Гуломов Аброржон Анваржон Угли студент ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» г. Ростов-на-Дону, Ростовская область
СОЗДАНИЕ БЕЗОПАСНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ: ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ Ключевые слова: безопасная образовательная среда, психолого-педагогическая направленность, эффективность труда, профессия, преподаватель, мотивация, самореализация.
Все чаще внедряется цифровая образовательная среда в обучающие учреждения. Это гарантирует учащимся безопасное обучение. Для работы в цифровой образовательной среде все преподаватели вынуждены совершенствовать (а порой и осваивать) компьютерные и интернет-технологии для эффективной реализации учебного процесса. Большинство из них сталкиваются с определенными трудностями как технического, так и морально-психологического характера. Для правильной организации сценария работы по созданию безопасной образовательной среды для начала необходимо проанализировать проблемы, с которыми имеют дело педагоги в образовательном процессе.
Проблемы чаще всего выделяются следующего происхождения: 1. Технические (связаны с организацией обучения и созданием безопасной среды). 2. Психологические (психологический настрой обучающихся к работе в безопасной среде).
Также и преподаватель должен быть правильно настроен на работу. Так, для эффективной работы в безопасной среде преподавателю необходимы определенные профессионально важные качества, среди которых: готовность к неопределенности, стрессоустойчивость, мотивация достижения, коммуникативная и конфликтологическая компетентность, саморазвитие, принятие ответственности, положительная переоценка, медиаинформационная грамотность и др. Рассмотрим пример безопасной образовательной среды. В связи с последними событиями в стране, обучающиеся учились в дистанционном формате, через современные технологии. В этот период безопасная образовательная среда была просто необходима. Так, преподаватель еще больше должен контролировать учащихся при дистанционном обучении. Для достижения активного взаимодействия со студентами преподавателю рекомендуется быть в режиме онлайн на протяжении всего занятия, консультировать студентов, отвечать на поставленные ими вопросы, предоставлять студентам возможность всю запланированную самостоятельную работу выполнять также в режиме онлайн, демонстрируя преподавателю процесс ее выполнения. Также очень важно иметь обратную связь от учащихся. Преподавателю необходимо периодически устраивать опрос учеников. В этом случае будет организована безопасная среда для получения знаний. Тогда учащиеся смогут лучше усвоить материал и не будут отвлекаться на неважные вопросы.
Угрозами психологически безопасной образовательной среды являются: 1. Психологическое насилие. 2. Непризнание образовательной среды учреждения. 3. Отсутствие удовлетворенности в общении с участниками образовательной среды. 4. Отсталость системы психологической помощи учащимся. 5. Эмоциональное выгорание преподавателей.
Для психологически здоровой среды образования роль педагога велика. Именно он является ключевым звеном между учебным заведением и учащимся. Безопасная образовательная среда школы предполагает, что каждому участнику образовательного процесса гарантируется соблюдение их прав и норм психолого-физической безопасности, что создаются условия для индивидуального развития каждого обучающегося.
Таким образом, безопасная образовательная среда включает в себя: 1. Хорошее качество межличностных отношений. 2. Комфортность получения знаний. 3. Защищенность от психологических травм. 4. Удовлетворенность образовательной средой и образовательным процессом.
Неважно, в каком формате проходят занятия, дистанционно или очно. Важно всегда поддерживать дисциплину, спокойствие и безопасность при обучении. Так и создается безопасная образовательная среда.
Список литературы 1. Балыкина А.М. Психологические особенности профессиональной деятельности преподавателей при переходе на дистанционный режим обучения / А.М. Балыкина // Россия и мир: развитие цивилизаций. Уроки прошлого, угрозы будущего: материалы X Международной научно-практической конференции. - М., 2020. - С. 291-295. 2. Балыкина А.М. Личностные особенности самореализации студентов в информационно-компьютерной деятельности: дис. / А.М. Балыкина. - М., 2019. 3. Леньков С.Л. Это неуловимое понятие профессии / С.Л. Леньков, Н.Е. Рубцова // Организационная психология и психология труда. - 2018. - Т. 3, №3. - С. 9-38. 4. Леньков С.Л. Эргономическое проектирование электронных учебников / С.Л. Леньков, Н.Е. Рубцова // Открытое образование. - 2001. - №2. - С. 10-13. 5. Рубцова Н. Е. Психологическая классификация современной профессиональной деятельности: интегративно-типологический подход. Кн. 1 / Н.Е. Рубцова. - Тверь, 2012. - 469 с. Источник: Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития : сборник материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. / гл. науч. ред. И. Л. Федотенко, С.В. Пазухина; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (Тула, 12 октября 2022 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 416 с.
|