Страница 2 из 2
1.2. Барьеры общения на пути профессионального становления личности и их преодоление
Деятельность любого профессионала в современном обществе невозможна без коммуникации, без контактов с коллегами, клиентами, руководством и подчиненными. От умения устанавливать и поддерживать контакт, вести конструктивный диалог, зависит качество получаемой и передаваемой информации, что, в свою очередь, влияет на успешность деятельности в целом. Е. А. Климов выделяет внутри структуры профессиональной компетентности противоречия между специальной компетентностью и коммуникативной и это проявляется в том, когда человек (как субъект деятельности) знает свое дело, но, плохо, неверно понимает руководителей, подчиненных (если таковые есть), коллег; неудачно или с трудом выстраивает с ними отношения, часто вступает в конфликты и т.п. [15]. Иногда найти общий язык с другими людьми не составляет труда, но в некоторых случаях возникают трудности при коммуникации. В психологии препятствия, возникающие в процессе коммуникации между людьми, называются «барьерами общения», которые могут возникать с одной стороны в следствии внешних (объективных), с другой стороны - из-за внутренних (субъективных) факторов (помех). Барьеры общения можно систематизировать по характеру действующих помех следующим образом (рис. 10).
|
Существует довольно много видов барьеров общения и факторов, обусловливающих их возникновение. Остановимся на некоторых из них [20, 42, 43]. Внешняя среда способствует возникновению технических барьеров, которые создают дискомфортные условия передачи и восприятия информации. К ним относятся: акустические помехи - шум, стуки, звонки и т.д.; световые - блики, яркий свет, темнота и т.д.; погодные - ветер, снег, дождь и т.д. В ряде случаев эти барьеры можно устранить, если воздействовать на факторы внешней среды: прекратить стук, устранить яркий свет, укрыться от дождя, включить кондиционер и т.п. К внешним барьерам можно отнести неожиданно возникающие ситуации, прерывающие коммуникацию или мешающие восприятию информации: звонок телефона или появление других людей во время переговоров, а также ограничение коммуникации по времени. Наиболее обширной является группа психологических барьеров, возникающих вследствие индивидуально-психологических особенностей людей, которые вступают в процесс общения, а также в результате особенностей отношений между партнерами. Примерами могут служить: - барьер негативной установки, который, как правило, связан с первым отрицательным впечатлением; - барьер темперамента, возникающий как следствие встречи людей с разными типами нервной системы; - барьер «страха начала общения», проявляющийся в трудности подбора первых слов; - барьер «страха непонимания», как правило, основывающийся на предыдущем негативном опыте общения; - барьер «возраста», который может возникнуть при общении людей разного поколения и др. В контексте профессионального становления личности отдельный интерес представляют барьеры, возникающие следствии различного статусного положения работников. С одной стороны, очень хорошо известно, как трудно бывает понять «большому руководителю» нужды «простого рабочего». С другой стороны, информация в таких коммуникациях фильтруется как при прохождении снизу вверх, так и сверху вниз. При прохождении информации снизу вверх часто у нижестоящих возникает желание снискать уважение у вышестоящих руководителей и по этой причине они приукрашивают информацию. Они часто говорят руководителю то, что они хотят услышать. Однако наличие статусного барьера в коммуникациях имеет и положительные стороны. Статус ограждает руководителя от возможной траты времени впустую из-за осуществления малоэффективных, дублирующих, малозначимых коммуникаций, которые могут быть реализованы на более низком уровне. Говоря о культурно-национальных барьерах, можно сказать, что они возникают между людьми, принадлежащими к различным этническим группам или к различным культурным слоям. Люди различных этнических, религиозных и иных групп создают свою собственную культуру, собственные знаковые системы (языки), стереотипы мышления и стандарты поведения, которые становятся очевидны при столкновении с другими культурами. Следующая большая группа - собственно коммуникативные барьеры или барьеры непонимания. Они могут быть связаны как с особенностями речи общающихся, так и с многозначностью смысловых оттенков некоторых слов языка, который используют общающиеся. Фонетические барьеры связаны с непониманием сообщения из-за невыразительной речи, использования звуков-паразитов, дефектов речи и т.д. Семантические барьеры возникают из-за того, что понятия языка обладают свойством многозначности и наличием ряда смысловых оттенков. Следовательно, они допускают возможность неоднозначного понимания говорящим и слушающим. Возникают эти барьеры из-за различий значений используемых слов. Из нескольких возможных значений коммуникатору нужно выбрать одно таким образом, чтобы оно однозначно воспринималось реципиентом. Непонимание может возникать по двум причинам: первое - от неумения правильно применять слова, непонимания значений хотя бы части из них, а также неумения конструировать знаковые системы, путать при их формировании грамматические и логические правила; второе - как результат переноса в языковую среду устаревших и весьма специфичных формулировок. Довольно часто встречающимися на практике и при этом легко преодолеваемыми являются стилистический и логический барьеры. Стилистические барьеры свидетельствуют о несоответствии стиля речи отправителя ситуации общения. Если рассматривать стиль как отношение формы передаваемой информации к ее содержанию, то для преодоления стилистических коммуникативных барьеров необходимо чтобы форма была адекватна содержанию, т.е. необходимо передавать реципиенту информацию грамотно оформленную и структурированную. Другими словами, стилистический барьер возникает тогда, когда обнаруживается несоответствие формы представления информации ее содержанию. Логические барьеры возникают тогда, когда логика передаваемой информации сложна либо противоречива. Если коммуникативное сообщение является слишком длинным, громоздким и сложным, а зачастую витиеватым, то слушающий успевает забыть, о чем ему говорилось в начале сообщения. В этом случае перегружается кратковременная память слушателя и возникают информационные потери (отсюда требование лаконичности сообщений). При непосредственной межличностной коммуникации опасность представляют рассуждения, в которых некоторые посылки или следствия не формулируются в явном виде. В процессе объяснения необходимо прибегать к дополнительным комментариям, чтобы пояснить свою мысль, хотя это и замедляет процесс общения. Логический барьер возникает у партнеров с неодинаковым видом мышления. В зависимости от того, какие виды и формы мышления преобладают в интеллекте каждого партнера, они общаются на уровне понимания или непонимания. Следует отметить, что в различных моделях коммуникации, кроме названных барьеров, могут возникнуть и свои собственные, специфические, узкопрофильные, также могут комбинироваться отмеченные барьеры коммуникации. Препятствия на пути прохождения информации создают серьезные проблемы в коммуникативных отношениях, которые могут возникнуть и на этапе получения, и на этапе передачи, и на этапе приема информации. Однако не стоит думать, что барьеры в общении всегда оказывают лишь деструктивное воздействие. Барьеры играют и конструктивную роль в жизнедеятельности человека, они мобилизуют ресурсы организма, активизируют творческую активность, способствуют развитию личности, при успешном их преодолении. Преодоление барьеров общения Умение преодолевать барьеры общения является одним из ключевых на пути профессионального развития личности. Следует отметить, что барьеров существует огромное множество и в каждой конкретной ситуации они могу иметь определенную специфику в контексте выполняемой деятельности и личностных особенностей конкретного человека. Рассмотрим наиболее общие рекомендации, правила и приемы, позволяющие устранить барьеры общения, которые могут встретиться на пути профессионального становления личности. 1. Выбрать начальные слова, тон и скорость речи. 2. Выражение лица должно соответствовать цели общения, желаемому результату и отношению партнёра. 3. Поза может как облегчить общение, так и затруднить его, «открыты» позы считаются оптимальными. 4. Постарайтесь создать атмосферу сотрудничества. 5. Стремитесь к ясности в общении. 6. Проявляйте искренний интерес к собеседнику. 7. Вместо осуждения постарайтесь понять партнёра. В 90 % случаев критика ведёт лишь к агрессии в вашу сторону. 8. Обращаясь к человеку, чаще называйте его по имени, отчеству. 9. Необходимо учитывать желания, вкусы, интересы собеседника. 10. Дайте оппоненту высказаться. 11. Проявляйте уважение к мнению собеседника. 12. Указывать человеку на ошибки необходимо, не нанося ему обиды, признав сначала его достоинства. Соблюдение этих общих принципов и правил, задает основные ориентиры для реализации эффективной коммуникации и способствует преодолению барьеров общения на пути профессионального становления личности. Более подробно рассмотрим особенности общения на примере IT- специалистов. Особенности эффективного общения с IT-специалистом Выбор специализаций для IT-специалиста разнообразен. IT- специалисты могут специализироваться в таких областях, как разработка программного обеспечения, управление приложениями, аппаратные компоненты, поддержка настольных систем, администрирование сервера или хранилища и сетевая архитектура и др. Они достаточно быстро «растут в профессии». Можно говорить об IT-специалистах низкого, среднего и высшего звена. При этом, чем более развиты коммуникативные навыки, тем скорее такой специалист будет расти по карьерной лестнице. Переход от разработчика в менеджеры, как правило, происходит тогда, когда «гибкие навыки», в первую очередь связанные с коммуникацией, превосходят «жесткие навыки», связанные с узкой профессиональной специализацией. Один из видов деятельности IT-специалистов - работа в качестве сотрудника техподдержки. Обслуживание клиентов - важнейшая функция IT- специалиста, а любое обслуживание построено на коммуникации. Работа в техподдержке это в первую очередь - общение, общение с очень разными людьми. Клиенты попадаются довольно разные и часто успех решениях их проблемы зависит именно от умения инженера выстроить правильную коммуникацию с клиентом для дальнейшего эффективного взаимодействия при решении поставленной клиентом перед ним задачи. Восприятие клиентов один из самых важных этапов коммуникации. Сегодня ни для кого не секрет, что опытные сотрудники техподдержки придумывают даже свои «классификации» для клиентов (по типу «всезнайка», «зануда», «опытный», «вежливый», «компетентный»). Это деление клиентов на разные типы (положительные и отрицательные) связано всего лишь с восприятием (перцепцией) инженеров по отношению к клиентам, которое следует из общения с ними. Выстраивая коммуникацию с IT-специалистом следует учитывать следующее. 1. Излишняя эмоциональность в речи может восприниматься IT- специалистами как необоснованная, пустая болтовня. Поскольку они отличаются системным мышлением и хотят во всем видеть причинноследственные связи, основное на что обращает внимание IT-специалист в коммуникации - «количество полезного контента на единицу сказанного». Для них важна конкретика и системность. 2. В отличие от специалистов-гуманитариев, IT-специалисту никогда нельзя выдавать большой объем хаотичной информации, которую невозможно проанализировать, поскольку в этом случае нарушается та информационная упорядоченность, на которой выстраивается вся деятельность такого специалиста. 3. Не следует выстраивать коммуникацию с IT-специалистами с позиции «начальник - подчиненный», для IT-сотрудника это «тупиковый» вариант, поскольку может вызвать пассивную агрессию и переключить с решения профессиональной задачи на то, чтобы доказать, что предложение неэффективно. 4. Выстраивать отношения с IT-специалистами гораздо эффективней с точки зрения «работы в тандеме» поскольку именно в этом случае продукт получится качественный, а проект жизнеспособный. Такие сотрудники стараются делать все вдумчиво, качественно, при этом уделяя слишком много внимания деталям и сильно теряя в динамике. В этой ситуации следует разграничить роли и тогда этот тандем сработает с максимальной эффективностью. 5. В большинстве своем IT-специалисты довольно молчаливы, при этом следует помнить, что если они молчат и слушают, это совсем не означает, что они согласны с тем, что им говорят. Таких специалистов необходимо спрашивать, просить дать альтернативные конструктивные предложения, которые сделают по их мнению проект лучше. 6. В общении с IT-специалистом относительно заказа важно четко сформулировать запрос. Если запрос сложный, то необходимо разложить его на составляющие. 7. Несмотря на то, что в процессе общения IT-специалисты скудно проявляют эмоции и чувства, они не лишены чувства юмора, он приветствуется в процессе общения, но надо быть готовыми к тому, что, как правило, шутят такие специалисты на довольно узкие профессиональные темы. 8. Еще одна немаловажная особенность - это замкнутость людей, склонных к подобной работе. Большинство программистов вполне удовлетворяют свою потребность в социализации посредствам интернет-общения. Значительная часть работы IT-специалистов связана с общением с коллегами и клиентами. IT-специалистам приходится выяснять подробности задач, обмениваться опытом, сдавать отчеты и т.п. Поэтому одним из профессионально важных качеств IT-специалиста является умение сотрудничать. Очень важно уметь работать в команде. Команда и руководство ценит ответственность, надежность и коммуникабельность. Следует отметить, что навыки эффективной коммуникации очень важны не только в процессе выполнениях IT -специалистом своих обязанностей в компании, но и позволяют ему быть востребованным при переходе между компаниями. При прочих равных условиях, любой руководитель или HR- менеджер отдаст предпочтение специалисту с более развитыми навыками эффективного общения. Итак, зачем IT-специалисту развивать коммуникативные навыки: - для командной работы и общения с коллегами: в одиночку большие задачи не делаются и даже внутри небольшой команды нужно уметь общаться, чем эффективней общение - тем лучше выполняется работа; - для решения текущих задач, подготовки проектной документации: важно уметь воспринимать информацию, обсуждать, уметь задавать вопросы; - для карьерного роста (продвижение внутри компании, поиск новой работы): чтобы понравиться потенциальным работодателям, нужно развивать коммуникативные навыки; - для личной жизни, которая не ограничена только ситуациями делового общения.
Банк заданий ко 2 параграфу 1 главы Задание 1.2.1. Вопросы для собеседования 1. Что такое барьеры общения? 2. Приведите примеры технических барьеров общения. 3. Приведите примеры психологических барьеров общения, используя личный опыт коммуникации и личные наблюдения. 4. Что подразумевается под культурно-национальными барьерами? Приведите примеры. 5. Назовите основные характеристики логического барьера и пути его преодоления. 6. Какому типу барьеров относится барьер общения, возникающий тогда, когда общающиеся под одними и теми же понятиями подразумевают совершенно разные вещи? 7. Как называется барьер общения, возникающий между людьми, имеющими разный социальный статус? Приведите примеры. 8. Какие правила и приемы эффективного общения вам известны? 9. На каком из этапов общения чаще всего возникают барьеры коммуникации? 10. Всегда ли барьеры общения возникают в «чистом» виде или они могут комбинироваться между собой? Ответ обоснуйте и подкрепите примерами. 11. Нужно ли оценивать собственное эмоциональное состояние и/или эмоциональное состояние собеседника перед вступлением в контакт? Ответ обоснуйте. 12. В чему заключается суть правила допущения за другими людьми «права на непонимание»? 13. Какого правила придерживается собеседник, если в процессе коммуникации он старается избегать неопределенных, двусмысленных, расплывчатых выражений и слов, без необходимости не использует незнакомые или узкоспециальные термины, «профессионализмы»? 14. Какого правила придерживается коммуникатор, если он стремится говорить «на языке собеседника», т.е. учитывать его жизненный и профессиональный опыт, индивидуальные особенности, культурнообразовательный уровень, его ценности и интересы? 15. Охарактеризуйте правило обратной связи. Приведите примеры, используя личный опыт коммуникации и личные наблюдения.
Задание 1.2.2. Темы для обсуждения на групповом дистанционном опросе Команда 1. Опишите и содержательно охарактеризуйте технические барьеры. Приведите примеры, используя личный опыт коммуникации и личные наблюдения. Сформулируйте рекомендации относительно того, как можно избежать и преодолеть технические барьеры при их возникновении. Команда 2. Опишите и содержательно охарактеризуйте психологические барьеры. Приведите примеры, используя личный опыт коммуникации и личные наблюдения. Сформулируйте рекомендации относительно того, как можно избежать и преодолеть психологические барьеры при их возникновении. Команда 3. Опишите и содержательно охарактеризуйте культурнонациональные барьеры. Приведите примеры, используя личный опыт коммуникации и личные наблюдения. Сформулируйте рекомендации относительно того, как можно избежать и преодолеть культурно-национальные барьеры при их возникновении. Команда 4. Опишите и содержательно охарактеризуйте социальные барьеры. Приведите примеры, используя личный опыт коммуникации и личные наблюдения. Сформулируйте рекомендации относительно того, как можно избежать и преодолеть социальные барьеры при их возникновении. Задание 1.2.3. Барьеры в деловом и межличностном общении Вариант 1. Инструкция. Определите, какие барьеры общения могут возникнуть в следующих ситуациях [27]. Объясните свой выбор. Постарайтесь дать рекомендации по возможному устранению возникшего барьера и его недопущения в последующей аналогичной ситуации. Результаты своих рассуждений занесите в табл. 11.
Таблица 11 Таблица к заданию 1.2.3 (вариант 1)
№
|
Анализ ситуации
|
Барьер
|
Рекомендации по возможному устранению барьера и недопущению в последующей аналогичной ситуации
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
Последовательно прочитайте и проанализируйте каждую из ситуаций. 1. Директор IT-компании решил провести корпоративное мероприятие - празднование Нового года. В наступающем году компанию ждала реорганизация, в результате которой некоторым сотрудникам, возможно, придется перепрофилироваться, у части персонала возрастет объем работы. Директор рассчитывал, что совместная вечеринка позволит в неформальной обстановке подготовить коллектив к переменам, и они будут восприняты сотрудниками более благосклонно. Вечер открыл 30-минутный доклад руководителя, посвященный итогам прошедшего года, возникшим сложностям и примерному описанию перспектив компании. В результате настроение людей было испорчено, и даже последующее награждение лучших работников года не смогло создать атмосферы праздника. Люди отсидели положенное время, но при первой же возможности разошлись по домам. Директор был расстроен и впоследствии высказывал мнение, что «корпорати- вы» это лишь бесполезная трата средств организации. 2. Руководитель IT-компании подал HR-менеджеру заявку на вакансию, где указал «коммуникабельность» необходимой компетенцией для кандидата. Учитывая, что понятие коммуникабельности может включать самые разные составляющие (умение доступно передавать информацию, налаживать контакт в новом коллективе и т. п.), менеджер решил уточнить у руководителя, в каких ситуациях новому сотруднику придется проявлять коммуникабельность. Оказалось, что кандидату на данную вакансию предстоит регулярно запрашивать у менеджеров проектов документы по контрактам, которые те должны предоставлять своевременно. 3. Сотрудница IT-компании - хороший специалист, прекрасно справляется со своей работой, ориентируется в смежных направлениях деятельности и может заменять сослуживцев, однако ее доминирующая черта - повышенная возбудимость и эмоциональность. По этой причине целый отдел зависит от ее настроения и самочувствия. В силу того, что коллектив давно сложился, все, включая начальника, смирились с такими поведенческими проявлениями сотрудницы и считают ее незаменимой. У работницы из-за ее характера периодически возникают конфликты с руководством, и в этом случае начальнику приходится выдерживать паузу, а затем - когда равновесие восстанавливается - обсуждать с ней возникшие проблемы. 4. Муж (человек с высшим техническим образованием, начальник отдела проектирования) приходит вечером с работы. Жена спрашивает: «Ужинать будешь?». «Милая, логика простая: раз я пришел с работы, значит я голодный, следовательно, ужинать буду, что спрашивать...» На следующий вечер муж приходит с работы. Жена без вопросов собирает ужин. Муж не идет. Жена говорит, что еда стынет. Удивленный взгляд мужа: «Я разве говорил, что буду есть? Включай логическое мышление, прежде чем что-то сделать, надо спрашивать, нужно ли это?». Вариант 2. Инструкция. Определите, какие барьеры общения могут возникнуть в следующих ситуациях, представленных в видеороликах. Объясните свой выбор. Результаты своих рассуждений занесите в табл. 12. Таблица 12 Таблица к заданию 1.2.3 (вариант 2)
№
|
Ссылка для просмотра
|
Барьер/ барьеры
|
Аргументация выбора варианта коммуникативного барьера / барьеров
|
1
|
|
|
|
2
|
|
|
|
3
|
|
|
|
4
|
|
|
|
5
|
|
|
|
6
|
|
|
|
Задание 1.2.4. «Барьеры и их преодоление: групповой проект» Инструкция. Группа делится на команды по 3-5 человек, каждая команда получает задание сделать презентацию на 1 конкретный барьер. Презентация должна включать в себя информацию о сути конкретного барьера и информацию о том, как можно его избежать и преодо- леть/скорректировать при его возникновении. Так же командам предлагается придумать и разыграть мини-сценку, демонстрирующую барьер. Инструкция для команд: составьте рекомендации (в виде слайдовой презентации) на тему «Что нужно делать, чтобы преодолеть коммуникативные барьеры». Старайтесь, чтобы рекомендации были четкими, конкретными. Воспользуйтесь соответствующими разделами учебников из списка рекомендуемой литературы и попробуйте подобрать дополнительную информацию самостоятельно. Также можете использовать личный опыт коммуникации или личные наблюдения.
Задание 1.2.5. «Анализ кейса» Инструкция. Проанализируйте кейс, представленный ниже. Какие ошибки были допущены обоими участниками? Какие рекомендации, позволяющие устранить барьеры общения, не выполнены? Как бы вы выстроили коммуникацию в подобной ситуации? Ответы занесите в табл. 13.
Таблица 13 Таблица к заданию 1.2.5
№
|
Фраза из текста
|
Какая ошибка или искажение правил эффективной коммуникации допущено
|
|
|
|
|
|
|
Кейс «Обращение клиента в техподдержку» [34] Опытный, технически подкованный клиент пишет в техподдержку. Клиент: «Добрый день! Меня зовут Василий Петрович, мы воспользовались вашим best practices и установили у себя новейшую, рекомендуемую вами версию программы, при этом заметили, что работоспособность системы становится критически низкой из-за высокой фрагментации. Скажите, пожалуйста, это нормально?». Инженер: «Привет, Василий! Меня зовут Антон, и я помогу. А это всегда проявляется? Дефрагментировать пробовали?». Клиент: «Уважаемый, Антон! Да, это проявляется всегда. Дефрагментировать мы пробовали, но, увы, это занимает слишком много времени при полном простое системы, а потому не представляется возможным. Инженер: «Слушайте, а я что-то не могу найти этот best practices. Вы его где нашли? И, может, все-таки сделать дефрагментацию, а?». Клиент: «Уважаемый Антон! Понимая, что вы не воспринимаете нашу проблему всерьез и с трудом сдерживаясь от прямого, а не политкорректного ответа, мы все-таки попробуем ответить вам. У нас нет вашего опыта (мы в IT всего лишь с 1970 г.), и мы очень благодарны вам за ваш труд и усилия по нашему просвещению. Вас же, Андрей, мы спрашиваем прямо: эта ситуация нормальна? Если вам не интересно разговаривать с нами, пожалуйста, найдите того, кто может нам помочь». Инженер: «Василий, я вот что-то не нашел этих best practices. Мне нужны логи, и я передам проблему другому инженеру. Я вам вот что скажу: если вы видите фрагментацию и не дефрагментируете - это глупо и безответственно. И вообще, как вам удалось перепутать благородное имя «Антон» и назвать меня Андреем?». Клиент: «Так, хватит! Я вам, Антон, ни брат, ни сват, чтобы вы меня по имени называли, поэтому извольте обращаться ко мне Василий Петрович! Если не можете найти документ, не справляетесь с такой простой задачей, то либо увольняйтесь из компании, либо спросите кого-нибудь из коллег! Что касается логов, мы не можем вам их передать без особого согласования, так как работаем с секретными документами. Ваше возмущение по поводу моей ошибки показывает ваше невежество и вашу невоспитанность. Мне очень жаль вас. И последнее: если мы говорим, что мы «пробовали дефрагментировать» и это «невозможно», значит, мы пробовали и это невозможно. Антон, прошу вас, перестаньте страдать ерундой и займитесь вашей работой - либо дайте нам ответ, либо найдите того, кто его нам даст!». После этого заявка была передана на уровень выше, где так и осталась - логи клиент так и не предоставил, полномасштабное тестирование ничего не дало и проблему просто не смогли подтвердить.
Задание 1.2.6. Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении (В. В. Бойко) Диагностическая цель: методика направлена на выявление уровня эмоциональной эффективности в общении и выявление типа эмоциональных помех, позволяет определить причины, которые мешают устанавливать эмоциональные контакты с партнерами, найти эмоциональные проблемы в повседневном общении. Среди эмоциональных барьеров выделяются пять подгрупп: неумение управлять эмоциями, неадекватное проявление эмоций, неразвитость эмоций, доминирование негативных эмоций, нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе. Инструкция: прочитайте каждое суждение и ответьте на него «да», если согласны с ним, или «нет», если не согласны. Интерпретация результатов. За каждый ответ «да» начисляется один балл. Заключение об уровне эмоциональной эффективности в общении делается исходя из суммы набранных баллов (она может колебаться в пределах от 0 до 25). Эмоциональные помехи объединены в пять групп. Если испытуемый набрал 3 и более баллов по какой-либо группе, то делается вывод о наличии существенных «помех» в установлении эмоциональных контактов. Неумение управлять эмоциями, дозировать их +1, -6, +11, +16, -21. Неадекватное проявление эмоций -2, +7, +12, +17, +22. Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций +3, +8, +13, +18, -23. Доминирование негативных эмоций +4, +9, +14, +19, +24. Нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе +5, +10, +15, +20, +25. Выделяют пять уровней эмоциональной эффективности в общении. Первый уровень - 0-2 балла - испытуемый плохо видит себя со стороны либо в своих ответах неискренен. Второй уровень - 3-5 баллов - эмоции обычно не мешают общаться с партнерами. Третий уровень - 6-8 баллов - имеются некоторые эмоциональные проблемы в повседневном общении. Четвертый уровень - 9-12 баллов - эмоции в некоторой степени осложняют взаимодействие с партнерами. Пятый уровень - 13 и более баллов - эмоции явно мешают устанавливать контакты с людьми.
Таблица 14 Сводная таблица заданий по 2 параграфу 1 главы
Аудиторные занятия
|
Онлайн занятия
|
Самостоятельная работа
|
Задание 1.2.1.
|
Задание 1.2.2.
|
Задание 1.2.3.
|
Задание 1.2.3.
|
Задание 1.2.3.
|
Задание 1.2.5.
|
Задание 1.2.4.
|
Задание 1.2.4.
|
Задание 1.2.6.
|
Задание 1.2.6.
|
Задание 1.2.5.
|
|
Истратова О. Н. Эффективное общение в профессиональном становлении личности : учебное пособие / О. Н. Истратова, И. С. Лабынцева, Ю. К. Дуганова ; Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2021. - 155 с.
|