На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Психолого-педагогическая диагностика в образовании
Психолого-педагогическая диагностика в образовании
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

Вопросы для обсуждения
1. Место психологической диагностики в структуре педагогического труда. История развития психодиагностики.
2. Основные области применения психологической диагностики в педагогической практике.
3. Специфика психодиагностической деятельности в образовательной среде. Типы психодиагностических ситуаций в образовании.
4. Психологический диагноз. Классификация психологического диагноза.
5. Объективные и субъективные причины ошибок при постановке психологического диагноза.
6. Этапы психодиагностического процесса.


Список литературы
1. Савенков, А. И. Педагогическая психология : учебник для академиче
ского бакалавриата / А. И. Савенков. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2017. - 503 с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5534-01565-2. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт].
2. Симановский, А. Э. Педагогическая психология : учебное пособие для вузов / А. Э. Симановский. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 203 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-06004-1. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт].

Практические задания

Задание 1
Ниже представлено описание типичных трудностей в учебной деятельности и поведении учащихся. Дополните каждую диагностическую форму наиболее вероятными психологическими причинами, которые могли привести к их возникновению.

Диагностическая форма (описание проблемы)

Возможные психологические причины

Стойкая неуспеваемость по основным предметам

1. Недостатки развития волевой сферы

2. Интелл ектуальная недостаточность

3. Индивидуально-типологические особенности (слабость НС, медленный темп деятельности)

4. Недостатки в развитии учебных умений

Пониженная обучаемость

1

2

3

4

Интеллектуальная пассивность

1

2

3

4

Низкий уровень формирования математических умений и навыков

1

2

3

4

Недисциплинированность (прогулы, нарушение школьных правил, игнорирование требований учителя)

1

2

3

4

Конфликтность

1

2

3

4

Отверженность

1

2

3

4

 

Задание 2
Проанализируйте трудности в обучении и воспитании учащегося. Выделите ключевые слова, обозначающие суть противоречия. Сформулируйте проблему. Предложите схему решения проблемы по следующему плану:
•  проект беседы с родителями и педагогам (ключевые для обсуждения темы, способные расширить представления о проблеме учащегося, обозначить проблемные зоны в его жизни и развитии);
•  список возможных психологических причин, которые могли послужить детерминантами возникшего неблагополучия, с аргументацией их выбора;
•  план психологического обследования - варианты психодиагностических методик и других методов (наблюдения, интервью, экспертизы) для проверки выдвинутых гипотез и объективного выявления реально действующей причины;
•  предварительное заключение о наиболее вероятных психологических причинах возникшего неблагополучия - формулирование имплицитного психологического диагноза.
•  По каждому пункту представьте аргументированное обоснование выбора и принятого решения.
Проблемная ситуация № 1. Юра Т., 7лет 1 мес., 1-й класс
Запрос классного руководителя: сильное беспокойство вызывает поведение ребенка: мальчик всего 3 месяца в школе, а направить его в русло целенаправленной учебной деятельности до сих пор не удалось: постоянно халтурит, не хочет стараться, под различными предлогами (не успел, не могу и т. п.) отказывается выполнять задания. На уроках неусидчив, по малейшему поводу отвлекается, причем мешает этим не только себе, но и другим. Управлять Юрой очень сложно, необходимо сделать несколько замечаний, прежде чем он на них отреагирует. Что делать? При таком отношении к учебе мальчик станет «хроническим двоечником».
Проблемная ситуация № 2. Алеша П., 8 лет 9 мес., 3-й класс
Запрос родителей (матери): До того как Алеша пошел в школу не было никаких причин для беспокойства о его умственном развитии: речь четкая, большой словарный запас и т. д. Единственное, что огорчало, так это неловкость, с которой он обычно завязывал шнурки на ботинках. Теперь он часто и медленно пишет, а когда на уроке необходимо написать сочинение, с трудом справляется с этим заданием.
Сначала мы относились к этому спокойно: еще немного и все получится, но теперь все больше беспокоимся - вдруг у нашего мальчика что-то «не так». Стали больше воспитывать, контролировать, указывать, но постоянные нотации дома не только не помогают, а только усугубляют положение. Как помочь ребенку достичь успеха в учебе?


Задание 3
Тест Хони и Мамфорда
Выявите предпочитаемый вами стиль обучения, он поможет определить предпочтения в обучении таким образом, чтобы вы смогли выбрать методы обучения, которые в большей степени подходят конкретному психологическому типу.
Согласно этой классификации люди делятся по предпочитаемому обучению на четыре типа: Деятель, Рефлексирующий, Теоретик, Прагматик.

Источник: Мезенцева, И. А. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: практикум для вузов / И. А. Мезенцева, Л. П. Петухова, Н. В. Серегина. - Электрон. текст. дан. (2,0 Мб). - Киров: Изд-во МЦИТО, 2021. - 1 электрон. опт. диск (CD-R). - Систем. требования: PC, Intel 1 ГГц, 512 Мб RAM, 2,0 Мб свобод. диск. пространства; CD-привод; ОС Windows XP и выше, ПО для чтения pdf-файлов.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.