На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Игровые технологии - Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте
Игровые технологии - Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Игровые технологии
Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте
Организационно-обучающие игры в образовании
Все страницы

 


§ 2. Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте


В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.
Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.
Деловые игры. Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.
В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.
Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой- либо организации, предприятия или его подразделения, например, профсоюзного комитета, совета наставников, отдела, цеха, участка и т.д. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т.д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника цеха, зал заседаний и т.д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.
Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, методики написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальность.
Исполнение ролей. В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием».
«Деловой театр». В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведения человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки - научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описывается конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.
Психодрама и социодрама. Они весьма близки к «исполнению ролей» и «деловому театру». Это также «театр», но уже социальнопсихологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.
Технология деловой игры состоит из следующих этапов.
Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария - условного отображения ситуации и объекта. В содержании сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц.
Далее идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбор ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.
Этап проведения - процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников. Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.
Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контролер, тренер, манипулятор.
Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, остросюжетный критик, консерватор.
Методологические позиции: методолог, критик, методист, проблема- тизатор, рефлексирующий, программист.
Социально-психологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый.
Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета.


§ 3. Проектная технология обучения


Основные черты проектного обучения по Р. Гузееву:
- личностная ориентация;
- использование множества дидактических подходов - обучения в деле (через «делание»), независимых занятий, совместного учения, мозгового штурма, ролевой игры, проблемного обучения, дискуссии;
- самомотивируемость, т.е. возрастание у школьников интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
- поддержание педагогических целей в когнитивной, аффективной и психомоторной областях на всех уровнях - знания, понимания, анализа, синтеза;
- возможность учителя на собственном опыте и опыте других учить не начетнически, а в конкретном деле;
- удовлетворение учеников, видящих продукт своего собственного труда.
Технологическая схема работы над проектом
Этапы деятельности Содержание деятельности
1. Подготовка
(определение темы и целей проекта) Ученики: обсуждение, поиск информации. Учитель: заявление замысла, мотивация, помощь в постановке задач
2. Планирование:
- определение источников и способов сбора, анализа информации, а также способов предоставления результатов;
- установление критериев оценки результата и процесса Ученики: формулировка задач и выработка плана действий.
Учитель: корректировка, выдвижение
идеи, предложений
3. Сбор информации (наблюдение, работа с литературой, анкетирование, интервью, эксперимент и т.д.) Ученики: сбор информации.
Учитель: наблюдение, косвенное руководство деятельностью
4. Анализ
(анализ информации, формулирование выводов) Ученики: анализ информации.
Учитель: коррекция, наблюдение, помощь
5. Представление и оценка (устный и письменный отчеты и оценка результатов и процесса исследования по заранее установленным критериям) Учитель и ученики: участие в коллективном обсуждении, оценка усилий, использованных и неиспользованных возможностей, творческого подхода, возможностей для продолжения, качества отчета и пр.
Функции учителя состоят в том, что он:

- помогает ученикам в поиске источников, способных помочь им в работе над проектом;
- сам является источником информации;
- координирует весь процесс;
- поддерживает и поощряет учеников;
- поддерживает неприрывную связь, чтобы помогать ученикам продвигаться в работе над проектом.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.