее и нижнее положения сцепленных пальцев. Чем выше к лицу сцепленные пальцы, тем сильнее критический настрой, враждебность. В этом случае в переговорах необходимо сменить тактику

 

Мимика


По мимике мы можем понять состояние партнера по общению, отношение к происходящему, а также его намерения. Наша мимика является
важнейшим средством отражением эмоций. В расшифровке истинных эмоций необходимо учитывать то, что они контролируются правым полушарием, следовательно, истинные эмоции труднее контролируются, и соответственно легче распознаются на левой стороне лица. Причем, если положительные эмоции практически равномерно отображаются на лице, отрицательные эмоции более отчетливо отражаются именно на левой части лица [13]. Разнообразие мимических проявлений представлено в табл. 2.


Таблица 2
Разновидности мимических проявлений и их интерпретация

Улыбка

Разновидность

Интерпретация

Искренняя улыбка

Доброжелательность, радость, стремление войти в контакт

Виноватая улыбка

Человек осознает свою ошибку и сожалеет о ней

Снисходительная улыбка

Демонстрация превосходства, лицемерное дружелюбие, возможно, ирония, сарказм

«Дежурная» улыбка

Равнодушие, безразличие

Чрезмерная улыбчивость

Заискивание

Выражение глаз, взгляд

Чрезмерно длительный взгляд

Осуждение, неодобрение, желание «поставить на место»

Взгляд в сторону, в «пустоту»

Идет процесс формулировки мысли / говорящий не закончил объяснение и не хочет, чтобы его прерывали / пренебрежение

Взгляд вверх

Желание обдумать, взять паузу

Расширенные зрачки

Человек испытывает положительные эмоции: радуется, удивляется, испытывает удовлетворение

Зрачки сужены

Человек испытывает отрицательные эмоции: злость, грусть и т.п.

Опускание век более чем на секунду и чаще 10 раз в минуту

Нежелание продолжать разговор, видеть собеседника, усталость


Поза
Наблюдая за тем, как человек стоит, можно сделать о нем вполне определенные выводы. Анализируя осанку, положение рук, ног, тела могут 
свидетельствовать об отношении к самому себе, собеседнику, сложившейся ситуации. Позы могут быть открытыми / закрытыми, гармоничными / дисгармоничными, готовности / неготовности продолжать встречу и др. [13, 43]. Отдельные нюансы положения тела человека в пространстве ситуации общения и их возможные интерпретации представлены на рис. 3.

позы коммуникаций


Невербальная коммуникация выполняет ряд функций по отношению к вербальной (рис. 4) [19].

 

функции коммуникаций

Рис. 4. Функции невербальной коммуникации по отношению к вербальной


В общении люди могут скрывать и искажать информацию. Как правило, человек, говорящий неправду, старается контролировать речь, ее содержание. Но невербальные проявления могут выдать обманщика. Среди многочисленных признаков лжи (мотивы и в целом информация о личности собеседника, смысл речевого высказывания, система аргументации, согласованность слов и поведения, невербальные сигналы), которые лучше анализировать в совокупности, менее всего поддаются сознательному контролю именно невербальные проявления сообщения.
Когда человек сознательно искажает или скрывает информацию, как правило, он испытывает эмоциональное возбуждение, которое сложно контролировать. Наиболее показательные признаки этого представлены в табл. 3 [33].


Таблица 3
Невербальные признаки искажения информации

Зона
невербальной
коммуникации

Признаки искажения информации

Телесные
признаки
эмоционального
возбуждения

  1. изменение дыхания (частое / редкое, глубокое / поверхностное);
  2. покашливание;
  3. излишняя активность рук и ног (постукивание пальцами / карандашом, притоптывание ногой, более активная жестикуляция);
  4. покраснение или побледнение лица

Мимика лица

Общие тенденции:

  1. напряженная улыбка, сужение губ;
  2. асимметрия: на одной половине лица эмоция выражена слабее, чем на другой - показатель того, что человек вообще не переживает изображаемую эмоцию;
  3. экспрессия длительностью более 5 с является эмблемой или имитацией;
  4. запаздывание эмоционального выражения за речевым высказыванием;
  5. во время лжи человек меньше обычного улыбается; улыбка асимметрична, слишком краткая или, наоборот, слишком долгая, не соответствующая высказыванию

Глаза:

  1. отведение взгляда в сторону;
  2. учащение моргания;
  3. расширение зрачков;
  4. взгляд в правый верхний угол (паттерн конструирования образа)

Жесты

  1. «выпадение» элементов жестов-эмблем;
  2. уменьшение количества жестов-иллюстраторов по сравнению с обычным для коммуникатора;
  3. увеличение количества жестов-манипуляторов;
  4. непроизвольное прикрытие рта ладонью / касание пальцами губ во время речевого высказывания

Притворные
движения

«Переигрывание» в движениях: закатывание / утирание глаз, закусывание губ, хождение взад и вперед, дрожание рук, кружение, раскатистый смех и др.

Поза

Учеными не обнаружено различий в позах лгущих и говорящих правду людей. Единственный косвенный признак:

  1. тенденция наклонять корпус тела вперед при интересе и гневе;
  2. тенденция отклоняться назад при страхе и отвращении.

Многие переговоры ведутся за столом, где нижняя часть корпуса скрыта, что затрудняет идентификацию позы в профессиональном общении

Зона
невербальной
коммуникации

Признаки искажения информации

Голос

Точных голосовых показателей лжи не существует. Можно выделить косвенные показатели лжи через индикаторы переживания негативных эмоций:
- повышение тона и темпа голоса;
- несоответствие тона голоса и смысла речевого высказывания

Критика в профессиональном общении как пример обратной связи


В коммуникативном процессе (см. рис. 2) одним из компонентов является обратная связь - ответная реакция человека на сообщение / действие коммуникатора. В современном мире в профессиональном общении используется понятия «фидбэк» (от англ. feedback - «обратная связь», «отзыв») как инструмент с целью изменения поведения людей в процессе обучения, решения профессиональных задач. Одной из форм обратной связи в данном контексте является критика как разбор результатов работы с их оценкой. Традиционно (в том числе и в некоторых словарных трактовках данного понятия) критика понимается, как синоним слов и выражений «ругать», «негативно отзываться», «указывать на недостатки». Однако в профессиональном общении (да и в межличностном тоже) важно ориентироваться на конструктивную критику - такую форму обратной связи, которая будет мотивировать работника улучшить результаты своей деятельности. Для этого важно различать конструктивную и деструктивную критику, ориентируясь в своем общении на конструктивный ее вид (табл. 4).


Таблица 4
Конструктивная и деструктивная критика

Конструктивная критика

Деструктивная критика

Цель - помочь разобраться со «слабыми местами» работы / позиции

Цель - «поставить на место» собеседника, вывести оппонента из равновесия

Конкретна

Расплывчата и при этом категорична (использование слов «всегда», «никогда»)

Объективна, аргументирована с опорой на факты

Субъективна, часто голословна, с опорой на эмоции, с придиркой к мелочам

Делается акцент на положительных сторонах работы

Делается акцент на отрицательных сторонах работы

Обсуждаются действия оппонента

Обсуждается личность оппонента

 

Конструктивная критика

Деструктивная критика

Осуществляется один на один с оппонентом

Осуществляется в присутствии свидетелей

+

-


Интерактивная сторона общения.
Взаимодействие людей в процессе общения
Интерактивная сторона общения представлена такими характеристиками компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности, в ходе которой участники обмениваются не только информацией, но и организовывают «обмен действиями».
В психологии существуют разные классификации ситуаций взаимодействия. Остановимся на некоторых из них. На основании критерия «степени личной вовлеченности» можно выделить: социально-ролевую, деловую и интимно-личностную ситуации взаимодействия. М. Аргайл предлагает выделять ситуации взаимодействия, представленные на рис. 5.


Официальные социальные события

Случайные эпизодические встречи

Формальные контакты на работе и в быту

Рис. 5. Ситуации взаимодействия по М. Аргайл

Наиболее интересными к рассмотрению в контексте профессионального становления личности являются: деловые, формальные и ассиметрич- ные ситуации взаимодействия, в которых люди взаимодействуют на основе интересов дела и совместной деятельности, направленной на достижение общих целей, реализации совместных проектов. Основным принципом в этих ситуациях взаимодействия выступает рациональность, поиск средств повышения эффективности сотрудничества. Примерами выступают ситуации взаимодействия в системе начальник-подчиненный, с коллегами по работе и т.п.
В социальной психологии было предпринято несколько попыток описать структуру взаимодействий (Т. Парсонс, Я. Щепаньский, Э. Берн, Р. Бейлс и др.). Остановимся на некоторых из них.
Попытка создания общего категориального аппарата для описания структуры социального действия была предпринята в теории Т. Парсонса. Согласно данной теории, в основе социальной деятельности лежат межличностные взаимодействия, на которых строится человеческая деятельность. Деятельность в целом рассматривается как результат единичных действий, единичное действие есть некоторый элементарный акт. Каждый акт берется изолированно, сам по себе, с точки зрения абстрактной схемы, элементы которой представлены на рис. 6.

Деятель
• субъект, который совершает действие


«Другой»
• объект, на который направлено действие

Нормы
• по которым организуется взаимодействие

Ценности
• которые принимает каждый участник

Ситуация
• в которой совершается действие

Рис. 6. Элементы структуры социально взаимодействия по Т. Парсонсу

Однако данная теория была подвержена критике, поскольку схема действия была настолько абстрактной, что никакого значения для эмпирического анализа различных видов действий не имела. Несостоятельной она оказалась и для экспериментальной практики, поскольку на основе данной теоретической схемы было проведено единственное исследование самим создателем концепции.
Следующая попытка построить структуру взаимодействия связана с описанием ступеней развития взаимодействия и принадлежит Я. Щепаньскому. Взаимодействие расчленяется не на элементарные акты, а на стадии, которое оно проходит (рис. 7).

структура взаимодействия

Рис.7 Структура взаимодействия (по Я. Щепаньскому)

Основным недостатком данной теории являлось то, что не изучалась содержательная сторона взаимодействия.
Наиболее популярный подход к структурному описанию взаимодействия представлен в трансактном анализе Э. Берна: взаимодействие между участниками происходит согласно занимаемым ими позициям, которые условно обозначены, как «Родитель», «Взрослый», «Ребенок (Дитя)». Сами позиции не стоит понимать буквально: это не социальные роли, а описание типичного поведения при взаимодействии. Так, позиция «Ребенок» в основном включает эмоциональный аспект во взаимодействии: проявляет чувства (обиды, страха, вины), может проявлять беспомощность, снятие с себя ответственности, подчиняется и извиняется в ответ на замечания. Позиция «Родитель» - демонстрация доминирования в отношениях, что проявляется в стремлении покровительствовать, поучать, обвинять или, наоборот, одобрять (оценочное поведение). Позиция взрослого наиболее рационалистична и самостоятельна: при взаимодействии человек с такой позицией стремится изучить вопрос, проанализировать варианты его решения, разговаривает с партнером на равных. Важно понимать, что для каждого человека все три позиции в разной степени выражены. Причем в зависимости от ситуации взаимодействия, доминировать может та или другая.
Близкий подход был представлен работами П. М. Ершова, который, обозначая позиции взаимодействия, говорит о возможной «пристройке
сверху» и «пристройке снизу». «Пристройка сверху» осуществляется при проявлении своего превосходства, «пристройка снизу» подчинения.
Среди представленных стратегий взаимодействия нет плохих или хороших. Все зависит от конкретной ситуации общения, от целей, которые ставят перед собой партнеры, их психического состояния на момент взаимодействия.
В процессе общения недостаточно обменяться информацией, проявив ту или иную позицию для решения обсуждаемого вопроса. Важно, чтобы партнеры поняли друг друга, чтобы у них сложился образ друг друга и в целом - ситуации общения. Этот аспект раскрывает третья сторона общения - перцептивная.


Перцептивная сторона общения.
Общение как восприятие людьми друг друга

Перцептивная сторона общения включает в себя восприятие социальной действительности (социальная перцепция) и человека человеком (межличностная перцепция) (рис. 8).

процесс перцепции

Рис. 8. Процесс социальной и межличностной перцепции


Социальная перцепция - специфический процесс, что проявляется в следующем:
- при восприятии друг друга партнеры должны проявлять активность, в ходе которой представления друг о друге меняются, становятся более дифференцированными;
- для построение целостного образа партнера важно быть сосредоточенным на смысловой и оценочной интерпретации своего партнера / партнеров; 
- образ партнера зависит от мотивации воспринимающего.
Насколько точно и глубоко поймут партнеры друг друга, насколько
объективным будет построен образ собеседника зависит от ряда факторов:
- антропологических (национальность, пол, возраст и т. п.);
- индивидуально-типологических (темперамент, психические и психофизиологические состояния и т. п.);
- личностных (ценностные и смысловые ориентации, самосознание, социальные установки, уверенность, независимость и т. п.);
- социально-психологических (социальный интеллект, эмпатия, лидерство, опыт общения, профессиональная направленность и т. п.).
Очевидно, что в процесс восприятия и понимания включены как минимум два человека, каждый из которых является активным участником общения. Для того чтобы понять собеседника, правильно оценить его интересы и мотивы, используются специфические механизмы социального восприятия и познания (рис. 9).
Важным моментом в восприятии человеком личности другого человека являются эффекты и искажения восприятия. Отметим некоторые из них.
1. Эффект ожидания. Человек склонен видеть в личности другого человека те качества, которые наиболее важны для субъекта. Этот эффект обусловлен формированием имплицитной структуры личности.
2. Эффект новизны характерен тем, что первое впечатление способно оказать влияние на последующее формирование образа объекта у субъекта. Влияние этого эффекта очень устойчиво. «У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление» (Коко Шанель). Известно, что первое впечатление о незнакомом ранее собеседнике складывается в первые 20-30 секунд разговора.
3. Эффект проекции. При восприятии другого человека субъект переносит на другого свои положительные и отрицательные качества, которых на самом деле у собеседника может и не быть.
4. Эффект стереотипизации. Каждый человек в своей внутренней картине мира условно делит людей на группы и категории. При общении субъект может отнести собеседника к определённой категории и приписывать ему те качества, которые свойственны этой категории людей в представлении субъекта. 
• особые приемы образования суждений в условиях недостаточной или неопределенной информации


Интерпретация


• соотнесение, отождествление своего личностного опыта познания людей с воспринимаемым человеком


Идентификация

• познания посредством сравнения, сопоставления, отождествления себя, своих характеристик с партнером


Рефлексия

• осознание субъектом того, как он воспринимается партнером по общению


Каузальная
атрибуция

• приписывание воспринимаемому партнеру определенных мотивов и причин, объясняющих его поступки и другие особенности


Межличностная
аттракция

• особая форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему

 

Эвристика

 

• особые приемы образования суждений в условиях недостаточной или неопределенной информации

Рис. 9. Механизмы социального восприятия и познания


5. Эффект упрощения. Как известно, мозг человека стремится всё упрощать и структурировать с целью экономии энергии. Учитывая это, можно выделить этот эффект и охарактеризовать его как упрощение качеств и характеристик другого человека в общении. Также субъект может не замечать противоречащие друг другу качества и характеристики объекта.
6. Эффект ореола основан на том, что при заочном знакомстве объект может сформировать образ другого человека до личного знакомства с ним. А после личного знакомства приписывать ему те качества, которые уже сформировал в своём представлении до встречи.
7. Эффект этноцентризма: человек нередко склонен приписывать положительные качества и черты характера людям его же этнического происхождения и искажённо представлять себе личность человека другой этнической принадлежности.
8. Перцептивное снисхождение. Нередко человек, формируя представление о личности другого человека, склонен преувеличивать их положительные качества и преуменьшать отрицательные.
Социальная перцепция характеризуется тем, что человек, формируя образ другого человека, соотносит его внешние признаки с внутренними. На основании этого может быть построена субъективная интерпретация поступков и поведения другого человека. От успешности социальной перцепции и субъективной интерпретации поведения другого человека зависит эффективность межличностного взаимодействия: как личного, так и профессионального.


Банк заданий к 1 параграфу 1 главы
Задание 1.1.1. Вопросы для собеседования
1. Кто такие коммуникатор и реципиент?
2. В чем заключается отличие невербальной коммуникации от вербальной?
3. Какие правила речевой (вербальной) коммуникации вы знаете?
4. Какие виды и каналы невербальной коммуникации выделяют?
5. Всегда ли невербальная коммуникация осознана? Ответ обоснуйте.
6. Какие функции выполняет невербальная коммуникация по отношению к вербальной?
7. Какой спецификой обладает восприятие социальных объектов?
8. Что такое социальная перцепция?
9. От каких факторов зависит точность, глубина, объективность, всесторонность восприятия, понимания собеседниками друг друга?
10. Какие механизмы социального восприятия и познания вам известны?
11. Какие эффекты восприятия вам известны?
12. Что такое интеракция?
13. В чем заключаются особенности интерактивной стороны общения?
14. Какие ситуации социального взаимодействия выделяют в психологии?
15. Какие теории, описывающие структуру взаимодействий, вам известны?


Задание 1.1.2. Темы для обсуждения на групповом дистанционном опросе
Команда 1. Охарактеризуйте три стороны общения: коммуникативную, перцептивную, интерактивную.
Команда 2. Опишите основные каналы невербальной коммуникации.
Команда 3. Опишите специфику и основные механизмы социальной перцепции. Приведите примеры.
Команда 4. Опишите специфику интерактивной сторон общения. Приведите примеры.


Задание 1.1.3. Упражнение «Начальник - подчиненный»
Цель: формирование новых способов вербальной коммуникации, формирование представления об обратной связи в межличностном общении и её важности, представление особенностей обмена информацией при межличностном общении.
Реквизит: по 8 спичек на каждую пару человек, различные изображения фигур из 8 спичек, по одному изображению на каждую пару.
Задание: пара делится на ведущего и ведомого - т. е. «начальника» и «подчиненного». «Начальнику» нужно, чтобы «подчиненный» выложил спички на парте точно так же, как на доставшейся картинке.
Самое важное правило: руководить «подчиненным» «начальник» может только словесно - т. е. использовать только вербальную коммуникацию. Категорически нельзя жестикулировать или мимикой подсказывать, где и какая спичка должна лежать.
Упражнение условно можно разделить на 2 серии: в первой «подчиненный» молча следует инструкции «Начальника», во второй серии может задавать уточняющие вопросы, но только вербально, без жестов и подсказок. После проведения двух серий «начальник» и «подчиненный» меняются местами и меняются картинкой с другой парой, упражнение повторяется.
Анализ взаимодействия производится парой совместно. Результаты заносятся в таблицу по следующему плану (табл. 5).


Таблица 5
Анализ взаимодействия в паре "Начальник - подчиненный"

Когнитивный компонент взаимодействия

Эмоциональный компонент взаимодействия

  1. Целенаправленность и последовательность руководства.
  2. Особенности введения инструкции.
  3. Ориентация на действия партнера.
  4. Контроль.
  5. Оценивание
  1. Стремление к взаимодействию.
  2. Дистанция при взаимодействии.
  3. Отношения защиты / обвинения.
  4. Эмоциональные проявления



Вопросы для обсуждения
1. Вам было комфортнее: в роли «начальника» или «подчиненного»? Почему?
2. Как это упражнение может вам помочь в дальнейшей личностной и деловой коммуникации и чем?
3. Пользовались ли вы невербальными способами общения? Если да, то какими?
4. Какие моменты упражнения вызывали трудности и почему?
5. Приведите реальные примеры, где вам приходилось быть «начальником» или «подчиненным».


Задание 1.1.4. Анализ влияния в процессе коммуникации слов и жестов на слушателей
Инструкция. Проанализируйте в приведенных примерах влияние на слушателя одновременно слов и жестов [29]. Какие выводы можно сделать в описанных ситуациях? Как вы считаете, на какую информацию надо полагаться в случае явного расхождения вербальной и невербальной информации? Результат выполнения задания занесите в табл. 6.

Таблица 6

Вербальная информация

Невербальная информация

Вывод

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 




Таблица к заданию 1.1.4

1. Служащий рассказал начальнику о своем проекте реорганизаций работы отдела. Начальник сидел очень прямо, плотно упираясь ногами в пол, не останавливая взгляда на служащем, но время от времени повторяя: «Так-так... да-да...» В середине беседы, отклонившись назад, оперев подбородок на ладонь так, что указательный палец вытянулся вдоль щеки, он задумчиво полистал проект со словами: «Да, все, о чем вы говорили, несомненно, очень интересно, я подумаю над вашими предложениями».
2. Политический деятель выступает с предвыборной программой. Потрясая указательным пальцем над головами слушателей, он говорит: «Я искренне стремлюсь к диалогу, стараюсь учитывать мнение всех слоев общества...». Делая плавные, округлые жесты обеими руками, он заверяет всех, что у него есть четкая, обдуманная программа.


Задание 1.1.5. Анализ ошибок социальной перцепции
Инструкция. Проанализируйте видеоролики. Определите, какие эффекты социальной перцепции в них продемонстрированы. Ответ аргументируйте. Ответы занесите в табл. 7.
Таблица 7
Таблица к заданию 1.1.5

 

Задание 1.1.6. Анализ трансакций
Инструкция. Ниже приведены примеры трансакций [29]. Определите, с каких позиций (с точки зрению Э. Берна «Родитель-Ребенок/Дитя- Взрослый») действуют и должны действовать их участники, каков характер трансакции. Будет ли эффективным общение в трансакциях и почему? Результаты занесите в табл. 8.


Таблица 8
Таблица к заданию 1.1.6

№ ситуации

Позиция участника 1

Позиция участника 2

Вывод об эффективности общения (с обоснованием)

i

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 


1. Иванов: «Что стало с молодежью?! Она совсем распустилась!». Петров: «Да, в их годы мы были поскромнее».
2. Преподаватель: «Каким это образом у вас здесь получилось трехзначное число?». Студент: «Ах, да, забыл извлечь квадратный корень!».
3. Она: «Проводите меня, у нас в подъезде вечно толкутся пьяные». Он: «Ну, конечно-конечно, с удовольствием провожу».
4. Иванов: «Как вам не стыдно сидеть, когда рядом стоит пожилая женщина!». Петров: «О, конечно-конечно, я просто не заметил: Задумался, знаете... Садитесь, пожалуйста».
5. Петров: «Сейчас-сейчас, я предоставлю вам слово, я вижу, что вы уже пятый раз поднимаете руку». Сидоров: «Могу и вообще не выступать...».
6. Жена: «Сходи погуляй с Джерри, заодно зайдешь за хлебом». Муж: «Видишь, я занят! А тебе, что, лень от телевизора оторваться?».
7. Иванов: «Как вам не стыдно сидеть, когда рядом инвалид?». Петров: «Так уступи ему место, дедуся. А то расселся тут и указывает... Кто ты такой, чтобы всем указывать?!».


Задание 1.1.7. Трансактный анализ в деловом общении
Инструкция. Составьте несколько диалогов из позиции Взрослого, в следующих ситуациях:
- вы пришли к преподавателю с просьбой разрешить сдать досрочно его предмет;
- вы пришли в автошколу с просьбой о зачислении. Занятия в группе начались две недели назад;
- вы пришли по объявлению устраиваться на сезонную работу;
- вы пришли в магазин с просьбой вернуть деньги за просроченный продукт. У вас есть чек, вы купили его два часа назад;
- вы пришли к директору с просьбой о досрочной выплате заработной платы за текущий месяц.


Задание 1.1.8. Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей.
1. Методика КОС
Диагностическая цель: методика позволяет определить уровень коммуникативных и организаторских способностей респондента.
Инструкция. Методика содержит 40 вопросов. На каждый вопрос следует ответить «да» или «нет». Если вы затрудняетесь в выборе ответа, необходимо все-таки склониться к соответствующей альтернативе (+) или (-). Время на выполнение методики 10-15 минут.

Интерпретация результатов. Экспериментально установлено пять уровней коммуникативных и организаторских склонностей. Примерное распределение баллов по этим уровням показано ниже в табл. 9.


Таблица 9
Уровни коммуникативных и организаторских склонностей

Сумма
баллов

1-4

5-8

9-12

13-16

17-20

Уровень

Очень
низкий

Низкий

Средний

Высокий

Высший


Респонденты, получившие оценку 1-4 балла, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.
Набравшие 5-8 баллов имеют коммуникативные и организаторские склонности на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, предпочитают проводить время наедине с собой. В новой компании или коллективе чувствуют себя скованно. Испытывают трудности в установлении контактов с людьми. Не отстаивают своего мнения, тяжело переживают обиды. Редко проявляют инициативу, избегают принятия самостоятельных решений.
Для испытуемых, набравших 9-12 баллов, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, отстаивают свое, однако потенциал их склон
ностей не отличается высокой устойчивостью. Требуется дальнейшая воспитательная работа по формированию и развитию этих качеств личности.
Оценка 13-16 баллов свидетельствует о высоком уровне проявления коммуникативных и организаторских склонностей испытуемых. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким и друзьям, проявляют инициативу в общении, способны принимать решения в трудных, нестандартных ситуациях.
Высший уровень коммуникативных и организаторских склонностей (17-20 баллов) у испытуемых свидетельствует о сформированной потребности в коммуникативной и организаторской деятельности. Они быстро ориентируются в трудных ситуациях. Непринужденно ведут себя в новом коллективе. Инициативны. Принимают самостоятельные решения. Отстаивают свое мнение и добиваются принятия своих решений. Любят организовывать игры, различные мероприятия. Настойчивы и одержимы в деятельности.


2. Тест «Три Я» (Методика «Родитель - Взрослый - Дитя» / «Определение преобладающего Эго-состояния»)
Диагностическая цель: определение наиболее предпочитаемой стратегии во взаимодействии.
Инструкция. Тест содержит 21 утверждение, каждое из которых необходимо оценить в баллах от 0 до 10.
Пройти онлайн: https://onlinetestpad.com/ru/test/614368-opredelenie-
preobladayushhego-ego-sostoyaniya.
Интерпретация результатов. Расположите результаты в порядке убывания и запишите формулу своих потенциальных ролей.
Если была получена формула ВДР - это говорит об обладании развитого чувства ответственности, импульсивности в меру и об отсутствии склонности к назиданиям и поучениям. Данные качества помогут в любом деле, связанном с общением, коллективным трудом, творчеством.
Хуже, если на первом месте стоит Р. Категоричность и самоуверенность противопоказаны, например, педагогу, организатору - словом, всем тем, кто в основном имеет дело с людьми, а не с машинами.
Например, если формула имеет вид РДВ, то могут возникнуть некоторые сложности, которые способны осложнить жизнь обладателю такой формулы. «Родитель» с детской непосредственностью режет «правду - матку», ни в чем не сомневаясь и не заботясь о последствиях. Но и тут нет поводов для уныния. Если человека не привлекает организаторская работа, шумные компании, и он предпочитает побыть наедине с книгой, кульманом или этюдником, то все в порядке. Если же нет, и человек захочет передвинуть свое «Р» на второе и даже на третье место, то это вполне осуществимо.
«Д» на первом месте - это вполне приемлемый вариант, скажем, для научной работы. Эйнштейн шутливо объяснил причины своих научных успехов тем, что он развивался медленно, и над многими вопросами задумался лишь в том возрасте, когда люди обычно перестают о них думать. Но детская непосредственность хороша лишь до определенной степени. Если она начинает мешать делу, пора взять свои эмоции под контроль.
Таблица 10


Сводная таблица заданий по 1 параграфу 1 главы

Аудиторные занятия

Онлайн занятия

Самостоятельная работа

Задание 1.1.1.

Задание 1.1.2.

Задание 1.1.4.

Задание 1.1.3.

Задание 1.1.4.

Задание 1.1.6.

Задание 1.1.4.

Задание 1.1.5.

Задание 1.1.7.

Задание 1.1.7.

Задание 1.1.8

Задание 1.1.8.

Задание 1.1.8.

 

 



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.