Вопросы для обсуждения 1. Место психологической диагностики в структуре педагогического труда. История развития психодиагностики. 2. Основные области применения психологической диагностики в педагогической практике. 3. Специфика психодиагностической деятельности в образовательной среде. Типы психодиагностических ситуаций в образовании. 4. Психологический диагноз. Классификация психологического диагноза. 5. Объективные и субъективные причины ошибок при постановке психологического диагноза. 6. Этапы психодиагностического процесса.
Список литературы 1. Савенков, А. И. Педагогическая психология : учебник для академиче ского бакалавриата / А. И. Савенков. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2017. - 503 с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5534-01565-2. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. 2. Симановский, А. Э. Педагогическая психология : учебное пособие для вузов / А. Э. Симановский. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 203 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-06004-1. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. Практические задания Задание 1 Ниже представлено описание типичных трудностей в учебной деятельности и поведении учащихся. Дополните каждую диагностическую форму наиболее вероятными психологическими причинами, которые могли привести к их возникновению.
Диагностическая форма (описание проблемы)
|
Возможные психологические причины
|
Стойкая неуспеваемость по основным предметам
|
1. Недостатки развития волевой сферы
|
2. Интелл ектуальная недостаточность
|
3. Индивидуально-типологические особенности (слабость НС, медленный темп деятельности)
|
4. Недостатки в развитии учебных умений
|
Пониженная обучаемость
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Интеллектуальная пассивность
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Низкий уровень формирования математических умений и навыков
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Недисциплинированность (прогулы, нарушение школьных правил, игнорирование требований учителя)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Конфликтность
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Отверженность
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Задание 2 Проанализируйте трудности в обучении и воспитании учащегося. Выделите ключевые слова, обозначающие суть противоречия. Сформулируйте проблему. Предложите схему решения проблемы по следующему плану: • проект беседы с родителями и педагогам (ключевые для обсуждения темы, способные расширить представления о проблеме учащегося, обозначить проблемные зоны в его жизни и развитии); • список возможных психологических причин, которые могли послужить детерминантами возникшего неблагополучия, с аргументацией их выбора; • план психологического обследования - варианты психодиагностических методик и других методов (наблюдения, интервью, экспертизы) для проверки выдвинутых гипотез и объективного выявления реально действующей причины; • предварительное заключение о наиболее вероятных психологических причинах возникшего неблагополучия - формулирование имплицитного психологического диагноза. • По каждому пункту представьте аргументированное обоснование выбора и принятого решения. Проблемная ситуация № 1. Юра Т., 7лет 1 мес., 1-й класс Запрос классного руководителя: сильное беспокойство вызывает поведение ребенка: мальчик всего 3 месяца в школе, а направить его в русло целенаправленной учебной деятельности до сих пор не удалось: постоянно халтурит, не хочет стараться, под различными предлогами (не успел, не могу и т. п.) отказывается выполнять задания. На уроках неусидчив, по малейшему поводу отвлекается, причем мешает этим не только себе, но и другим. Управлять Юрой очень сложно, необходимо сделать несколько замечаний, прежде чем он на них отреагирует. Что делать? При таком отношении к учебе мальчик станет «хроническим двоечником». Проблемная ситуация № 2. Алеша П., 8 лет 9 мес., 3-й класс Запрос родителей (матери): До того как Алеша пошел в школу не было никаких причин для беспокойства о его умственном развитии: речь четкая, большой словарный запас и т. д. Единственное, что огорчало, так это неловкость, с которой он обычно завязывал шнурки на ботинках. Теперь он часто и медленно пишет, а когда на уроке необходимо написать сочинение, с трудом справляется с этим заданием. Сначала мы относились к этому спокойно: еще немного и все получится, но теперь все больше беспокоимся - вдруг у нашего мальчика что-то «не так». Стали больше воспитывать, контролировать, указывать, но постоянные нотации дома не только не помогают, а только усугубляют положение. Как помочь ребенку достичь успеха в учебе?
Задание 3 Тест Хони и Мамфорда Выявите предпочитаемый вами стиль обучения, он поможет определить предпочтения в обучении таким образом, чтобы вы смогли выбрать методы обучения, которые в большей степени подходят конкретному психологическому типу. Согласно этой классификации люди делятся по предпочитаемому обучению на четыре типа: Деятель, Рефлексирующий, Теоретик, Прагматик.
Источник: Мезенцева, И. А. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: практикум для вузов / И. А. Мезенцева, Л. П. Петухова, Н. В. Серегина. - Электрон. текст. дан. (2,0 Мб). - Киров: Изд-во МЦИТО, 2021. - 1 электрон. опт. диск (CD-R). - Систем. требования: PC, Intel 1 ГГц, 512 Мб RAM, 2,0 Мб свобод. диск. пространства; CD-привод; ОС Windows XP и выше, ПО для чтения pdf-файлов. |