На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Особенности образовательного процесса в системе дошкольного образования
Особенности образовательного процесса в системе дошкольного образования
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

Полученные знания по разделу.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.
Основные задачи организации дошкольного образования.
Особенности организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации.


1. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования


Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, вступил в силу на основании федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в сентябре 2013 года.
Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования:
1) к структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
2) к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) к результатам освоения основных образовательных программ.
В отличие от других стандартов ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
В законе «Об образовании в РФ» 2012 года [68] выдвигается задача обеспечения качества дошкольного образования. Базисное содержание дошкольного уровня образования должно отбираться и выстраиваться по принципам, представленным в таблице 2.1.


Таблица 2.1 - Принципы базисного содержания дошкольного уровня образования

Принципы

Содержания дошкольного уровня

1 Развивающий характер образования

направлен на раскрытие потенциальных возможностей ребенка

2 Системный характер образования

направлен на обеспечение взаимосвязи объектов и явлений, познаваемых ребенком и выступающих в системе

3 Интегративный характер образования

направлен на развитие детей на основе чувственного и рационального познания их уровня, соответствующего их возрасту

4 Мультикультурный характер воспитания

направлен на приобщение детей как к собственной культуре и традициям, так и к культуре других народов, воспитание чувства толерантности, терпимости к мнению других, умения цивилизованно выражать свое несогласие, недовольство, обиду

5 Деятельностный характер образования

направлен на обеспечение различных видов деятельности, самой деятельности в развитии, ее основных компонентов: цель, выбор средства, нахождение способов, контроль и др.

6 Здоровьесберегающий характер

направлен на формирование здорового образа жизни, гигиенических навыков, потребности в систематических занятиях спортом, обеспечение здоровьесберегающей среды


ФГОС ДО ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности являются: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.
Образовательная деятельность в дошкольной организации - это взаимодействие педагога и ребенка в непосредственной образовательной деятельности; в режимных моментах; в поддержке самостоятельной деятельности детей.
Образовательная деятельность включает различные виды деятельности и охватывает такие образовательные области, как социальнокоммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Содержание образовательных областей реализуется с учетом возрастных особенностей детей (таблица 2.2).


Таблица 2.2 - Реализация образовательных областей в рамках ФГОС ДО

Возраст

Образовательная деятельность

1 Ранний возраст (1 год —3 года)

предметная деятельность и игры с динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и др.), общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов; рассматривание картинок, двигательная активность

2 Дошкольный возраст
(3 года —7 лет)

ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра. Игра с правилами и другие виды игры. Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательноисследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними, а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование (из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал), изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка


Организованная образовательная деятельность (ООД) и непосредственная образовательная деятельность (НОД) представляют собой совместную деятельность педагога: с одним ребенком; с подгруппой детей; с целой группой детей.


Выбор количества детей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, вида деятельности (игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, продуктивная), интереса детей к данному занятию, сложности материала.


Задача дошкольного образования - получение детьми одинаковых стартовых возможностей для дальнейшего обучения в школе.


2. Основные задачи организации дошкольного образования


Вся предшествующая система дошкольного образования была направлена в основном на передачу знаний, умений, навыков (ЗУН) и подготовку детей к обучению в школе. С разработкой новой Концепции дошкольного образования изменились задачи организации дошкольного образования (таблица 2.3) [13].


Таблица 2.3 - Приоритетные задачи в организации дошкольного образования

Задачи

Содержание задачи в организации дошкольного образования

1 Охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического)

связана с особенностями периода раннего детства, физиологической незрелостью и ранимостью ребенка, подверженностью его к различным заболеваниям

2 Гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми

предполагает переориентацию с учебнодисциплинарной на личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми, которая направлена на развитие индивидуальности ребенка, раскрытие его способностей, на воспитание чувства защищенности и уверенности в себе

3 Признание уникальности дошкольного детства как приоритетного и уникального периода в жизни человека

работа направлена не на подготовку ребенка к школе, а на обеспечение условий для полноценного «проживания» детьми этого уникального периода. Забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка, развитие самоценных для ребенка видов деятельности (прежде всего, сюжетно-ролевой игры, развитие творческого начала и
воображения ребенка — это наиболее важные задачи, чем сообщение детям каких-либо конкретных знаний

4 Развитие главных новообразований

показателем эффективности образования в этой

дошкольного возраста - творческой активности, самостоятельности, произвольности, самосознания

связи следует считать «необученность» детей или сумму усвоенных ими знаний, а уровень психического развития каждого ребенка

5 Воспитание основ базиса личностной

включает в себя ориентацию на общечеловеческие ценности (красота, добро, истина), средства жизнедеятельности (представления о действительности,

культуры

способы активного взаимодействия с миром), проявление эмоционально-оценочного отношения к происходящему



Комплекс соответствующих задач может определяться, исходя из вида дошкольного учреждения.


Виды дошкольных организаций
1 Детский сад.
2 Детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и т. п.).
3 Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании).
4 Центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей.


В зависимости от длительности пребывания детей дошкольные организации могут быть с кратковременным пребыванием (до 5 часов в день), сокращенного дня (8-10 часов в день), полного дня (12 часов в день), продленного дня (14 часов в день) и круглосуточным пребыванием детей.
В зависимости от потребностей населения могут быть организованы группы кратковременного пребывания, семейные дошкольные группы и иные подобные им виды дошкольных организаций различных организационно-правовых форм, форм собственности, в том числе созданные в виде структурных подразделений государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений, на объектах дошкольных образовательных организаций, учреждений дополнительного образования и иных помещений, отвечающих требованию санитарных правил.


Длительность пребывания детей в дошкольных организациях (группах) определяется возможностью организовать прием пищи и дневной сон:
• до 3-4 часов без организации питания и сна;
• до 5 часов без организации сна и с организацией однократного приема пищи;
• более 5 часов - с организацией дневного сна и приема пищи с интервалом 3-4 часа в зависимости от возраста детей.


Интервал между приемом пищи для детей до 1 года должен составлять не более 3 часов, от 1 года и старше - не более 4 часов.


Группы кратковременного пребывания могут быть:
• по подготовке детей 5-7 лет к школе;
• присмотра и ухода за детьми с 1,5 до 5 лет;
• инклюзивного воспитания (организация работы с детьми особой заботы);
• по оказанию услуг психолого-педагогической помощи и поддержки;
• по оказанию коррекционно-логопедических, дидактических услуг и т. д.


В группах кратковременного пребывания, семейных дошкольных группах могут быть оказаны услуги по присмотру, уходу за детьми и (или) осуществлению образовательной деятельности. Наполняемость групп зависит от возраста детей и их состояния здоровья. Она не должна превышать норму, установленную санитарными правилами.


3. Особенности организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации


Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это повышение статуса игры [15] как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, исследовательской, проектной деятельности, игровых, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
Организованная образовательная деятельность (ООД) - это организованная воспитателем детская деятельность, подразумевающая активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков.
Помимо организованной образовательной деятельности воспитателем должна быть запланирована и образовательная деятельность в режиме дня: в утренние и вечерние часы, на прогулке, при проведении режимных моментов.


Цели образовательной деятельности в режиме дня:
• охрана здоровья и формирование основы культуры здоровья;
• формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира);
• освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений;
• формирование у детей положительного отношения к труду.


Формы проведения образовательной деятельности в режиме дня:
> подвижные игры с правилами (в том числе народные, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, физкультурные минутки);
> оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия, тематические беседы и рассказы, компьютерные презентации, творческие и исследовательские проекты, упражнения по освоению культурно-гигиенических навыков;
> игровые ситуации по формированию культуры безопасности, беседы, рассказы, практические упражнения, прогулки по экологической тропе;
> игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, творческие сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные);
> опыты и эксперименты, труд (в рамках практико-ориетированных проектов);
> беседы, речевые ситуации, составление рассказывание сказок, пересказы, отгадывание загадок, разучивание потешек, стихов, песенок, ситуативные разговоры;
> слушание, исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации;
> вернисажи детского творчества, выставки изобразительного искусства, мастерские детского творчества;
> самостоятельная деятельность детей.


По санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и организации работы в дошкольных организациях на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.
Для организации самостоятельной деятельности детей создается развивающая предметно-пространственная среда, присмотр и уход за каждым ребенком.


Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
• содержательно-насыщенной;
• трансформируемой;
• полифункциональной;
• вариативной;
• доступной;
• безопасной.


Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию комплексной программы, по которой работает детский сад.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников; экспериментирование с доступными детям материалами; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей [44].
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
Требования к предметно-пространственной среде представлены в таблице 2.4.

Таблица 2.4 Требования к предметно-пространственной среде

Требование

Обеспечение

1 Трансформируемость

возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в

пространства

том числе от меняющихся интересов и возможностей детей

2 Полифункциональность

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.; наличие в

материалов

организации или группе полифункциональных предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности

3 Вариативность среды

наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей

3 Вариативность среды

наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей

4 Доступность среды

доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования

5 Безопасность среды

соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования


ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


Задание 1. Вопросы для самоконтроля


1 Почему дошкольное образование является первым уровнем в системе образования России?
2 Каковы пути развития дошкольного образования на современном этапе?
3 В чем значение государственного образовательного стандарта дошкольного образования? В чем отличие требований и стандартов?
4 Каковы современные направления деятельности дошкольной образовательной организации?


Задание 2. Практическая работа


Заполните таблицу 2.5


Таблица 2.5 - Виды дошкольных организаций и особенность их деятельности


п\п

Дошкольная организация

Содержание деятельности

1

 

 

2

 

 

3

 

 

4

 

 

Источник: Еманова С. В. Педагогика и психология непрерывного образования: учебное пособие / С. В. Еманова, Е. А. Казанцева., М. А. Сокольская ; под ред. С. В. Емановой. - Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2022. - 202 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.