И. В. Воронюк Национальный педагогический университет им. М. П. Драгоманова, г. Киев, Украина Изучение личностных конструктов старшеклассников (Д. Банистер, Дж. Келли, Ф. Франселла и др.) [9, 5] рядом с общепринятыми контрольными списками индикаторов может осуществляться и через проектирование Я-образа в пространстве неформальных индикаторов. В нашем исследовании ими выступили социальные типы личности, распространённые в общественном сознании как стереотипы восприятия и классификации личности качественного типа, как совокупности определённых особенностей, стратегий и черт.
Необходимость построения контрольного списка социальных типов исходит из того, что они являются первой психологической типологией личности в сознании молодежи к систематическому ознакомлению их с научными психологическими основами этих классификаций. Общественное сознание в социальных типах соединяет значащие для жизни (не для теории психологии) совокупности признаков личности, глубинным фактором их соединение в типы есть именно личностные конструкты, которые изучаются нами в исследовании взаимодействия педагогов и учеников как ключевые объекты влияния и коррекции. В исследовании принимали участие 135 учеников старших классов, из которых 54 - юноши, 81 - девушка. Контрольный перечень социальных стереотипов восприятия составил 18 позиций и предоставлялся с такой инструкцией: «Оцените в стобалльной шкале, насколько вы похожи с данными типами людей».
Анализ общих данных лиц обоих полов выявил влияние фактора «Социальной желательности» на первичные оценки (табл. 1).
Социальные типы в восприятии старшеклассников (обоих полов вместе)
Таблица 1
№
|
Социальные типы
|
Среднее
|
Стандартное отклонение
|
1
|
Романтик
|
57,6
|
31,7
|
2
|
Лидер
|
50,9
|
29,6
|
3
|
Деловой человек
|
50,1
|
28,3
|
4
|
Работяга
|
49,5
|
26,9
|
5
|
Интеллигент
|
48,5
|
27,0
|
6
|
Карьерист
|
45,9
|
29,6
|
7
|
Идеал общества
|
42,8
|
29,9
|
8
|
Диктатор
|
39,1
|
28,6
|
9
|
Авантюрист
|
37,4
|
29,3
|
10
|
Расточитель жизни
|
34,7
|
28,3
|
11
|
Циник
|
27,4
|
27,4
|
12
|
Зависимый человек
|
24,2
|
27,2
|
13
|
Неуверенный в себе
|
23,5
|
25,1
|
14
|
Бюрократ
|
21,3
|
21,3
|
15
|
Обыватель
|
20,8
|
23,3
|
16
|
Демагог
|
20,2
|
20,6
|
17
|
Мошенник
|
19,7
|
30,0
|
18
|
Нищий
|
11,7
|
22,1
|
Хср.=з6,1 а=13,о
Наивысшие оценки: романтик, лидер, деловой человек, трудяга. Самые низкие оценки - нищий, мошенник, демагог, обыватель, бюрократ, неуверенный в себе. Для удаления искажений под воздействиям фактора «социальной желательности» использован факторный анализ (В. Бити- нас, В. Мельников, Я. Окунь, Г. Суходольский, Г. Харман, Л. Ямпольский и др.) [1; 2; 6; 7; 10] массива оценок. Первый фактор - «Эталон делового лидера» (19,2 % общей дисперсии). Современное технологизированное и политизированное общество, ценностные сдвиги, вхождение в рыночную экономику, а также наблюдения искривлений в социально-экономических процессах - всё это создало в сознании старшеклассников современную субъективную модель лидера. Проекции «лидер», «идеал общества», «деловой человек», «интеллигент», «работяга» (позитивные типы) в сознании учеников связаны с проекциями «диктатор» (авторитарное управление), «расточитель жизни», «авантюрист», «мошенник», «карьерист», «бюрократ». Отрицательные индикаторы имеют очень высокие проекции. Итак, учащиеся имеют искажённую модель делового человека и лидера, что требует педагогической обработки. Второй фактор - «демагогичный циник» (14,2 %). В него входят также проекции «обыватель», «нищий», «бюрократ», проекции «зависимый», «неуверенный в себе», «карьерист», «авантюрист», «диктатор» и др. Этот фактор отображает модели характеристик «неудачника», который пассивно защищается проявлениями циничности, демагогии и т. д. Третий фактор - «Личностная слабость» (10,1 %) с проекциями зависимый человек, неуверенный в себе, романтик, бюрократ, нищий. Четвёртый фактор - «Идеалистически положительный человек» (9,4 %) с проекциями интеллигент, романтик, работяга, карьерист, деловой человек. Следовательно, это обобщённая модель образованного трудолюбивого человека, который движется за чувствами и имеет высокий уровень этики, морали (отрицательная проекция «мошенник»). Это человек без желания к доминированию и подыгрыванию, устремлён на активную деятельность, мотивирован чувствами. Пятый фактор - «Мошенник» (7,1 %) с проекциями: расточитель жизни, бюрократ, обыватель. Следовательно, это модель нарушителя законов, который достигает целей самообеспечения путём обмана. Таким образом, факторный анализ выявил у старшеклассников обеих полов общие латентные личностные конструкты: «лидер», «успех в жизни», «независимость», «идеалистичность», «нормативность». Анализ комунальности показал наибольшие коэффициенты: «зависимый человек» (0,795) (субъективное переживание собственной несвободы учениками к завершению обучения), «лидер» (0,710), «деловой человек» (0,709) (наиболее привлекательный способ жизнедеятельности для учащихся обоих полов), «циник» (0,698) (психологическая защита через холодную ироническую позицию восприятия собственных проблем и общественных неурядиц).
Анализ данных учащихся женского пола показал следующее (табл. 2).
Таблица 2 Социальные типы в восприятии старшеклассниц
№
|
Социальные типы
|
Среднее
|
Стандартное отклонение
|
1
|
Романтик
|
65,0
|
31,0
|
2
|
Лидер
|
52,3
|
29,3
|
3
|
Работяга
|
50,3
|
26,4
|
4
|
Интеллигент
|
48,5
|
25,8
|
5
|
Деловой человек
|
48,3
|
28,7
|
6
|
Карьерист
|
45,5
|
29,5
|
7
|
Идеал общества
|
44,5
|
28,7
|
8
|
Диктатор
|
39,8
|
27,5
|
9
|
Расточитель жизни
|
35,6
|
27,5
|
10
|
Авантюрист
|
34,3
|
28,4
|
11
|
Зависимый человек
|
29,8
|
28,6
|
12
|
Неуверенный в себе
|
28,8
|
27,0
|
13
|
Циник
|
26,7
|
27,5
|
14
|
Бюрократ
|
23,4
|
22,9
|
15
|
Обыватель
|
22,0
|
24,0
|
16
|
Демагог
|
20,0
|
20,2
|
17
|
Мошенник
|
19,4
|
30,2
|
18
|
Нищий
|
14,3
|
25,6
|
Хср.=з6,о а=14,о
Наибольшее сходство старшеклассниц отмечено с типами «романтик», «лидер», «работяга». Самые низкие оценки «нищий»; «мошенник»; демагог». Распределение хорошо объясняется фактором гендера («романтик»), повышенной нормативностью лиц женского пола, тенденцией действовать лично [3; 4; 8]. Факторный анализ данных учащихся женского пола выявил следующее. Первый фактор - «Действующий человек» (19,4 % общей дисперсии). Проекции: деловой человек, работяга, лидер (обозначает аспект лидирования через личную активность, инициирование своих действий и действий других); «интеллигент»; «идеал общества» (проявление высокой нормативности, ориентации на построение, следование внутренним идеалам у женщин); «романтик» (влияние повышенной чувствительности женщин в сфере межполовых отношении и готовность действовать ради создания таких отношении). Проекции «бюрократ» и «карьерист» - проявление конструкта «организационное встроение»: женщины отлично чувствуют себя в хорошо структурированных, иерархированных и однозначных формально-статусных отношениях. Проекция «диктатор» имеет низкое значение, что показывает на демократическое направление лидирования. Такая конфигурация удачна для менеджеров низкого и среднего звена, где нужны способности «действующего тактика». Второй фактор - «Материально-зависимый человек» (13,7 %), о чём говорит соединение «зависимый» и «нищий», а также «неуверенный в себе». Проекции демагог и циник - способы психологической защиты от переживания несвободы в условиях окончания среднего образования лицами женского пола. Поэтому фактор определяет сильный личностный конструкт владения материальными ресурсами, которые у женщин являются основой чувства личной свободы. Третий фактор - «Манипулирующая личность» (10,6 %). Проекции: мошенник, бюрократ и демагог, - точно определяют сущность психологического манипулирования другими людьми - достижение высокого статуса унижением других, построение зависимости от себя, обманом ради социальных и других превосходств. В связи с ориентированностью женщин на подчинение правилам, данный фактор можно излагать как альтернативную, вспомогательную стратегию достижения социальных и межличностных преимуществ и успеха. Психологической почвой женского манипулирования другими людьми есть сверхсильное, неудержимое желание чего-то (отношения, статуса, вещи, денег и др.), способное «пересилить» все нормативные самоограничения. Четвёртый фактор - «Авантюрная личность» (10,2 %) - типичный для женщин способ хаотического принятия решений на основе чувств (романтик), статусных рвений (карьерист), гиперпрямолинейной прагматичности (циник), управленческих амбиций (диктатор и карьерист), через подчинение общественным стереотипам (обыватель). Итак, фактор показывает типичный женский конструкт «решений и действий на основе чувств». Пятый фактор - «Авторитарная личность» (8,6 %). Проекции: диктатор, идеал общества и уверенность в себе (отрицательная проекция «неуверенность»). С возрастом авторитарность и директивность женщин возрастает, о чём свидетельствует проекция «Возраст». Обращает на себя внимание соединение в женском сознании «диктатора» и «идеала общества», что указывает на потребность женщины в отношениях зависимости в том или ином способе (любовь, авторитарное подчинение, манипулятивно-бюрократическое подчинение и т. п.), а также однозначности (отношений, иерархий), как основы уверенности в себе. Таким образом, женщины выявили гендерную модификацию социальной типологии конструктов: «личнодействующий в пределах правил», «материально-зависимый», «манипулятор», «авантюрист», «авторитарный идеал лидера». Анализ комунальностей выявил наибольшие коэффициенты у следующих показателей: «деловой человек» (0,745) (ориентация женщины на личное действие), «зависимый человек» (0,745) (переживание социальной ситуации окончания обучения в школе), «идеал общества» (0,714) (высокая ориентация и подчинённость женщины нормам и правилам общества). Анализ данных лиц мужского пола выявил следующее (таб. 3).
Социальные типы в восприятии старшеклассников (юноши)
Таблица 3
№
|
Социальные типы
|
Среднее
|
Стандартное отклонение
|
1
|
Деловой человек
|
52,8
|
27,6
|
2
|
Лидер
|
48,9
|
30,2
|
3
|
Интеллигент
|
48,6
|
28,8
|
4
|
Работяга
|
48,2
|
27,9
|
5
|
Романтик
|
46,6
|
29,7
|
6
|
Карьерист
|
46,4
|
30,1
|
7
|
Авантюрист
|
42,2
|
30,3
|
8
|
Идеал общества
|
40,3
|
31,6
|
9
|
Диктатор
|
38,0
|
30,2
|
10
|
Расточитель жизни
|
33,5
|
29,6
|
11
|
Циник
|
28,3
|
27,6
|
12
|
Демагог
|
20,5
|
21,4
|
13
|
Вор
|
20,2
|
30,0
|
14
|
Обыватель
|
18,9
|
22,4
|
15
|
Бюрократ
|
18,2
|
18,4
|
16
|
Зависимый человек
|
15,9
|
22,8
|
17
|
Неуверенный в себе
|
15,5
|
19,6
|
18
|
Нищий
|
7,7
|
14,6
|
Хср.=32,8 а=14,6
Наивысшие оценки: «деловой человек», «лидер», «интеллигент», «работяга». Самые низкие оценки: «нищий», «неуверенный в себе», «зависимый человек», «бюрократ». Следовательно, на уровне оценок ключевым конструктом мужчин есть «свобода» через действие, статус, образованность и культура, материальное обеспечении. Факторный анализ данных старшеклассников (юноши) выявил следующее. Первый фактор - «Демагог-циник» (18,0 % общей дисперсии) с проекциями «нищий» (низкая материальная обеспеченность); «бюрократ» (манипуляционное достижение собственного статуса через унижение других); «неуверенный» и «зависимый» (переживания зависимости от родителей и школы); «интеллигент» (циничная демагогия на основе знаний, утонченная демагогия); «обыватель («движение по течению»). Поэтому, как уже говорилось, социальная ситуация старшеклассников воспринимается как несвобода, а модель циничной, демагогической, едкой критичности - это способ психологической защиты от давления жизненных проблем и манипуляционная попытка поднять свой статус в значимых микрогруппах. Следовательно, этот фактор показывает интеллектуальный демагогически-циничный протест лиц мужского пола - вербальный нонконформизм без активных действий. Второй фактор - «Инициатор авантюр вне правил (16,9 %). Проекции: мошенник, авантюрист, лидер, - определяют соединение генератора и инициатора авантюрных идей. Проекция «мошенник» указывает на активное игнорирование мужчинами правил как ограничителей свободы. Проекция «идеал общества» указывает на то, что в сознании старшеклассников «авантюризм» и «мошенничество» воспринимаются как типичная ценность экономической модели современного общества в стане и в мире. А недостаточное знакомство с наказаниями за такую модель личностного функционирования и наблюдения удачного нарушения правил отдельными публичными личностями делает для старшеклассников модель авантюрной безответственности очень привлекательной. Другим составляющим «авантюризма» выступает конструкт поиска «новизны». Если у лиц женского пола сдерживание от нарушений закона происходит через повышенную нормативность, то лица мужского пола сдерживают себя через рациональные размышления и прогнозы событий, выбирая безопасную стратегию. Но проблема состоит в типовой потере мужчинами рационального самоконтроля при употреблении алкоголя, усталости, обиде, в гневе и в других случаях, что приводит к тяжёлым последствиям правонарушений личностями мужского пола. Следовательно, фактор определяет глубину проблемы необходимости согласования авантюризма (новизны, творчества) и ограничений (правил, норм, законов) с учётом текущего состояния старшеклассников в ходе педагогического взаимодействия. Третий фактор - «Деловая карьера» (14,3 %). Проекции карьерист, деловой человек, диктатор, лидер, идеал общества, интеллигент, авантюрист, бюрократ - определяют мужской взгляд на лидирование как занятие высшего уровня управления, что обеспечивает свободу от внешнего управления. Противоположность «авантюризм» и «бюрократизм» в модели мужского поведения лидера есть борьба между рационализмом и консерватизмом, одинаково необходимыми в управлении. Итак, старшеклассники мужского пола проявили соответствующий современным экономическим условиям конструкт «граничного карьерного роста». На психологическом уровне - это мечта о крайности, противоположной текущему состоянию многогранной зависимости учащихся в условиях обучения и жизни в семье. И только в деловой сфере учащиеся мужского пола видят возможности свободы. Четвёртый фактор - «Идеалистически-романтический взгляд на деятельность» (10,8 %). Проекции: романтик, работяга, интеллигент, деловой человек, лидер, авантюрист, идеал общества. Фактор вырисовывает альтернативу модели карьерного способа реализации в деятельности с ключевым социально принятым (идеал общества) мотивом любви к профессии (романтика), высокой культуры, этики, образованности (интеллигент). Низкая проекция «лидер» определяет не групповой, а индивидуальный способ такой деятельности. Возникновение такого фактора можно объяснить незнанием действительных проблем в профессиональной деятельности, эмоциональным восхищением продуктами профессиональной деятельности, тенденцией мужчин к индивидуальной деятельности. Пятый фактор - «Зависимый человек» (9,4 %). Проекции: неуверенный в себе, нищий и отрицательная проекция «идеал общества», - определяют конструкт «материальная обеспеченность», с достижением которой мужчины связывают решение собственных проблем и достижение жизненных целей. Анализ коммунальностей в массе факторных проекций старшеклассников (юноши) показал наибольший вклад в главные компоненты со стороны таких показателей: «деловой человек» (0,823) (идеал мужчин), «зависимый человек» (0,793) (факт обучения), «демагог» (0,776) (психологическая самозащита). Таким образом, старшеклассники мужского пола находятся в фрустрационном состоянии через неудержимое рвение к свободе и отсутствие возможности её достижения. Это вызывает на первый план «демагогично-циничный» способ психологической самозащиты, «авантюрные» модели нарушения правил в поисках новизны жизни, крайность поведения авторитарного лидирования, индивидуалистическую романтическую модель самостоятельной деятельности, что в целом связано с гендерными полоролевыми стратегиями мужчин и их способами организации жизнедеятельности. Анализ отличий самовосприятия лиц разного пола в подпространстве социальных типов показал следующее (табл. 4).
Оценки значимости отличий сходств к социальным типам старшеклассников разного пола (n=135)
Таблица 4
№
|
Социальные типы
|
Девушки (N=81)
|
Юноши (N=54)
|
Разница средних
|
Критерий оценки
|
Хср.
|
а
|
Хср.
|
а
|
А
|
t
|
1
|
Романтик
|
65,0
|
31,0
|
46,6
|
29,7
|
18,3
|
3,45 (Р<0,001)
|
2
|
Неуверенный в себе
|
28,8
|
27,0
|
15,5
|
19,6
|
13,3
|
3,31 (Р<0,01)
|
3
|
Зависимый человек
|
29,8
|
28,6
|
15,9
|
22,8
|
13,8
|
3,12 (Р<0,01)
|
4
|
Нищий
|
14,3
|
25,6
|
7,7
|
14,6
|
6,6
|
1,92
|
5
|
Авантюрист
|
34,3
|
28,4
|
42,2
|
30,3
|
-7,9
|
1,52
|
6
|
Бюрократ
|
23,4
|
22,9
|
18,2
|
18,4
|
5,2
|
1,47
|
7
|
Деловой человек
|
48,3
|
28,7
|
52,8
|
27,6
|
-4,5
|
0,90
|
8
|
Идеал общества
|
44,5
|
28,7
|
40,3
|
31,6
|
4,2
|
0,78
|
9
|
Обыватель
|
22,0
|
24,0
|
18,9
|
22,4
|
3,2
|
0,78
|
10
|
Лидер
|
52,3
|
29,3
|
48,9
|
30,2
|
3,4
|
0,64
|
11
|
Работяга
|
50,3
|
26,4
|
48,2
|
27,9
|
2,2
|
0,45
|
12
|
Расточитель жизни
|
35,6
|
27,5
|
33,5
|
29,6
|
2,0
|
0,40
|
13
|
Диктатор
|
39,8
|
27,5
|
38,0
|
30,2
|
1,8
|
0,36
|
14
|
Циник
|
26,7
|
27,5
|
28,3
|
27,6
|
-1,6
|
0,33
|
15
|
Карьерист
|
45,5
|
29,5
|
46,4
|
30,1
|
-0,9
|
0,17
|
16
|
Мошенник
|
19,4
|
30,2
|
20,2
|
30,0
|
-0,7
|
0,14
|
17
|
Демагог
|
20,0
|
20,2
|
20,5
|
21,4
|
-0,5
|
0,13
|
18
|
Интеллигент
|
48,5
|
25,8
|
48,6
|
28,8
|
-0,1
|
0,03
|
Обнаружено статистически значимое преобладание оценок женщин над оценками мужчин по показателям: «романтик» (Р<0,001), «неуверенный в себе» (Р<0,01), «зависимый человек» (Р<0,001), что хорошо объясняет значительно большую интенсивность функционирования эмоционально-чувственной сферы женщин в сравнении с мужчинами.
Библиографический список 1. Битинас В. П. Многомерный анализ в педагогике и педагогической психологии. - Вильнюс, 1971. - 347 с. 2. Браверман Э. М., Мучник М. Б. Структурные методы обработки эмпирических данных. - М., 1983. - 464 с. 3. Говорун Т. В., Кганежд1 О. М. Гендерна психологш: Навчальний посШник. - К. : Видавничий центр «Академш», 2004. - 308 с. 4. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб. : Питер, 2006. - 544 с. 5. Келли Дж. Теории личности: психология личных конструктов. - СПб. : Речь, 2000. - 249 с. 6. Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. - М., 1985. - 315 с. 7. Окунь Я. Факторный анализ / пер. с польск. Г. З. Давидовича; науч. ред. и авт. предисл. В. М. Жуковская. - М. : Статистика, 1974. - 200 с. 8. Основи теорп гендеру: навчальний посШник. - К. : К.1.С., 2004. - 536 с. 9. Франселла Ф., Банистер Д. Новый метод исследования личности : руководство по репертуарным личностным методикам / пер. с англ. ; общ. ред. и предисл. Ю. М. Забродина и В. И. Похилько. - М. : Прогресс, 1987. - 236 с. 10. Харман Г. Современный факторный анализ. - М., 1972. - 485 с. Источник: Психология XXI века: теория, практика, перспектива: материалы II международной научно-практической конференции 15-16 февраля 2012 года. - Пенза - Ереван - Витебск: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. - 116 с.
|