А.А. Рыжкова, магистрант 2 курса института педагогики и психологии ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова», Архангельск (Россия)
Психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием. Однако среди типичных детских эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность, в том числе учебную. Мы с детства сталкиваемся с тем, что тревожность является наиболее опасным из всех эмоций. Обширные области исследования, посвященные тревожности, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции.
Тревога - это психическое состояние, которое вызывается возможными или вероятными неприятностями, неожиданностью, изменениями в привычной обстановке, деятельности, задержкой приятного, желательного, и выражается в специфических переживаниях (опасения, волнения, нарушения покоя) и реакциях [3]. Существуют различные способы коррекции данного состояния, но наиболее продуктивными, на наш взгляд, являются арт-терапевтические техники. Это связано с тем, что творческий процесс не только воспитывает, но и оздоравливает ребенка в атмосфере, соответствующей данному возрасту и с помощью адекватных методик. Сказка всегда, во всех поколениях служила средством встречи ее слушателя с самим собой, потому что метафора, лежащая в основе сказки, выступала не только «волшебным зеркалом» реального мира, но - в первую очередь - его собственного, скрытого, еще не осознанного внутреннего мира. Также, все отдельные функции сказкотерапии в конечном итоге направлены к одной цели - помочь человеку развиваться наиболее оптимальным и естественным для него образом, реализуя свои возможности [1]. Если же рассматривать особенности использования музыкотерапии, необходимо отметить чрезвычайно широкие возможности и последствия воздействия этого метода, а именно: эмоциональную активацию при применении этого метода с вербальными формами психотерапии, развитие коммуникативных функции и способностей, в том числе невербальных, регуляцию психовегетативных процессов, развитие и повышение уровня эстетических потребностей, эмоциональную разрядку, повышение доступности для сознательного переживания психодинамических процессов, усвоение новых средств эмоциональной экспрессии [2]. Разработанное нами занятие по преодолению тревожности у детей младшего школьного возраста решает задачи снятия чрезмерного напряжения и тревожности, тренировки психомоторных функций, развитие внимания ребенка, обучения ауторелаксации. Занятие является комплексным и включает такие направления как музыкотерапию и сказкотерапию. На данном занятии активные формы музыкотерапии больше напоминают циклы упражнений по психогимнастике. В качестве наиболее продуктивных репертуаров, нами был выбран список произведений, предложенный М.И. Зыковой [2], т.к. в нем преобладает камерная инструментальная музыка без четкой программности, что позволяет включать в работу воображение и способствует продуцированию более богатых ассоциаций.
Произведения предложены в таком порядке, в каком они прослушиваются на занятии: 1. Ричеркары XIV-XVI веков (старинная музыка в исполнении лютни и блокфлейты - инструментов, обладающих наиболее нежным, мягким, «вкрадчивым» и неназойливым тембром, музыка без явно выраженной динамики, созерцательного характера). 2. Шуберт «Неоконченная симфония», 1-я часть. 3. Моцарт «Маленькая ночная серенада», финал. Сказкотерапия дает возможность образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, а также активизирует ресурсы и потенциал личности. В нашем случае воздействие на тревожных детей осуществляется с помощью психокоррекционной сказки. Занятие состоит из трех блоков: разминки, основного блока и заключительного блока.
1 часть. Игра-знакомство «На кого я похож».
Цель: помочь ребенку лучше осознать себя и черты своего характера, снятие эмоциональной настороженности, создание атмосферы «безопасности» в группе. Ход: игра проходит в кругу, о каждом из участников рассуждает вся группа, отвечая на вопросы: на какое животное, птицу, цветок, дерево и почему похож ребенок?
2 часть. Угадай мое состояние.
Цель: невербальное выражение чувств и состояний. Ход: дети по очереди мелодическим (вокализированным) криком выражают собственное или желаемое душевное состояние, все остальные пытаются угадать.
3 часть. Прослушивание ричеркар.
Цель: установка на состояние покоя и расслабления
4 часть: Обсуждение произведения с целью выяснения, что каждый из детей чувствовал, слушая музыку.
Цель: снижение эмоционального напряжения.
5 часть: Сказка о подсолнечном семечке
Цель: преодоление тревожности. В огороде на высоком подсолнухе жила большая семья семечек. Они жили дружно и весело. Однажды - дело было в конце лета - их разбудили странные звуки. Это был голос Ветра. Он шелестел все громче и громче. «Пора! Пора!! Пора!!!» - звал Ветер. Семечки вдруг поняли, что им действительно пора покидать корзинку родного подсолнуха. Они заторопились и стали прощаться друг с другом. Одних забирали птицы, другие улетали вместе с ветром, а самые нетерпеливые сами выпрыгивали из корзинки. Те, кто остался, с увлечением обсуждали предстоящее путешествие и то неизвестное, что ожидало их. Они знали, что их ждет какое-то необычайное превращение. Только одно семечко грустило. Ему не хотелось покидать родную корзинку, которую все лето грело солнышко и в которой было так уютно. «Куда вы торопитесь? Вы никогда раньше не покидали дома и не знаете, что там, снаружи! Я никуда не собираюсь уходить! Я останусь здесь!» - говорило оно. Братья и сестры смеялись над семечком, говорили: «Ты трус! Как можно отказаться от такого путешествия?». И с каждым днем в корзинке их оставалось все меньше и меньше. И вот, наконец, пришел день, когда семечко осталось в корзинке одно- одинешенько. Никто над ним больше не смеялся, никто не называл его трусом, но и никто не звал его больше с собой. Семечку вдруг стало так одиноко! Ах! Ну почему оно не покинуло корзинку со своими братьями и сестрами! «Может я и правда трус?» - думало семечко. Пошел дождь. А тут еще и похолодало, и ветер стал злым и уже не шептал, а свистел: «Торопис-с-с-с-с-сь!». Подсолнух гнулся до земли под порывами ветра. Семечку стало страшно оставаться в корзинке, которая, казалось, вот-вот оторвется от стебля и покатится неизвестно куда. «Что будет со мной? Куда унесет меня Ветер? Неужели я больше никогда не увижу своих братьев и сестер? - спрашивало оно себя. - Я хочу быть вместе с ними. Я не хочу оставаться здесь один. Неужели я не смогу преодолеть свой страх?». И тут семечко решилось. «Будь, что будет!» - и, собравшись с силами, прыгнуло вниз. Ветер подхватил его, чтобы оно не ушиблось, и бережно опустил на мягкую землю. Земля была теплой, где-то наверху Ветер уже завывал, но отсюда его шум казался колыбельной песней. Здесь было безопасно. Здесь было так же уютно, как когда-то в корзине подсолнуха, и семечко, утомленное и измученное, незаметно для себя уснуло. Проснулось семечко ранней весной. Проснулось и не узнало самого себя. Теперь это было уже не семечко, а нежный зеленый росток, который тянулся к ласковому солнцу. А вокруг было множество таких же ростков, в которые превратились его братья и сестры-семечки. Они все были рады встретиться снова, а особенно они радовались нашему семечку. И теперь уже никто не называл его трусом. Все говорили ему: «Ты молодец! Ты оказался таким смелым! Ведь ты остался один, и некому было тебя поддержать». Все гордились им. И семечко было очень счастливо.
6 часть: Анализ сказки.
Цель: помочь детям преодолевать чувство тревоги и страха Чего боялось семечко? Что решило сделать семечко? Правильно ли оно поступило или нет? Чтобы произошло, если бы семечко продолжало бояться?
7 часть: Прослушивание и анализ произведения Шуберта «Неоконченная симфония», 1-я часть.
Цель: знакомство детей с чувством тревожности, передаваемым через музыку. 8 часть: Музыкальная гимнастика под произведение Моцарта «Маленькая ночная серенада». Цель: обучение ауторелаксации Ход: Дети сидят с закрытыми глазами, психолог во время звучания музыки говорит следующий текст: «Ребята, закройте глаза...Слушайте мои слова...Все, что с вами произошло вчера, ушло навсегда...Это уже прошлое...Все неприятности, грубые слова, которые вам говорили, все это исчезло навсегда.. .Все, что будет завтра, - это пока мечты, сон... Это фантазии.. .Существует только то, что находится здесь и сейчас. ..Постарайтесь подумать о себе сейчас...Вам нравится, во что вы одеты, место, где вы находитесь.. .Подумайте, что каждый из вас - самое ценное, что есть на свете.. .Я буду сейчас считать до 5...С каждым моим счетом вы будете чувствовать себя более спокойными и безмятежными и на счет 5 откроете глаза. ..1...2...3...4...5... ». Таким образом, совокупность данных технологий выступает не только как источник, но и как индикатор общего психологического развития ребенка, способствуя и коррекции и профилактике тревожности детей младшего школьного возраста.
Список литературы 1. Бачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М.: Ось-89, 2003. 144с. 2. Зыкова М.Н. Фольклоротерапия: учебное пособие. М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2004. 160с. 3. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Тревога и тревожность: хрестоматия / сост. В.М. Астапов. СПб.: ПЕР СЭ, 2008. 256с. 4. Терапевтические сказки: Сказка о подсолнечном семечке Источник: Категория «социального» в современной педагогике и психологии: материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием: 1920 декабря 2013 г. / отв. ред. А.Ю. Нагорнова - Ульяновск: SIMJET, 2013. - 582 с.
|