Страница 2 из 4
2. Образование как педагогический процесс
Образование - специальная сфера социальной жизни, создающая внешние и внутренние условия для развития индивида в процессе усвоения им ценностей культуры, синтез обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и социализации, т.е. многоуровневое пространство, создающее условия для развития личности.
Выделяют следующие модели образования: 1. Государственная ведомственная модель. 2. Традиционная модель (Ж. Мажо, Д. Равич) - модель систематического классического образования как способа передачи молодому поколению универсальных элементов культуры прошлого. 3. Рационалистическая модель (П. Блум, Б. Скиннер) предполагает такую организацию обучения, которая обеспечивает усвоение знаний, умений, навыков и практическое приспособление молодого поколения к существующему обществу, это практико-ориентированное образование, (например, технологическое образование). 4. Феноменологическая (А. Маслоу, К. Роджерс) транслирует гуманистическую парадигму образования, учитывает индивидуальные психологические особенности личности, предполагает персональный характер обучения. Отвергает взгляд на школу как образовательный конвейер. 5. Неинституциональная (П. Гудман, Л. Бернар) ориентирована на организацию образования вне образовательных институтов с помощью Internet, дистанционного обучения.
Кодекс Республики Беларусь об образовании как главный законодательный документ в области образования. Сегодня мировое сообщество рассматривает образование как один из важнейших факторов устойчивого развития государства, повышения конкурентоспособности ее экономики. Инвестиции в образование являются одним из самых значимых, самых ценных и быстро окупаемых вложений. В нашей стране большое внимание уделяется его развитию. Новым и значимым этапом в процессе совершенствования законодательного регулирования общественных отношений в сфере образования является принятие Парламентом Кодекса Республики Беларусь об образовании. Кодекс не предлагает каких-либо радикальных изменений. Он базируется, прежде всего, на действующем законодательстве в сфере образования, включая основополагающие акты ООН, ЮНЕСКО, других международных организаций и иные международные договоры Республики Беларусь; учитывает практический опыт функционирования системы образования. Кодекс продолжает процесс совершенствования правовой регламентации, адаптации к современным условиям всех уровней образования - дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего и дополнительного образования для взрослых. В настоящее время национальная система образования и законодательство об образовании должны соответствовать целям и задачам инновационного развития нашего государства, задачам формирования общего образовательного пространства Союзного государства, стран СНГ, Евразийского экономического сообщества, а также вхождения в европейское пространство высшего образования. С принятием Кодекса в нашей стране завершается процесс формирования стабильной, полной и последовательной системы всех уровней образования: дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского. Его правовые нормы направлены на повышение качества образования и дальнейшее укрепление престижа белорусского образования. Формирование и развитие образовательной системы в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с конституционными требованиями и гарантиями в области образования, обеспечивающими равенство в его получении, единство образовательной системы и преемственность всех ступеней обучения. Структура национальной системы образования базируется на Конституции Республики Беларусь, Законах «Об образовании в Республике Беларусь», «О языках», «О национально-культурных меньшинствах», «О правах ребенка», других нормативно-правовых документах, принятых за последние годы и регламентирующих ее деятельность.
Вопросы и задания для самопроверки: 1. Что такое образование как процесс? 2. Перечислите основные модели образования. 3. Какова структура национальной системы образования? Охарактеризуйте уровни образования. 4. Назовите основные законодательные документы в сфере образования в РБ.
|