Особенности образовательного процесса в системе дошкольного образования |
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Полученные знания по разделу.
|
Принципы |
Содержания дошкольного уровня |
1 Развивающий характер образования |
направлен на раскрытие потенциальных возможностей ребенка |
2 Системный характер образования |
направлен на обеспечение взаимосвязи объектов и явлений, познаваемых ребенком и выступающих в системе |
3 Интегративный характер образования |
направлен на развитие детей на основе чувственного и рационального познания их уровня, соответствующего их возрасту |
4 Мультикультурный характер воспитания |
направлен на приобщение детей как к собственной культуре и традициям, так и к культуре других народов, воспитание чувства толерантности, терпимости к мнению других, умения цивилизованно выражать свое несогласие, недовольство, обиду |
5 Деятельностный характер образования |
направлен на обеспечение различных видов деятельности, самой деятельности в развитии, ее основных компонентов: цель, выбор средства, нахождение способов, контроль и др. |
6 Здоровьесберегающий характер |
направлен на формирование здорового образа жизни, гигиенических навыков, потребности в систематических занятиях спортом, обеспечение здоровьесберегающей среды |
ФГОС ДО ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности являются: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.
Образовательная деятельность в дошкольной организации - это взаимодействие педагога и ребенка в непосредственной образовательной деятельности; в режимных моментах; в поддержке самостоятельной деятельности детей.
Образовательная деятельность включает различные виды деятельности и охватывает такие образовательные области, как социальнокоммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Содержание образовательных областей реализуется с учетом возрастных особенностей детей (таблица 2.2).
Таблица 2.2 - Реализация образовательных областей в рамках ФГОС ДО
Возраст |
Образовательная деятельность |
1 Ранний возраст (1 год —3 года) |
предметная деятельность и игры с динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и др.), общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов; рассматривание картинок, двигательная активность |
2 Дошкольный возраст |
ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра. Игра с правилами и другие виды игры. Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательноисследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними, а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование (из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал), изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка |
Организованная образовательная деятельность (ООД) и непосредственная образовательная деятельность (НОД) представляют собой совместную деятельность педагога: с одним ребенком; с подгруппой детей; с целой группой детей.
Выбор количества детей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, вида деятельности (игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, продуктивная), интереса детей к данному занятию, сложности материала.
Задача дошкольного образования - получение детьми одинаковых стартовых возможностей для дальнейшего обучения в школе.
Вся предшествующая система дошкольного образования была направлена в основном на передачу знаний, умений, навыков (ЗУН) и подготовку детей к обучению в школе. С разработкой новой Концепции дошкольного образования изменились задачи организации дошкольного образования (таблица 2.3) [13].
Таблица 2.3 - Приоритетные задачи в организации дошкольного образования
Задачи |
Содержание задачи в организации дошкольного образования |
1 Охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического) |
связана с особенностями периода раннего детства, физиологической незрелостью и ранимостью ребенка, подверженностью его к различным заболеваниям |
2 Гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми |
предполагает переориентацию с учебнодисциплинарной на личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми, которая направлена на развитие индивидуальности ребенка, раскрытие его способностей, на воспитание чувства защищенности и уверенности в себе |
3 Признание уникальности дошкольного детства как приоритетного и уникального периода в жизни человека |
работа направлена не на подготовку ребенка к школе, а на обеспечение условий для полноценного «проживания» детьми этого уникального периода. Забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка, развитие самоценных для ребенка видов деятельности (прежде всего, сюжетно-ролевой игры, развитие творческого начала и |
4 Развитие главных новообразований |
показателем эффективности образования в этой |
дошкольного возраста - творческой активности, самостоятельности, произвольности, самосознания |
связи следует считать «необученность» детей или сумму усвоенных ими знаний, а уровень психического развития каждого ребенка |
5 Воспитание основ базиса личностной |
включает в себя ориентацию на общечеловеческие ценности (красота, добро, истина), средства жизнедеятельности (представления о действительности, |
культуры |
способы активного взаимодействия с миром), проявление эмоционально-оценочного отношения к происходящему |
Комплекс соответствующих задач может определяться, исходя из вида дошкольного учреждения.
Виды дошкольных организаций
1 Детский сад.
2 Детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и т. п.).
3 Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании).
4 Центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей.
В зависимости от длительности пребывания детей дошкольные организации могут быть с кратковременным пребыванием (до 5 часов в день), сокращенного дня (8-10 часов в день), полного дня (12 часов в день), продленного дня (14 часов в день) и круглосуточным пребыванием детей.
В зависимости от потребностей населения могут быть организованы группы кратковременного пребывания, семейные дошкольные группы и иные подобные им виды дошкольных организаций различных организационно-правовых форм, форм собственности, в том числе созданные в виде структурных подразделений государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений, на объектах дошкольных образовательных организаций, учреждений дополнительного образования и иных помещений, отвечающих требованию санитарных правил.
Длительность пребывания детей в дошкольных организациях (группах) определяется возможностью организовать прием пищи и дневной сон:
• до 3-4 часов без организации питания и сна;
• до 5 часов без организации сна и с организацией однократного приема пищи;
• более 5 часов - с организацией дневного сна и приема пищи с интервалом 3-4 часа в зависимости от возраста детей.
Интервал между приемом пищи для детей до 1 года должен составлять не более 3 часов, от 1 года и старше - не более 4 часов.
Группы кратковременного пребывания могут быть:
• по подготовке детей 5-7 лет к школе;
• присмотра и ухода за детьми с 1,5 до 5 лет;
• инклюзивного воспитания (организация работы с детьми особой заботы);
• по оказанию услуг психолого-педагогической помощи и поддержки;
• по оказанию коррекционно-логопедических, дидактических услуг и т. д.
В группах кратковременного пребывания, семейных дошкольных группах могут быть оказаны услуги по присмотру, уходу за детьми и (или) осуществлению образовательной деятельности. Наполняемость групп зависит от возраста детей и их состояния здоровья. Она не должна превышать норму, установленную санитарными правилами.
Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это повышение статуса игры [15] как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, исследовательской, проектной деятельности, игровых, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
Организованная образовательная деятельность (ООД) - это организованная воспитателем детская деятельность, подразумевающая активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков.
Помимо организованной образовательной деятельности воспитателем должна быть запланирована и образовательная деятельность в режиме дня: в утренние и вечерние часы, на прогулке, при проведении режимных моментов.
Цели образовательной деятельности в режиме дня:
• охрана здоровья и формирование основы культуры здоровья;
• формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира);
• освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений;
• формирование у детей положительного отношения к труду.
Формы проведения образовательной деятельности в режиме дня:
> подвижные игры с правилами (в том числе народные, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, физкультурные минутки);
> оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия, тематические беседы и рассказы, компьютерные презентации, творческие и исследовательские проекты, упражнения по освоению культурно-гигиенических навыков;
> игровые ситуации по формированию культуры безопасности, беседы, рассказы, практические упражнения, прогулки по экологической тропе;
> игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, творческие сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные);
> опыты и эксперименты, труд (в рамках практико-ориетированных проектов);
> беседы, речевые ситуации, составление рассказывание сказок, пересказы, отгадывание загадок, разучивание потешек, стихов, песенок, ситуативные разговоры;
> слушание, исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации;
> вернисажи детского творчества, выставки изобразительного искусства, мастерские детского творчества;
> самостоятельная деятельность детей.
По санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и организации работы в дошкольных организациях на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.
Для организации самостоятельной деятельности детей создается развивающая предметно-пространственная среда, присмотр и уход за каждым ребенком.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
• содержательно-насыщенной;
• трансформируемой;
• полифункциональной;
• вариативной;
• доступной;
• безопасной.
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию комплексной программы, по которой работает детский сад.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников; экспериментирование с доступными детям материалами; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей [44].
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
Требования к предметно-пространственной среде представлены в таблице 2.4.
Таблица 2.4 Требования к предметно-пространственной среде
Требование |
Обеспечение |
1 Трансформируемость |
возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в |
пространства |
том числе от меняющихся интересов и возможностей детей |
2 Полифункциональность |
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.; наличие в |
материалов |
организации или группе полифункциональных предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности |
3 Вариативность среды |
наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей |
3 Вариативность среды |
наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей |
4 Доступность среды |
доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования |
соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования |
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Задание 1. Вопросы для самоконтроля
1 Почему дошкольное образование является первым уровнем в системе образования России?
2 Каковы пути развития дошкольного образования на современном этапе?
3 В чем значение государственного образовательного стандарта дошкольного образования? В чем отличие требований и стандартов?
4 Каковы современные направления деятельности дошкольной образовательной организации?
Задание 2. Практическая работа
Заполните таблицу 2.5
Таблица 2.5 - Виды дошкольных организаций и особенность их деятельности
№ |
Дошкольная организация |
Содержание деятельности |
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
Источник: Еманова С. В. Педагогика и психология непрерывного образования: учебное пособие / С. В. Еманова, Е. А. Казанцева., М. А. Сокольская ; под ред. С. В. Емановой. - Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2022. - 202 с.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |