На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Психологическая безопасность обучения: адаптация учеников к образовательному процессу
Психологическая безопасность обучения: адаптация учеников к образовательному процессу
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии


Линская Алина Николаевна студентка
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет»
г. Ростов-на-Дону, Ростовская область


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ: АДАПТАЦИЯ УЧЕНИКОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ


Ключевые слова: безопасная образовательная среда, психолого-педагогическая направленность, эффективность труда, профессия, преподаватель, мотивация, старшая школа, адаптация к новшествам.


Одним из основных требований обеспечения психологической безопасности ребенка как субъекта образовательной школьной среды является создание условий, при которых психологическое здоровье ребенка не будет иметь нарушений, отклонений и явных негативных изменений.
Психологическое здоровье - уровень развития непрерывного образования, которое основано на полноценном и правильном психологическом развитии на всех этапах жизнедеятельности человека.
При переходе в старшую школу ученик испытывает стрессовые ощущения, волнение и страх. Большое разнообразие новых сложных дисциплин, смена преподавателей, новое окружение.
Адаптация к изменившимся условиям обучения - это необходимое условие успешного вхождения в среднее звено школы. Нарушения в процессе адаптации могут привести к серьезным последствиям, дальнейшая коррекция которых может быть длительна, затруднена или совсем невозможна по ряду причин.
Для поддержания психологически здоровой обстановки в изменившихся условий жизни и обучения подростков необходимо создать пространство, где будет проходить безопасные процессы.


Чтобы создать необходимое психологически безопасное образовательное пространство при адаптации к среднему звену школы необходимо:
1. Вовремя оказывать психологическую помощь ученику и его окружению, вывести на путь праведный.
2. Внести новые профилактические методы по снижению форм дурного влияния.


Низкий уровень защищенности психики учащихся приводит к негативным последствиям, которые оставляют отрицательный след в здоровье ребенка. Появляются отклонения в развитии психики и здоровья учеников.
Необходимо своевременно оказывать поддержку школьников в нелегкий для них момент жизни. Помогать должен педагог. Для этого преподаватель должен иметь определенный уровень квалификации, чтобы правильно и быстро помочь ученику адаптироваться.


Восстановление психологической безопасности подростка при адаптации к среднему звену школы включает три уровня вмешательства:
1. Быстрая психологическая помощь - уменьшение последствий нарушения психики.
2. Ввод программы, в которой указана необходимая инструкция по защите психики учеников.
3. Профилактика последующих возможных отклонений в психике молодежи.


Психологическая безопасность выполняет следующие функции:
1. Защита (предполагается защита личности, его прав, психики и здоровья).
2. Развитие (предполагается развитие психологических ресурсов образовательной среды).


Психологически безопасная образовательная среда - это пространство, в которой нет места насилию психики личности, а присутствует способы удовлетворения потребностей, обеспечение психологического здоровья и безопасность.


В данной ситуации предполагается, что критерии оценки состояния образовательной среды с точки зрения психологической безопасности это:
1. Знание образовательной среды.
2. Довольство характеристиками образовательного пространства.
3. Защищенность от психологического насилия личности.


Для поддержания психологического здоровья учащихся на высоком уровне необходимо обучить преподавателей, ведь роль педагогов в этом вопросе велика.
Повышение квалификации учителя путем посещения курсов поможет лучше понять мир обучающегося, тем самым правильно найти подход к нему.
Образовательная среда наиболее восприимчива к изменениям в обществе. На нее действуют все сферы общества: экономика, политика, культура. Изменяется и система образования. Детям приходится постоянно находиться в развитии, постоянно привыкать к новым условиям и формам обучения.
Образовательная среда считается психологически безопасной, если большинство её участников положительно относятся к окружающей среде и субъективной безопасности.


Список литературы
1. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды и сохранение здоровья детей и подростков: комплексный подход / И.А. Баева, О.В. Вихристюк, В.В. Ковров, Н.Е. Коренкова // Экспертиза психологической безопасности образовательной среды. Информационно-методический бюллетень Городской экспериментальной площадки второго уровня / ред.-сост. И. А. Баева, В.В. Ковров. - 2009. - №4. - С. 3-8.
2. Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н.С. Лейтеса. - М.: Академия, 2000. - С. 214-215.
3. Психология одаренности: от теории к практике / под ред. Д.В. Ушакова; А.А. Адаскина, М.Р. Битянова, В.Н. Дружинин [и др.]. - М., 2000. - 96 с.
4. Рабочая концепция одаренности / Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков, Ю.Д. Бабаева [и др.]. - 2-е изд., расшир. и перераб. - М., 2003.
5. Кривцова Е.В. Исследование ценностного самоопределения личности / Е.В. Кривцова // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2014. - №1. - С. 77-78.
6. Пономарёв Р.Е. Образовательное пространство: монография / Р.Е. Пономарёв. - М., 2014. - 100 с.
7. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. - Волгоград: Перемена. - 1994. - 150 с.

Источник: Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития : сборник материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. / гл. науч. ред. И. Л. Федотенко, С.В. Пазухина; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (Тула, 12 октября 2022 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 416 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.