Программа "Мой регион- моя малая родина"
Просвещение школьников - Духовно-нравственное воспитание

Учреждение образования

«Государственное областное объединение по организации внешкольной работы с детьми и подростками»
Центр туризма, краеведения, патриотической и экскурсионной работы

Программа

Мой регион- моя малая родина

Автор: Большакова Людмила Леонидовна, руководитель методического
объединения «Научно-исследовательское общество учащейся молодёжи
«Патриоты Отечества» руководитель кружка «Мой регион – моя малая
Родина» отдела патриотической и экскурсионной работы УО «ГООВР»
Витебского областного управления образования, высшая категория

г.Витебск - 2007 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Вопросы дополнительного образования молодёжи в современных условиях социально-экономической трансформации общества неразрывно связаны с формированиями патриотизма, гражданской зрелости, нравственной ответственности, с возрождением национального самосознания.
Актуальность программы «Мой регион – моя малая Родина» заключается в том, что она отвечает потребности сегодняшнего дня и через дополнительное образование содействует образованию единого воспитательного пространства. Это способствует процессу гражданско-патриотического и идейно-нравственного воспитания, формирует у обучающихся гражданские идеалы, которые служат показателем отношения личности к обществу.
С чего начинается Родина? Для детей она начинается со своего двора, школы, посёлка, города, района и региона. Интерес, желание исследования и возможности познания своего региона являются естественными для кружковцев и растут с годами. Углубленные знания о родном крае, его прошлом и настоящем, его людях, природе, культуре, истории способствуют воспитанию гражданина, который уважает традиции своего народа, неравнодушен к судьбе страны, к судьбе своей малой родины.
В каждом населённом пункте, в каждом районе есть неповторимые природные, культурные или исторические объекты, формирующие привязанность к родным местам, желание понять их взаимосвязь.
Краеведческий подход даёт широкие возможности в решении образовательных и воспитательных задач. Краеведческая деятельность, в том числе и поисковая, предполагает не только познание и сбережение особенностей своего региона, но и призвана способствовать разработке и осуществлению на этой основе мер, которые направлены на прогрессивное его развитие.
Рациональное использование местных возможностей развития регионов может быть дополнительным региональным ресурсом.
Воспитание патриотизма в настоящее время перерастает в социально-экономическую задачу, так как многие исторические и географические материалы о развитии хозяйственной деятельности человека на территории региона показывают, что конкурентоспособность региона в значительной степени зависит от уровня подготовки трудовых ресурсов и их личной конкурентоспособности на рынке труда. Важным является воспитать у учащихся понимание взаимосвязи достойной, комфортной жизни каждой семьи от личного вклада гражданина в устойчивое развитие региона.
Образовательно-исследовательская программа «Мой регион – моя малая Родина» направлена на углубленное изучение своего региона.
Регион (англ. region от лат. regio -область) – область, район; часть страны, отличающаяся от других областей совокупностью естественных и (или) исторически сложившихся, относительно устойчивых экономико-географических и иных особенностей.
Цель программы:
Выявляя и развивая творческо-исследовательский потенциал кружковцев
формировать у них гражданственность и патриотизм посредством углубленного изучения региона.
Задачи программы:
а) гражданско-патриотическое воспитание кружковцев через вовлечение
их в общественно-полезную практику;
б) социально-ориентированная деятельность через использование
возможностей акций гражданско-патриотической и краеведческой
направленности;
в) включение личности в систему социальных коммуникаций через
углубленное комплексное изучение своего региона;
г) формирование исследовательских умений кружковцев;
д) содействие социальной адаптации в общество через изучение рынка
труда региона;
е)формирование у кружковцев понимания взаимосвязи достойной,
комфортной жизни каждой семьи и личного вклада гражданина в
устойчивое развитие региона;
Принципы построения программы:
-- интегративный- программа интегрирует знания в области гуманитарных и естественных наук (история, археология, этнография, литература, география, геология, природоведение, экология), что позволяет комплексно изучать объекты, явления, события;
--связь со школьными программами- программа позволяет дополнить, обогатить, уточнить знания школьников по предметам на примере рассмотрения местного материала;
--практикоориентированности- позволяет связать теоретические знания с жизнью;
--преемственность- обеспечивается стабильностью различных видов и организационных форм деятельности при вариативности их реализации;
--системный- построение программы содействует последовательной систематизации разносторонних знаний на материале конкретного региона;
--включение в исследовательскую деятельность кружковцев в процессе изучения своего региона;
--краеведческий – программа предполагает комплексное изучение населённого пункта и региона, в котором проживают учащиеся с последующим использованием знаний в общественно-полезной деятельности;
Содержание программы включает несколько основных блоков.
Первый год обучения предполагает изучение двух основных модулей: «Природа своего региона» и «Культурно-историческое наследие региона». Витебский регион имеет широкие возможности для познавательной и исследовательской деятельности учащихся, поэтому значительное место занимает изучение самобытных природных комплексов, уникальных объектов природы, памятников культурного и исторического наследия. Особое внимание уделяется вопросу взаимодействия человека и природы, поэтому изучение терминов «регион», «регионалистика», «устойчивое развитие» выделено в отдельный раздел.
Второй год обучения предполагает изучение двух основных модулей: «Население региона» и «Социально-экономическое развитие региона».
В модуль «Население» входят темы, которые позволяют подробно познакомиться с особенностями населения региона, сделать исторический обзор поселений, ознакомиться с трудовыми буднями региона, изучить рынок труда и познакомиться с новыми профессиями.
Модуль «Социально-экономическое развитие региона» включает в себя исторический обзор социально-экономических особенностей и перспектив развития региона, изучение основных транспортных артерий, знакомство с современными формами собственности и новыми формами хозяйствования в регионе.
В конце, как первого, так и второго года обучения выделяются часы на подведение итогов, оформление работ для участия в конкурсах, конференциях и выставках работ учащихся.
Программа предполагает выполнение практических заданий по изучению объектов на местности, поэтому в учебно-тематических планах первого и второго года обучения выделен отдельный модуль «Специальная подготовка для экспедиционной деятельности».
Освоение содержания предполагает включение учащихся в поисково-исследовательскую деятельность. Это подразумевает проведение практических работ на конкретном материале определённой местности.
Все разделы предполагают выполнение разнообразных практических заданий по выбору учащихся, которые могут дополняться или заменяться творческими заданиями исходя из местных условий и особенностей.
В связи с тем, что программа затрагивает разные сферы деятельности, практические работы предлагаются на выбор. Это позволит педагогу лучше проявить свою индивидуальность, а учащимся даст возможность расширить круг своей деятельности.
Для успешной практической деятельности по изучению разноплановых объектов на местности разработаны карточки системного изучения объектов, опросники для поиска объектов во время экспедиции и образцы паспортов объектов, что позволяет методически грамотно реализовать программу.
Данная программа предполагает социализацию учащихся через включение их посредствам социальных коммуникаций в исследовательскую работу по изучению конкретных объектов, явлений или процессов, происходящих на изучаемой территории.
Новые знания помогут в воспитании патриотизма и формировании гражданской ответственности личности.
Знакомство с современными хозяйственными объектами и новыми формами хозяйствования поможет кружковцам сориентироваться в профессиях и потребностях региона, они увидят, что от уровня подготовки трудовых ресурсов зависит их личная конкурентоспособность на рынке труда. Важным является воспитать у учащихся понимание зависимости достойной, комфортной жизни каждой семьи от личного вклада гражданина в устойчивое развитие региона.
Программа предполагает двухгодичные занятия с учащимися старших классов (13-17 лет).
Выполнение данной программы предполагается в рамках кружковых занятий. Количество учащихся определяется в соответствии с нормативными документами.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения


Тема

Всего часов

В том числе

Теоретические

Практичес
кие

1

Введение.

3

1

2

2

Специальная подготовка для экспедиционной деятельности по изучению природных и исторических объектов.

33

16

20

3

Природа региона. Познавательные и исследовательские возможности.

36

12

21

4

Взаимодействие человека и природы.
Природные объекты своего населенного пункта

33

13

20

5

Культурно- историческое наследие региона. Познавательные и исследовательские возможности.

38

15

23

6

Мой населенный пункт. Описание объектов, паспортизация

41

20

24

7

Сохранение природной уникальности и культурной самобытности для устойчивого развития региона.

18

6

12

8

Подведение итогов. Конференции, конкурсы, выставки, итоговая экспедиция

14

3

11

 

 

Всего

 

216

86

130

Основное содержание образовательного процесса,
его технологии и результаты

1.Введение (3ч.)
Содержание и основные темы, структура программы, особенности выполнения практической части.

2.Специальная подготовка для экспедиционной деятельности по изучению природных и исторических объектов. (33ч.)
Экспедиционная деятельность. Поисковая работа на местности, специфика поиска природных, исторических и военных объектов. Особенности паспортизации разноплановых объектов.

Карты географические, специальные, топографические, спортивного ориентирования. Знакомство с картографическими материалами разных исторических эпох. Топографическая подготовка. Компас, ориентирование на местности.

Снаряжение личное, групповое и специальное для обеспечения экспедиционной деятельности. Туристские навыки.
Техника безопасности во время экспедиционной деятельности при изучении природных, исторических и военных объектов. Гигиена во время экспедиции, первая доврачебная помощь.
Практические работы
Сравнительный анализ картографического материала разных исторических периодов.
Определение сторон горизонта на местности, определение азимута, движение по карте. Составление схем маршрутов, графика движения. Вычерчивание картосхем топографическими знаками. Составление плана местности.

Подготовка экспедиции: составление бюджета, сметы, меню, составление списка личного, группового и специального снаряжения. Приготовление пищи в полевых условиях. Знакомство с основами «школы выживания».

Экспедиционные выходы на местность с целью изучения природных явлений и мест, связанных с историческими событиями. Поиск, изучение и паспортизация разноплановых объектов. Отработка норм техники безопасности, оказание первой доврачебной помощи.

3. Природа региона. Познавательные и исследовательские возможности.(36ч.)
Положение региона на карте республики Беларусь, Европы, мира. Транспортные магистрали, пути сообщения, средства коммуникации.
Комплексное изучение природных объектов, выявление их значимости для населённого пункта и региона. Разнообразие форм рельефа и ландшафтов. Гидрография, бассейны рек, типы и особенности озёр. Геология и почвы региона. Растительный покров. Животный мир. Природно-территориальные комплексы.
Географическая характеристика мест, в которых возникли крупные или известные населенные пункты региона, исторические аспекты.
Рекреационные ресурсы региона и окрестностей своего города (населенного пункта) в разные времена года. Спортивный туризм и здоровый образ жизни. Экологический туризм и влияние человека на природу. Агротуризм.
Урбанизированные территории и природа, антропогенные ландшафты. Охраняемые объекты природы, заповедники и заказники. Устойчивое развитие территории.
Практические работы
Определить расположение наиболее значимых объектов природы на карте региона, нанести на контурную карту. Составить их описание, собрать иллюстративный материал.
Изучить окружающую среду, посетить природные объекты окрестностей своего населенного пункта и региона: возвышенности, низменности, заповедники, заказники местного значения, хвойный лес, березовую рощу, болото верховое и низинное, долины рек, овраги, камни-валуны, вековые деревья, парки, геологические обнажения, почвенные разрезы, реки, озера, антропогенные ландшафты, места произрастания редких и лекарственных растений.
Зарисовать, сфотографировать, вычертить схемы расположения объектов на местности, составить паспорта объектов для картотеки, базы данных или итогового отчёта. Опросить местных жителей о роли окружающей природы в их жизни. Мониторинг природопользования на исследуемой территории.
Подготовить и провести экспедицию, поход или экскурсию. Составить график движения, смету.
Составить подборку пословиц, поговорок, песен, стихов, других художественных произведений, связанных с описанием природы региона.
Составить рассказ или написать мини сочинение о том, как изменился населённый пункт и его окрестности за последние 50 или 100 лет и как Вы представляете его будущее.
Составить список учреждений и профессий, связанных с обслуживанием и охраной природных комплексов региона.
Определить темы исследования, разработать проекты исследования или популяризации природных комплексов и объектов. Составить план работы над индивидуальной темой. Составить списки литературы по темам исследования. Сбор материалов. Изучение материалов местной периодической печати. Работа над рефератами.

4. Взаимодействие человека и природы.
Природные объекты своего населенного пункта. (33ч.)
Мой населённый пункт на карте региона.
Географическая характеристика места, в котором возник данный населенный пункт, взаимозависимость человека и природы. Урбанизированная территория, нагрузка на окружающую среду. Антропогенный ландшафт. Микротопонимы.
Экскурсионный метод познания, составление маршрутов.
Административное деление города, главные проспекты, площади, улицы. Транспортные возможности города, доступность природных объектов для посещения и исследовательской деятельности.
Возможности города (населённого пункта и района) для проведения исследовательской работы по изучению окружающей среды (как природной, так и видоизменённой человеком, урбанизированной).
Рекреационные природные ресурсы города (населённого пункта): парки, скверы, ботанический сад, берега рек, прудов и озёр. Роль и место уголков природы и природных комплексов в жизни человека.
Природные объекты для изучения: реки, озёра, пруды, геологические обнажения, овраги, валуны, парки, местный микро-заказник, зеленые зоны отдыха, редкие деревья, кустарники, оранжереи, цветники и другие.
Законодательство РБ об охране природы, право на благоприятную окружающую среду.

Практические работы
Составить картосхемы расположения природных объектов на территории населённого пункта, маршруты природоведческих экскурсий с обозначением интересных мест в разные времена года. Экологическая тропа. Составить текстовые описания, подобрать иллюстративный материал.
Составить схемы транспортных связей с объектами, разработать варианты.
Проследить, как за последние 100-200 лет изменилась окружающая среда в результате хозяйственной деятельности местного населения.
Собрать коллекцию горных пород, образцов древесины, гербарии сельскохозяйственных и дикорастущих растений.
Оформить выставку, провести презентацию своих работ.
Разработать рекламно-агитационные буклеты, листовки, плакаты по пропаганде здорового образа жизни для учащихся своей школы и кружковцев внешкольных заведений.
Совместно с лесхозом, комитетом по охране природы или ЖКХ организовать акции по очистке городских парков, скверов, принять участие в посадке новых аллей. Разработать проект озеленения помещения, где занимаются кружковцы или прилегающей к нему территории.
Подготовить материалы для СМИ.
Посетить музеи и уголки природы.
Провести творческие конкурсы (рисунков, стихов, фотографий, песен, мульти-медийных презентаций). Составить викторины и кроссворды для младших школьников.
Составить список учебных заведений, где можно получить профессию, связанную с природопользованием.
Составить списки литературы по темам исследования, собрать материалы, изучить статистические данные и материалы местной периодической печати.
Работа над рефератами.

5. Культурно- историческое наследие региона. Познавательные и исследовательские возможности.(38)
Культурно-исторические объекты и памятные места, связанные с историческими событиями, на карте региона. Обзор археологических памятников.
Памятные места, связанные со знаменитыми земляками и известными людьми. Памятники и мемориальные комплексы, связанные с героическим прошлым нашего региона. Памятные места, комплексы и памятные знаки, посвящённые Великой отечественной войне.
Особенности архитектуры региона.
Ведущие музейные комплексы регион, тематические музеи.
Обзор архивов и библиотек региона, порядок работы в них. Поиск материалов с использованием современных средств коммуникации.
Познавательный туризм и всестороннее развитие личности.
Обзор профессий, связанных с изучением и сохранением культурно-исторического наследия.
Исследовательские возможности своего региона. Выбор индивидуальных тем для написания рефератов.
Законодательство РБ об охране памятников истории и культуры.

Практические работы

Составить картосхемы региона с обозначением объектов исследования.
Составить схему маршрута экспедиции.
Составить план изучения объекта или события. Составить список литературы и собрать материалы по темам исследования. Заполнить паспорта отдельных объектов. Работа в архиве и библиотеке по исследуемым темам.
Собрать иллюстративный материал по объектам исследования (рисунки, фотографии, открытки). Разработать рекламно-агитационные буклеты, листовки, плакаты по пропаганде познавательных экскурсионных маршрутов к памятным местам для учащихся своей школы и кружковцев внешкольных заведений.
Работа в компьютерном классе, введение в Интернет, современные коммуникационные технологии. На основании собранных экспедиционных материалов составить виртуальную экскурсию по региону.
Изучение материалов местной периодической печати. Работа над рефератами.

6. Мой населенный пункт. Описание объектов, паспортизация.(41ч.)
Историческая ретроспектива возникновения населённого пункта (города).
История города в названиях улиц и площадей, микротопонимы.
Методы исследовательской деятельности учащихся.
Археологические памятники: замчища, городища, курганы. Местные легенды, связанные с ними.
Наиболее значимые исторические места населённого пункта (города).
Памятники, мемориальные комплексы, мемориальные знаки и доски, связанные с героическим прошлым своего населенного пункта. Оборонные сооружения разных времён.
Мемориальные знаки и доски, посвященные знаменитым землякам и известным людям города (населённого пункта).
Архитектура города: гражданские и культовые объекты.
Обзор музеев города (населённого пункта и района).
Возможности города (населённого пункта и района) для проведения исследовательской работы по культурно-исторической тематике.
Практические работы
Сформулировать проблему, рассмотреть возможности её разработки, составить план работы над темой исследования, собрать материалы, проанализировать, сделать собственные выводы.
Составить список литературы по теме исследования. Изучить материалы местной периодической печати.
Работа в библиотеках со справочниками, энциклопедиями, картами, печатными изданиями. Работа в архиве.
Собрать иллюстративный материал по объектам исследования (рисунки, фотографии, открытки).
Посетить объекты или места событий на местности. Паспортизировать объекты исследования и описать их современное состояние.
Опрос местных жителей, методика интервьюирования. Отработка подготовительного этапа, составление опросников. Запись воспоминаний очевидцев.
Составить перечень музеев для посещения. Составить перечень учреждений и ведомств, где могут быть материалы для исследований.
Работа в компьютерном классе и Интернет-центре.
Работа над рефератами.
Подготовка к конференции, конкурсу, выставке работ, историческим чтениям.

7.Сохранение природной уникальности и культурной самобытности для устойчивого развития региона. (18ч.)
Устойчивое развитие. Знакомство с основными понятиями. Экологический след.
Законодательство РБ об охране объектов природы истории и культуры.
Охраняемые объекты международного, республиканского и местного значения. Местные государственные органы, ответственные за выполнения законодательных актов.
Местные традиции природопользования. Ответственность граждан за сохранность природного, культурного и исторического наследия своей малой родины.
Практические работы
Рассчитать личный экологический след.
Составить или уточнить списки охраняемых объектов на своей территории. Описать современное состояние объектов исследования, составить акты обследования объектов, направить в компетентные органы предложения по охране или фиксации объектов, исторических мест.
Организовать или провести акции по благоустройству культурно- исторических и природных объектов своей местности.

8. Подведение итогов работы (14ч.)
Формы итоговых мероприятий: конференции, чтении, конкурсы, выставки работ, итоговая экспедиция, экскурсия или поход.
Популяризация познавательной деятельности и здорового образа жизни среди учащихся через публикации в СМИ.
Практические работы
Подготовка презентации своей деятельности перед учащимися школы или кружковцами внешкольного учреждения. Набор на компьютере и оформление материалов.
Подготовка и участие в итоговом мероприятии: конференции, конкурсе, выставке работ, историческом или экологическом чтении. Подготовка материалов для публикации.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Второй год обучения

 

 

Тема

 

Всего
часов

В том числе

Теоретические

Практические

1

Введение

3

3

-

2

Население региона

15

6

9

3

Особенности поселений региона
Историко-географические факторы

17

8

9

4

Трудовые будни региона

19

9

10

5

 

Исторический обзор социально-экономических особенностей развития региона

23

9

 

14

 

6

Пути сообщений и транспортные средства

16

6

10

7

Географические и социально-экономические особенности региона, перспективы развития

30

12

18

8

Исторический обзор форм собственности, региональные особенности.
Мир предпринимательства региона

33

15

18

9

Экспедиционная работа и индивидуальная
работа по теме исследования

42

9

33

10

Подведение итогов, оформление материалов

18

6

12

 

Всего:

216

83

133

Основное содержание образовательного процесса,
его технологии и результаты
1. Введение (3ч.)
Цели и задачи на учебный год. Знакомство с программой, предмет и объект изучения.
2. Население региона (15ч.)
История заселения региона, взаимосвязь человека с природой.
Культурно-этнографические особенности региона. Этногенез.
Этнический и религиозный состав жителей своего населенного пункта, исторический обзор. Понятие толерантности. Особенности совокупности христианского и языческого взгляда на мир.
Бытовые и художественные традиции населения.
Численность и динамика населения региона, социальный состав. Естественное движение и миграция населения. Демографические процессы. Белорусское законодательство и Республиканская программа по противодействию торговли людьми.
Особенности размещения населения. Трудовые ресурсы, структура занятости населения, распространенные профессии. Личное резюме.
Практические занятия:
Изучение художественных традиций, местных обрядов и фольклора. Фотографирование и зарисовки движимых предметов (утварь, ручники, одежда) и записи, фиксация нематериального творчества (устное народное творчество). Записи воспоминаний о символико-обрядовых функциях предметов материальной культуры.
Анализ административной карты региона и плана своего населенного пункта. Изучение населения своего города (поселения) по доступным источникам. Анализ имеющихся таблиц, графиков, диаграмм, картосхем, которые характеризуют динамику населения региона. Составление таблиц и графиков, характеризующих население своего населенного пункта.
Изучение антропонимики своей фамилии. Анализ топонимических особенностей региона, составление картосхем, картотек названий наиболее распространённых и редких местных топонимов. Расшифровка местных топонимов на основании топонимических словарей и литературных источников.
Экскурсии в музеи и посещение краеведческих уголков. Встречи с известными людьми региона.
Тестирование профессиональных предпочтений и склонностей. Тренинги по написанию резюме и успешным коммуникациям.
Сбор материалов по темам исследований, работа над рефератами.

3.Особенности поселений региона.
Историко-географические факторы (17ч.)
Зависимость типа регионального расселения от природных условий и хозяйственной деятельности жителей. Исторический тип поселений (деревня, село, слобода, околица, фольварок, застенок, хутор, местечко, город), сопутствующая инфраструктура. Условия, которые обозначили месторасположение населенных пунктов (местные ресурсы и природные условия, особенности рельефа местности и наличие водоёмов, родников и путей сообщения в разные исторические эпохи).
Время возникновения населенного пункта, особенности жилищной застройки, план поселения. Типы населенных пунктов своей местности, их форма, планировка. Гражданская и хозяйственная архитектура.
Памятники и исторические места, связанные с культурным наследием разных этнических групп.
Нагрузка, которую создают населенные пункты на окружающую среду. Экологические проблемы и, связанные с ними, проблемы устойчивого развития населенного пункта и региона.
Профессии, связанные со строительством жилья, обустройством населенных пунктов, понятие профпригодности.
Практические занятия
Экскурсии по населенному пункту и окрестностям. Фотографирование современной и исторической застройки. Знакомство с картографическими материалами разных исторических эпох и репродукциями старинных гравюр, с открытками, фотографиями, на которых отображены особенности поселений и застройка региона в разное историческое время, анализ изменений и причин, которые их вызвали. Провести сравнительную характеристику жилья и условий комфортности проживания в нем населения, выявить зависимость от особенностей хозяйственной деятельности населения в разное историческое время.
Проанализировать зависимости местной сети населенных пунктов и территориальной организации производства в разное время.
Посетить памятники и исторические места, связанные с проживанием на территории разных этнических групп населения.
Проанализировать материалы периодической печати о техногенных катастрофах на территории региона. Экологический след жилья.
Экскурсия в учебные заведения, знакомство с номенклатурой строительных профессий. Встречи со специалистами отрасли.
Тестирование профессиональных наклонностей. Отработка навыков написания резюме, подготовка к индивидуальному собеседованию. Знакомство с работой территориального центра занятости и методиками работы кадровых агентств. Маркетинговые исследования рынка труда своего города (населённого пункта.)
Организация выставки фоторабот или конкурса творческих работ по теме.
Сбор материалов по темам исследований, работа над рефератами.
4. Трудовые будни региона (19ч.)
Типичные и редкие хозяйственные объекты региона. Традиционные и новые перспективные профессии хозяйственных объектов .
Учебные заведения, которые готовят кадры для региона. Известные люди и ветераны труда.
Обзор литературы и периодической печати по теме.
Горизонтальный и вертикальный карьерный рост, навыки само презентации, навыки развития лидерских качеств.
Практические занятия:
Экскурсии на хозяйственные объекты, знакомство с профессиями, встречи с руководителями и лучшими тружениками. Отработка навыков интервьюирования. Составление летописей предприятий.
Экскурсии в учебные заведения, знакомство с предлагаемым перечнем профессий, условиями поступления.
Составить фотогалерею представителей разных профессий региона по материалам печати. Творческие выставки и конкурсы по теме.
Тестирование на выявление лидерских качеств. Тренинги на закрепление навыков уверенной само презентации и развития лидерских качеств.
Анализ статистических данных справочной литературы и СМИ по теме.
Сбор материалов по темам исследований, работа над рефератами.

5.Исторический обзор социально-экономических особенностей развития региона ( 23ч.)

Исторический обзор социально-экономических особенностей развития региона. Историко-географический обзор своего края, его главных хозяйственных объектов. Влияние исторических, политических и военных факторов на темпы и направления развития хозяйства. Восстановление хозяйства после 2 мировой войны. Исторический обзор изменений структуры хозяйства.
Основные этапы развития хозяйства региона. Знакомство с его структурой, особенностями, характерными чертами.
Знакомство с историко-географическими изменениями видов хозяйственной деятельности жителей своего города (населенного пункта).
Региональные особенности развития растениеводства и животноводства.
Знакомство с историей добывающих промыслов и ремесел.
Природно-экологические особенности региона и способы жизнедеятельности. Хозяйственное использование рекреационных ресурсов – вклад в социально-экономическое развитие региона. Обращение с отходами и экологический след.
Система ученичества, цеха-братства, сельские ремесленники. Ткачество, ювелирное дело, гончарство, резьба по дереву, кузнечное ремесло, обработка дерева и кости, горбарное дело и другие. Возрождение народных промыслов и ремесел – один из путей развития сельских территорий. Традиционные виды деятельности, ремёсла и промыслы представителей этнических групп населения в разные исторические эпохи.
Культурное многообразие, взаимопроникновение культур.
Дома ремёсел, внешкольные учреждения, направления их деятельности.
Профессии древние и современные, пути получения профессиональных навыков и достойного рабочего места.
Практические занятия
Составить историко-географический очерк региона и его основных объектов (поселений, городов). Сделать хозяйственную оценку природных условий и ресурсов и выявить взаимосвязь с хозяйственной деятельностью населения. Проанализировать специфику обращения с отходами своего населённого пункта.
Анализ структуры хозяйства, выявление особенностей, характерных черт, зависимости от природных условий и ресурсов. Взаимосвязь структуры хозяйства с развитием и обучением трудовых ресурсов. Составление картосхем, диаграмм.
Знакомство с литературой, описывающей хозяйственную деятельность жителей региона. Анализ местной печати о традиционных промыслах, ремеслах и о современной хозяйственной деятельности населения региона.
Знакомство с традиционными промыслами и ремеслами. Экскурсии в музеи, Дома ремесел, посещение современных объектов хозяйственной деятельности.
Экспедиционная деятельность—поиск исторических объектов материальной культуры, хозяйственной деятельности человека (мельница, конюшня, гончарная мастерская, кузница, корчма, пивоварня, каналы и другие хозяйственные постройки).
Сбор и оформление материалов о современных хозяйственных объектах. Составление летописей предприятий.
Прописать индивидуальный алгоритм накопления потенциала успешного работника (сотрудника). Тренинговые занятия.
Сбор материалов по темам исследований, работа над рефератами.

6.Пути сообщений и транспортные средства (16ч.)
Исторический очерк географии путей сообщения. Пути водные и сухопутные, старые «шляхи», «большаки», «тракты» на местности. Путь «из варяг в греки», «Альгердаў шлях».
Типы и классы дорог. Традиционные и современные виды транспорта. Изображение путей сообщения на картах, современная транспортная сеть.
Взаимосвязь уровня развития хозяйства региона и транспортных артерий. Хозяйственная деятельность, связанная с обслуживанием путей сообщения. Учебные заведения транспортного профиля, многообразие профессий.
Практические занятия:
Анализ имеющегося картографического материала, системы транспортных артерий и необходимости их обслуживания в разные исторические эпохи. Знакомство с типами экипажей, рабочих возов и речных судов по имеющимся литературным и иллюстративным источникам. Посещение местных объектов, связанных с транспортной сетью разных эпох. Опрос местных жителей, нанесение на картосхему отрезков старых дорог, переправ, пристаней и т. д.
Знакомство с ремеслами и профессиями, связанными с обслуживанием транспортных артерий.
Составление резюме, отработка навыков прохождения собеседования (интервью).
Встречи с интересными людьми, передовиками производства, работающими в данной отрасли. Запись воспоминаний и составление летописей предприятий.
Сбор материалов по темам исследований, работа над рефератами.

7. Географические и социально-экономические особенности региона, перспективы развития(30ч.)
Человек, природа, экономика – знакомство с принципами устойчивого развития территорий. Экология региона, охрана природы.
Хозяйственная оценка ресурсов, которыми обладает регион. Обеспеченность сырьем для производства, энергетической базой, природными и трудовыми ресурсами.
Перспектива использования альтернативных источников энергии в регионе. Энергосбережение.
Изучение хозяйственного профиля своего населенного пункта. Изучение потребности в трудовых ресурсах по доступным источникам.
Изучение сведений о знаменательных событиях, связанных с хозяйственной деятельностью жителей (занятия ремеслами, ярмарки), формы собственности. Традиционные и перспективные отрасли современного хозяйства, их формы собственности.
Учебные заведения региона, подготовка кадров для хозяйственной деятельности. Традиционные и новые профессии.
Практические занятия:
Разработать стратегию устойчивого развития своего кружка (школы, населённого пункта).
Определить хозяйственный профиль своего населенного пункта, собрать необходимые сведения и статистические данные.
Составить список отраслей хозяйства региона и основных профессий. Познакомиться с работой учреждений экологического профиля региона.
Изучить потребность в трудовых ресурсах по доступным источникам, анализ местных СМИ.
Изучение архивных материалов, работа в библиотеках, поиск материалов о знаменательных событиях, связанных с хозяйственной деятельностью жителей (занятия ремеслами, ярмарки).
Сбор материалов по темам исследований, работа над рефератами.
Отработка навыков поиска работы и составления эффективного резюме.
Знакомство с технологиями оценочного центра, отработка навыков прохождения интервью при устройстве на работу.

8. Исторический обзор форм собственности, региональные особенности.
Мир предпринимательства региона (33ч.)
Исторический обзор форм собственности, региональные особенности.
Исторические предпосылки становления частной собственности в регионе. Введение в предпринимательство.
Знакомство с основополагающими условиями успеха в предпринимательстве. Ключевые аспекты бизнеса. Собственный бизнес – преимущества и недостатки. Возможности для развития предпринимательства в нашем регионе. Обзор законодательства РБ.
Сферы производственной деятельности мелкого и среднего бизнеса. Маркетинговые исследования рынка услуг своего населенного пункта. Планирование бизнеса. Новые профессии, дефицит кадров.
Практические занятия:
Проанализировать предпринимательство, как возможную карьеру.
Познакомится с материалами СМИ об успешных предпринимателях, провести встречи с бизнесменами своего населенного пункта.
Анализ личностных факторов при принятии решений об открытии собственного дела путем проведения тренингов по следующим темам: возможности находятся вокруг нас; истоки возможностей; понимание творчества; почему одни люди более креативны, чем другие? пять ступеней творчества; методы генерации бизнес-идей; презентация бизнес-идей и конкурс бизнес-планов микро-предприятий;
Сбор материалов по темам исследований, работа над рефератами и бизнес- планами, проведение маркетинговых исследований.

9.Экспедиционная работа и индивидуальная работа по теме исследования.
(42 ч.)
Экспедиционная работа: этапы подготовки, проведения и подведения итогов экспедиции.
Поисковая работа на местности, специфика поиска хозяйственных объектов прошлых эпох.
Экологический мониторинг хозяйственной деятельности человека.
Состав участников, график маршрута, список изучаемых объектов и событий. Картографический материал района экспедиции, вопросники, карточки-паспорта объектов. Техническое оснащение экспедиции. Снаряжение личное, групповое и специальное для обеспечения экспедиционной деятельности.
Техника безопасности, безопасное поведение во время экспедиционной деятельности.
Практические работы
Составить план подготовки экспедиции, план--график проведения и план подведения итогов, провести экспедицию по региону.
Составить список участников, график маршрута, список изучаемых объектов и событий. Подготовить картографический материал района экспедиции, проанализировать.
Заполнить во время экспедиции вопросники, карточки паспортов объектов.
Подготовить техническое оснащение экспедиции. Снаряжение личное, групповое и специальное для обеспечения экспедиционной деятельности.
Провести исследовательскую работу на местности, опросить местных жителей по теме.
Отработка навыков безопасного поведения. Оказание первой доврачебной помощи.
10.Подведение итогов, оформление материалов (18ч.)
Итоговые мероприятия, этапы подготовки.
Параметры оформления итоговых работ, существующие нормы.
Практические работы
Оформление материалов работы по индивидуальным темам. Набор текстов, редактирование, вёрстка, распечатка, рецензирование.
Проведение итоговых мероприятий. Участие в итоговых выставках, конкурсах рефератов, чтениях, конференциях.
Проведение мониторинга эффективности занятий путем анкетирования учащихся и их родителей.

Прогнозируемая результативность
После первого года обучения кружковцы будут знать:
-основные объекты региона, изучение которых значимо в познавательном и
воспитательном плане;
-процедуру поиска объектов на местности;
-порядок изучения и паспортизации объектов;
-принципы использования социологических методов и обработки полученных
данных;
-порядок обработки результатов, проведённой экспедиционной деятельности;
-особенности подготовки исследовательской работы для участия в выставке или
конкурсе;
-современные требования, предъявляемые к трудовым ресурсам, от которых зависит их личная конкурентоспособность на рынке труда;
-термин «устойчивое развитие» и понятие «личный экологический след»;
- основные принципы подготовки экспедиции;
После второго года обучения кружковцы будут знать:
- природно-исторические предпосылки и особенности социально-
экономического развития региона.
- принципы формулирования проблемы, по которой предполагается
исследование;
- порядок составления плана работы над проблемой;
- учреждения региона, в которых есть материалы по теме исследования;
- современные хозяйственные объекты региона и новые формы хозяйствования;
- учебные заведения, где готовят кадры для региона;
- принципы составления резюме;
- порядок подготовки к индивидуальному собеседованию (интервью) при
поступлении на работу;

После первого года обучения кружковцы будут уметь:
- составлять план работы по теме исследования;
- уметь группировать объекты по профилю исследования;
- классифицировать объекты по уровню значимости;
- проводить поиск объектов (археологии, геологии, истории, природные объекты) на местности и их исследование;
- производить расчёт личного экологического следа;
- проводить интервьюирование;
- заполнять паспорт объекта;
- составлять список литературы по теме;
- искать и анализировать материалы СМИ по теме исследования;
- искать информацию при помощи современных средств коммуникации;
- сопоставлять и анализировать картографические материалы;
- проводить презентацию своей экспедиционной деятельности перед
сверстниками в школе или внешкольном учреждении;
- составить план подготовки и проведения экспедиции.

После второго года обучения кружковцы будут уметь:
- формулировать проблему, по которой возможно исследование;
- составлять план работы над проблемой,
- собирать, сопоставлять и анализировать материалы по теме исследования;
- оформлять полученные результаты;
- самостоятельно работать с источниковедческой базой, в том числе с Web-
ресурсами;
- ориентироваться на рынке труда своего региона;
- составить личный план карьерного роста;

Программа направлена на то, чтобы новые знания о малой родине и применение на практике исследовательских умений по её изучению простимулировали возникновение чувства патриотизма и потребность защищать и экономически укреплять свою Родину.
Условия реализации программы
Перед началом работы по программе необходимо оценить возможности ресурсно-информационного потенциала населённого пункта и региона.
Малые города и поселки имеют хорошие условия для выполнения познавательной части программы первого года обучения.
Крупные города имеют больший информационный потенциал для выполнения исследовательской части программы второго года обучения.
Необходимым условием для реализации программы является материально-техническая база, наличие оборудованного компьютерной и множительной техникой помещения, обеспечение специальным снаряжением для экспедиционной деятельности и достаточным количеством канцелярских товаров.
Посещение природных и хозяйственных объектов за пределами своего населённого пункта предполагает транспортные расходы.
Экспедиционную часть программы необходимо тщательно продумывать и ориентировать на местные потребности и возможности.
Одним из условий реализации программы является высокая квалификация педагога, широкий кругозор, хороший уровень владения компьютером, его навыки в области инновационных образовательных методик и интерактивных форм проведения занятий (модерации).
Итог во многом зависит от тщательно проведенной подготовительной работы по подбору мотивированных членов кружка, через разработку и проведение рекламной компании, анкетирование учащихся или презентацию программы перед старшеклассниками.

Список литературы для педагогов:
1. Атлас охотника и рыболова: Витебская область.-Мн., 2005.
2.Беларускi гiстарычны часопiс,- Мн.
3.Булай,П.И. Первая помощь при травмах, несчастных случаях и некоторых
заболеваниях/ П.И.Булай.- Мн, 1989.
4.Витебская область. Природа, туризм, отдых. :Рекламный проспект, Витебск,
2005.
5.Витебская область: Атлас автомобильных дорог.- Минск, 2004.
6.Витебск.энциклопедический справочник.- Мн.: БелСЭ, 1988.
7.Ганопольский, В.И. Уроки туризма: пособие для учителей/ В.И.Ганопольский.
Мн.: 1998.
8.Ермаловіч,М.І. Старажытная Беларусь/ М.І.Ермаловіч.--Мн.: Мастацкая
літаратура, 1990.
9.Жучкевич, В.А. Краткий топонимический словарь Белоруссии/
В.А.Жучкевич. --Мн.:БГУ,1974.
10.Збор помнікаў гісторыі і культуры Беларусі: Віцебская вобласць.- Мн.:БелСЭ,
1985.
11.Кiшык,Ю.Н. Панарама старога Вiцебска/ Ю.Н.Кiшык.--Мн.:Полымя, 1995.
12.Кузнецов,И.Н. Научные работы: Методика подготовки и оформления.2-е
изд., перераб., и доп./ И.Н.Кузнецов.–Мн., 2000.
13.Методические рекомендации по поисковой работе (военной археологии) на
местах операции «Багратион».- М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2004.
14.Мой регион – Витебская область:монография/ Р.Я.Костерова, [и др.]; под ред.
Р.Я.Костеровой. -Витебск: УО «ВГТУ», 2005.
15.Организация туристской, краеведческой и экскурсионной работы в школе./МО
РБ: инструктивно-методические рекомендации.-Мн, 2000.
16.Память:Гісторыка-дакументальная хроніка Вітебска/БелСЭ;рэдкал.:
І.П.Шамякін і інш.; Маст.А.М.Хтлькевіч.-Мн.:БелСЭ,1988.
17.Память:Гісторыка-дакументальная хроніка гарадоў і раёнаў Віцебскай вобласці
/БелСЭ;рэдкал.: І.П.Шамякін і інш.; Маст.А.М.Хтлькевіч.-Мн.:БелСЭ, 1988.
18.Прамысловыя прадпрыемствы дарэвалюцыйнай Беларусi.-
Мн.:энцыклапедычная бiблiятэчка Беларусi, 1988.
19.Рылюк, Г.Я. Истоки географических названий Беларуси с основами общей
топонимики/Г.Я. Рылюк.- Мн.: Веды, 1999.
20.Ставровский,Д.Д. Биосферный заповедник на Березине/ Д.Д.Ставровский.- Мн., 1993.
21.Статут Вялікага Княства Літоускага 1588: Тэксты. Даведкі. Каментарыі.
/Беларус. Сав.Энцыклал.;рэдкал.:І.П.Шамякін і інш.- Мн.:БелСЭ, 1989.
22.Татаринов,Ю.Города Беларуси: Витебщина/ Ю. Татаринов.-Мн.:
Энциклопедикс, 2006.
23.Томпсон Пол. Устная история: голос прошлого/ Пол Томпсон .–М., 2003.
24.“Трёхверстовка” Российской империи,[электронный ресурс]территории РБ.- 3
электронных.опт.диск(СД-ROM),2005.
25.Федорук,А.Т. Садово-парковое искусство Беларуссии/ А.Т.Федорук.-
МН.: Ураджай, 1989.
26.Храналогія гісторыі Беларусі:даведнік.- Мн.: БелСЭ, 1989.
27.Хронология истории Витебска (974-1974).- Мн.: Полымя, 1987.
28.Штыхау,Г.В. Крывiчы / Г.В Штыхау.-- Мн.:Навука і тэхніка, 1992.
29.Эстафета патриотических дел на Витебщине.- Витебск: ООВР, 2000.
30.Эко Умберто. Как написать дипломную работу: Гуманитарные науки: учебно-
методическое пособие/ Эко Умберто .- М., 2001.
Периодические издания:
«Краязнаўчая газета», городские и районные издания;
Исторические журналы:
«Віцебскі сшытак», «Беларуская мінўшчына»(1993 - 1998), «Спадчына»;
Список литературы для учащихся:
1.Витебский областной музей Героя Советского Союза М.Ф.Шмырёва:
Краткий путеводитель.- Мн.:Полымя, 1990.
2.В памяти народной.- Мн.: Беларусь, 1969.
3.Ермаловіч,М.І. Старажытная Беларусь: Віленскі перыяд./М.І.Ермаловіч.-
4.Збор помнікаў гісторыі і культуры Беларусі: Віцебская вобласць.- Мн.:БелСЭ,
1985. Мн.:Бацькаўшчына,1991.
5.Иоффе, Э.Г. Советские военачальники на белорусской земле/ Э.Г.Иоффе.-
Мн.: Полымя, 1988.
6.Караткевіч, У.С. Зямля пад белымі крыламі/ У.С.Караткевіч.- Мн.: Народная асвета, 1992.
7.Коленкур, А.Мемуары: Поход Наполеона в Россию/ А.Коленкур.- М.: АО «Скиф», 1994.
8.Комплекты открыток: «Витебск» - разных лет выпуска.
9.Конев, И.С. Записки командующего фронтом/И.С. Конев.- М.: Воениздат, 1991.
11.Коструб, А.А. Медицинский справочник туриста/ А.А.Коструб.- М.: 1988.
12.Корнейчик, Е.И. Белорусский народ в Отечественной войне 1812 года/
Е.И.Корнейчик.- Мн.: Госиздат, 1962.
13.Краснознамённый Белорусский военный округ.- М.: Воениздат, 1983.
14.Курилёва, Т.И., Туризм/ Т.И.Курилёва.- М.: Просвещение, 1988.
15.Левко, О.Н. Экскурсии по древнему Витебску/О.Н.Левко.- Мн.:Полымя, 1984.
16.Мельтюхов, М.И. Советско-польские войны/ М.И.Мельтюхов.- М.: Вече,
2001.
17.Памятники природы Беларуси.-Мн.: Ураджай, 1986.
18.Памяць:Гісторыка-дакументальная хроніка Віцебска/БелСЭ;рэдкал.:
І.П.Шамякін і інш.; Маст.А.М.Хтлькевіч.-Мн.:БелСЭ,1988. І.П.Шамякін
19.Раппопорт, П.А. Зодчество Древней Руси/ П.А.Раппопорт.- Л-д: Наука, 1986.
20.Рылюк, Г.Я. Истоки географических названий Беларуси с основами общей
топонимики/Г.Я. Рылюк.- Мн.: Веды, 1999.
21.Сагановіч, Г.М. Войска Вялікага княства Літоўскага ў ХYI – ХYIIст/
Г.М.Сагановіч.- Мн., Навука і тэхніка, 1994.
22.Сагановіч, Г.М. Айчыну сваю баронячы./ Г.М.Сагановіч.- Мн.: Наука і
тэхніка, 1992.
23.Сагановіч, Г.М. Невядомая вайна: 1654-1667г.г./ Г.М.Сагановіч.- Мн.: Навука
і тэхніка, 1995.
24.Сандалов, Л.М. Первые дни войны/ Л.М.Сандалов.- М., Воениздат, 1989
25.Слюнченко, В.Г. Полоцкий Софийский собор/В.Г.Слюнченко.-Мн.: Полымя,
1987.
26.Советская военная энциклопедия: в 8 т.- М.: Воениздат. 1975-1982.-т.-1-8.
27.Типпельскирх, К. История второй мировой войны. Т.т.1-2. /К.Типпельскирх.- М.:Полигон, 1991.
28. Храналогія гісторыі Беларусі:даведнік.- Мн.: БелСЭ, 1989.
29. Хронология истории Витебска (974-1974).- Мн.: Полымя, 1987.
30.Чаропка, В. Імя ў летапісе/ В.Чаропка.- Мн.: Полымя, 1994.
31.Чаропка, В. Уладары Вялікага Княства/ В.Чаропка.- Мн.: Полымя, 1996.
32.Шагов, В.В. Полоцк – город древний/ В.В.Шагов.- Мн.: Полымя, 1987.
33.Штюрмер, Н.А. Краткий справочник туриста/ Н.А.Штюрмер.- М., 1985.
34.Шомоди, В.Э. Маршрутами народной славы/В.Э. Шомоди.- Мн.: Полымя, 1988.
35.Якімовіч, Ю.А. Помнікі мураванага грамадскага дойлідства Віцебска ХІХ
пачатку ХХ ст./ Ю.А.Якімовіч.- Мн.:Полымя, 1990.
36. Энциклопедия туриста.- М., 1993.
37.Ярошевич, В.Э. Легендарный танк Т-34/ В.Э.Ярошевич.- Витебск, 2003.
38. Ярошевич, В.Э. Тяжёлые танки РККА// В.Э.Ярошевич.- Витебск, 2003.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.