Практическая деятельность психолога
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Практическая деятельность психолога
Организация и деятельность психологической службы в сфере образования
Нормативы профессиональной нагрузки и основные формы документации психологов
Квалификационные требования и критерии оценки деятельности психологов
Все страницы

Тема 1. Психологическая служба за рубежом и в Беларуси

Организация психологической службы в США и странах Западной Европы.
Наиболее разработана школьная психологическая служба в США, где она начала развиваться с 1800-х гг. и в настоящее время является одной из наиболее жизненных и действенных дисциплин современной психологии. Первыми психологами- практиками в США были экспериментальные психологи, изучавшие проблемы самовоспитания. Многие исследователи, как правило, включали обеспечение психологической службы в свои лабораторные эксперименты. Но очень скоро основными функциями школьной психологической службы стали измерение и тестирование и главенствующей задачей — отбор детей для обучения по специальным программам.


Широкая практика тестирования в американских школах, и прежде всего тестов на определение коэффициента умственной одаренности (IQ), способствовала, в частности, возникновению и развитию службы «гайденс». С 1945 по 1960 г. в практику спе- циалистов-консультантов службы «гайденс» прочно вошли батареи тестов, которые стали основным инструментом ее деятельности и сделали тестирование селективным механизмом американской школы.
Школьная психология традиционно существует как закрепленная законом, предписывающим иметь подобную службу в государственном департаменте образования. Этот департамент санкционирует выдачу свидетельств школьным психологам.
Функции измерения и тестирования — исторически более ранние и в наибольшей степени применяются в практике. Основной сферой приложения сил школьного психолога считается измерение с применением стандартизованных тестов.
В 1960-х гг. была создана профессиональная организация школьных психологов. Важное значение для развития школьной психологической службы имела конференция в Уэльсе в 1973 г., на которой рассматривались вопросы о целях и роли школьной психологической службы, об этических и юридических ее основаниях, проблемы профессионализации школьного психолога, содержание программ обучения школьного психолога и т. д.
В 1980-х гг. в США была организована Национальная ассоциация школьных психологов (NA• P).
Многие специалисты начали пересматривать измерение как единственное, что они могут сделать в решении проблем школьной психологии. Так, выделяются несколько уровней функционирования психологической службы (1974):
1. Производится главным образом тестирование с целью выделения и классификации учащихся для специального обучения.
2. Работа направлена как на тех учащихся, которым необходимо специальное обучение, так и на тех, кто имеет умеренно выраженные учебные и поведенческие проблемы.
3. Прямая психологическую помощь всем нуждающимся в ней учащимся и консультацию персонала школы по вопросам психологии развития.
Так, школьная психологическая служба относится к числу служб для клиентов, связанных с системой образования - от дошкольного до высшего образования, и основная ее цель - служить психическому здоровью и образовательным интересам детей и юношества. Это предполагает:
а) психологическое и психолого-педагогическое измерение и оценку «школьного функционирования» детей и юношества;
б) активные вмешательства психолога, направленные на обеспечение полноценного влияния школы на когнитивное, аффективнее и социальное развитие;
в) помощь педагогическому персоналу и родителям прежде всего в плане заботы о ребенке — специальные программы обучения персонала школы и родителей, советы им и т.п.;
г) консультирование и совместную работу с персоналом школы и (или) родителями по проблемам учащихся, связанным со школой, и проблемам персонала школы как профессионалов (1984).
Франция
Отцом французской школьной психологии называют Альфреда Бине, начавшего свои исследования в этой области еще в 1894 г. В 1897г. выходит его работа, посвященная психологическим проблемам начальной школы. В 1905 г. министерство образования Франции обратилось к Бине с просьбой психологически исследовать проблему детей, которые не в состоянии обучаться в школе по общей программе (в результате появился тест Бине — Симона, позволяющий выявлять детей с ЗПР). За этим последовало открытие специальных школьных классов для таких детей, а в 1909 г. организуется первая во Франции профессиональная школьная психологическая служба.
В 1947 г. в Париже начала работать группа школьных психологов под руководством проф. А. Валлона. В отличие от тех задач, которые ставил перед школьной психологической службой
А. Бине, А. Валлон полагал, что ее цель не в селекции детей по каким-либо признакам, а в психологической помощи каждому ребенку, в создании оптимальных условий обучения и воспитания всех без исключения детей.
В 1951 г. министерство образования Франции впервые представало описание функции школьных психологов. Этот документ был основой дискуссии на I и II Международных коллоквиумах по школьной психологии, организованных ЮНЕСКО в Гамбурге соответственно в 1952 и 1954 гг.
Однако в силу изменения политики в образовании деятельность службы была приостановлена, а школьные психологи переведены на должности учителей начальных классов.
Потребность в школьных психологах на протяжении 50 - 60-х гг. нарастала, прежде всего вследствие значительного увеличения количества детей с ЗПР и другими нарушениями, в результате чего министерство образования вновь было вынуждено обратиться к психологической науке и вновь, по существу, за психометрическими методами с целью селекции детей, не способных обучаться в массовой школе.
Указанные задачи службы делают понятным тот факт, что она была сосредоточена именно в начальной школе, когда отбор детей для обучения в разных типах школ наиболее актуален.
Для решения этих задач в 1960 г. открываются четыре психологических центра - в Париже, Бордо, Гренобле и Безансоне. Однако начиная с 1970 г. преобладающей организационной формой деятельности школьной психологической службы во Франции становятся так называемые группы психолого-педагогической помощи - СААР. Подобная группа представляет собой команду, состоящую из:
- одного специалиста по школьной психологии,
- одного специалиста по психологии обучения,
- одного специалиста по психомоторному развитию.
Каждая такая бригада призвана обслуживать от 800 до 1090
учащихся, и хотя территориально располагается в какой-то одной школе, обслуживает, как правило, несколько.
Группы психолого-педагогической помощи, в которых работает подавляющее большинство школьных психологов, административно подчинены департаменту специального образования.
Объектом деятельности этих групп являются е первую очередь дети дошкольного и младшего школьного возраста (2 - 12 лет), причем основное внимание уделяется работе с детьми 3 - 7 лет. В центре - проблемы обучения и поведенческие проблемы, которыми, соответственно, занимаются разные специалисты. Одна из основных задач - отбор детей, нуждающихся в особых формах и методах обучения. Проводятся также консультации родителей и педагогов по указанным проблемам.
С середины 80-х гг. начинается новый этап в развитии практической школьной психологии во Франции. В 1985 г. была создана рабочая группа, состоящая из представителей пяти различных организаций-членов Национальной ассоциации психологов (ANOP). Эта группа провела специальную работу по определению функций педагогического психолога во Франции.Так, педагогический психолог имеет дело со всей психологической реальностью ребенка постольку, поскольку он может содействовать развитию всех сторон его личности; при этом педагогический психолог может подключать к этому процессу учителей и родителей. Специально подчеркивается, что педагогический психолог в своей работе может идти и против системы школьного и семейного воспитания, менять стандарты этого воспитания, если полагает, что они препятствуют прогрессивному развитию личности ребенка.
В настоящее время во Франции обсуждается проект реорганизации существующей практики работы школьных психологов и создания единой системы школьной психологической службы, направленной на помощь отдельным индивидам, группам и целым учреждениям.
Цели:
- предотвращать школьный неуспех,
- способствовать социальному научению и социальной адаптации детей,
- помогать детям с умственной отсталостью интегрироваться в общий поток учащихся (эта цель прямо противоположна той, что выдвигалась на предшествующих этапах развития службы, - отделять таких детей),
- содействовать общеобразовательному и профессиональному росту учащихся,
- повышать квалификацию учителей, социальных работников, администрации, других специалистов в области народного образования.
Германия
Впервые в немецкоязычной литературе понятие «школьная психология» появилось в 1910 г. в статье В. Штерна «Сверхнормальный ребенок» (пишет: создание постоянной психологической службы в образовании вскоре будет осознанно как насущное требование и это приведет появлению в школах особых специалистов и созданию соответствующих учреждений).
Однако реальное развитие психологической службы началось в 70-е гг., когда была разработана перспективная Программа развития психологической службы в системе образования.
Необходимо отметить, что в силу существующей в Германии культурной автономии федеральных земель их образовательные системы могут отличаться, так же как и система психологического сопровождения образования (тем не менее, есть общие положения).
Рассмотрим на примере Баварии.
Цель службы - осознание учеником своих способностей и интересов с тем, чтобы выбрать для себя наиболее подходящий образовательный путь и наиболее полно проявить свои возможности как в школе, так и в будущей профессии.
Звенья службы психологического консультирования.
- педагоги-консультанты (педагогическое образование + дополнительное двухгодичное психологическое образование).
Первичное звено оказания психологической помощи, работаю непосредственно в школах. Занимаются консультированием по вопросам выбора или смены образовательного пути (типа школы), оказанием первичной помощи при возникновении учебных трудностей.
Не имеют права самостоятельно проводить диагностику.
- школьные психологи (школьные консультанты)
Основная сфера - психолого-педагогическое консультирование (от психодиагностики до психотерапии + превентивная работа).
- государственные центры психологического консультирования (государственные консультанты)
Государственные консультанты являются наиболее квалифицированными специалистами и экспертами в области школьной психологии и консультирования. Каждый сотрудник специализируется на деятельности в определенном типе школы. Занимаются обеспечением практической деятельности школьных консультантов. Осуществляют функцию контроля (сбор и оценка ежегодных отчетных материалов)
В странах Восточной Европы психологическая служба школы ставит перед собой задачи, решение которых направлено прежде всего не на констатацию уровня развития учащихся с целью отбора или селекции, а на получение психологической информации об учащемся или коллективе класса с целью создания условий, стимулирующих развитие.
Психологическая служба школы в большинстве стран Восточной Европы функционирует в форме психологопедагогических районных или областных Центров или Консультаций. Так, в Чехословакии в 1980 г. разработано положение о консультациях по вопросам воспитания, которое вошло в Закон о школе, изданный правительством. В Венгрии издана инструкция для консультации по вопросам воспитания, утвержденная руководящими органами народного образования.
Основное содержание психологической службы — помощь в обеспечении развития здоровой личности, коррекция разного рода затруднений в развитии личности, проблемы профессиональной ориентации.
В Консультациях или Центрах диагностируют различного типа трудности, связанные с учебой в школе. Среди учащихся, испытывающих трудности в обучении, оказываются также дети с первичными отклонениями в развитии на основе легких форм задержки умственного развития. Оптимальное развитие этих детей во многом зависит от правильного заключения психологического обследования, результат которого ведет к соответствующим рекомендациям условий и методов воспитания и обучения. Занимаются и с теми учащимися, у которых имеются проблемы личностного характера, трудности в поведении, воспитании.
Психологические Консультации и Центры в основном занимаются решением конкретных проблем, с которыми к ним приводят ребенка родители или учителя. Они занимаются решением широкого спектра проблем, однако психологическая служба оторвана от самой школы. Многие дети остаются без внимания психолога.
Научные предпосылки и история создания психологической службы в России.
В России первые попытки практического использования психологии в обучении и воспитании детей возникли еще на рубеже XIX—XX вв. и связаны с так называемой педологией (наука о развивающемся, растущем человеке, охватывающаю все его социально-биологические особенности)
В нашу задачу не входит содержательный анализ деятельности педологов. Отметим лишь, что предмет педологии, несмотря на многочисленные дискуссии, определен не был и попытки найти специфику педологии, несводимую к содержанию смежных с нею наук, успеха не имели. Кроме того, в 30-е гг. большое место стали занимать работы, посвященные измерению психического развития детей. Многие крупные педагоги, педологи и психологи (Н.К. Крупская, К.Н. Корнилов, Л.С. Выготский, М.Я. Басов, А.Б. Залкинд, С.С. Моложавый, Г.А. Фортунатов и др.) решительно возражали против широкого использования в школе тестов, «научная обоснованность которых была весьма ненадежна, а в ряде случаев просто сомнительна».
А.В. Петровский замечает: «Так и получалось — педологи- теоретики возражали, а педологи-практики, невзирая на эти возражения, широко использовали тесты в школе, что вело во многих случаях к необоснованным выводам по поводу умственного развития детей, переводам в специальные школы и т. д. На это и было указано в постановлении ЦК от 4 июля 1936 г.» (имеется в виду постановление «О педологических извращениях в системе наркомпросов»).
И только с конца 1960-х гг. возобновился активный поиск форм практического участия психологов в работе школы. Это стало возможным потому, что в психологии и педагогике возникли необходимые теоретические и практические предпосылки. Некоторые из них:
- внедрение системного подхода к психологическому и педагогическому анализу процессов развития личности;
- выявление некоторых общих закономерностей психического развития и разработка средств диагностики уровня развития;
- подход к воспитанию как процессу управления развитием и понимание взаимосвязей индивидуального и коллективного в развитии;
- углубление интеграционных процессов научного знания на уровне педагогики;
- улучшение психологической подготовки будущих учителей и другое.
Впервые школьная психологическая служба начала создаваться в Эстонии (руководители Х.Й. Лийметс и Ю.Л. Сыэрд), где психологи работали в спецшколах для трудных подростков с 1975 г., а в некоторых общеобразовательных школах (в порядке эксперимента) — с 1980 г.
В конце 80-х гг. подобная работа велась в различных регионах страны, однако она не получила еще своего организационного оформления, противоречива в определении задач, целей, методов и форм своей деятельности.
Большое значение для развития представлений о школьной психологической службе имел «круглый стол» «Психологическая служба в школе», который был организован журналом «Вопросы психологии» в 1983г. В том же году прошла всесоюзная конференция в Таллинне. Целью конференции являлись анализ результатов ведущихся во многих городах и республиках страны экспериментов по созданию школьной психологической службы, определение уровня ее теоретико-методической обеспеченности и обсуждение организационных вопросов по дальнейшему развертыванию психологической службы в стране.
В 1984 г. в Москве в Институте психологии АН СССР состоялась I Всесоюзная конференция по проблемам психологической службы в СССР. В рамках конференции работала секция «Психологическая служба школы». В центре внимания участников секции стояли вопросы психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса школы. В докладах и выступлениях подчеркивалось, что организация психологической службы на всех уровнях системы народного образования — детский сад, школа, ПТУ, педагогический институт — окажет существенную помощь в решении задач, поставленных в Основных направлениях реформы школы.
В целом работа секции показала, что имеется определенный прогресс в развитии школьной психологической службы, что стала очевидной ее необходимость для системы народного образования. И в то же время существует много нерешенных проблем: отсутствует единое представление о содержании работы службы, нет органа, координирующего различные работы, ведущиеся в этой области, в результате чего опыт оказывается крайне дробным и разнонаправленным; отсутствует материальнотехническое и методическое обеспечение службы.
Существенным этапом развития школьной психологической службы стал разработанный в 1982 г. в Москве эксперимент по введению в школу должности психолога. Цель эксперимента — разработка теоретических и организационных проблем, связанных с введением в школу должности психолога, создание модели школьной психологической службы для последующего внедрения ее в систему народного образования. В ходе эксперимента проверялись две основные модели этой службы: 1) работа психолога непосредственно в школе; 2) работа психологов при РОНО с целью оказания помощи всем школам района.
Теоретическое изучение проблемы и обобщение результатов работы школьных психологов позволили сформулировать цели и задачи школьной психологической службы, решить ряд вопросов, связанных с ее научно-методическим обеспечением, определить содержание и формы, работы школьного психолога, его основные функции, права и обязанности, разработать систему психологической службы в народном образовании.
На основе анализа результатов эксперимента разработано Положение о психологической службе народного образования (1989).
Задания по теме 1.
Задание 1. Законспектировать статьи:
Ковалева, Т.Н._Состояние и перспективы развития психологической службы в системе образования Беларуси // Псгхалопя. - 2004. - №2. - с.4 - 8.
Метелица, А.С. Психологическая служба в Витебской области: начало и перспективы // Ат. Пс1халопя. - 2003. - №3. - с.113 - 120.

 



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.