Практическая деятельность психолога |
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология | ||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 1. Психологическая служба за рубежом и в БеларусиОрганизация психологической службы в США и странах Западной Европы.
|
Рисунок 7 - Объект психологической деятельности
Рассмотрим объекты психологической деятельности в образовательном учреждении подробнее (таблица 8).
Таблица 8 - Объекты психологической деятельности в условиях образовательного учреждения
Объект |
Направ |
Задачи |
Направления психол. работы |
Оптимальные формы работы |
Ребенок и детский коллектив |
Прямые |
Дополнительные задачи (в школе):
|
диагностика детей; коррекция развития детей; |
|
Семья |
Опосредованное
|
|
диагностика родителей; развивающая работа с родителями; консультирование родителей; |
|
Педагогический коллектив и администрация
|
Опосредованное воздействие на ребенка через педагогический коллектив и образовательно- развиви- вающую среду УО (воспитатели, специалисты, педагоги, администрация)
|
|
диагностика членов и руководителя педагогического коллектива;
|
|
Предмет профессиональной деятельности психолога учреждения образования.
Предметом профессиональной деятельности психолога является психическое здоровье детей и школьников.
Сам термин «психическое здоровье» неоднозначен, он как бы связывает две науки и две области практики — медицинскую и психологическую.
В «Энциклопедическом словаре медицинских терминов» термина «психическое здоровье» нет, но есть просто «здоровье». Существенно, что этим термином обозначается состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
В медицинской литературе и в медицинской практике термин «психическое здоровье» широко употребляется. При этом состояние психического здоровья объясняется условиями психосоциального развития детей.
В психологическую литературу понятие психического здоровья стало входить сравнительно недавно. Психическое здоровье рассматривается как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности, отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.
В ряде психологических работ психическое здоровье соотносится с переживанием психологического комфорта и психологического дискомфорта. Психологический дискомфорт возникает в результате фрустрации потребностей ребенка, приводящей к депривации. Фрустрация одной или нескольких детских потребностей лежит в основе так называемых школьных неврозов, проявляющихся в виде различных заболеваний психосоматического генеза (бронхиальные астмы, приступы рвоты, головные боли и т. п.).
Научные данные последних лет и анализ опыта практической работы психологов в учреждениях образования свидетельствуют, что основным фактором, предупреждающим различные психические нарушения в развитии ребенка, является полноценное психическое развитие детей на каждом этапе онтогенеза. Реализация потенциальных возможностей развития детей зависит от создания условий, соответствующих сензитивности возрастного периода.
Почему же психическое развитие ребенка имеет такое значение для его психического здоровья?
Потому что в каждом возрастном периоде жизни у ребенка возникают определенные потребности в деятельности, общении, познании и пр. Нарушения в развитии его психических способностей мешают удовлетворению этих потребностей, так как тормозят поступательное взаимодействие ребенка с окружающим миром людей, культуры, природы и этим провоцируют депривационную ситуацию.
Таким образом, основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза. Именно развитие высших психических функций обеспечивает психическое здоровье. Нарушения психического здоровья, а следовательно и необходимость в коррекционной работе возникают тогда, когда своевременно не реализуются возрастные и индивидуальные возможности, не создаются условия для формирования возрастных психологических новообразований и ярких индивидуальных особенностей у всех детей и школьников, находящихся на том или ином этапе онтогенеза. Поэтому создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих такое развитие, является целью психологической службы образования, но не единственной.
Для современной психологии характерно разведение терминов психическое здоровье и психологическое здоровье
Если термин «психическое здоровье» имеет отношение прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам и обеспечивается полноценным психическим развитием на всех этапах онтогенеза, то термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы здоровья человека в отличие от медицинского, социологического, философского и других аспектов.
Занимаясь умственным, психическим и физическим развитием ребенка, беспокоясь о здоровье и гигиене его тела, подчас забывают о его духовном развитии.
Духовность можно понимать как особое эмоциональнонравственное состояние личности, как такое сознание человека, которое ориентировано на абсолютные ценности — Истину, Красоту, Добро — и пытается реализовать их в предметноцелесообразной деятельности и общении.
Поэтому весьма перспективным является подход к проблеме психологического здоровья с точки зрения полноты, богатства развития личности.
Поэтому психологическая служба образования направлена на создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих духовное развитие каждого ребенка, его душевный комфорт, что лежит в основе психологического здоровья.
Психологическое здоровье заключается в том, что человек находит достойное с его точки зрения, удовлетворяющее его место в познаваемом, переживаемом им мире, отношения с которым гармонизируются на каждой возрастной ступени.
Так, для здоровья ребенка важно не только то, что в школе удовлетворяются его познавательные потребности, но и социальные потребности в общении, психологические потребности в уважении к своему человеческому достоинству, к его чувствам и переживаниям, интересам и способностям (не только в учебной деятельности).
Психологическое здоровье позволяет личности стать постепенно самодостаточной, когда она все больше ориентируется в своем поведении и отношениях не только на извне задаваемые нормы, но и на внутренние осознанные самоориентиры.
Оно предполагает:
- интерес человека к жизни,
- свободу мысли и инициативу,
- увлеченность какой-либо областью научной или практической деятельности,
- активность и самостоятельность,
- ответственность и способность к риску,
- веру в себя и уважение другого,
- разборчивость в средствах достижения цели,
- способность к сильным чувствам и переживаниям,
- осознание своей индивидуальности и радостное удивление по поводу своеобразия всех окружающих людей,
- творчество в самых разных сферах жизни и деятельности.
Духовность сама собой не рождается. Забота о психологическом здоровье включает в себя внимание к внутреннему миру ребенка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, к окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой.
Оборудование кабинета и рабочего места психолога.
Кабинет психологической службы представляет собой специально оборудованное отдельное помещение. Он предназначен для осуществления психодиагностической, психокоррекционной, психопрофилактической, организационно-методической, научноисследовательской работы и психологического консультирования. Кабинет психологической службы является основным рабочим местом педагога-психолога. В кабинете могут работать и другие специалисты, привлекаемые педагогом-психологом для решения задач психологической службы.
Кабинет психологической службы должен соответствовать определенным техническим и методическим требованиям (см. Положение о кабинете психологической службы УО).
Кабинет психологической службы должен иметь нетрадиционную форму, создавать уютную атмосферу и вызывать положительные эмоции. Для кабинета лучше всего подойдет реконструированная классная комната, которая делится на функциональные зоны подвижными перегородками.
Для занятий с детьми и подростками в кабинете необходимо мягкое покрытие пола. С учетом задач работы педагога- психолога кабинет территориально должен включать несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение:
1) зона ожидания приема представляет собой отдельное небольшое помещение, закрытое от посторонних. В его оформлении рекомендуется использовать цветы, картины. На стенах не должно быть никаких плакатов, особенно медицинского содержания, чтобы не вызвать нежелательных ассоциаций у посетителей;
2) зона первичного приема и беседы с посетителем оснащается: рабочим столом, картотекой с данными о посетителях (детях, учащихся, студентах, педагогах, родителях); закрытой картотекой, содержащей данные и результаты обследований, которые не должны быть доступны посторонним. В шкафу размещаются психологические таблицы, плакаты, методический материал и другой инструментарий для психологического обследования;
3) зона консультативной работы оформляется максимально комфортно: журнальный столик и удобные мягкие кресла, неяркое освещение боковым бра;
4) зона игровой терапии предназначена для детей и приобретает особое значение. Поэтому она должна быть по-особому оснащена: мягкое покрытие пола, передвижная мебель, способствующая быстрой смене ситуации в игровом сюжете, игрушки, поделочные материалы, карандаши, альбомы. Все это обеспечивает простоту адаптации детей к условиям работы в кабинете и способствует снятию у них напряженности;
5) зона снятия психоэмоционального напряжения предполагает свободное размещение удобных мягких кресел для отдыха, снятия усталости и восстановления работоспособности.
При выборе помещения для кабинета следует руководствоваться тем, чтобы он был расположен за пределами видимости и пересечения с кабинетами администрации, учительской, чтобы рядом не было спортзала и кабинета музыки, был хорошо звукоизолирован (мягкая обшивка двери), доступен для посетителей.
Задания по теме 2.
Задание 1. В творческих группах (по 4-5 человек) разработать и организовать презентацию модели социальнопедагогической и психологической службы (СППС) следующих учреждений образования:
- учреждение, обеспечивающее получение дошкольного образования;
- учреждение, обеспечивающее получение общего среднего образования (школа, гимназия);
- учреждение, обеспечивающее получение профессиональнотехнического и среднего специального образования;
- учреждение, обеспечивающее получение высшего образования;
- интернатное учреждение;
- социально-педагогическое учреждение (социальнопедагогический центр, детский социальный приют).
Модель СППС должна включать следующие компоненты:
• цель и задачи;
• принципы деятельности службы;
• функции СППС;
• структура службы;
• кадровый состав;
• направления деятельности;
• взаимодействие СППС с другими учреждениями. Задание 2. Составить конспект тезисов по следующим вопросам:
- психологическое просвещение;
- психопрофилактика в работе психолога;
- психодиагностика;
- психокоррекция;
- психологическое консультирование.
В конспекте должны быть отражены основные понятия, цели и задачи каждого из видов деятельности психолога, а также специфика, содержание и формы работы.
Задание 3. Подготовить сообщение по особенностям деятельности психологов разных направлений (психолог- консультант, семейный терапевт, групповой тренер, психоаналитик, трансактный аналитик, арттерапевт, даматерапевт, гештальт- терапевт, бихевиорист, клиент-центрированный психолог, экзистенциальный психолог, кризисный терапевт).
Основные профессиональные обязанности и права психолога. Правовой статус практического психолога.
В настоящее время в нашей стране существуют различные нормативные акты, регламентирующие деятельность психолога в органах образования, в системе здравоохранения, в правоохранительных органах, с социальной сфере. Однако они не образуют единой системы, зачастую не согласованы между собой. Основными в области правового регулирования деятельности психолога являются документы Министерства труда и социальной защиты, Министерства здравоохранения, Министерства образования.
Поскольку в настоящее время наибольшее количество психологов работает в системе образования, регламентация права и обязанностей в психологической деятельности наиболее детально разработана для профессии педагог-психолог. Именно эти нормативные документы часто берутся за основу в других профессиональных сферах деятельности психолога.
Права психолога УО:
1. Определять приоритетные направления работы с учетом конкретных условий региона, учебно-воспитательных учреждений.
2. Формулировать конкретные задачи работы с детьми, учащимися, студентами и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ.
3. Знакомиться с необходимой документацией.
4. Готовить обращения с запросами в медицинские, правовые и другие учреждения.
5. Участвовать с правом совещательного голоса в работе различных органов и комиссий, рассматривающих проблемы охраны детства. В случае несогласия с решением того или иного вопроса педагог-психолог имеет право донести свое мнения до сведения соответствующих инстанций.
6. Участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и других видов работ, оценке их эффективности.
7. Проводить групповые и индивидуальные психологические обследования в пределах своей компетенции для исследовательских целей.
8. Выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах и других изданиях.
9. Вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем чтения лекций, выступлений и использования других активных методов обучения.
10. Иметь дополнительную педагогическую нагрузку в соответствии с базовым образованием и квалификацией, в соответствии с действующим законодательством.
11. Обращаться в установленном порядке с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с защитой прав детей, учащихся и студентов.
Обязанности психолога УО:
1. Руководствоваться в своей деятельности законодательством Республики Беларусь и документами Министерства образования Республики Беларусь;
2. Соблюдать этические нормы, хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате консультативной работы (кроме случаев, когда данные сведения представляют угрозу для воспитанника, других людей, государства);
3. Рассматривать вопросы и принимать решения в пределах своей компетенции и должностной инструкции;
4. Совершенствовать профессиональное мастерство, повышать квалификацию в установленном порядке;
5. Вести соответствующую документацию по направлениям профессиональной деятельности;
6. Соблюдать установленные требования по охране труда и созданию безопасных условий для здоровья и жизни обучающихся, воспитанников;
7. Нести ответственность за правильность выводов, адекватность используемых в работе средств и методов, обоснованность даваемых заключений и рекомендаций, сохранение конфиденциальной информации, полученной в ходе профессиональной деятельности.
Содержание профессиональной деятельности представлено в тарифно-квалификационной характеристике должности педаго- га-психолога (обозначено как должностные обязанности). В тарифно-квалификационной характеристике должности педагога- психолога определяются основные направления его работы в учреждении.
Согласно тарифно-квалификационной характеристике к должностным обязанностям психолога относится:
• Проведение регулярных массовых обследований с целью контроля за ходом психического развития, процессами обучения и воспитания. Выявление лиц, нуждающихся в психологической помощи, осуществление их учета и контроля. Проведение необходимых психолого-педагогических измерений, обработки результатов, подготовки психологических заключений и рекомендаций.
• Ведение просветительской работы среди учеников, родителей, учителей. Участие в семинарах для психологов.
• Ведение консультационной работы.
• Планирование и организация профориентационных исследований и проведение профконсультаций.
• Забота о психическом здоровье личности, участие в создании для нее развивающей, психологически комфортной среды.
• Проведение психопрофилактической работы, выявление лиц, находящихся в зоне психологического риска. Оказание помощи семье в налаживании микроклимата, в эффективном воспитании детей, в решении внутрисемейных конфликтов.
• Проведение психокоррекционной работы с целью устранения выявленных отклонений.
• Проведение работы по развитию способностей детей, формированию психологической культуры личности, обучению адекватным отношениям, решению деловых и межличностных конфликтов, оказанию помощи в экстремальных ситуациях.
• Участие в создании благоприятного психологического климата в группах и коллективах.
• Проведение психодиагностической работы, участие в углубленном изучении детей, подростков и учащейся молодежи с
привлечением дефектологов, врачей, юристов и других специалистов.
• Проведение научно-методической работы, включающей формирование банка данных о достижениях научной и практической психологии, психологических обследованиях учителей, учеников и студентов, новых методиках диагностики. Разработка и апробация новых диагностических и коррекционных методик и программ. Участие в психологической экспертизе педагогических инноваций, решений, предложений, учебников и обучающих программ, тестовых методик и др.
• Участие в конкурсных комиссиях, собеседованиях при приеме на работу и при аттестации педагогических кадров.
• Взаимодействие с диагностико-реабилитационными центрами, региональными психологическими службами, учреждениями подготовки, переподготовки и повышения квалификации психологов. Отвечает за правильность ведения документации. Осуществляет учет результатов работы в соответствии с установленными формами.
Должен знать
- законодательные акты Республики Беларусь в области образования, нормативно-правовые документы по вопросам образования, правам ребенка;
- естественнонаучные основы психологии; общую, возрастную, педагогическую, социальную, сравнительную, дифференциальную, клиническую психологию, психофизиологию и психологию труда;
- методологию и методы психологии, математической обработки данных, экспериментальную психологию;
- общую психодиагностику, общие тестовые методики, диагностику и коррекцию эмоциональных состояний, диагностику и коррекцию познавательных процессов, диагностику и коррекцию межличностных отношений, диагностику и коррекцию психического развития, диагностику и коррекцию личности, индивидуальную и групповую психотерапию;
- основы трудового законодательства;
- правила и нормы охраны труда.
Квалификационные требования.
Педагог-психолог высшей квалификационной категории высшего профессионального училища, лицея, гимназии, колледжа: высшее психологическое образование и стаж работы в должности психолога I квалификационной категории не менее 3 лет, 16-й разряд.
Педагог-психолог I квалификационной категории высшего профессионального училища, лицея, гимназии, колледжа: высшее психологическое образование и стаж работы в должности психолога II квалификационной категории не менее 3 лет, 15-й разряд.
Педагог-психолог II квалификационной категории высшего профессионального училища, лицея, гимназии, колледжа: высшее психологическое образование или высшее педагогическое образование и сертификат о прохождении интегрированного курса психологической подготовки и стаж работы в должности психолога не менее 2 лет, 14-й разряд.
Педагог-психолог высшего профессионального училища, лицея, гимназии, колледжа: высшее психологическое образование или высшее педагогическое образование и сертификат о прохождении интегрированного курса психологической подготовки без предъявления требований к стажу работы, 13-й разряд.
Педагог-психолог высшей квалификационной категории других учреждений образования: высшее психологическое образование и стаж работы в должности психолога I квалификационной категории не менее 3 лет, 15-й разряд.
Педагог-психолог I квалификационной категории других учреждений образования: высшее психологическое образование и стаж работы в должности психолога II квалификационной категории не менее 3 лет, 14-й разряд.
Педагог-психолог II квалификационной категории других учреждений образования: высшее психологическое образование или высшее педагогическое образование и сертификат о прохождении интегрированного курса психологической подготовки и стаж работы в должности психолога не менее 2 лет, 13-й разряд.
Педагог-психолог других учреждений образования: высшее психологическое образование или высшее педагогическое образование и сертификат о прохождении интегрированного курса психологической подготовки без предъявления требований к стажу работы, 12-й разряд.
Правовой статус практического психолога Правовой статус психолога, регламентация его прав и обязанностей в учреждениях образования регулируется Положением о СППС УО (27.04.2006), документами Министерства образования РБ.
Статус психолога в образовательном учреждении Психолог образовательного учреждения находится в двойном подчинении:
- по административной линии — руководителя образовательного учреждения,
- по профессиональной — руководителя вышестоящего структурного подразделения психологической службы образования.
Поскольку все государственные учреждения образования находятся в ведении Отделов образования, то СППС УО подчиняются структурным подразделениям Отделов образования.
Содержание административного подчинения составляет выполнение трудовой дисциплины и утвержденного объема должностных обязанностей, а также всех условий трудового договора (соглашения).
Содержание профессионального подчинения заключается в соответствии всех видов реализованной психологической деятельности этическим принципам и нормам профессиональной компетентности психолога образования.
Уровни профессионального подчинения психологов образования по вертикали (от низового звена до высшего органа управления) отражены в структуре психологической службы образования (пирамида), где:
— низовым звеном является психологическая служба (психолог) УО;
— консультирующим, организующим, контролирующим органом на городском (районном) уровне являются сектор охраны детства при органах Отделах образованием;
— руководящим органом психологической службы образования на областном уровне выступают сектор охраны детства;
— руководящим органом психологической службы образования на республиканском уровне является отдел психологической службы Министерства образования РБ.
Юридическая документация, устанавливающая про-
фессионально-трудовые взаимоотношения
Профессионально-трудовые взаимоотношения между УО в лице его руководителя и психологом устанавливаются посредством специально разработанной юридической документации: трудового договора (контракта), трудового соглашения. Структура данной документации стандартна и определяет права, обязанности и ответственность сторон. Содержанию юридического документа психолог должен уделить внимание и ознакомиться со всеми пунктами предлагаемого трудового договора (контракта) или трудового соглашения.
В случае спорного или отсутствия необходимого пункта текст документа может быть доработан при согласии обеих сторон. Чаще всего изменения или дополнения касаются определения функциональных обязанностей, графика работы, продолжительности отпуска и иных условий труда.
В случае оформления психолога в негосударственное (коммерческое) учреждение особое внимание необходимо уделить пунктам, посвященным дополнительным видам деятельности, условиям социального и медицинского страхования, условиям одностороннего расторжения трудового договора (контракта), а также наличию фиксированной заработной платы.
Юридическое согласие родителей на психологическое вмешательство
Независимо от контекста осуществления психологической деятельности ее можно рассматривать как вмешательство в личное пространство субъекта. В случае обращения к психологу взрослого человека его решение о необходимости такого вмешательства является сознательным и свободным. Ребенок решение о необходимости психологической помощи не может принять самостоятельно — это делают за него родители. Они берут на себя ответственность за принятие или непринятие такого решения.
Психологическая служба образования стоит на позициях юридической защищенности свободы выбора родителями условий психологического взаимодействия с их ребенком. По этой причине родители (лица, их заменяющие) должны дать юридическое согласие на психологическое вмешательство (диагностическое, коррекционное и психотерапевтическое взаимодействие). Юридическое согласие должно сопровождаться подписанием документа, подтверждающего их согласие и готовность к сотрудничеству, с обязательствами по предоставлению необходимой информации, имеющей отношение к психическому здоровью и развитию ребенка.
Формально согласие на психологическое вмешательство автоматически включается в договор о принятии ребенка в образовательное учреждение, где указывается наличие функционирующей психологической службы. Тем не менее необходимо исключить возможные конфликтные ситуации и особо оговорить условия психологического взаимодействия и его ограничения в индивидуальном порядке.
К примеру, некоторые родители согласны на психодиагностическую деятельность, а на психокоррекционную — принципиально нет. Организационно это согласие удобно получить на вводном родительском собрании с обозначением позиций психологического вмешательства, их необходимости и условий. В случае несогласия родители могут в индивидуальном порядке написать заявление об отказе от психологического вмешательства или оговорить его особые условия. Отсутствие данного заявления наряду с подписанным договором о принятии ребенка в образовательное учреждение можно считать согласием на последующее психологическое взаимодействие с ребенком без ограничений.
Надо отметить, что в некоторых случаях психологическое вмешательство не подлежит ограничению. Прежде всего, это острые психоэмоциональные состояния ребенка, асоциальное поведение и трудности адаптации к образовательному учреждению.
Персональная ответственность психолога образования Стратегия ответственности за жизнь и здоровье детей, находящихся в образовательном учреждении (особенно это касается дошкольных учреждений), одинакова для всего педагогического коллектива, в том числе и для психолога, но в контексте своей профессиональной деятельности он несет персональную ответственность за корректность своих профессиональных действий. Умышленно или неумышленно совершенные психологом профессиональные нарушения подлежат привлечению к административно-профессиональной ответственности. К профессиональным нарушениям прежде всего относится нарушение этических принципов и правил психологической деятельности в сфере образования. Далее это систематическое невыполнение или частичное выполнение должностных обязанностей, определенных должностной инструкцией специалиста. Профессиональная ответственность психолога в зависимости от степени нарушения может заключаться как в коллегиальном порицании и административном наказании, зафиксированных в профессиональнотрудовой документации, так и в профессиональной дисквалификации.
Психолог несет административную ответственность за:
- правильность поставленного психологического диагноза и адекватность используемых психологических методов и средств (диагностических, коррекционных, развивающих, профилактических), а также обоснованность даваемых рекомендаций;
- своевременность заполнения психологической документации и оформление ее в установленном порядке;
- сохранность психологической документации (протоколов психодиагностических обследований, психологических заключений);
- конфиденциальность (закрытость) психологической информации, полученной в процессе психологического взаимодействия (исключая случаи ее коллегиального обсуждения);
- намеренное профессиональное невмешательство (исключаются случаи, выходящие за рамки профессиональной компетентности).
Если же действия психолога влекут за собой серьезные последствия для психического или физического здоровья ребенка, он может быть привлечен и к уголовной ответственности. Психолог несет уголовную ответственность за:
- неразглашение (утаивание) информации, угрожающей жизни и здоровью детей;
- неумышленное (халатность и некомпетентность) и умышленное (по сговору) причинение ущерба психическому здоровью детей запрещенными или не адаптированными для возрастного применения профессиональными средствами.
Нормативы профессиональной нагрузки психолога.
Объем профессиональной нагрузки психолога не всегда может быть измерен в количественном отношении. Однако для организации и регулирования его деятельности, оплаты труда такое измерение необходимо, и в основном оно осуществляется в виде регламентации продолжительности рабочего времени в течение дня и недели. Нормативы рабочего времени для психолога устанавливаются в большинстве случаев наравне с нормативами служащих той организации, в которой он трудится.
В пределах 40 часов рабочего времени в неделю психолог самостоятельно планирует свою работу для выполнения должностных инструкций, утверждаемых руководителем УО на основании квалификационных характеристик педагога-психолога.
Распорядок рабочего дня психолога должен соответствовать распорядку учреждения и утверждаться руководством этого учреждения.
Вследствие сложности психологической деятельности нормативы профессиональной нагрузки психолога могут пересматриваться в зависимости от типа УО, особенностей контингента, с которым работает психолог, и других факторов.
Примерное распределение недельного рабочего времени педагога-психолога
(Рабочая неделя равна 40 часам)
1. Психологическое просвещение — 4—6 часов.
2. Психодиагностическое обследование и обработка материалов
— 6—8 часов.
3. Психокоррекционные и тренинговые занятия и подготовка к ним — 4—6 часов.
4. Психологическое консультирование и профконсультирование— 4—6 часов.
5. Консультации в научных, психологических центрах, работа с научно-методической литературой, участие в семинарах и методических объединениях и другие формы профессионального совершенствования — 8 часов.
6. Другие виды работ, предусмотренные тарифноквалификационной характеристикой, - 4-6 часов.
Должность психолога водится в начальных, базовых и общеобразовательных школах при наличии следующего количества классов-комплектов:
- до 11 - 0,5 ставки (при наличии не менее 50 учащихся),
- 12-33 - 1 ставка,
- 34-44 - 1,5 ставки,
- 45-55 - 2 ставки.
В профессионально-технических учебных заведениях:
- до 400 учащихся - 0,5 ставки,
- свыше 400 - 1 ставка.
В средних специальных учебных заведениях:
- до 500 учащихся - 0,5 ставки,
- свыше 500 - 1 ставка.
В отделы воспитательной работы с молодежью ВУЗов из расчета 1 ставки на каждые 1500 студентов дневной формы обучения, но не менее 1 ставки на вуз.
Во всех типах дошкольных учреждений из расчета 0,5 ставки при наличии 4 - 7 групп детей и 1 ставки - свыше 7 групп.
Комплект документации психолога.
Важным компонентом профессиональной деятельности психолога в условиях УО является оформление разного рода документации. Она сопровождает каждое направление работы психолога — от коррекционно-диагностическои до просветительской и профилактической деятельности.
Комплект (пакет) документации практического психолога образовательного учреждения подразделяется на несколько видов: нормативную, специальную и организационно
методическую.
Нормативная документация представляет собой совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности психолога в системе образования.
В этот перечень входят:
— Закон РБ «Об образовании»;
— Конвенция ООН о правах ребенка;
— Закон РБ О правах ребенка;
— Приказы и постановления Министерства образования РБ О введении должностей психолога или педагога-психолога в УО;
— Постановление Министерства образования РБ «Об утверждении положения о СППС УО» (от 27.04.2006 № 42);
— Тарифно-квалификационная характеристика педагога- психолога УО;
— Приказ Министерства образования РБ «Об утверждении положения о кабинете психологической службы УО» от 13.08.1998 № 496;
— Приказ Министерства образования РБ «О совершенствовании деятельности педагогов-психологов и психологической службы системы образования» от 13.08.1998 № 497;
— инструктивные письма и приказы Министерства образования РБ.
Это нормативная база профессиональной деятельности психолога, она подлежит своевременной замене при обновлении содержания и норм психологической работы в сфере образования РБ.
При оформлении специалиста на основе договора или контракта психолог и администрация образовательного учреждения оговаривают вопросы должностных обязанностей, временного графика и заработной платы отдельными пунктами. В этом случае договор включается в перечень нормативной документации.
Специальная документация - особый вид документации, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны профессиональной деятельности.
В комплект специальной документации входят:
—индивидуальные психодиагностические материалы, которые хранятся до выпуска обучающихся из учреждения образования;
—отчеты и аналитические материалы о результатах психодиагностических исследований, реализации программ психологической поддержки и планов оказания помощи конкретным категориям обучающихся, воспитанников, родителям.
Другими словами это (курсивом обозначена закрытая информация)
— психологические заключения;
— коррекционные карты;
— протоколы диагностических обследований, коррекционных занятий, бесед, интервью и т.д.
— карты (истории) психического развития;
— психологические характеристики;
— выписки из психологических заключений и карт развития.
Организационно-методическая документация. Цель ведения данной документации - организация, планирование и методическое обеспечение профессиональной деятельности психолога.
В организационно-методическую документацию входят:
- график работы психолога, утвержденный руководителем УО;
- график проведения индивидуальных консультаций для детей, родителей и педагогов;
- план работы на год, месяц, неделю (ежедневный);
- аналитический отчет о работе за предыдущий год;
- отчеты и информации о выполнении других планов работы;
- журнал учета индивидуальных консультаций для детей, родителей, педагогов;
- журнал учета работы;
- паспорт кабинета с перечислением оборудования, игр, диагностических методик, литературы, учебных и наглядных пособий и т.д.
Задания по теме 3.
Задание 1. Проанализировать комплект документации психолога. В рабочих тетрадях зафиксировать форму ведения журналов, основные направления работы психолога (на основе анализа графика работы), структуру отчетов.
Квалификационные требования в деятельности психолога.
Выполнение психологом профессиональных обязанностей требует адекватного уровня компетентности, которая основывается на сформированности профессионально необходимых знаний и умений, опирается на наличие опыта успешного применения этих знаний и умений в различных проблемных ситуациях профессиональной психологической работы.
Профессионально необходимые для психолога знания и умения включают не только широкий круг теоретических концепций и подходов, профессиональных диагностических средств, психологических техник и методов работы с людьми, но и ориентировку психолога в нормах и предписаниях своей профессиональной деятельности, функциональных обязанностях и правах на рабочем месте.
Квалификационные требования в сфере психологических профессий разрабатываются на основе научного изучения профессий, системных представлений о профессиональной деятельности человека в целом. Требования к личности психолога отражены в профессиограмме этой профессии. А. К. Маркова определяет про- фессиограмму как научно обоснованные нормы и требования профессии к различным видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему соответствовать требованиям профессии, получать необходимые для общества результаты и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника. Профессиограмму можно назвать обобщенной эталонной моделью успешного специалиста.
Среди множества факторов, определяющих успешность деятельности психолога, одно из главных мест занимает субъективный образ различных этапов и элементов профессионального труда, который должен обладать свойствами адекватности, полноты, определенной степени сформированности. Профессиограмма позволяет не только выделить профессионально важные качества специалиста той или иной сферы, но и выступает как модель психологической структуры деятельности профессионала, обеспечивающая исследование уровня сформированности профессионала, его готовности к конкретной деятельности.
Помимо профессиограммы требования к уровню подготовки выпускника-психолога отражены в Образовательном стандарте (см. Образовательный стандарт. Высшее образование. Вторая ступень. Специальность 1-23 01 04. Психология. Квалификация «Психолог. Преподаватель психологии». ОСРБ 1-23 01 04-2008).
Субъективные и объективные критерии оценки деятельности психолога.
Критерии оценки деятельности психолога можно сгруппировать на основании выделения субъекта оценочной деятельности, т.е. на том основании, кем производится эта оценка.
Нормативные критерии оценки деятельности психолога разрабатываются различными официальными органами, в ведении которых находятся учреждения психологической службы, рабочие места психологов. Характеристика квалификационных требований к психологу включает требования к уровню образования психолога, в том числе и к последипломному образованию и повышению квалификации, к стажу работы по профессии, описание знаний и умений, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей. Указывается необходимость знания нормативных документов (основных законов, положений, инструкций, методических рекомендаций и т.п.), владение новыми информационными технологиями в сфере своей профессиональной деятельности.
Критерии оценки эффективности деятельности педагогапсихолога и организации психологической службы образования
Основой для оценки деятельности педагога-психолога учреждений образования является выполнение им функциональных обязанностей в соответствии с тарифно-квалификационной характеристикой (утверждена Постановлением Министерства труда
Республики Беларусь от 9 января 1998 г. № 3), следование Положению о кабинете психологической службы учреждений образования (утверждено приказом Министерства образования Республики Беларусь от 13 августа 1998 г. № 496) и методические рекомендации.
В качестве основных критериев оценки деятельности пе- дагога-психолога выступают следующие показатели:
1. Деятельность педагога-психолога по созданию условий для эффективной работы (оборудование и методическое оснащение кабинета, сохранность вверенного ему имущества).
2. Регулярное и четкое ведение документации, ее качество.
3. Участие в научно-исследовательской и методической работе.
4. Качественные изменения в работе с посетителями (детьми, учащимися, студентами, родителями, педагогами), определяемые на основе протоколов исследований, наблюдений, бесед, результатов положительных изменений в поведении, личностных характеристиках.
5. Обоснованность индивидуальных и групповых психодиагностических обследований, тестирований, их качество, соответствие требованиям. Качество психологических заключений и рекомендаций.
6. Качество психокоррекционных программ и занятий, их эффективность.
7. Наличие системы психологического просвещения учащихся, студентов, педагогов, родителей, формы и активные методы этой работы (семинары, факультативы, деловые игры, стенд психолога и т.п.).
8. Отзывы руководителей, педколлектива, учащихся, студентов, родителей о работе педагога-психолога (определяется с помощью безымянного анкетирования).
9. Участие педагога-психолога в психологических экспертизах педагогических решений и программ, конкурсных комиссиях, выпускных и приемных экзаменах, собеседованиях при приеме на работу, в аттестации педкадров.
10. Взаимодействие с диагностико-реабилитационными и другими центрами помощи детям, психологическими общественными организациями, кафедрами психологии, институтами повышения квалификации.
Критерии эффективности психологической службы образования складываются из следующих показателей:
1. Кадровый состав педагогов-психологов: процент обеспеченности учреждений образования педагогами-психологами в соответствии со штатным расписанием; уровень образования (высшее психологическое образование, высшее педагогическое образование и сертификат о прохождении интегрированного курса психологической подготовки); квалификационная категория; процент текучести кадров.
2. Материально-техническое и методическое обеспечение деятельности педагогов-психологов (наличие оборудования в соответствии с требованиями к кабинету психологической службы, методического инструментария, библиотеки педагога-психолога, научно-методических журналов «Пшхалогш», обязательной документации).
3. Повышение квалификации педагогов-психологов и инспекторов, курирующих психологическую службу (курсы, стажировка, семинары, конференции, методические объединения, научнометодические публикации, магистратура, аспирантура, научноисследовательская работа, пропаганда психологических знаний).
4. Подготовка и принятие управленческих решений по психологической службе на уровне отдельного учреждения образования района, города, области (планирование, анализ деятельности педагогов-психологов, разработка перспективной программы развития психологической службы с учетом современных требований).
5. Наличие информационного банка данных о психологической службе (статистические отчеты, анализ планов, приказов, решений, критических замечаний, писем, жалоб).
6. Наличие банка данных о детях, нуждающихся в коррекционной помощи педагога-психолога. Совместная работа педагога- психолога с комиссией по делам несовершеннолетних, его работа по профилактике правонарушений.
7. Рассмотрение вопросов организации психологической службы на заседаниях райисполкомов, советах отделов образования, совещаниях руководителей учреждений образования.
8. Система работы отделов образования по изучению, обобщению, распространению лучшего опыта работы в районе, городе, области. Внедрение передового республиканского и зарубежного опыта.
9. Выполнение педагогами-психологами санитарногигиенического режима, противопожарной безопасности, требований по охране жизни и здоровья детей.
10. Наличие (и знание) документации, нормативных документов по психологической службе у руководителей учреждения образования, правильность и регулярность ее оформления.
11. Работа руководителей учреждений образования по созданию условий для эффективной и творческой деятельности педагогов-психологов.
12. Участие педагогов-психологов в управленческой деятельности, педагогических советах.
13. Формы и методы контроля со стороны администрации, отделов образования за работой педагогов-психологов.
14. Работа педагогов-психологов в системе семейнообщественного воспитания (взаимодействие с родителями, опекунами, специалистами, организациями, определяющими воспитательное воздействие на личность ребенка, учащегося и студента).
Официальную оценку степени квалификации психолога и его профессиональной деятельности может дать только специалист- психолог (психолог-методист отдела образования, специалисты факультетов, кафедр и научно-исследовательских институтов в области психологии, методические объединения психологов, экспертные советы психологических обществ и ассоциаций). Оценка профессиональной квалификации практического психолога включает, как правило, анализ его методической и теоретической подготовки, оценку овладения практическими профессиональными методами работы. Квалификационная комиссия может давать рекомендации администрации учреждения по установлению квалификационного разряда психолога в зависимости от уровня его образования, стажа работы, владения психологическими знаниями и практическими методами.
Помимо нормативных официальных критериев, существуют и другие, неофициальные подходы к оценке работы психолога в учреждении. Психолог оценивается со стороны администрации и своих коллег-психологов скорее не на основании должностных требований и инструкций, а по отдельным эмпирическим показателям его деятельности, значимым для работы в данной сфере.
Администрация учреждения опирается в оценке деятельности психолога на нормативные акты и показатели, а при отсутствии их в той отрасли, к которой принадлежит организация, может разработать должностные инструкции и требования к работе психолога на основе общих положений и существующих аналогичных документов. Помимо нормативных критериев, со стороны руководства организации выдвигаются, как правило, и дополнительные требования к психологу - это, прежде всего, различные количественные показатели его работы, которые отражены в официальных отчетах, задокументированы, имеют какую-либо материальную выраженность. В связи с этим администрация учреждения обращает внимание на следующие стороны работы психолога:
- соответствие содержания работы психолога плану и перспективным направлениям работы организации, учреждения, в котором он трудится;
- количество проведенных психодиагностических методик и обследованных клиентов, сотрудников;
- разного рода выступления психолога перед работниками организации;
- психологические мероприятия (тренинги, обучающие сессии), проведенные психологом, и число охваченных ими сотрудников;
- подготовленные доклады, отчеты, сообщения, рекомендации, резюме, проспекты, презентации, посвященные важным и актуальным для данного учреждения проблемам, датам, персоналиям;
- оформленные психологом стенды, «стенгазеты», информационные бюллетени и другие наглядные материалы.
Данные критерии характеризуют объем работы, выполненный психологом, в какой-то степени отражают трудовой вклад и интенсивность, напряженность труда психолога.
Со стороны коллег-психологов, как работающих в данном учреждении, так и взаимодействующих с психологом в рамках профессионального сообщества, оценка осуществляется прежде всего по качественным особенностям и результатам деятельности, таким как:
- владение профессиональными навыками практической работы с людьми: валидными психодиагностическими методиками, разного рода коррекционными и консультативными техниками и приемами, методами современной тренинговой работы в различных областях;
- уровень профессиональной теоретической подготовки: наличие базового психологического образования; тип учебного заведения, которое закончил психолог, и форма его подготовки (очное, очно-заочное, заочное обучение); специальные сертификаты и дипломы послевузовской переподготовки и повышения квалификации;
- участие в научно-исследовательской работе: умение организовать и провести психологический эксперимент; владение современными методами обработки результатов психологического исследования, в том числе статистическими; количество публикаций, участие в научных семинарах, конференциях, в работе научных психологических обществ;
- личная профессиональная репутация и известность: отзывы коллег, клиентов, администрации учреждения, в котором трудится психолог.
Психологи-профессионалы настороженно относятся к тем своим коллегам, которые считают, что являются специалистами в любом виде психологической работы, владеют всеми необходимыми психологическими методиками, берутся за решение любых психологических проблем.
Существуют также субъективные критерии оценки собственной профессиональной деятельности и компетентности, которые основаны на сложившемся профессиональном самосознании и Я-концепции психолога, субъективном образе профессионального труда. Прежде всего, это оценка самим психологом результативности собственного профессионального решения психологических проблем и достижения качественных сдвигов в коррекционной и консультативной работе с людьми. Критерии такой оценки очень субъективны и изменчивы, им трудно соответствовать, поскольку результаты психологической работы могут не просматриваться непосредственно, зачастую они отдалены во времени. При этом психологи часто бывают неоправданно критичны к себе и своей работе. Поэтому психолог, как правило, оценивает себя в профессиональном отношении ниже, чем оценивают его сотрудники и коллеги. Для адекватной ориентировки в своих профессиональных возможностях и достижениях психолог должен постоянно поддерживать контакт с администрацией и коллективом работников учреждения, в котором он трудится, входить в психологическое сообщество посредством участия в различных психологических объединениях, конференциях и других мероприятиях. Это позволяет психологу получить позитивную обратную связь в отношении своей профессиональной деятельности и достижений.
В исследовании М. И. Лукьяновой, направленном на выявление критериев эффективности деятельности школьного психолога, было выявлено, что в число значимых критериев для всех участников образовательного процесса (практических психологов школ, психологов районных отделов образования, руководителей отделов образования и образовательных учреждений) входят показатели благоприятного психологического климата в школе (характер взаимоотношений между учителями и учениками, учителями и родителями, эмоциональное самочувствие педагогов и учащихся, успешность адаптации школьников к условиям образовательного процесса, уменьшение числа конфликтных ситуаций, удовлетворенность протеканием школьной жизни), удовлетворенность учителей и учеников результатами деятельности психолога.
Помимо этого, оценка деятельности психолога зависит от того, какую желаемую модель этой деятельности по отношению к организации имеют в виду те, кто производит оценку. С одной стороны, от психолога могут ожидать действий, соответствующих модели «психолог-помощник администрации», базирующейся на положениях когнитивной и поведенческой психологии; с другой - деятельность психолога может соответствовать модели «психолог- психотерапевт», в основе которой лежат постулаты гуманистической и экзистенциальной психологии. Для каждой из этих моделей успешность деятельности психолога определяется разными критериями. В первом случае психолог находится на стороне администрации, исполняет ее решения, проводит линию руководства в работе с людьми. Во втором - психолог заведомо находится на стороне клиентов-сотрудников. Таким образом, если представления о целях деятельности психолога со стороны администрации и его самого будут не совпадать, психолог может быть оценен хотя и достаточно объективно в рамках какой-либо модели, но односторонне. Вследствие этого могут возникнуть взаимное недовольство, непонимание, противоречия. Необходимо отметить, что любая организация заинтересована в психологической работе, соответствующей первой из упомянутых моделей, а сам психолог в большинстве случаев хотел бы работать в русле второй модели психологической помощи. Е.И. Вахромов считает, что описанные модели являются не конкурентными, а взаимно дополняющими. Модель «психолог- помощник администрации» может рассматриваться как базисная, а модель «психолог-психотерапевт» должна надстраиваться над базисной моделью по мере накопления опыта работы и профессионального роста психолога.
Задания по теме 4.
Задание 1. Законспектировать основные требования к уровню теоретической и практической подготовки психолога (Образовательный стандарт. Высшее образование. Вторая ступень. Специальность 1-23 01 04. Психология. Квалификация «Психолог. Преподаватель психологии». ОСРБ 1-23 01 04-2008).
Тема 5. Этические принципы работы психолога.
Профессиональная этика - специфические нормы поведения, характерные для разных видов профессиональной деятельности людей, и обоснование этих норм с точки зрения общественной морали.
Профессиональная этика закрепляет права и ответственность и тип отношений участников процесса, таким образом осуществляя регуляцию деятельности специалиста (психолога).
При рассмотрении основных этических регуляторов деятельности практического психолога можно выделить следующие уровни:
1. Правовой уровень основан на таких документах, как Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь Об образовании, должностная инструкция психолога, тарифноквалификационная характеристика и др. нормативно-правовые документы.
2. Моральный уровень находит отражение в этических кодексах, уставах, стандартах, где содержатся разнообразные этические принципы.
3. Нравственный уровень предполагает определенную ценностно-смысловую зрелость психолога. Нравственный уровень возможен лишь тогда, когда у психолога нет стремления навязывать свою точку зрения клиенту (признание позиции другого человека), однако психолог имеет свою собственную точку зрения (своеобразный нравственный критерий по отношению к событиям окружающего мира и к самому себе).
Во многих станах мира существуют этические кодексы психолога.
Кодексом принято называть систематизированную систему представлений, регулирующую какую-либо область общественных отношений. Следовательно, этическим кодексом деятельности психолога регулируется область профессиональной психологической деятельности.
Этический кодекс психолога содержит описание наиболее важных аспектов психологической работы, направления разрешения основных трудностей, возможности разрешения этических дилемм. Этический кодекс принимается и разрабатывается сообществом психологов и несмотря на то, что он не имеет юридической силы, рассматривается психологами как руководство к действию, а нарушение его может привести к порицанию со стороны коллег, лишению сертификатов, исключению из рядов психологического сообщества. Поскольку этический кодекс разрабатывается сообществом психологов, то в разных странах действуют различные профессиональные кодексы. Кроме того, в одной стране могут действовать неодинаковые этические кодексы для представителей разных психологических профессий и специализаций. Несмотря на это, основные положения существующих этических кодексов схожи между собой и направлены на повышение ответственности психолога за результаты использования научного психологического знания. Все профессиональные этические кодексы психологов включают следующее:
1. Требования к профессиональной компетентности психолога заключаются в том, что:
- психолог отвечает за уровень собственной профессиональной компетентности, на который он претендует, поэтому психолог не имеет права браться за работу, не соответствующую уровню его образования и квалификации;
- психолог обязан поддерживать высокий уровень своей профессиональной деятельности, расширять научный кругозор, повышать свою квалификацию;
- психолог обязан придерживаться стандартов своей профессии, он не должен передавать содержание профессиональных методик и приемов людям, не имеющим профессиональной психологической подготовки;
- некоторые кодексы содержат запрет на рекламу профессиональных психологических услуг, а также на участие психолога в любых рекламных кампаниях.
2. Регулирование отношений психолога с клиентами включает характеристику общепрофессиональной позиции психолога, регламентацию его основных прав и обязанностей по отношению к людям, обращающимся за психологической помощью:
- общепрофессиональная позиция: соблюдение моральных стандартов и прав человека, разделение общепрофессиональной позиции психологической деятельности, уважение принятых клиентом решений, принятие права испытуемого на отказ от психодиагностического обследования и от работы с психологом, уважение желания клиента прервать психологическую работу или отказаться от какого-либо ее вида;
- права психолога: право на сохранение профессионального и личного достоинства, поэтому психолог может отказать в своих услугах клиенту, который не ценит профессиональную квалификацию психолога, не уважает его как личность, не выполняет профессиональных требований психолога, дискредитирует его деятельность в глазах других людей;
- обязанности психолога: психолог должен в своей деятельности исходить из принципа максимальной пользы для клиента, не нанесения какого-либо ущерба; психолог несет полную ответственность за человека, с которым он работает; соблюдение конфиденциальности в отношениях с клиентом; психолог не должен вступать в личные отношения с клиентами.
3. Регулирование отношений психолога с коллегами- психологами. Психолог должен вести себя честно и справедливо по отношению к коллегам по профессии, не предлагать своих услуг клиенту, уже получающему психологическую помощь от другого психолога, не обсуждать и не осуждать коллег и содержание приемов их профессиональной деятельности с клиентами.
Задания по теме 5.
Задание 1. Проанализировать действующие этические кодексы психолога (этический кодекс Российского психологического сообщества, этически принципы и правила работы практического психолога образования, этические стандарты психологов, принятые Американской психологической ассоциацией, этический кодекс психологов Германии, этические стандарты, принятые в Испании). Результаты оформить в таблицу:
№ |
Этический кодекс или стандарты |
Особенности |
1. |
Этический кодекс Российского психологического сообщества |
|
2. |
|
|
Задание 2. На основе анализа литературных источников в группах (по 5-6 человек) разработать этический кодекс практического психолога и этический кодекс научно-исследовательской деятельности психолога.
Контрольные задания по разделу 3.
1. Разрешение на работу школьным психологом в США выдается:
a) высшим учебным заведением;
b) образовательным органом штата;
c) психологическим департаментом администрации штата;
d) все ответы верны;
e) ответ b и с.
2. Психологические службы в Европе находятся под патронажем:
a) общественных организаций;
b) государства;
c) политических партий;
d) правильного ответа нет.
3. В СССР психологи впервые стали работать:
a) в школах Эстонии;
b) в школах Грузии;
c) в школах Литвы;
d) все ответы неверны.
4. Положение о психологической службе народного образования в СССР было разработано в:
a) 1983 году;
b) 1980 году;
c) 1921 году;
d) 1989 году.
5. Целенаправленное воздействие на те или иные сферы психики клиента, ориентированное на приведение ее показателей в соответствие с возрастной или иной нормой:
a) психопрофилактика;
b) психодиагностика;
c) психологическая коррекция;
d) психологическое консультирование;
e) психотерапия.
6. Задачами деятельности психолога в русле психопрофилактики являются:
a) проведение различных видов работ по созданию благоприятного психологического климата в учреждении;
b) установление наличия у человека того или иного психологического свойства или особенности поведения;
c) создание условий, при которых клиент окажется способным посмотреть на свои жизненные трудности со стороны.
7. Основная цель психологического консультирования заключается в:
a) развитии самосознания и самоисследования клиентов для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений;
b) психологической помощи человеку в становлении его как продуктивной личности, обладающей высоким уровнем самосознания, способной осуществлять собственную, самостоятельно выбранную жизненную стратегию, готовой нести ответственность за свою судьбу;
c) создании условий, содействующих предупреждению дезадаптационных состояний при смене места работы, должности, профессии.
8. Комплект документации школьного психолога состоит из:
a) нормативной документации;
b) специальной документации;
c) организационно-методической документации.
d) все ответы верны;
e) все ответы неверны.
9. Основная цель специальной документации заключается в:
a) определении стандартов и нормативов профессиональной деятельности психолога;
b) обеспечении содержательной и процессуальной стороны профессиональной деятельности;
c) организации, планировании и методическом обеспечении профессиональной деятельности психолога;
d) все ответы верны;
e) все ответы неверны.
10. График работы, годовой план, журнал и бланки психологических запросов относятся к:
а) нормативной документации;
b) специальной документации;
c) организационно-методической документации;
d) ответ b и с;
e) нет правильного ответа.
11. Защита прав психолога может быть:
a) юридической (нормативно-правовые документы);
b) моральной;
c) социальной (ассоциации психологов, образовательные фонды и др.);
d) все ответы верны
e) все ответы неверны.
12. Трудности, которые испытывает психолог в профессиональной деятельности:
a) большой объем работы;
b) выполнение непрофессиональных обязанностей;
c) непонимание со стороны педагогического коллектива;
d) нехватка практического опыта;
e) все вышеперечисленные.
13. Психолог первой категории - это психолог, который:
a) имеет высшее педагогическое образование или высшее дополнительное психологическое образование;
b) имеет высшее педагогическое образование и сертификат о дополнительной переподготовке или высшее психологическое образование, стаж работы в должности психолога без категории не менее одного года;
c) имеет высшее дополнительное или базовое психологическое образование, стаж работы не менее двух лет;
d) базовое высшее психологическое образование, стаж работы психологом первой категории не менее трех лет.
14. Кто официально оценивает деятельность психолога:
a) сам психолог;
b) коллеги-психологи;
c) психолог-методист;
d) администрация учреждения.
15. Неофициально работа психолога оценивается:
a) самим психологом;
b) специалистами факультетов;
c) психологом-методистом;
d) администрацией учреждения.
16. По каким критериям администрация учреждения, прежде всего, оценивает деятельность психолога:
a) по тому, как его оценивают другие психологи;
b) по оформлению документации и количеству выступлений на разного рода мероприятиях;
c) по владению практическими навыками психологической работы с людьми;
d) по отзывам со стороны сотрудников и клиентов.
17. По каким критериям коллеги-психологи оценивают деятельность психолога:
a) по тому, как его оценивают другие психологи;
b) по оформлению документации и количеству выступлений на разного рода мероприятиях;
c) по владению практическими навыками психологической работы с людьми;
d) по отзывам со стороны сотрудников и клиентов.
18. Укажите, какие из перечисленных общих положений включены в этические кодексы деятельности психологов разных стран:
a) нормы отношений психологов с клиентами;
b) нормы профессиональной нагрузки психолога;
c) требования к уровню образования психолога;
d) формы обязательной документации в работе психолога.
19. Какие из перечисленных общих положений не упоминаются в этических кодексах деятельности психологов разных стран:
a) нормы отношений психологов с клиентами;
b) нормы отношений психологов с коллегами-психологами;
c) нормы рабочего времени психологов;
d) требования к профессиональной компетентности психологов.
20. Комитет по этике, рассматривающий случаи неэтичного поведения психологов, существует в:
a) США;
b) Германии;
c) Испании;
d) России.
Примерные темы сообщений и рефератов
1. Психология как наука и как область профессиональной деятельности.
2. Психолог, психотерапевт, психиатр.
3. Психологическая работа в медицинской сфере.
4. Психологическая работа в образовании.
5. Психологическая работа в сфере социальных отношений.
6. Психология труда и организационная психология.
7. Психология в сфере экономики.
8. Психологическая работа в юридической сфере.
9. Психология в спорте.
10. Консультативная психология.
11. Особенности профессиональной подготовки психологов в США и Европе.
12. Основные программы подготовки психологов за рубежом.
13. Специфика и организация исследовательской деятельности психолога.
14.Обучение психологическим знаниям как вид деятельности психолога.
15. Жизнь и достижения известных психологов (А. Адлер, А. Бине, Л.С. Выготский и др.)
16. Развитие психологической службы в Республике Беларусь.
17. Квалификационная характеристика должности психолога.
18. Права и обязанности психолога.
19. Профессиональные кодексы этики психологов зарубежных стран.
20. Требования к организации рабочего места психолога.
21. Этапы адаптации психолога как молодого специалиста.
22. Проблема индивидуального стиля деятельности психолога.
23. Единство личного и профессионального в деятельности психолога.
24. Профессионально значимые свойства личности психолога.
25. Проблема профессиональной деформации личности психолога.
26. Профилактика профессионального «сгорания» в работе психолога.
27. Проектирование и инновации в деятельности практического психолога.
28. Особенности создания профессионального имиджа психолога.
29. Технология формирования имиджа психолога-профессионала.
Вопросы к зачету (примерный перечень)
1. Профессиональная подготовка психологов за рубежом.
2. Подготовка профессиональных психологов в РБ.
3. Общее представление о профессии. Психология как особая профессиональная деятельность.
4. Структура профессиональной деятельности психолога.
5. Объекты профессиональной деятельности. Виды и функции профессиональной деятельности психолога.
6. Сферы и задачи профессиональной деятельности психолога.
7. Отличия психолога-профессионала от «психолога-любителя»
8. Основные разделы психологии и сферы деятельности психо- логов-практиков.
9. Различные значения понятия «наука». Классификация наук. Исследовательская деятельность психолога.
10. Общее представление о прикладной психологии и психологической практике.
11. Ключевые фигуры практической психологической работы: заказчик, клиент, психолог. Позиции психолога-практика по отношению к клиенту.
12. Основные направления деятельности практического психолога.
13. Обучение психологическим знаниям как вид деятельности психологов.
14. Профессионализация как психологическое явление. Соотношение понятий профессионализация и социализация.
15. Изучение профессионализации в зарубежной психологии: психодинамический подход, сценарная теория.
16. Теория профессионального развития Д. Сьюпера.
17. Типологическая теория Дж. Холланда.
18. Изучение профессионализации в отечественной психологии.
19. Профессионально обусловленная структура личности специалиста (модель личности специалиста).
20. Компетентность, виды и этапы развития компетентности.
21. Индивидуальный стиль деятельности.
22. Этапы формирования индивидуального стиля деятельности.
23. Профессионализм: определение, функции, стадии развития профессионализма, критерии профессионализма.
24. «Кризисы разочарования» и основные этапы развития психо- лога-профессионала.
25. Типы и уровни профессионального самоопределения.
26. Жизненные перспективы и пути их реализации. Мотивация выбора профессии. Факторы, влияющие на выбор профессии.
27. Профессиональная пригодность. Структура профессиональной пригодности.
28. Степень профессиональной пригодности. Этапы формирования профессиональной пригодности.
29. Профессиональные способности. Профессиограмма практического психолога и преподавателя психологии.
30. Требования к личности психолога. Профессиональноличностный портрет психолога.
31. Структура и функции профессионального сознания психологов.
32. Образ «Я» в профессии. Профессиональная позиция. Профессиональные самооценка, самоконтроль, ответственность.
33. Понятие, стадии и формирование синдрома «сгорания».
34.Основные симптомы и проявления эмоционального «сгорания». Профилактика синдрома «сгорания».
35. Общая характеристика этического кодекса деятельности психолога. Профессиональные кодексы этики психологов зарубежных стран.
36. Этика в научной и практической деятельности психолога.
37. Понятие целей и задач по отношению к профессиональной деятельности психолога. Цели стратегические и тактические.
38. Стратегии, используемые психологом, и их построение.
39. Организация психологической службы в США и странах Западной Европы.
40. Научные предпосылки и история создания психологической службы в России.
41. Развитие психологической службы в РБ.
42. Основные профессиональные обязанности и права психолога. Правовой статус практического психолога.
43. Содержание работы психолога.
44. Нормативы профессиональной нагрузки психолога. Оборудование кабинета и рабочего места психолога.
45. Комплект документации психолога.
46. Квалификационные требования в деятельности психолога. Субъективные и объективные критерии оценки деятельности психолога.
47. Сущность и этапы проектирования. Проектирование и инновации.
48. Разработка проектов новых видов психологического сервиса.
49. Имидж психолога. Структура имиджа профессии психолога.
50. Технология формирования имиджа психолога-профессионала.
Литература
Основная литература
1. Вачков, И.В.. Введение в профессию «психолог» / И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников. - М., 2004.
2. Григорович, Л.А. Введение в профессию «психолог»: Учебное пособие / Л.А. Григорович. - М., 2004.
3. Дубровина, И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики / И.В. Дубровина. - М., 1991.
4. Закон РБ О высшем образовании от 11 июля 2007 г. № 252-З //Национальный реестр правовых актов 19 июля 2007 г. № 171 (№2/1349).
5. Зеер, Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зеер. - М., 2005.
6. Изотова, Е.И. Психологическая служба в образовательном учреждении / Е.И. Изотова. - М., 2007.
7. Карандашев, В.Н. Психология: Введение в профессию / В.Н. Карандашев. - М., 2003.
8. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - М., 2004.
9. Климов, Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд): Учебное пособие / Е.А. Климов. - М., 2003.
10. Красило, А.И. Статус психолога и проблемы его адаптации в учебном заведении / А.И. Красило. - М., 1998.
11. Нормативные документы для педагогов-психологов и психологической службы учреждений образования. Сборник / Ав- тор-сост. Сизанов А.Н. - Мн., 2001.
12.Об утверждении Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования Постановление Минобразования РБ 27.04.2006 № 42 // Зб.нарматыуных актау Мш.адукацьй РБ.-2006.-№ 15.- С.3-11.
13. Павлова, Т.А. Введение в профессию: Психолог: Уч.пос.для студентов вузов / Т.А. Павлова. - М., 2007.
14. Шмелева, И.А. Введение в профессию. Психология / И.А. Шмелева. - СПб., 2007.
Дополнительная литература
1. Асмолов, А.Г. XXI век: Психология в век психологии / А.Г. Асмолов // Вопросы психологии. - 1999. - № 1. - C. 3-13.
2. Бражникова, А.Н. Еще раз о профессии «психолог» / А.Н. Бражникова // Психология и школа. - 2004. - №4. - C. 31-35.
3. Давидовская, З.Н. Модель организации школьной психологической службы / З.Н. Давидовская // Псгхалопя. - 2006. - № 2. - C. 20-23.
4. Дубровина, И.В. Психологическая служба образования / И.В.
Дубровина// Психологическая наука и образование. - 2001. - № 2. - C. 83-93.
5. Карандашев, В.Н. Подготовка профессиональных психологов в европейских странах и США / В.Н. Карандашев // Инновации в образовании. - 2002. - N 3. - С. 99-101.
6. Ковалева, Т.Н. Состояние и перспективы развития психологической службы в системе образования Беларуси / Т.Н. Ковалева// Пшхалогш. - 2004. - №2. - С.4-8.
7. Крыленко, А.В. Современный психолог: проблемы профессионального становления / А.В. Крыленко// Пс1халопя. - 2000.
- № 3.
8. Крылов, А.А., Этические принципы и правила работы психолога / А.А. Крылов, А.И. Юрьев // Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие / Под ред. А.А. Крылова. - СПб., 1997.
9. Кутькина, Р.Р. Психологическая служба вуза: проблемы адаптации студентов-первокурсников / Р.Р. Кутькина // Психологическая служба. - 2005. - № 1. - C. 67-70.
10. Метелица, А.С. Психологическая служба в Витебской области: начало и перспективы / А.С. Метелица// А1В. Пшхалогш. - 2000. - № 3. - С. 113-120.
11. Осипова, И. Психологическая служба в школе / И. Осипова // Воспитание школьников.- 2002. - № 9. - С. 39-45.
12. Рубцов, В.В. Служба практической психологии образования: современное состояние и перспективы / В.В. Рубцов // Вопросы психологии. - 2003. - № 6. - С. 32-39.
13. Профессиональный кодекс этики для психологов - Бонн, ФРГ // Вопросы психологии. - 1990. - № 6. - С. 148-153.
14. Токар, В.М. Психологическая служба в вузе: перспективы развития / В.М. Токар// Прикладная психология. - 2002. - № 5-6.
- С. 135-139.
15. Фридман, Л. Школьная психологическая служба: формы деятельности / Л. Фридман// Народное образование. - 2001. - № 2. - С. 135-141.
16. Щедрина, Е.В. Американская психологическая ассоциация / Е.В. Щедрина// Вопросы психологии. - 1993. - № 2.
17.Этические принципы скандинавских психологов // Вопросы психологии. - 1989. - № 1. - С. 142-148.
18. Этические стандарты для психолога - Мадрид, Испания // Вопросы психологии. - 1990. - № 5. - С. 158-162.
Начало Профессиональное мастерство психолога
Источник: Профессиональное мастерство психолога: Учебно-методический комплекс / Ю.Л. Довгая, В.А. Каратерзи. - Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2009. - 156 с.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |