Система непрерывного образования в России
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

Полученные знания по разделу.
Понятие системы образования.
Современные тенденции развития образования в России.
Информатизация как неотъемлемая составляющая современного образования.


1. Понятие системы образования


Система образования - один из основных социальных институтов, направленных на становление личности в системе образовательных организаций и органов управления, которые решают задачи воспитания и обучения развивающейся личности, подготовки ее к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности в обществе, удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей. Система образования, включая учреждения дошкольного образования, общеобразовательные, профессиональные (средние и высшие) учебные заведения, учреждения дополнительного образования детей и взрослых, выступает как целостность разных частей структуры и как совокупность отношений (правовых, социальных, экономических, педагогических, этических) в обществе. Цель образовательной системы - обеспечение права личности на образование. Результатом эффективности системы выступает степень образованности (воспитанности и обученности) выпускников на всех уровнях образования.
Система образования обеспечивает передачу знаний об окружающем мире, законов, правил, закономерностей, культурного опыта поколений, положительно влияет на развитие личности человека.
Особенности образования определяются следующими факторами: развитием общественного производства, и востребованностью подготовки специалистов соответствующего уровня; государственной политикой в области образования; историческим опытом и этническими особенностями.


Структура системы образования - это совокупность взаимодействующих составляющих, среди которых выделяют:
> образовательные программы;
> федеральные государственные стандарты и требования;
> сеть образовательных организаций, реализующих данные стандарты, требования и программы;
> лица, являющиеся субъектами образовательного процесса;
> организации, осуществляющие обеспечение деятельности образовательной системы;
> органы контроля за реализацией госстандартов и производящие оценку качества образования;
> органы, управляющие подведомственными образовательными организациями;
> общественные и государственно-общественные объединения, действующие в образовательной сфере.


Современная образовательная система России наряду с государственными учреждениями включает коммерческие и частные организации.
На основании закона «Об образовании в РФ» от 12 декабря 2012 года действующая система образования должна обеспечивать реализацию права гражданина не зависимо от возраста на непрерывное профессиональное и дополнительное образование.


2. Современные тенденции развития образования в России


Среднее общее образование - определяющий и самый длительный этап в жизни каждого человека, который обеспечивает как индивидуальный успех личности, так и долгосрочное развитие всей страны. Перед нами стоит задача проектирования вариативного образования, позволяющего будущим поколениям успешно действовать в мире технологических, информационных и социальных технологий.
В федеральные государственные образовательные стандарт [68] заложено понимание образования как системы, формирующей у новых поколений мотивацию личности к познанию и инновациям. На данном этапе выделяют следующие цели современного российского образования.


1 Личность, её развитие, социализация, индивидуализация, становление качеств и новообразований личности.
2 Актуальный и перспективный социум (связи и отношения между людьми или социальными группами в современном и ещё более - в отдалённом социуме).
Создание условии и ресурса для продвинутой «экономики знании» (эффективность вложений, высокая производительность труда, отдача «человеческого капитала»).
4 Культуросбережение и культуросозидание (формирование надличностной культуры среды и воспитание в ней «человека культуры»).
Под влиянием приоритетных целей отечественного образования меняется работа образовательных учреждений: ориентация на формирование компетентности как цели образования; реализация государственных стандартов образования, обеспечивающий интеграцию интересов личности, семьи, общества и государства; овладение учащимися универсальными мыслительными действиями, позволяющими решать как прагматические, так и инновационные жизненные и общественные задачи; доступность качественного образования обеспечивает социально-экономический статус личности.


3. Информатизация как неотъемлемая составляющая современного образования


Приоритетом развития образовательных учреждений является информатизация. Современное информационное общество обозначается термином Smart Society - Smart-общество. «Smart - новое качество общества, в котором подготовленные люди эффективно используют новые технологии (Smart-технологии), что позволяет значительно повысить качество жизни». Становление Smart-общества проявляется всё больше как глобальная тенденция.
На данном этапе развития отечественного образования происходит переход от «компьютеризации школы» к внедрению ИКТ в учебный процесс [20]. Развитие современного этапа информатизации связано с решением задачи индивидуализации учебного процесса.
В последнее время наблюдается развитие и рост мобильных технологий и устройств, и их подключения к информационным сетям создают возможность активного взаимодействия педагогов и обучающихся. Развиваются программное обеспечение и Интернет-сервисы для организации персональной информации, средства совместного доступа к информационным ресурсам. Меняется отношение образовательных учреждений к своему собственному образовательному контенту - образовательные ресурсы выкладываются в открытый доступ, в целях повышения своей востребованности. Художественная литература и научные издания становятся доступными с использованием электронных книг.
Одно из технологических направлений - «дополненная реальность» - предполагает в процессе обучения создание комбинаций виртуальных и реальных объектов, усиливающих и создающих новое восприятие окружающей действительности. Визуальный анализ становится инструментом интерпретации и отображения данных.
Новыми средствами обучения становятся сенсорные дисплеи Microsoft Surface, позволяющие одновременно взаимодействовать многим пользователям.
В профессиональной деятельности педагогов все шире используются компьютеры, интерактивные доски, базы данных и знаний, интерактивные мультимедийные электронные средства учебного назначения, автоматизированные системы тестирования и диагностики, информационные ресурсы сети Интернет.
Реализацией возможностей средств ИКТ в сфере образования занимается новая отрасль педагогической науки - информатизация образования.
Информатизация образования - новая область педагогического знания, которая изучает вопросы использования средств ИКТ на разных уровнях образования.


Цели процесса информатизации образования заключаются:
• в выполнении социального заказа общества;
• в реализации принципа непрерывного образования;
• в реализации всестороннего развития личности обучающегося;
• в повышении эффективности образовательного процесса.


Работа ведется по двум направлениям: совершенствование существующих образовательных технологий и создание инновационных средств на базе ИКТ. Если первое связано с повышением эффективности существующей системы, то второе предполагает появление новых форм и методов обучения, основанных на использовании современных средств информатизации и коммуникации.
Информатизация образования включает: установку учреждениями компьютерных классов, периферийного оборудования, подключение к сети Интернет; разработку учебно-методических комплексов и онлайн- курсов; интеграцию традиционных и дистанционных образовательных технологий.
Развитие средств информатизации и коммуникации позволяют говорить о формировании информационной среды. Условия, созданные в образовательных учреждениях по сбору, обработке, продуцированию, транслированию, архивированию информации, извлечению знания из различных информационных источников, позволяют обучающимся быстрее адаптироваться к условиям изменяющегося мира. В развитии обучающегося приоритетным становится формирование творческих способностей и социально-коммуникационных компетенций, обеспечивающих становление активной, инициативной, гармоничной личности.
Взаимодействие ученика и учителя в процессе информационного обучения помогает самообразованию, самообучению, саморазвитию, повышает мотивацию к учебно-познавательной деятельности.
Реализация возможностей ИКТ способствует инновированию как форм, так и методов обучения, что позволяет повысить эффективность образовательного процесса, формирует у учащихся умения самостоятельно приобретать знания, содействует использованию автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, методических материалов, реализуя тем самым идею открытого образования. В перспективе использование систем искусственного интеллекта позволит усовершенствовать тестовые, диагностические методики контроля и оценки, усовершенствует возможности самоконтроля.
Разработка новых методов и форм обучения обеспечит переход от иллюстративно-объяснительных методов и механического усвоения учебной информации к овладению учащимися умениями самостоятельно приобретать новые знания.
Влияние информационно-коммуникационных средств обучения на личность обучаемого заключается в том, что из потребителя учебной информации учащийся становится генератором новых для себя знаний.
Одним из средств индивидуальной оценки достижений учащегося является «портфолио достижений ученика». Электронный портфолио (е- портфолио) на базе средств ИКТ представляет собой совокупность документов, включающую в себя результаты квалификационных работ ученика и их примеры, подтверждения сертификатов и дипломов в системе академического образования, а также результаты личных достижений, в том числе и вне образовательной системы.
Информатизация образования инициировала создание методических подходов, предполагающих активное использование в учебном процессе распределенного информационного ресурса сети Интернет - геоинформационных технологий. Интернет-технологии позволяют применять в учебном процессе информационную среду науки и культуры (электронные библиотеки, виртуальные музеи и выставки, художественные презентации).


ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


Задание 1. Вопросы для самоконтроля


1 Что включает понятие «система образования»?
2 Каковы современные тенденции развития образования в России? Чем они обусловлены?
3 Каковы стратегические линии развития образования на современном этапе?
4 Какова цель информатизации современного образования?
5 В чем выражаются индивидуальные результаты образования?


Задание 2. Практическая работа Заполните таблицу 1.1.


Таблица 1.1 - Пути совершенствования информационно-
коммуникационной системы в образовании

№п\п

1 путь — Совершенствование существующих образовательных технологий

2 путь — Внедрение инновационных технологий в образовательную среду

1

 

 

2

 

 

3

 

 

4

 

 

Источник: Еманова С. В. Педагогика и психология непрерывного образования: учебное пособие / С. В. Еманова, Е. А. Казанцева., М. А. Сокольская ; под ред. С. В. Емановой. - Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2022. - 202 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.