Гражданско-патриотическое воспитание
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. Современные проблемы ставят многих людей и государство в целом в трудное положение поиска идей, взглядов, систем ценностей, способных содействовать личностному становлению человека и эффективному развитию страны в новых социальных условиях, сплачивающих граждан и общество в решении общенациональных задач.

Проблема патриотического воспитания молодого поколения обуславливается неизменностью функций государства, касающихся факторов сохранения и укрепления внутренней и внешней безопасности и целостности страны. Патриотическое воспитание подрастающего поколения занимает одно из ведущих мест в разветвленной и гибкой ценностной системе обеспечения национально-государственной безопасности страны.
В качестве основных тенденций, создающих сегодня необходимые предпосылки для формирования системы патриотического воспитания, можно отметить: демократизацию общественной жизни; становление гражданского общества, стремление к обеспечению социальной защиты российских граждан, приоритет идеи национальною возрождения, обращение к региональным и национальным особенностям, влияние межнациональной культуры на формирование гражданина; усиление внимания к положительному опыту воспитания патриота через уважение отечественной истории и традиций, гордость за социальные и культурные достижения страны.
К настоящему времени изучен широкий круг вопросов, связанных с патриотическим воспитанием молодого поколения в духе любви к Родине, своей истории, национально-культурным традициям. Вопросы патриотического воспитания рассматриваются в философских работах Г.С. Батищева, B.C. Библера, М.Н. Гормова, М С. Кагана, В.Н. Садовского и других. В педагогической науке существует ряд публикаций, посвященных целям, задачам, содержанию, принципам и методам воспитания патриотизма (Н.И. Болдырев, Н.Г. Базилевич, В.И. Бачевский, Л.И. Валиева, А.Н. Вырщиков, Н.А. Григорьева, Н.В. Ипполитова, Н.А. Кулинкович, В.И. Лутовинов,
A. С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и т.д.). В этих работах отражаются аспекты целенаправленной работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Существует немало интересных исследований, направленных на выявление взаимосвязи патриотизма с русской национальной культурой, ее традициями (работы Н.Ф. Бунакова, Е.П. Белозерцева, В.И. Водовозова, С.Н. Иконниковой, Д.Д. Семенова, В.Я. Стоюнина, B. Н. Сороки-Росинского, К.Д. Ушинского и других).
Проблемы патриотического воспитания стали объектом ряда диссертационных исследований. Так, А.П. Герасимов [42] изучает процесс патриотического воспитания суворовцев на основе военно-музыкальных традиций. Функциональный подход к взаимодействию телевидения и учреждений культуры по патриотическому воспитанию молодежи разрабатывает М.Э. Рогозянский [196]. Л.В. Фатхулина [245] выявляет роль информационнопросветительских технологий как средства патриотического воспитания молодежи в общественных объединениях. Значение культуроохранных технологий социально-культурной деятельности в системе патриотического воспитания молодежи исследует И.И. Алпацкий [2]. Выявлению организационно-педагогических основ патриотического воспитания молодежи средствами экологического туризма посвящено исследование А.Н. Петрушкова [188]. Т.В. Перегудова выявляет социально-культурные условия патриотического воспитания старшеклассников в детском оздоровительном лагере [187]. Изучению процесса патриотического воспитания детей младшего школьного возраста в условиях любительского театра посвящено исследование Л.М. Героевой [44]. В работе Е.В. Лисецкой [139] уделено внимание рассмотрению социально-педагогической деятельности учреждений дополнительного образования по формированию патриотизма у современных школьников. А.Р. Еникеева [70] выявляет роль и значение этнокультурных традиций в патриотическом воспитании подростков. Средством патриотического воспитания молодежи А.Ю. Андреева [3] определяет технологии социально-культурной анимации. И.В. Кузьмина [127] использует компетент- ностный подход в обосновании процесса взаимодействия учреждений культуры и туризма в патриотическом воспитании молодежи.
Вопросы патриотического воспитания исследуют также В.П. Гепфнер [41], Е.К. Добрина [63], Т.Э. Курмаев [131], С.Ю. Мартынова [151], А.И. Мурзин [164], Е.З. Соловьева [225], О.Н. Теньшова [235], Н.Г. Тимакова [236], И.И. Шигапова [261] и другие.
Воспитание патриотических качеств личности как педагогический процесс есть определенная деятельность, в ходе которой человек как индивид, обладающий свободой и ответственностью, под влиянием объективных и субъективных факторов реализует себя как субъект. В этом плане учреждения культурно-досугового типа, являясь составными элементами культурной среды социума, на основе деятельностного подхода, по мнению Ю.М. Шароватова [258], способны осуществлять социально-культурное воздействие, направленное на развитие патриотических качеств личности. Учреждения культурно-досугового типа способны формировать мотивацию, познавательный интерес и ценностные ориентации, выступать регуляторами поведения посетителей, участников художественной самодеятельности, клубов по интересам, проектируют и интегрируют усилия всех субъектов на решение единых педагогических задач.
По мнению Ю.Е. Окуневой, патриотическая направленность личности подростка представляет собой особый психологический сплав мышления и связана с патриотической деятельностью, выступает активной и движущей силой в стремлении к овладению, изучению, сохранению и передаче богатых традиций и исторического прошлого народа, познанию нового, самореализации и самосовершенствования личности подростка как патриота, любящего свое Отечество. Развитие патриотической направленности личности подростка способствует становлению активной гражданственной позиции подростка, формирует его потребности, мотивы, интересы, установки, цели, эмоции, ценностные ориентации, патриотические чувства и качества, общественно-значимые поступки, которые проявляются в доминирующих видах деятельности.
К военно-патриотическому воспитанию учащейся молодежи в деятельности общественных объединений поисковой направленности обращается В.Л. Будаговский [18]. По его мнению, военно-патриотическое воспитание молодежи занимает одно из ведущих мест в разветвленной и гибкой ценностной системе обеспечения национально-государственной безопасности страны. Военно-патриотическое воспитание молодежи представляет собой целенаправленный педагогический процесс, в котором воспитываются чувства уважения к ветеранам, гордость за подвиг народа в годы Великой Отечественной войны и происходит осознание молодыми людьми необходимости соподчинения личных и общественных интересов на благо Отечества, закладывается фундамент практической готовности к выполнению воинского долга перед Родиной.
Разработанный В.Л. Будаговским критериальный аппарат, включающий критерии, показатели и уровни сформированности военно-патриотических качеств молодых людей, позволяет объективно оценивать педагогическую деятельность с молодежью, направленную на военно-патриотическое воспитание молодых людей в процессе деятельности общественных объединений поисковой направленности. Среди критериев и показателей он выделяет:
- когнитивный: понимание сущности государства и его роли для общества, знание основных традиций Российской Армии, знание основных исторических фактов и прочее;
- мотивационно-ценностный: осознание ценности государства и гражданского общества современной России; исторического прошлого, преобладание мотивации высших категорий в собственной деятельности; готовность свершения действий, отвечающих государственным и общественным интересам;
- поведенческо-деятельностный: инициативность; результативность в повседневной жизни, в будущей профессиональной деятельности; соподчинение личных, общественных и государственных интересов молодого человека.
И.А. Верховых [28] изучает педагогические ресурсы самодеятельного туризма как средства историко-патриотического воспитания учащейся молодежи и обосновывает условия их практической реализации. На основании результатов, полученных в ходе анализе теоретических источников, исследователь разрабатывает концепцию историко-патриотического воспитания на базе педагогических ресурсов самодеятельного туризма. Данная концепция опирается на понимание воспитания как целостного процесса формирования ценностно-ориентационных, познавательных и поведенческих аспектов личности учащегося. Она востребует воспитательный потенциал национально-культурных традиций как «духовного кода» культуры, гармонизирует процессы формирования национально-культурной идентичности с ценностной составляющей и поведенческими атрибутами толерантности. Теоретико-методологическую основу концепции составили: гуманистическая парадигма в педагогике, выступающая мировоззренческой основой оптимизации условий историко-патриотического воспитания; трактовка поисково-исследовательской деятельности участников туристского клуба как педагогической системы и пространства социализации и самореализации личности; базовые педагогические принципы, позволяющие востребовать воспитательный потенциал самодеятельного туризма; трактовка самоорганизующейся модели клубной жизни как среды формирования лидерских качеств учащихся и способа самореализации личности; приоритеты историкопатриотического воспитания в туристском объединении, предполагающие развитое национально-культурное самосознание, идентичность и межкультурную толерантность.
Е.Н. Корчагин [122] на основе гипотетически разработанной концепции историко-патриотического воспитания средствами музейной деятельности, осуществляет социально-педагогический эксперимент по выявлению наиболее эффективных путей и средств использования музеев как центров формирования исторической памяти, исторического сознания и гражданских качеств учащихся, рабочей и военной молодежи; выявляет механизм включения музея в единую систему историко-патриотического воспитания разных групп населения.
Педагогическим условиям воспитания исторической памяти у молодежи в учреждениях культуры посвящено исследование Л.О. Сидоровой [219], в котором указано на то, что отсутствие внимания к проблемам воспитания исторической памяти у молодежи создает предпосылки для серьезных социальных и культурных конфликтов между поколениями, общественными группами, и в конечном итоге, не способствует нормальной социализации личности молодого человека, его полноценной интеграции в общество. Это создает проблемы не только в социальном, но и в личностном плане, осложняет процесс воспитания, переводит его в русло негативных, асоциальных или криминогенных проявлений. Одним из эффективных средств, способных реально противодействовать негативным тенденциям в молодежной среде, обеспечить воспитание исторической памяти у молодежи, по мнению Л.О. Сидоровой, является включение ее в деятельность учреждений культуры.
Технологическая концепция совершенствования процесса воспитания исторической памяти у молодежи включает общественные, коллективистские действия, направленные на поиск исторических ценностей. Технологическая концепция позволяет расширить у молодого человека объем знаний о сущности происходящих исторических событий, которые появляются на основе намерений специалистов учреждении культуры передать историческое наследие и консолидацию исторического понимания путем инициирования «диалога памяти» между поколениями. Одним из примеров интерактивного взаимодействия с посетителем учреждения культуры является научная реконструкция различных объектов эпохи на основе современных средств визуализации, которые позволяют выстраивать виртуальные макеты трехмерных объектов.
Как указывает в своем исследовании В.Н. Забавников [80], проблемы героико-патриотического воспитания личности гражданина современной России обусловливается неизменностью функций государства, касающихся сохранения и укрепления внутренней и внешней безопасности и целостности страны в условиях динамичного действия совокупности политических и социально-экономических факторов. Героико-патриотическое воспитание он осуществляет в клубных объединениях, педагогический эксперимент направлен исключительно на курсантов военных вузов. В работе описан целенаправленный педагогический процесс, направленный на осознание индивидом необходимости соподчинения личных, общественных и государственных интересов, проявляющееся в преданности Отечеству, потребности разделить своими действиями его интересы, традиции; в готовности свершения выдающихся по своему общественному значению действий, отвечающих государственным и общественным интересам и требующим личного мужества, стойкости и самопожертвования.
Докторская диссертация В.В. Гладких [46] посвящена гражданско-патриотическому воспитанию молодежи в поликультурной среде вуза. Исследователь описывает процесс интериоризации гражданско-патриотических и культурно-исторических ценностей, превращения их в личностное достояние. Общей целью гражданско-патриотического воспитания в поликультурной среде является формирование личности, утверждающей и развивающей гармоничные отношения с представителями различных этнических групп на основе взаимной открытости, интереса, терпимости и социальной поддержки. Гражданско-патриотическое воспитание средствами социально-культурной деятельности представляет собой педагогический процесс формирования и развития интеллектуально-нравственных, художественно-творческих качеств личности, организации досуга для снятия отрицательных эмоциональных и физических нагрузок, приобщения молодых людей к отечественным и мировым культурным ценностям.
Общими функциями гражданско-патриотического воспитания молодежи являются: функции социализации, индивидуализации, развивающая, информационно-просветительная, коммуникативная, культуротворческая функции. К специальным функциям относятся: оптимальное и интенсивное вхождение молодого человека в мир культуры; формирование личности, ориентированной на межкультурные диалог и сотрудничество; воспитание человека на основе преемственности поколений и культурных традиций; усвоение и трансляция культурных ценностей и традиций.
Реализации процесса гражданско-патриотического воспитания посвящены работы Э.И. Мануллиной [147], В.В. Расстрыгина [195], Е.В. Тараторина [233]. В работах исследователей гражданско-патриотическое воспитание молодежи осуществлялось в условиях социально-культурной деятельности, в процессе использования социально-культурного потенциала духового музыкального творчества, а также в процессе организации и проведения литературно-художественных праздников.
Одним из направлений гражданско-патриотического воспитания, формирования гражданско-патриотических ценностей у подрастающего поколения, по мнению Е.А. Патрушевой [184], является опора на региональную культуру и историю, возрождение интереса к историческому и культурному наследию родного края. Прежде, чем стать гражданином страны, необходимо стать гражданином родного города, края, а потому особое место в формировании гражданско-патриотических ценностей у подростков отводится историко-краеведческой деятельности. Историко-краеведческая деятельность как часть социокультурной деятельности направлена на изучение социально-экономической, политической, культурной истории края, описание жизни и деятельности известных земляков. Эта деятельность создает благоприятные условия для развития личности, способствует духовно-ценностной и практической ориентации подростков в жизненном пространстве, а также их социальной адаптации. В связи с чем, Е.А. Патрушева определяет понятия «гражданско-патриотические ценности» подростков в историко-краеведческой деятельности как чувства гражданина-патриота, отражающие отношение подростка к Родине, выражающиеся в уважении к истории, традициям, культуре своего народа, в участии в социально значимой и социокультурной деятельности, обуславливающие гражданско-патриотическую позицию подростка.
Проблема гражданского воспитания личности возрастает сегодня в силу особой значимости для целостного развития личности, интегрирующей в себе интеллектуальную, эмоционально-чувственную и деятельностную сферы. В то же время в сфере гражданского воспитания все более заметным становится рост негативных тенденций и проблем, о чем свидетельствует снижение уровня гражданского самосознания, утрата патриотических чувств, рост агрессивных и экстремистских форм самовыражения, ослабление гражданской активности подрастающего поколения. Сегодня все острее заметно несоответствие содержания и форм воспитания тем острейшим социально-культурным проблемам, которые возникают в системе отношений «человек-государство».
Проблема гражданского воспитания занимает одно из важных мест в общей тематике педагогических исследований. В работах основное внимание уделяется исследованию историко-педагогических аспектов гражданского воспитания (С.И. Беленцев, И.В. Суколенов, Г.М. Суколенова и др.); анализу процессов формирования гражданских качеств учащейся молодежи (С.В. Анохин, В.Н. Власова, И.М. Дуранов, Т.Н. Османкина, О.Д. Халгагарова и др.); подготовки будущего учителя к деятельности по гражданскому воспитанию (Н.А. Вахрушева, Л.В. Лазарева, С.В. Митросенко, О.П. Песоцкая и др.). В философско-педагогическом аспекте проблема гражданского воспитания опирается на гуманистическую парадигму образования (Е.В. Бондаревская,
В.И. Бочкарев, О.С. Газман, Л.И. Новикова, Е.Н. Шиянов и др.), выдвигающую на первый план в гражданском воспитании процессы демократизации, самоуправления; в социально-психологическом аспекте - идеи развития личности в различных видах деятельности (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), субъект-субъектного взаимодействия (А.А. Бодалев, В.В. Давыдов, Б.Ф. Ломов и др.), единства мира как гармонического многообразия на основе общечеловеческих ценностей (М.М.Бахтин, Б.М. Бим-Бад и др.); в педагогическом аспекте - идеи классиков педагогики (К.Д.Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.), а также отечественных (Б.З. Вульфов, Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров, Г.Н. Филонов и др.) и зарубежных исследований (П. Балкански, К. Влодзимеж, 3. Захариев, М. Бренсон, С. Шехтер, Д. Патрик и др.), в которых анализируются различные аспекты гражданского воспитания подрастающего поколения.
В диссертационном исследовании В.А. Пшонко [193] исследуется педагогический потенциал социально-культурной деятельности как средства гражданского воспитания учащихся профессиональных училищ. Автор работы разрабатывает концепцию гражданского воспитания учащихся профессиональных училищ, которая ориентирована на раскрытие и актуализацию личностного потенциала подрастающего поколения, позволяющая оптимизировать учебный процесс и воспитательную работу в соответствии с современными требованиями. Теоретическую основу концепции составили:
а) трактовка гражданской культуры личности как единого комплекса ценностно-ориентационных, познавательных и поведенческих аспектов деятельности;
б) гуманистическая методология как мировоззренческая основа оптимизации условий гражданского воспитания;
в) базовые педагогические принципы, позволяющие востребовать воспитательный потенциал предметов и дисциплин гуманитарного цикла;
г) понимание социально-культурной деятельности как педагогической системы и пространства социализации и самореализации личности;
д) трактовка самоуправления как формы ученической демократии с соответствующими правами и условия творческой самореализации и формирования социальной ответственности личности.
Воспитанию гражданственности у подростков в процессе фестивального движения посвящена диссертация Н.Е. Рябовой [205], в процессе деятельности клубов краеведческой направленности - работа С.А. Долгова [64], у студентов младших курсов вуза - В.В. Бурматова [20]. Во всех работах красной нитью проходит мысль о том, что утверждение ценностей и нравственных норм в обществе - объективный, но не стихийный процесс. Гражданственность личности не заложена в генах, это не природное, а социальное качество и потому она не наследуется, а воспитывается.
Основываясь на народных идеалах, общности исторической судьбы, традициях, языке и практическом опыте людей, М.О. Арапов [5] разрабатывает теоретический материал по воспитанию гражданских качеств молодежи в процессе взаимодействия деятельности учреждений культуры и волонтерского движения. Встав на позиции волонтерского движения, молодой человек в учреждениях культуры может использовать достижения культуры, к которой относится мораль, искусство, людские ресурсы (ветераны, интересные люди, специалисты различных отраслей знаний и т.д.), что позволит лучше разобраться в противоречиях мира. Основное назначение деятельности учреждений культуры и волонтерского движения - сделать молодежь счастливой, то есть создать организационно-педагогические условия, позволяющие участникам этого процесса находиться в состоянии удовлетворенности жизнью. Качество взаимодействия деятельности учреждений культуры и волонтерского движения по воспитанию гражданских качеств молодежи обеспечивается единством целеполагания, формирующего отношение к ценностям жизни и ценностным отношениям.
Гражданские инициативы молодежи, по определению Г.В. Олениной [174], представляют собой активные, социально-творческие действия молодежи (потенциального и реального субъекта инициатив), отличающиеся добровольностью участия, разной степенью новизны, интеграцией автономности и конвенциональности (партнерства), направленностью на решение проблем конкретной местности или корпорации в целях улучшения качества жизни. Типологической разновидностью социально-культурных инициатив являются добровольчество и самоуправление молодежи, выражающие основные идеи, ценности и нормы формирующегося гражданского общества, и имеющие ментальные основы.
Гражданская социализация личности - это культурный процесс, представляющий собой единство «вещной формы» конкретно-исторического социума (социальные артефакты, гражданские тексты, патриотические образы, выраженные знаками и символами), деятельности субъекта как духовно-практического освоения и преобразования данной реальности и уникального личностного опыта распредмечивания человеком различных смысловых граней фонда гражданских ценностей. В диссертационном исследовании Т.В. Панарина [182] делает акцент на процессе гражданской социализации студентов в условиях медийного культурно-образовательного пространства морской академии. Она заключает, что развитие гражданской культуры курсантов изоморфно процессу их социализации, а именно: когнитивное овладение гражданскими знаниями, реализуясь в учебной деятельности, соответствует процессу интериоризации, патриотические чувства закрепляются в процессе адаптации курсантов к морскому образованию; выполнение гражданских обязанностей становится результатом социализации в культурно-образовательном пространстве вуза.
Преодоление недостатков в процессе формирования гражданского самосознания молодежи приобретает особое значение в настоящий период развития общества, когда происходит переориентация ценностей и изменение сознания граждан. Важнейшей задачей сегодняшнего дня является сохранение единства России, духовное оздоровление общества, что невозможно без воспитания гражданского самосознания. Воспитание гражданского самосознания стало сегодня одним из приоритетных направлений государственной культурной и образовательной политики.
Гражданское самосознание, по определению С.И. Майсевича [145], это интегративное понятие, которое отражает социокультурную специфику становления и развития качеств, необходимых личности для полноценного включения в общественную жизнь и социально-политические процессы, для выполнения гражданского долга и гражданских обязательств, реализации всего спектра функций гражданского участия, как на уровне государственных структур, так и в деятельности общественных объединений и организаций. Гражданское самосознание подростков является составной частью общего самосознания, а его формирование в целом соответствует общим закономерностям становления социализации. С.И. Майсевич научно обосновывает и экспериментально апробирует комплекс организационнопедагогических условий социально-культурной деятельности музея военно-исторической направленности, обеспечивающих формирование гражданского самосознания подростков. П.И. Яковлев [266], напротив, научно и экспериментально обосновывает потенциал социально-культурной деятельности общественных объединений в формировании гражданского самосознания молодежи.
Сформированность гражданско-правового сознания у молодежи, правомерное поведение граждан являются главным признаком правового государства, обязательным условием его построения, что требует, по мнению С.С. Моисеева [159], переориентации ценностей и изменения гражданскоправового сознания граждан. Ни одна из актуальных задач, стоящих перед современным российским обществом, не может быть решена без обеспечения прав и свобод граждан, без законности и правового порядка, верховенства закона и гарантированности прав граждан. В связи с чем, исследователь определяет сущность формирования гражданско-правового сознания студенческой молодежи средствами социально-культурной деятельности как комплексный и планомерный педагогический процесс, осуществляемый в свободное время, направленный на формирование у молодых людей системы мотивов, взглядов, оценочных суждений и убеждений. Целью такого процесса является осознание долга перед обществом, понимание, цивилизованное и сознательное выполнение своих гражданских прав и обязанностей, выражающееся в активной, сознательной деятельности и обеспечивающее регуляцию гражданско-правовых отношений в обществе.
Гражданская культура в исследовании М.Г. Семеновой [214] рассматривается как способ закрепления и сохранения парадигмы социально-политических отношений, присущих гражданскому обществу. Такой способ заключается в принятии личностью традиционно демократических ценностей, исполнении прав и обязанностей гражданина, участии в политической и общественной жизни страны, в движении и стремлении к определенным идеалам, развитию правового государства и гражданского общества. Исследователь рассматривает процесс формирования гражданской культуры современной студенческой молодежи в условиях социально-культурной практики как социально-педагогический процесс, формирующий личность в качестве субъекта моральных, экономических, правовых и политических отношений в единстве социально-ориентированных мыслей, чувств и деятельности, базирующийся на принятии молодежью основных гражданских ценностей, выражающих их гражданское мировоззрение, направленных на развитие ее социальной активности и участии в государственной жизни.
Г.Х. Калимуллина [101] формирует гражданскую культуру в условиях общественного объединения. По ее мнению, социально-психологические (внутриколлективные) условия активизации гражданского участия предполагают: оптимизацию организационной структуры (путем распределения функционально-должностных обязанностей в соответствии с личностными потенциалами и особенностями участников, формирования оптимальных по психологическим характеристикам команд, делегирования ответственности сотрудниками); формирование и пополнение «портфеля» заказов, имеющих социально значимый характер; включение максимального количества участников объединения в формирование миссии, стратегии и направлений деятельности объединения, разработку проектов, реализуемых в режиме социального партнерства; повышение уровня проектной культуры руководителей и лидеров общественных объединений.
Педагогическая наука, по мнению В.С. Шпанко [264], осуществляет воспитание гражданской позиции у молодежи на основе диалога культур через деятельность средств массовой информации и учреждений культуры, в соответствии с новой системой ценностных ориентации современного мира. Воспитание гражданской позиции у молодежи в условиях педагогически организованной среды учреждения культуры строится на гармонии целепола- гания и структуры потенциала социально-культурной деятельности. Целеполагание в воспитании гражданской позиции у молодежи обеспечивает процесс моделирования и реализации взаимодействия средств массовой информации и учреждений культуры с позиции целесообразности как общественной системы, так и личностной значимости. Наиболее эффективно это проявляется в условиях взаимодействия обоих субъектов, осуществляющих донесение содержания своими выразительными средствами, но общим путем «заражения» позитивными идеалами и ценностными ориентациями, которые реально проявляются в совместной деятельности.
Педагогические аспекты взаимодействия средств массовой информации и учреждений культуры в воспитании гражданской позиции у молодежи основываются на личностно значимые отношения в системе «человек - природа - общество» и проявляются в ответственном, жизнеобщественном поведении в различных сферах бытия.
В рамках исследования вопроса, касающегося различных аспектов гражданской позиции личности, уместно охарактеризовать следующие объекты диссертационных исследований: антикоррупционная позиция, жизненная перспектива, инициативность, карьерные стратегии, общественный интерес, общественное мнение.
Проблема коррупции чрезвычайно актуальна в современном российском обществе, о чем свидетельствуют многочисленные публикации в научной литературе и периодической печати, выступления представителей общественности, обсуждения в СИМ и прочее. Социально-экономические преобразования 90-х годов прошлого столетия, которые привели к крупным социальным потрясениям, способствовали тому, что в современной российской действительности коррупция стала одной из ключевых характеристик социальных отношений. Данный факт стал основой для объекта диссертационного исследования Д.А. Рыбалкина [201], который определяет антикоррупционную позицию личности как интеграцию доминирующих избирательных опосредованных отношений человека, возникающих в ходе антикоррупционной деятельности, в виде психологической связи с различными сторонами коррупции, выражающейся в его действиях, реакциях и переживаниях.
Жизненная перспектива личности старшего школьника является объектом исследования кандидатской диссертации О.В. Ваниной [25]. Сущность процесса формирования жизненной перспективы личности, по мнению исследователя, заключается в накоплении качеств и свойств, необходимых для конструирования собственного жизненного пути. Структура процесса формирования жизненной перспективы состоит из уровня долгосрочной перспективы, базирующейся на терминальных ценностях, являющихся фундаментом реализации конкретных программ; уровня планирования достижений среднесрочных и краткосрочных жизненных перспектив; уровня развития жизненной стратегии. При этом социально-культурная деятельность образовательного учреждения становится сферой формирования личностных качеств и свойств, обеспечивающих моделирование многоуровневого процесса жизненной перспективы старшего школьника.
Развитие и реализация инициативности& молодежи в современных условиях является актуальной научно-практической проблемой, к решению которой обращены исследования представителей многих отраслей науки и различных областей психолого-педагогического знания, а всемерное развитие творческих устремлений и общественной инициативности россиян определено в качестве одной из приоритетных задач государства. Инициативность - это развивающаяся в коллективе способность личности к самостоятельным, целенаправленным, активным поэтапным социально-значимым действиям, основанным на её глубокой приобщенности к социальным ценностям, на сформированности её морального и делового облика, на осознанном и ответственном поведении и деятельности. Структуру инициативного поведения молодежи составляют мотивационно-волевой, процессуально-деятельностный, рефлексивно-оценочный компоненты, которые также представляют собой особый алгоритм проявления инициативности, нацеленной на совершенствование деятельности и поведения человека, а в конечном итоге на изменение его личности, условий социальной действительности. Специфика инициативности проявляется в её целеориентированном характере, который выражается в самостоятельной постановке целей и в самостоятельной организации действий, направленных на достижение этих целей.
Одним из эффективных средств, способных реально противодействовать негативным тенденциям в молодежной среде и, в свою очередь, обеспечивать формирование активной гражданской позиции и воспитание инициативности молодежи, по мнению Л.Н. Пашкиной [185], является включение её в социально-культурную деятельность, целенаправленно организуемую
общественными организациями. В связи с чем, она обосновывает процесс воспитания инициативности участников молодежных общественных объединений как педагогический процесс, построенный на основе целенаправленно моделируемых педагогом (воспитателем, руководителем общественного объединения, вожатым, специалистом социально-культурной деятельности или дополнительного образования и т.п.) социально-культурных условий, обеспечивающих субъективные ситуации формирования ценностного отношения к социальной инициативе как движущей силе и фактору преобразования действительности. Социально-культурная деятельность - системообразующее условие для воспитания инициативности молодых людей, которая реализуется в культурно-досуговых программах, социальнокультурных акциях, туризме, представляющих широкое поле для самодеятельности и проявления инициативы.
Сегодня вопросы управления карьерой в условиях современного рынка труда приобретают все большее значение, поскольку в условиях жесткой конкуренции работодатели заинтересованы в профессионально мотивированных и социально активных соискателях, умеющих ставить четкие карьерные цели и продумывать пути их достижения. По мнению, В.К. Ботковой [17], именно студенческое самоуправление является эффективным ресурсом для карьерной самоорганизации, в рамках которой студенческий актив выступает в качестве субъекта моделирования образовательной среды, создающей условия для личностного развития и карьерного самоопределения.
Исследователь определяет карьерные стратегии молодежи как комплексное понятие, включающее систему представлений о целях карьерного пути и средствах его достижения в процессе социально-профессионального выбора. Способность молодых людей к карьерному планированию и целерациональному поведению, которые выступают в качестве устойчивой формы организации конкретных действий, направленных на карьерную самореализацию (сознательный выбор профессиональной деятельности; определение главных целей, задач, этапов карьерного пути; высокий уровень карьерной компетентности; систему внутренних регуляторов и форм поведения в профессиональной среде; карьерную готовность; карьерную креативность). При этом ключевой деятельностью при формировании карьерных стратегий является самоорганизация - поиск студентами границ возможного, который проявляется в личностной саморегуляции, упорядочивании диспозиции, определении жизненных перспектив и карьерных стратегий, оказывающих влияние на формирование представлений о потенциальной карьере.
И.Ю. Однолетко [173] называет общественный интерес одной из форм направленности личности, которая заключается в сосредоточенности внимания, мыслей, помыслов на определенном предмете. Автор приводит пример воспитания общественного интереса в учреждениях культуры. Там интерес проявляется не только в познавании, общении, творчестве, креативности, участии в социально-ценностных акциях. Здесь воспитание общественных интересов носит взаимопреобразующий характер, протекающий в интерактивном поле «человек - среда», что позволяет улавливать тенденции развития объективно складывающихся локальных социально-культурных ситуаций. Воспитание общественных интересов у молодежи в учреждениях культуры позволяет выстраивать перцептивно-коммуникативные процедуры адекватные социально-культурным ситуациям, в которых функционирует единый технологический процесс.
С.В. Кузьменко обращается к понятию «общественное мнение». По его словам, общественное мнение не является исключительно философской проблемой. Это социокультурное явление, имеющее психолого-педагогические составляющие, его формирование - это противоречивый многоступенчатый управляемый процесс, каждая ступень которого содержит свои требования, условия и целевые задачи. Социально-культурные факторы являются важнейшим условием формирования общественного мнения. К ним исследователь относит: социально-культурное пространство общества; социокультурный статус телезрителей, их ценностные установки и ориентации; социокультурные средства, используемые TV.

Источник: Тараторин Е.В. Педагогические технологии воспитания личности в современной России: Монография. Минкультуры России, ОГИК. Тамбов: Издательство Юконф, 2022. 120 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.