На главную Просвещение школьников Духовно-нравственное воспитание Опыт духовно-нравственного воспитания средствами приобщения учащихся к изучению святынь родного края
Опыт духовно-нравственного воспитания средствами приобщения учащихся к изучению святынь родного края
Просвещение школьников - Духовно-нравственное воспитание

Е.П.Остроухова

Изучение основ православной культуры не только даёт сумму знаний, но и позволяет глубже понять художественные и литературные произведения, по-иному осветить исторические события, суть и смысл жизни и подвигов реальных исторических героев.
Основное направление духовно-нравственного воспитания в УО «ГОСШ № 7 г.Новополоцка» – церковно-историческое краеведение. В этом отношении экскурсия играет важную роль в учебно-воспитательном процессе. Православное краеведение открыло новые возможности в области духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания. Оно позволило нам перейти от обычной экскурсии к организации экскурсии, включающей элементы паломничества.

Параллельно с этим дети знакомятся, как правильно вести себя в храме, кто такой священник и т.д. Что такое иконостас, алтарь, иконы, благословение – эти понятия объясняет уже священник в простой и доступной форме.
В течение прошлого учебного года и начале этого мы совершили несколько поездок. В этих поездках с нами были и родители, потому что проведение подобных экскурсий и встреч, как и изучение «Основ православной культуры», невозможно без согласия родителей, а также и без их участия. Маршруты наших экскурсий – Витебск, Браслав, Глубокое, Ушачи, Россоны, Черневичи со святым источником, Смоленск – это в основном территория бывшего Полоцкого княжества и Полоцкой епархии. Большая работа по ознакомлению с духовным наследием нашей родной земли ведётся и среди учителей нашей школы. В экскурсионно-паломнических поездках по маршрутам Псков – Печоры, Жировичи с посещением Минской Духовной академии, Сергиев Посад с Троице-Сергиевой лаврой и Московской Духовной академией приняли участие все педагоги школы.
Опираясь на свой первоначальный опыт, мы сделали следующие обобщения и выводы:
1. Необходима постоянная связь и совместная работа с родителями. Учитывая разноконфессиональные семьи, мы проводим эту работу так, чтобы воспитывать в детях христианские нравственные ценности, не задевая религиозных чувств родителей.
2. Детская экскурсия с элементами паломничества должна отличаться от взрослой. Помимо встреч со священниками, присутствия на богослужениях, в детскую экскурсию нужно включать и посещение музеев, историческую информацию, элементы отдыха. Нужно тщательно продумывать программу поездки. Эмоциональное восприятие усиливают встречи со старожилами, их рассказы об исторических святынях и человеческих судьбах.
Жизнь и деятельность, мученичество священнослужителей в годы репрессий и Великой Отечественной войны – наименее изученная трагическая часть нашей истории. Её изучение – одна из целей гражданско-патриотического воспитания учащихся нашей школы. Мы убедились, что поездки, где даётся история страны и история конкретной местности, рассказы о судьбах людей привлекают большой интерес подростков, которые, как многим кажется, уже ничем не интересуются.
3. История государства и история Церкви должны рассматриваться в их взаимной связи. Результатом нашей работы является то, что дети глубже узнают историю жизни и культуры своего народа, его истинные духовные ценности. Исследовательская работа «Древний Полоцк – колыбель христианства» используется учителями истории и классными руководителями.
4. Многие родители, участвуя с детьми в поездках, впервые познакомились со святынями земли, на которой живут многие годы и о которой знают очень мало. Порой восторг родителей после поездок больше, чем у детей. Кроме того, немало случаев, когда целые семьи по собственной воле и инициативе приходили к таинству крещения.
5. Положительный результат даёт подготовка детей-экскурсоводов, которая у нас ведётся в двухгодичной школе «Юного экскурсовода-краеведа». Она работает при информационной поддержке и участии Полоцкой епархии. Разработанный нами туристско-краеведческий маршрут «К православным святыням Полоцка» с благословения архиепископа Полоцкого и Глубокского Феодосия используется не только учащимися, но и паломническим отделом епархии.
6. Очень часто в храмах и монастырях детям дарят иконки, приглашают к трапезе. Это позволяет нам учить детей не только принимать дары, благоговейно к ним относиться, но и готовности самим быть милосердными и щедрыми, внимательными и добрыми.


Источник: Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения: проблемы, опыт, перспективы. Материалы областной научно-практической конференции 19–20 декабря 2006 г. В 2х ч. – Ч. 1. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2007. – 65 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.