Образование как социокультурный феномен
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Образование как социокультурный феномен
Образование как педагогический процесс
Принципы и основные направления государственной политики в сфере образования
Направления совершенствования системы высшего образования в Республике Беларусь
Все страницы

1. Социокультурные тенденции, оказывающие влияние на развитие образования, науки, культуры

1. Тенденция к смене типа культурно-исторического наследования: меняются способы передачи-получения подрастающим поколением культурно-исторического опыта.
Данная тенденция может быть описана при помощи различных типов культур, введенных американским антропологом М. Мидом.


Она различает три основных типа культур:
1) постфигуративную, где дети и взрослые учатся у своих предшественников;
2) конфигуративную, где дети и взрослые учатся у сверстников, и
3) префигуративную, где взрослые учатся также и у своих детей.
В наше время общество стало изменяться в течение жизни одного поколения. Если раньше жизнь предшествующих поколений предопределяла будущую жизнь; будущее мало отличалось от прошлого; детям предстояло во многом повторять образ жизнедеятельности своих родителей, то в настоящее время наблюдается своеобразный разрыв между поколениями.
Этот разрыв заметен в общечеловеческих ценностях, образах жизни, мировоззрениях, личностных принципах, что приводит людей к разнообразию личностных взглядов и общественных идеалов, укладов жизни и образов мышления, плюралистическому мировоззрению.
2. Тенденция смены установки при изучении действительности от научного познания к культуре.
Наука начинает рассматриваться в качестве не единственной и не универсальной деятельности человека по изучению и преобразованию окружающего мира, а научность выступает одной из форм человеческой жизнедеятельности, рассматривается как часть культуры.
Эта тенденция проявляется в смещении акцента в содержании образования с науки на культуру в целом; усилении общекультурного значения научных областей знаний и учебных дисциплин в жизнедеятельности человека, развитии общества в целом, реализации в научных исследованиях и учебном процессе культурологического подхода в качестве общеметодологического.
3. Тенденция к изменению роли науки в обществе и смене научных парадигм.
В современном мире происходит не только изменение роли науки, превращение ее в производительную силу общества, но и радикальная смена научных и образовательных парадигм.
Сегодня уровень развития науки определяется мерой «очеловечивания» ее содержания и методов исследования, т.е. мерой соответствия научных открытий и результатов социальным преобразованиям и запросам в обществе, личностным потребностям и интересам.
Это соответствует процессам гуманизации познания и гуманитаризации научного знания.
4. Тенденция к расширению информационных технологий и мировой информационной системы.
Развитие научно-технической революции (НТР) коренным образом изменило современное производство, а вместе с ним и все другие сферы социальной жизни.
Одной из важнейших черт НТР стало появление и утверждение в жизни человечества информационных технологий и информационных сетей.
Их функционирование и развитие становятся решающим условием существования современных обществ, позволяют быстро менять, перестраивать производство и технологии с целью улучшения качества продукции.
5. Тенденция к национально-культурной и экономической регионализации.
Одно из вероятных объяснений тенденции к регионализации - это стремление человечества уйти от единой социальной программы развития. Любая самая совершенная программа в силу её универсализации чревата потенциальной угрозой всему миру в результате случайной ошибки.
Отсюда повышается внимание к региональным программам экономического и социокультурного развития.
Таким образом, влияние вышеуказанных мировых социокультурных тенденций на образование как в мире, так и в нашей стране направлено на:
1) формирование образовательными средствами в сознании современного человека позиции активного субъекта всех сфер собственной жизнедеятельности;
2) ориентацию научных исследований и образовательных программ на учет культурных и общечеловеческих ценностей;
3) рост культурного плюрализма и самобытности;
4) расширение способов передачи-получения культурно-исторического опыта, что способствует возникновению вариативных образовательных моделей и учреждений.


Вопросы и задания для самопроверки:
1. Раскройте основные типы культур, введенных американским антропологом М. Мидом.
2. В чем заключается сущность тенденции к национально-культурной и экономической регионализации?
3. Каким образом вышеуказанные мировые социокультурные тенденции влияют на образование как в мире, так и в нашей стране?

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.