Полученные знания по разделу. Понятие системы образования. Современные тенденции развития образования в России. Информатизация как неотъемлемая составляющая современного образования.
1. Понятие системы образования
Система образования - один из основных социальных институтов, направленных на становление личности в системе образовательных организаций и органов управления, которые решают задачи воспитания и обучения развивающейся личности, подготовки ее к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности в обществе, удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей. Система образования, включая учреждения дошкольного образования, общеобразовательные, профессиональные (средние и высшие) учебные заведения, учреждения дополнительного образования детей и взрослых, выступает как целостность разных частей структуры и как совокупность отношений (правовых, социальных, экономических, педагогических, этических) в обществе. Цель образовательной системы - обеспечение права личности на образование. Результатом эффективности системы выступает степень образованности (воспитанности и обученности) выпускников на всех уровнях образования. Система образования обеспечивает передачу знаний об окружающем мире, законов, правил, закономерностей, культурного опыта поколений, положительно влияет на развитие личности человека. Особенности образования определяются следующими факторами: развитием общественного производства, и востребованностью подготовки специалистов соответствующего уровня; государственной политикой в области образования; историческим опытом и этническими особенностями.
Структура системы образования - это совокупность взаимодействующих составляющих, среди которых выделяют: > образовательные программы; > федеральные государственные стандарты и требования; > сеть образовательных организаций, реализующих данные стандарты, требования и программы; > лица, являющиеся субъектами образовательного процесса; > организации, осуществляющие обеспечение деятельности образовательной системы; > органы контроля за реализацией госстандартов и производящие оценку качества образования; > органы, управляющие подведомственными образовательными организациями; > общественные и государственно-общественные объединения, действующие в образовательной сфере.
Современная образовательная система России наряду с государственными учреждениями включает коммерческие и частные организации. На основании закона «Об образовании в РФ» от 12 декабря 2012 года действующая система образования должна обеспечивать реализацию права гражданина не зависимо от возраста на непрерывное профессиональное и дополнительное образование.
2. Современные тенденции развития образования в России
Среднее общее образование - определяющий и самый длительный этап в жизни каждого человека, который обеспечивает как индивидуальный успех личности, так и долгосрочное развитие всей страны. Перед нами стоит задача проектирования вариативного образования, позволяющего будущим поколениям успешно действовать в мире технологических, информационных и социальных технологий. В федеральные государственные образовательные стандарт [68] заложено понимание образования как системы, формирующей у новых поколений мотивацию личности к познанию и инновациям. На данном этапе выделяют следующие цели современного российского образования.
1 Личность, её развитие, социализация, индивидуализация, становление качеств и новообразований личности. 2 Актуальный и перспективный социум (связи и отношения между людьми или социальными группами в современном и ещё более - в отдалённом социуме). Создание условии и ресурса для продвинутой «экономики знании» (эффективность вложений, высокая производительность труда, отдача «человеческого капитала»). 4 Культуросбережение и культуросозидание (формирование надличностной культуры среды и воспитание в ней «человека культуры»). Под влиянием приоритетных целей отечественного образования меняется работа образовательных учреждений: ориентация на формирование компетентности как цели образования; реализация государственных стандартов образования, обеспечивающий интеграцию интересов личности, семьи, общества и государства; овладение учащимися универсальными мыслительными действиями, позволяющими решать как прагматические, так и инновационные жизненные и общественные задачи; доступность качественного образования обеспечивает социально-экономический статус личности.
3. Информатизация как неотъемлемая составляющая современного образования
Приоритетом развития образовательных учреждений является информатизация. Современное информационное общество обозначается термином Smart Society - Smart-общество. «Smart - новое качество общества, в котором подготовленные люди эффективно используют новые технологии (Smart-технологии), что позволяет значительно повысить качество жизни». Становление Smart-общества проявляется всё больше как глобальная тенденция. На данном этапе развития отечественного образования происходит переход от «компьютеризации школы» к внедрению ИКТ в учебный процесс [20]. Развитие современного этапа информатизации связано с решением задачи индивидуализации учебного процесса. В последнее время наблюдается развитие и рост мобильных технологий и устройств, и их подключения к информационным сетям создают возможность активного взаимодействия педагогов и обучающихся. Развиваются программное обеспечение и Интернет-сервисы для организации персональной информации, средства совместного доступа к информационным ресурсам. Меняется отношение образовательных учреждений к своему собственному образовательному контенту - образовательные ресурсы выкладываются в открытый доступ, в целях повышения своей востребованности. Художественная литература и научные издания становятся доступными с использованием электронных книг. Одно из технологических направлений - «дополненная реальность» - предполагает в процессе обучения создание комбинаций виртуальных и реальных объектов, усиливающих и создающих новое восприятие окружающей действительности. Визуальный анализ становится инструментом интерпретации и отображения данных. Новыми средствами обучения становятся сенсорные дисплеи Microsoft Surface, позволяющие одновременно взаимодействовать многим пользователям. В профессиональной деятельности педагогов все шире используются компьютеры, интерактивные доски, базы данных и знаний, интерактивные мультимедийные электронные средства учебного назначения, автоматизированные системы тестирования и диагностики, информационные ресурсы сети Интернет. Реализацией возможностей средств ИКТ в сфере образования занимается новая отрасль педагогической науки - информатизация образования. Информатизация образования - новая область педагогического знания, которая изучает вопросы использования средств ИКТ на разных уровнях образования.
Цели процесса информатизации образования заключаются: • в выполнении социального заказа общества; • в реализации принципа непрерывного образования; • в реализации всестороннего развития личности обучающегося; • в повышении эффективности образовательного процесса.
Работа ведется по двум направлениям: совершенствование существующих образовательных технологий и создание инновационных средств на базе ИКТ. Если первое связано с повышением эффективности существующей системы, то второе предполагает появление новых форм и методов обучения, основанных на использовании современных средств информатизации и коммуникации. Информатизация образования включает: установку учреждениями компьютерных классов, периферийного оборудования, подключение к сети Интернет; разработку учебно-методических комплексов и онлайн- курсов; интеграцию традиционных и дистанционных образовательных технологий. Развитие средств информатизации и коммуникации позволяют говорить о формировании информационной среды. Условия, созданные в образовательных учреждениях по сбору, обработке, продуцированию, транслированию, архивированию информации, извлечению знания из различных информационных источников, позволяют обучающимся быстрее адаптироваться к условиям изменяющегося мира. В развитии обучающегося приоритетным становится формирование творческих способностей и социально-коммуникационных компетенций, обеспечивающих становление активной, инициативной, гармоничной личности. Взаимодействие ученика и учителя в процессе информационного обучения помогает самообразованию, самообучению, саморазвитию, повышает мотивацию к учебно-познавательной деятельности. Реализация возможностей ИКТ способствует инновированию как форм, так и методов обучения, что позволяет повысить эффективность образовательного процесса, формирует у учащихся умения самостоятельно приобретать знания, содействует использованию автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, методических материалов, реализуя тем самым идею открытого образования. В перспективе использование систем искусственного интеллекта позволит усовершенствовать тестовые, диагностические методики контроля и оценки, усовершенствует возможности самоконтроля. Разработка новых методов и форм обучения обеспечит переход от иллюстративно-объяснительных методов и механического усвоения учебной информации к овладению учащимися умениями самостоятельно приобретать новые знания. Влияние информационно-коммуникационных средств обучения на личность обучаемого заключается в том, что из потребителя учебной информации учащийся становится генератором новых для себя знаний. Одним из средств индивидуальной оценки достижений учащегося является «портфолио достижений ученика». Электронный портфолио (е- портфолио) на базе средств ИКТ представляет собой совокупность документов, включающую в себя результаты квалификационных работ ученика и их примеры, подтверждения сертификатов и дипломов в системе академического образования, а также результаты личных достижений, в том числе и вне образовательной системы. Информатизация образования инициировала создание методических подходов, предполагающих активное использование в учебном процессе распределенного информационного ресурса сети Интернет - геоинформационных технологий. Интернет-технологии позволяют применять в учебном процессе информационную среду науки и культуры (электронные библиотеки, виртуальные музеи и выставки, художественные презентации).
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Задание 1. Вопросы для самоконтроля
1 Что включает понятие «система образования»? 2 Каковы современные тенденции развития образования в России? Чем они обусловлены? 3 Каковы стратегические линии развития образования на современном этапе? 4 Какова цель информатизации современного образования? 5 В чем выражаются индивидуальные результаты образования?
Задание 2. Практическая работа Заполните таблицу 1.1.
Таблица 1.1 - Пути совершенствования информационно- коммуникационной системы в образовании
№п\п
|
1 путь — Совершенствование существующих образовательных технологий
|
2 путь — Внедрение инновационных технологий в образовательную среду
|
1
|
|
|
2
|
|
|
3
|
|
|
4
|
|
|
Источник: Еманова С. В. Педагогика и психология непрерывного образования: учебное пособие / С. В. Еманова, Е. А. Казанцева., М. А. Сокольская ; под ред. С. В. Емановой. - Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2022. - 202 с. |