Быкадоров Константин Дмитриевич студент ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» г. Ростов-на-Дону, Ростовская область
БЕЗОПАСНАЯ ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
Ключевые слова: психологическое состояние ученика, психика, цифровизация, цифровая образовательная среда, инновационные технологии, образование, дистанционное обучение, безопасное цифровое образование.
Внедрение цифровой техники во все сферы жизни и деятельности человека - важный шаг к хорошему будущему. Образовательная среда - не исключение. Инновационные технологии уже охватили жизнедеятельность человека и стремительно продолжают развиваться. Целью внедрения инноваций в образовательный процесс является повышение уровня образования в России и вывод страны в лидеры по этому критерию. Цифровая образовательная система предназначена для информационного сопровождения практически всех видов учебной работы обучающихся, причем ее информационное наполнение в значительной степени должно будет осуществляться самими педагогами, что само по себе должно стать эффективным средством формирования нового поколения учителей и преподавателей, ориентированных на инновационное обновление современной школы в контексте перехода к цифровой экономике». Цифровая образовательная система имеет различный уровень внедрения и развития. Это зависит от вида деятельности. В образование инновации вошли сравнительно недавно, однако плотно укрепились в этой отрасли и стремительно развиваются. Самой главной целью внедрения цифровых технологий в образование является создание новой, современной и безопасной образовательной среды с присутствием новейших технологий, которая обеспечит хорошее качество образования. Главным двигателем современного образования является не только внедрение цифровых технологий, но и правильная организация внеурочной деятельности. Многие современные ученики не хотят тратить внеурочное время на работу над образованием. Однако далеко не все хотят играть в компьютерные игры, а хотят заниматься самообразованием. Для таких учеников разрабатываются дистанционное образование и разнообразные образовательные мероприятия в вечернее время.
Обучающийся с помощью сети Интернет во внеурочное время без каких-либо ограничений может: 1. Посещать онлайн-курсы по определенным дисциплинам, которые ему нравятся. 2. Посещать онлайн-конференции, где рассказываются о научных трудах молодых исследователей. 3. Посещать онлайн-выставки научных трудов и современной техники и т. д Сегодня онлайн-площадки только набирают оборот в своем развитии. Необходимо отметить, что таких интернет-площадок пока недостаточно, но мы находимся только в начале пути формирования цифрового образовательного пространства. Так в России создаются условия для обеспечения цифровой образовательной среды.
Сегодня, такие новшества в образовании встречаются в своем развитии с рисками, которые для хорошего функционирования необходимо учитывать: 1. Недостаточное финансирование. 2. Недостаток квалифицированных работников. 3. Недостаточная разработанность цифровой педагогики. 4. Недостаточное рассмотрение вопроса пагубного влияния цифровых технологий на здоровье учащихся и педагогов. 5. Недостаточное рассмотрение вопроса технических проблем, возникающих при цифровом образовательном процессе (сбои систем, неполадки в сети). 6. Замена живого контакта на дистанционное общение. В отличие от «оцифрованной» традиционной педагогики, цифровая наука предполагает переосмысление и существенную трансформацию существующего образовательного процесса и его элементов. Сам по себе процесс обучения должен быть обеспечен и готовностью учеников к восприятию информации в рамках цифровой образовательной среды. Поэтому необходимо вместе с цифровизацией образовательного пространства учитывать готовность учащихся к обучению в условиях цифровой образовательной среды.
Готовность школьников к обучению в условиях цифровой образовательной среды будет способствовать разрешению рисков ее организации. Эту готовность можно доказать с помощью следующих аспектов: 1. Желание учащихся работать в цифровой образовательной среде. 2. Умение пользоваться цифровыми технологиями в процессе обучения. 3. Владение навыками саморегуляции и самоорганизации поведения при обучении. Так, сформированность компонентов готовности к обучению в условиях цифровой образовательной среды также должна способствовать и разрешению рисков при организации данной среды в школе.
Список литературы 1. Гемешлиев Ф.К. Основания для изучения психологической готовности студентов к освоению программ профессиональной подготовки / Ф.К. Гемешлиев // Психология и педагогика: сб. науч. тр. ТТИ ЮФУ. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. - С. 22-27. 2. Кусакина С.Н. Готовность к обучению в вузе как психологический феномен: дис. ... канд. психол. наук / С.Н. Кусакина. - М., 2009. - 234 с. 3. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А.Ю. Уваров [и др.]; под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина. - М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. - 176 с. 4. Шилова О.Н. Цифровая образовательная среда: педагогический взгляд / О.Н. Шилова // Человек и образование. - 2020. - №2 (63). - 194 с. 5. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию /В. А. Ясвин. - М.: Смысл, 2021. - 653 с. Источник: Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития : сборник материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. / гл. науч. ред. И. Л. Федотенко, С.В. Пазухина; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (Тула, 12 октября 2022 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 416 с.
|