На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Профессионал в виртуальном пространстве - цифровизация межличностных отношений
Профессионал в виртуальном пространстве - цифровизация межличностных отношений
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Н.П. Дедов

Виртуализация и цифровизация современного общества все в большей степени захватывает его основные социальные институты, приобретая высокую эмоциональную ценность и когнитивную значимость. Компьютеры, интернет, социальные сети и мобильная связь перестают быть предметами «роскоши», т.к. становятся повседневными, бытовыми инструментами и механизмами, обслуживающими жизнедеятельность огромного количества граждан. Они начинают сопровождать их повсюду и, в связи с этим, включают электронных помощников в собственное жизненное пространство, для того чтобы оптимизировать свое существование. При этом доминирование техники все больше становится ведущим, создавая предпосылки для формирования в социуме собственных виртуальных законов, принципов и стратегий поведения (Носов, 2000). Индивид, как социально-адаптивное существо, вынужден активно приспосабливаться к глобальной информатизации общества, его новым требованиям и задачам. В результате начинают постепенно модифицироваться его индивидуально-психологические характеристики, особенности его восприятия, мышления, а также эмоциональная сфера реагирования. Все они приобретают ярко выраженную «цифровую» специализацию (Максимова, 2013).

Переход от аналогового к цифровому способу передачи и хранения информации обусловлен не только «новыми» технологиями, но и кардинальными социальными переменами, которые предопределяют своеобразие коммуникации между пользователями и электронными носителями. В отличие от последовательного, взаимосвязанного аналогового сигнала теперь начинает использоваться кластер или единица информации (бит), которая становится основой множества социальных процессов, а также поведения и деятельности людей. Не зря все больше начинают говорить о «клиповом» восприятии современной молодежи (Полевой, Павлова, 2017). Окружающий мир приобретает цифровой характер, когда ведущими характеристиками действий, операций отдельной личности оказываются многозадачность, многофункциональность, рациональность, четкость, устойчивость и стабильность (Дедов, 2017). Именно данные характеристики позволили «цифре» успешно выполнять запросы пользователей, разработчиков и создавать устойчивые системы связи и коммуникации, формировать сетевое сообщество.
Американский социолог М. Кастельс определил современный этап социального развития общества как «сетевой», который идет на смену индустриальному: «...оно создано сетями производства, власти и опыта, которые образуют культуру виртуальности в глобальных потоках, пересекающих время и пространство» (Кастельс, 2000). Кардинальные изменения происходят в самых различных социальных областях, начиная от профессиональной деятельности, характере труда, способах его оплаты и особенностях взаимодействия персонала. В индустриальном мире работа в основном была коллективной и связанной с крупномасштабным производством. Человек являлся частью всеобщей коллективной организации и не мог существовать без ее оценки, без включенности в нее. В настоящее время профессиональная деятельность все больше индивидуализируется, становится «удаленной» и, как результат, отмечается своеобразная сетевая децентрализация рабочих мест. С одной стороны, организуется глобальная социальная и профессиональная сеть в интернете, а, с другой стороны, большинство специалистов, пользователей выполняют свои обязанности изолированно друг от друга. Таким образом, межличностные отношения преобразуются из реальных в виртуальные или цифровые.
В современных научных исследованиях цифровизация общественных отношений, экономики, промышленности, труда становится «трендовым» понятием, с помощью которого можно объяснять множество социальных феноменов и явлений (Максимова, 2013). Учитывая тот факт, что человек является неотъемлемым элементом всей социальной системы, необходимо говорить о том, что данные процессы непосредственно касаются и его бытия (Зинченко, Моргунов, 1995). Личность в цифровом пространстве трудовых, экономических отношений приобретает особое значение, т.к. электронные системы не в состоянии действовать автономно и самостоятельно. В случае самопрограммирования и самоуправления автоматика становится источником серьезных системных ошибок, проблем и трудностей, которые впоследствии инициируют кризисы и катастрофы (Голиков, 2003).
Трудовая деятельность людей изначально связана с необходимостью решения ими большого количества производственных задач, достижения организационных целей. В соответствии с данным положением разрабатываются программы успешной и качественной подготовки специалистов. Они направлены на формирование умений, развитие способностей, профессионально-важных качеств у будущих работников, персонала. В связи с развитием цифровых, компьютерных технологий подготовка специалистов переносится в область компьютерного моделирования, имитации реальной профессиональной деятельности (Голиков, 2003). При этом учитываются навыки взаимодействия будущего сотрудника с электроникой, мобильными системами и интернет-приложениями. Если раньше данные навыки, например владение компьютером, считались одним из критериев отбора персонала, то в настоящее время они приобретают качество обыденного явления, когда пользователь способен самостоятельно решать все необходимые задачи профессиональной деятельности в интернете и совершать эффективные коммуникации в социальных сетях и группах.
Другим важным показателем, определяющим цифровизацию межличностных отношений в трудовой деятельности, считается моделирование ситуаций профессиональной деятельности в экстремальных, опасных для жизни человека условиях (Дикая, 2003). Процесс подготовки специалистов осуществлялся с использованием специальных тренажеров или автоматизированных комплексов. Они имитировали трудовые операции и действия работников в особых специально созданных профессиональных условиях и позволяли обезопасить жизнедеятельность множества людей, предотвратить аварии и катастрофы.
В заключении необходимо указать на то, что в настоящее время цифровизация становится повсеместной, и поэтому ее влияние необходимо учитывать как при подготовке персонала, анализе его профессиональной деятельности, так и при проектировании группового взаимодействия, которое предполагает совместное участие всех пользователей.

Библиографический список

1. Голиков, Ю. Я. Методология психологических проблем проектирования техники / Ю.Я. Голиков. - Москва : ПЕР СЭ, 2003.
2. Дедов, Н. П. Проблемы социальной адаптации личности в виртуальном пространстве межличностных отношений / Н.П. Дедов // Психологический журнал. Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2017. - Т. 7, № 2А. - С. 128-137.
3. Дикая, Л. Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельностный подход) / Л.Г. Дикая. - Москва : ИП РАН, 2003.
4. Зинченко, В. П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии / В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов. - Москва : Тривола, 1995.
5. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс. - Москва : ГУ ВШЭ, 2000.
6. Максимова, О. А. Цифровое поколение: стиль жизни и конструирование идентичности в виртуальном пространстве / О.А. Максимова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. - № 22 (313). - С. 6-10.
7. Носов, Н. А. Виртуальная психология / Н.А. Носов // Труды лаборатории виртуалистики. - Москва : Аграф, 2000. - Вып. 6.
8. Полевой, С. А. Особенности обучения студентов с клиповым мышлением / С.А. Полевой, В.В. Павлова // Открытое образование. - 2017. - Т. 21, № 2. - С. 56-67.

Источник Психология третьего тысячелетия : VI Международная научно-практическая конференция : сборник материалов / под общ. ред. О. А. Гончарова, Б. Г. Мещерякова. — Дубна : Гос. ун-т «Дубна», 2019. — 158 [2] с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.