Страница 3 из 3
§ 4. Организационно-обучающие игры в образовании
Спектр применения метода ООИ довольно широк в управлении, высшим и среднем образовании, спорте, психолого-педагогическом проектировании, психотерапии и консультировании. Перестройка и адаптация организационной формы игры, а также техника ее проведения производятся в зависимости от игровых целей и задач, контингента участников, общего объема игрового времени и планируемых результатов. При этом могут быть использованы как целостная организационная форма ООИ, так и ее отдельные технологические элементы. Организационно-обучающая игра как новая форма организации урока в школе (сценарий игры «Модель»). Цель игры. Создание условий для анализа учащимися средних классов теоретических и экспериментальных возможностей основных способов познания. Обсуждаются такие пути познания, как «от практической деятельности - к моделированию» (формулирование обобщающих законов, отражающих существенные стороны практической деятельности человека) и «от модели - к построению практической деятельности». В качестве модели выступает та или иная закономерность, представленная в виде формулы. Задачи игры: 1) научить ребят свободно оперировать знаниями, полученными при изучении школьных предметов; 2) сформировать у них способы перехода от эмпирических фактов к теоретическим знаниям и моделям, в обобщенном и абстрагированном виде отражающим эти факты, и наоборот - от моделей к фактам; 3) обучить школьников коллективным методам работы в группе; 4) помочь ребятам овладеть коммуникативными навыками ведения диалога, дискуссии, научить их отстаивать свою точку зрения, подбирать аргументы. Состав участников игры: школьники, педагоги-предметники, психологи, методисты. Рекомендуется организовать из учащихся следующие игровые группы: «Физики», «Химики», «Математики» и «Судьи». Игра длится два дня. Сценарий игры: 1-ый день. «Модели в естественных науках». Вводное слово организаторов игры: цели и задачи игры «Модель». Рабочие группы «Физики» и «Химики» получают задание, в котором в виде определенных формул отражено какое-либо природное явление. Как «Физики», так и «Химики» должны экспериментально проверить действие предложенной в игровом задании формулы, т.е. провести естественнонаучный эксперимент. Предметы и вещества, необходимые для эксперимента школьники должны выбрать самостоятельно. Процедура эксперимента, получение результатов и их проверка также должны быть осуществлены самостоятельно. Результаты работы в группах оформляются в виде отчета. На общем обсуждении присутствуют 4 игровые группы. «Физики» и «Химики» попеременно докладывают о проделанной работе. Формулы, для проверки которых проедена экспериментальная работа не называются. Группа «Судьи» оценивают работу групп «Физиков» и «Химиков» на основе пятибалльной системы по следующим критериям: качество работы; адекватность примененных методов; правильность проверки данных и др. Задача для группы «Математики» состоит в том, чтобы отгадать формулы, для иллюстрации и проверки которых проводилась экспериментальная работа в группах «Физиков» и «Химиков». Данную задачу они получают на общем обсуждении. 2-ой день. «Моделирование в математике». Группа математиков на рабочем заседании и готовит доклад, в котором оформляются аргументы в подтверждение принятого ими решения в течение первого игрового дня. «Математики» должны обосновать, какие именно формулы были экспериментально проиллюстрированы группами «Физики» и «Химики». На общем обсуждении присутствуют все четыре игровые группы. Группа «Математики» докладывают результаты своей аналитической работы, а группы «Судьи», «Физики» и «Химики» ее оценивают. Второй игровой день завершается заключительным словом организатора, в котором он дает характеристику двум направлениям познавательной деятельности человека: от практики - к модели и от модели - к практике. Результатами игры выступают: 1. Быстрое и качественное усвоение учащимися понятий модели, моделирования в условиях игрового соревнования между группами. 2. Различение ими двух подходов в познании. 3. Понимание целостности мира и искусственного характера его раздробленности соответственно существующим научным направлениям. 4. Получение школьниками личного опыта коллективных взаимодействий. К. Д. Ушинский писал: «Для дитяти игра - действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что отчасти есть его собственное сознание. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более чем дитя, существо, не имеющее никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями». Б. Д. Эльконин в выступлении на конференции «Педагогика развития» сформулировал такой из механизмов возникновения интереса, как энергии исследования новых возможностей. Новоприобретенная возможность обычно подталкивает к апробированию. Это, например, объясняет интенсивность увлечения детей и взрослых Интернетом - это сеть дает ощущение практически неограниченных возможностей. То есть привлекательность игры заключается, в частности, в возникновении новых возможностей. Каких именно? Это зависит от типа игры. Очевидно, наиболее привлекательны возможности, соответствующие актуальным потребностям возраста и личности. Правда, следует отметить, что математические игры, решение головоломок, не апеллирующие ни к каким потребностям, часто увлекают не менее чем игры с денежным выигрышем. Проблема игровой мотивации очень важна, но исследована пока не в полном объеме. Условия, обеспечивающие привлекательность игр, могут быть трансформированы в требования к играм в образовании: - игровая оболочка: должен быть задан игровой сюжет, мотивирующий всех участников на достижение игровых целей; - включенности каждого: команды в целом и каждого игрока лично. Можно не задавать индивидуальных мотивов, если речь идет, к примеру, о соревновании. Но тогда возможность достижения выигрыша должна быть у каждого члена команды; - возможность действия для каждого участника. Должны быть проработаны и заложены в игровую оболочку не только мотивы, но и возможность самостоятельного активного действия для каждого игрока таким образом, чтобы он мог принимать решения, выбирать варианты способов действования, имел право отказа от действия и т.д.; - результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющий; должен быть риск неудачи; - игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями; - с другой стороны, задания должны быть доступны каждому участнику, поэтому необходимо, во-первых, учитывать уровень участников игры и, во-вторых, задания подбирать с «вилкой» от легких (для отработки учебного навыка) до тех, выполнение которых требует значительных усилий (формирование новых знаний и умений); - вариативность - в игре не должно быть одного единственно возможного пути достижения цели; - должны быть заложены разные средства для достижения игровых целей. Игра - живое явление, более широкое, чем вкладываемое в нее дидактическое наполнение. Поэтому дети могут легко перейти «от цели к мотиву», то есть увлечься игровой оболочкой и потерять образовательное содержание. Существует также опасность возникновения «игровой аддикции» (зависимости от игры). Игра настолько привлекательна для школьников, что зачастую даже витальные потребности могут быть депривированы - подростки, увлеченные компьютерными играми, могут отказывать себе в еде и питье. Происходит это, по-видимому, из-за того, что игра реализует не менее значимые потребности - в общении, самоутверждении и т.д. Очевидно, что при возникновении зависимости необходимо выяснить, каков механизм, какую потребность ребенок реализует в игре. И попытаться найти аналог этой деятельности в других сферах жизни. Игра - это технология педагогики будущего, но, внедряя игры в образование, необходимо учитывать возможные опасности и ограничения игры.
Источник: Загорулько, Р. В. Педагогические системы и технологии: практический аспект: Курс лекций / Р. В. Загорулько, Н. А. Ракова, Л. И. Шевцова. - Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2009. - 194 с.
|