1. Теоретические основы управления образовательным комплексом: проблемы и перспективы
Система образования в настоящее время претерпевает значительные изменения. Во многом это связано со сменой стратегических ориентиров государства, общества в целом. И обусловлено такими процессами как глобализация, унификация, демократизация, гуманизация, экономическая интеграция и многое другое. В педагогике вышеуказанным социальным процессам соответствуют идеи непрерывности, диверсификации, взаимодействия, интегративности, вариативности. Появление в таких условиях новых субъектов образовательной системы, которые будут ориентированы на удовлетворение новых запросов общества, является крайне актуальным.
Такими субъектами могут быть образовательные комплексы, создаваемые на основе объединения усилий специалистов всех уровней общего образования, создания единого непрерывного воспитательно-образовательного пространства с широким спектром предоставляемых образовательных услуг. Умение профессионально руководить деятельностью педагогическим коллективом, эффективно выстраивать взаимоотношения с подчиненными, руководством, чувствовать себя в ней комфортно требует от директора нужного набора знаний, умений и практических навыков. При этом важно иметь в виду, что каждая образовательная организация индивидуальна, у каждой есть свои отличительные черты, права, традиции, биография, менталитет, организационная культура и ответственность. Помимо прочего, основу каждой образовательной организации составляют педагогические коллективы, которые представляют собой важные объекты управления, в состав которых входят субъекты-педагоги. Педагог - это всегда творческая личность со своими индивидуальными особенностями, способностями, стремлениями изменить вокруг себя и внутри себя. Соответственно, особенности, которые нужно учитывать директору, есть у любого трудового коллектива, любого человека в организации. Поэтому особенно остро проблема создания общих организационно-педагогических условий управления поднимается при создании путём слияния, объединения или поглощения разноуровневых образовательных организаций. Управленческая деятельность не может являться успешной, если она будет ограничена лишь знаниями, навыками и умениями в области правоведения, экономики, финансов. В нынешних условиях ключевой компетенцией руководителя должно стать умение создать организационно - педагогические условия управления педагогическим коллективом. На начало 2011 года в городе Москве действовало примерно 4 008 государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы. Но эффективность их функционирования, качество предоставляемых ими услуг были не одинаковы. Значительной проблемой считалось неравномерное распределение по городу государственных образовательных организаций, которые реализовывали основные общеобразовательные программы. В связи с этим были поставлены задачи обеспечить жителей города в районе проживания достаточно широким спектром образовательных услуг, которые соответствуют увеличивающимся запросам семей города Москвы. Основным методом решения этой задачи стало объединение различных образовательных организаций в образовательные комплексы, имеющие возможность предоставить множество услуг в сфере дополнительного, дошкольного, общего и среднего профессионального образования. В рамках реализации Постановления Правительства Москвы № 86 от 22 марта 2011 года в городе Москве с целью социализации детей, обеспечения преемственности образовательных программ, плавности перехода с одного уровня образования на другой, в столице продолжается активная реорганизация государственных образовательных организаций. Результатом проведенных преобразований стало создание крупных образовательных комплексов. Образовательный комплекс (далее ОК) - это интеграционный механизм, который обеспечивает социальное партнерство, инновационное и интенсивное развитие образующих его структур, связанных общими потребностями и способностью эффективного использования внутренних ресурсов. Он позволяет: повысить степень взаимодействия образования, науки и бизнеса, снизить рассогласованность образовательного рынка и рынка труда, играет позитивную роль в привлечении инвестиций в образовательную систему. ОК предусматривает реализацию широкого спектра образовательных программ как общего, так и дополнительного образования [71, 74]. ОК функционирует на основе: теоретических и организационно- технологических положений отечественной научной школы с учетом развития рыночных отношений в России; необходимости выхода учреждений образования на рынок образовательных услуг с явно наметившейся тенденцией возрастания конкуренции в борьбе за потребителей. Причинами создания ОК выявлены две группы: «экономические» и «образовательные». Первая группа обуславливает создание комплексов из соображений экономической эффективности - возможность удовлетворения спроса с уменьшением затрат ресурсов. Вторая группа объясняет создание ОК с позиции системы образования - повышения эффективности и качества образования, а также удовлетворение спроса на образовательные услуги. Крупный образовательный комплекс следует рассматривать, учитывая три основные критерия, отражающие основания для объединения образовательных организаций: - степень горизонтальной интеграции, которая характеризует количество реализуемых образовательных программ на одном уровне; - степень вертикальной интеграции, описывающая количество реализуемых образовательных программ на различных уровнях; - степень организационной интеграции, которая характеризует самостоятельность, а также несамостоятельность (в частности - юридическую) образовательных организаций, входящих в состав образовательного комплекса [74]. В контексте столичного образования ОК - это такая образовательная организация, которая способна обеспечить жителям данного микрорайона широкий спектр услуг, который необходим потребителям. Это такая образовательная организация, в которой коллектив педагогов и обучающихся осознанно изучает и совершенствуют образовательный процесс. Это организация, в которой: - происходит процесс интеграции кадровых, материально-технических и прочих ресурсов всех входящих в состав комплекса подразделений; - деятельность организации строится согласно основной образовательной программы; - педагоги различных корпусов объединяются в единый коллектив для оптимизации образовательного процесса и подготовки обучающихся к дальнейшей жизни. Основные приоритеты создания крупных образовательных комплексов: - создание условий для возможности выбора столичными семьями спектра образовательных услуг; - формирование таких организаций, в которых есть возможность выбора индивидуальной образовательной траектории каждым ребенком, т.е. (образовательная организация с большим образовательным пространством для развития и становления личности ребенка); - возможность формировать педагогические коллективы, которые способны транслировать высококачественные педагогические практики, кроме того, совершенствовать в образовательной организации свое педагогическое мастерство; - создание плавного перехода с уровня дошкольного на уровень начального образования с дальнейшим обучением в старшей школе; - преемственность образовательных организаций, что позволяет создать психологический комфорт у всех участников образования; - возможность рациональной эксплуатации финансовых средств, а также создания единой материально-технической базы; - широкие возможности для реализации образовательных потребностей учеников, а также реализации возможностей педагогов. Особую роль в образовании приобретает информационнообразовательная среда организации. В условиях этой среды меняются формы обучения, методы, средства, содержание обучения выступает в роли инструмента для достижения новых результатов. В ОК обучает сама образовательная среда организации, например, спортивные пространства, многочисленные зоны отдыха, рекреации, используемые для самостоятельной деятельности учеников. Оснащенность современным высокотехнологичным оборудованием позволяет вовлечь детей в исследовательскую и проектную деятельность, формирует желание творить, изобретать и осваивать что-то новое. В нынешних образовательных комплексах созданы все необходимые условия для того, чтобы формировать информационную компетентность у обучающихся, что, безусловно, является сегодня одним из необходимых навыков человека. Помимо этого, созданы условия для профессионального развития учителей. Учителя имеют доступ к разным ресурсам (информационным, консультационным, методическим). В современном образовательном комплексе гораздо больше возможностей для развития отношений с различными научными и образовательными организациями-партнерами федерального и регионального уровней, что позволяет педагогам выбрать тот необходимый ориентир для самореализации как в профессиональной сфере, так и в личной. Педагоги разных корпусов объединяются в единый коллектив для оптимизации образовательного процесса и подготовки обучающихся к дальнейшей жизни. Основной целью таких партнерских отношений является создание необходимых условий для максимально свободного выбора обучающимися и их родителями возможных сфер реализации социальных ролей, учебных интересов, выстраивания жизненных планов и, конечно, профессиональных ориентиров. Открытость системы образования достигается при помощи активного использования организациями города электронных журналов и дневников; наличия у любой образовательной организации столицы собственного сайта с регулярно обновляющейся на нем информацией; работы электронной приемной, функционирующей на официальном сайте Департамента образования города Москвы; регулярных трансляций в сети Интернет родительских собраний и селекторных совещаний; оперативного анализа каждого обращения, которое поступает в Департамент образования города Москвы. Проблемы, с которыми на сегодняшний момент уже столкнулись образовательные комплексы, имеют управленческий и психологический характер. Руководители комплексов понимают, что масштабная перестройка рождает масштабные управленческие проблемы. Сам замысел создания образовательных комплексов, на наш взгляд, следует считать продуктивным и своевременным шагом, призванным уменьшить разрыв между требованиями, предъявляемыми к выпускникам самой жизнью, и теми реальными возможностями, которые формирует у них школа. Для действительной ликвидации этого разрыва нужны долгие годы работы, и создание комплексов следует признать актуальным, в долгосрочной перспективе появляется реальная возможность выйти на новую модель образования, современную и эффективную, обеспечивающую молодому человеку успешную и счастливую жизнь в обществе. Критическим фактором успеха будет качество управления образовательными комплексами, когда системы управления нуждаются в очень серьезной, быстрой и решительной перестройке. Во-первых, управление одним отдельно взятым образовательным учреждением и управление комплексом учреждений существенно отличаются, причем не столько объемом управленческой работы, сколько иным способом управленческого мышления. Во-вторых, система управления во многих образовательных учреждениях принципиально устарела. Чем сложнее система, которой управляет руководитель, тем больше специальных знаний и умений требуется управленцу для эффективной работы, тем больше профессионального и жизненного опыта ему необходимо. Процессы объединения, осуществляемые привычными административными методами, неизбежно приводят к усилению психологической напряженности в коллективах, организационной неразберихе, снижению мотивации сотрудников, в конечном итоге, к снижению качества знаний учащихся и репутации образовательных комплексов, уменьшению притока школьников. В современных условиях в образовательных организациях наметились две основные проблемы управления - отсутствие стратегического замысла и необходимого организационного механизма. Механизмы управления образовательными комплексами. Согласно п. 1 ст. 32 Закона РФ «Об образовании», образовательная организация самостоятельна в осуществлении образовательного процесса, расстановке и подборе кадров, хозяйственной, финансовой, научной и иной деятельности в рамках, установленных законодательством Российской Федерации. Выполнение функций распределено между всеми структурными подразделениями, а также отдельными исполнителями [81]. Перераспределяя управленческие функции, директор имеет возможность разрабатывать перспективные направления развития организации, управляет деятельностью заместителей, чтобы достичь согласованности в работе. Распространенный способ координировать эту деятельность - разработать план деятельности организации. Анализ и контроль выполнения плана выполняется систематически и позволяет повысить эффективность работы всех элементов системы школы. Руководитель образовательной организации в первую очередь уделяет внимание стратегическим вопросам. В нынешних условиях - он стратег, который делегирует функции оперативного управления руководителям структурных подразделений или заместителям. На всех последующих уровнях (в рамках компетенции и полномочий) любой участник педагогической деятельности выполняет функции принятия оперативных решений, текущего и перспективного планирования, выработки линий поведения, определения целей деятельности и средств их достижения. Обычно заместители директора бывают распределены: по ступеням образования, по сменам; по параллелям классов; по циклам предметов; по профилям обучения; по категориям детей; по видам инновационной деятельности. Также в образовательных организациях помимо школьных методических объединений активно действуют школьные кафедры, которые наряду решением вопросов о методике преподавания, обсуждают исследовательскую работу, а членами таких кафедр, кроме педагогов школы, являются преподаватели высших учебных заведений или работники научноисследовательских институтов, что очень важно для профессиональной самореализации педагога.
2. Особенности управления педагогическим коллективом в образовательном комплексе с учетом профессиональной самореализации педагога
Многие русские педагоги, такие как К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, рассматривали в своих научных трудах педагогический коллектив как субъект управления и саморазвития. Педагогический коллектив школы имеет свои специфические особенности. Главной отличительной чертой педагогического коллектива является специфика деятельности, а именно обучение и воспитание новых поколений. Результативность профессиональной деятельности педагогов можно определить характером сложившихся межличностных отношений; уровнем их педагогической культуры; сформированным пониманием индивидуальной и коллективной; высокой степенью организованности и сотрудничества. Педагоги в образовательных организациях формируют у своих учеников первичное представление о коллективе взрослых, а также о коллективной деятельности. Этот факт стимулирует учителей к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию, самоорганизации, профессиональной самореализации. Бесспорно, педагогический коллектив является той профессиональной группой людей, которая обладает общими основными признаками коллектива, такими как: наличие руководства, общественно значимые цели деятельности, относительная устойчивость и продолжительность функционирования. Наряду с этим, педагогический коллектив обладает определенными специфическими особенностями/характеристиками. 1. Полифункциональность. Современный педагог в нынешних условиях принимает на себя функции учителя-предметника, классного руководителя, педагога дополнительного образования, общественного деятеля. Полифункциональность деятельности одного учителя определяет полифункциональность деятельности целого педагогического коллектива. В момент решения своих профессиональных задач, педагогам приходится также формировать педагогическую культуру родителей и общества в целом. 2. Самоуправляемость. Актуальные вопросы жизнедеятельности коллектива педагогов выносятся на обсуждение на всех возможных уровнях управления. Работа органов коллегиального управления предоставляет возможность развивать инициативу и самостоятельность представителей педагогического коллектива. С другой точки зрения, функциональные обязанности учителей достаточно четко определены, обязательны для выполнения, кроме того, выработаны определенные формы контроля их деятельности. 3. Деятельность педагогов носит коллективный характер, а также определена коллективной ответственностью за достигнутые или недостигнутые образовательные результаты. 4. Ввиду своей специфики, работа отдельных педагогов не может считаться эффективной, если она не скоординирована с деятельностью других педагогов, а также в случае, если нет единых требований к организации режима работы организации, оценкам качества знаний обучающихся. Согласованность деятельности представителей педагогического коллектива проявляется в единых ценностных ориентациях, убеждениях, взглядах, однако все это не требует от них единообразия в реализации современных технологий их педагогической деятельности. 5. Отсутствие четких временных рамок для выполнения работы часто приводит к перегрузке/ перенапряжению педагогов; к недостатку свободного времени для личностного развития, духовного обогащения, профессиональной самореализации. 6. Еще одной специфической особенностью педагогического коллектива является его состав, как правило, женский, а это, безусловно, оказывает серьезное влияние на характер отношений в коллективе. Коллективы, прежде всего состоящие из большего количества женщин, чем мужчин гораздо эмоциональнее, больше подвержены перемене настроений, чаще конфликтны, чем коллективы, которые в большей степени состоят из мужчины. В создании образовательной среды ОК работают различные специалисты (менеджеры, педагоги, психологи, юридические работники и другие), а также обучающиеся и их родители. Интеграция педагогических коллективов, обучающихся и представителей родительской общественности в образовательных комплексах - один из эффективных методов организации и стимулирования его деятельности. Интеграция коллективов - это объединение общими целями, формирование приверженности образовательной организации таким образом, чтобы обучающиеся, их родители и учителя могли в полной мере реализовать имеющийся творческий потенциал. Объединение педагогических коллективов в образовательном комплексе является одним из эффективных механизмов координации интересов педагогов и целей менеджеров. Интеграция осуществляется в случае, когда существуют разобщенные объекты, а также есть реальные причины для их объединения; данный процесс реализуется посредством синтеза, что в результате приводит к возникновению новой системы, которая обладает свойствами целостности и единства. Целью интеграции считается формирование единого коллектива для организации совместной профессиональной деятельности, способного дать возможность для профессионального роста каждому члену группы. Цели интеграции: - сближение интересов учителей, призванное создать необходимые социально-психологические условия для обучения и воспитания детей; - удовлетворяющее требованиям руководства сотрудничество учителей; - создание нужных условий для социализации, обучения и воспитания школьников; - консолидация коллектива комплекса, достижение взаимопонимания между представителями коллектива, создание благоприятных условий для их деятельности. Для организации сотруднических отношений внутри педагогического коллектива важно представлять коллектив образовательного комплекса как единое целое, где все участники сплачиваются, участвуют в совместной деятельности, ставят общие цели и достигают общими усилиями запланированных результатов. Объединение коллективов образовательного комплекса, возникающее единство проявляется в объективности в принятии на себя ответственности за принимаемые решения, а также успехи и неудачи в работе. Высший уровень интеграции педагогических коллективов - это сотрудничество, которое обладает следующими признаками: - взаимопознание - знание личных особенностей, наилучших сторон каждого члена коллектива, увлечений и интересов друг друга; взаимный интерес к коллегам; - взаимопонимание - то есть, осознание общей цели деятельности, единство задач, которые поставлены перед педагогами; осознание мотивов поведения в различных затруднительных ситуациях, объективность оценок и самооценок; согласованность целей совместной деятельности; - взаимоотношение - умение проявлять педагогический такт, внимание к чужому мнению, поддержке инициатив коллег; внутренняя готовность к совместной работе; уважение мнений друг друга, сочувствие и сопереживание; желание общаться как официально, так и неофициально; - взаимодействие - реализация контактов, проявление активности в совместной работе; проявление инициативы в установлении контактов; организация действий на базе взаимного содействия; взаимопомощь и поддержка; - взаимовлияние - то есть, способность достигать взаимопонимания в спорных вопросах, а также учитывать мнение друг друга при организации совместной работы; умение делать объективные и корректные замечания, менять линию поведения и корректировать действия после взаимных рекомендаций. Разносторонняя и многоплановая деятельность образовательной организации проявляется в социальной адаптации, в поддержке личностного развития, социальной защите, профессиональной самореализации; в активности педагогических работников по удовлетворению потребностей учеников; в подготовке к конкурентоспособности в обществе при помощи активного использования ресурсов и возможностей общества для разрешения существующих проблем. Помимо построения организационной структуры образовательного комплекса, важно создать условия для результативной деятельности людей. С этой целью нужно, чтобы исполнители четко представляли каких результатов и в какие сроки от них ждут, чтобы они были удовлетворены своей работой, а также, чтобы был создан необходимый для работы социально-психологический климат в коллективе. Сочетание всех действий, которые реализует субъект управления для того, чтобы создать все вышеперечисленные условия называют руководством. При осуществлении руководства должны быть решены следующие задачи: 1) анализ и налаживание психологического климата в трудовом коллективе; 2) подбор и размещение кадров, кроме того, постановка целей и задач для них; 3) активизация деятельности и саморазвития работников; 4) создание необходимых условий для личностного и профессионального роста подчиненных. Работа руководителя, которая направлена на исполнение управленческих функций в коллективе, базируется на определенных управленческих принципах. Принцип управления - это основополагающий, фундаментальный свод правил, который должен быть соблюден при управлении, а также должен обеспечивать достижение намеченных целей [62]. В теории менеджмента существует большое количество различных управленческих принципов. Изучив некоторые из них, например, принципы, сформулированные В.А. Сластениным, Ю.А. Конаржевским, можно выделить ряд принципов, достаточно полно отражающих суть управления коллективом педагогов [40, 74]. 1) системность и целостность в управлении; 2) сотрудничество; 3) доверие и уважение к человеку; 4) справедливость; 5) гласность; 6) единство единоначалия и коллегиальности; 7) открытость и полнота предоставляемой информации; 8) непрерывное повышение квалификации; 9) поддержка инициативы, стимулирование работы; 10) участие учителей в управлении, делегирование полномочий; 11) индивидуальный подход в управлении. При самоуправлении появляется новый характер взаимоотношений. С одной стороны, руководитель - это работодатель, а с другой - это равноправный партнер по педагогической деятельности, сотрудник школы, педагогический работник, член методического объединения и т.д. Руководитель образовательной организации делегирует некоторые полномочия подчиненным, таким образом имеет возможность переключиться на другой вид деятельности, например, на координацию и развитию стратегических планов или программ. Деятельность заместителей руководителя школы направлена на решение задач тактического и стратегического характера. Они являются линейными руководителями, и сфера их деятельности зависит от уровня образовательной деятельности; от цикла предметов; от ступени образования; от профиля. Кроме традиционных подходов к субъекту управления, таким как иерархические или должностные, во многих организациях широко используется так называемый позиционно-ролевой подход, сущность которого заключается в том, нужно учитывать не только положение, занимаемое работником, но и те роли, которые ему отведены, роли, ожидаемые от педагога в коллективе, или те роли, которые педагог сам готов принять на себя. Очевидно, что роли зависят от официальной должности, которую занимает работник, от тех требований и тех функциональных обязанностей, которые с ними тесно связаны. Однако роли определяются школьной системой управления, отличительными чертами организационной структуры и тем положением, которое сотрудник занимает в данной организационной структуре. Кроме этого, роли определены различными объединениями внутри школы, характером отношений, которые основаны на симпатиях, личных интересах, взаимопомощи. Грамотный руководитель с большим вниманием изучает людей, которые принимают на себя в коллективе роли организатора, лидера, инициатора, старается привлечь к работе в деловых и управленческих структурах школы. Основными причинами усовершенствования и реорганизации структур управления, по нашему мнению, являются: 1) изменение содержания воспитательного и учебного процессов; 2) изменение традиционной структуры школы как управляемого объекта; 3) проектирование систем образования с учетом вызова нового времени, новых потребностей общества и личности школьников; 4) поиск «золотой середины» между централизацией и децентрализацией принятия управленческих решений; 5) установление и осуществление внешних связей с другими образовательными организациями города; 6) выбор приоритетных направлений в образовании с учетом спроса потребителей-школьников; 7) особенности педагогического процесса и режима работы; 8) особенности организации режима труда, отдыха, самообразования, профессиональной самореализации педагога. Главная цель внутришкольного руководства - это создание и результативное использование условий для успешной работы педагогических работников школы. Обобщая вышесказанное, следует отметить, что процесс управления коллективом педагогов в ОК требует от руководителя образовательной организации высокого уровня его профессионализма. Хорошим руководителем может считаться тот, кто в момент реализации любой управленческой функции проявляет положительные личностные качества, при этом используя для этого результативные методы и принципы сотрудничества с педагогическим коллективом. Важно понимать, что в современной жизни каждый педагог, попадая в разные условия работы, должен находить положительные ее стороны и уметь реализовываться в самых нестандартных ситуациях. Постараться использовать все ресурсы для самореализации в рамках профессии, культуры, личной заинтересованности. Так, объединяясь в новый коллектив, педагоги нацелены, прежде всего, на оптимизацию образовательного процесса и подготовку обучающихся к дальнейшей жизни, в связи, с чем появляется много разных возможностей для обмена опытом между коллег, для эффективной творческой деятельности по реализации идей, проектов и др. Учитывая основные приоритеты создания крупных образовательных комплексов, среди которых создание условий для возможности выбора столичными семьями спектра образовательных услуг, возможность педагогов проявить свои творческие способности в рамках других проектов (например, учитель физики прекрасно может себя проявить в качестве одного из родителей в организации и проведении мероприятия по формированию здорового образа жизни, пробежать 3 км и т.д.). Не упускать возможность участвовать в трансляции своего педагогического опыта, знакомиться с высококачественными педагогическими практиками, таким образом, совершенствовать не только качество образовательного процесса, но и уметь повышать уровень педагогического мастерства, заниматься профессиональной самореализацией на протяжении всего периода жизненной активности. Источник: Козилова, Лидия Васильевна. Современные образовательные среды и проблемы профессиональной самореализации педагогов: [монография] / Л. В. Козилова. - Петрозаводск : МЦНП «Новая наука», 2020. - 160 с. : рис., табл.
|