На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Социальное пространство воспитательного процесса
Социальное пространство воспитательного процесса
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

Основные лекционные вопросы
1. Коллектив как фактор воспитания школьников.
2. Семья как социальный институт развития личности.


1. Коллектив как фактор воспитания школьников

Коллектив - это социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения.
Коллектив - цель и средство воспитания; вольная группа трудящихся, объединенных единой социально значимой целью, едиными действиями, имеющая органы управления, дисциплину и ответственность (А.С. Макаренко).
Воспитательный коллектив - это научно организованная система нравственно воспитывающей детской жизни, включающей многообразие видов, форм общественно полезной деятельности и общения (И.Ф. Козлов).
Воспитательный коллектив - жизнь и деятельность воспитанников на основе целей и задач, а также формирование межличностных отношений в работе органов самоуправления, которые характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху и богатством духовных устремлений и интересов (В.Ф. Харламов).
Детский воспитательный коллектив - это объединение школьников, имеющих общие социально значимые цели, организующих разнообразную совместную деятельность, имеющих органы управления и связанных коллективистскими отношениями.
Воспитательная значимость коллектива обусловлена его функциями, которые можно условно отнести к трем основным группам:
• организационная (включение в различные виды деятельности, их координация, формирование деловых отношений, взаимодействие с членами различных коллективов в школе и вне ее: кружки, клубы, спортивные секции и т. д.):
• воспитательная (формирование нравственности школьников, их отношения к миру и к самим себе, выработка ценностей, привычек, воли, характера):
• стимулирующая (создание благоприятных условий для содержательного социально значимого общения и потребности в нем, формирование потребности в самовоспитании учащихся, корректировка их поведения).
Наукой выделены виды и структура коллективов. Среди них по количеству, составу членов — первичный и вторичный коллективы. Первичный коллектив - это группа детей, находящихся в непосредственном общении, в деловом, бытовом, эмоциональном контакте. Обычно это класс, кружок и т. п. Во вторичный коллектив входят малые, первичные коллективы, непосредственный контакт в больших коллективах бывает не всегда, вторичные коллективы могут объединять разнообразные по составу, направлению работы малые группы.
Теорию формирования коллектива разработал в 30-е гг. XX в. А.С. Макаренко [36]. На основе такого признака, как требование педагога к воспитаннику. В развитии воспитательного коллектива он считал закономерным переход от категорического требования педагога до свободного требования каждой личности к себе на фоне требований коллектива. А.С. Макаренко дал подробную характеристику трем стадиям развития коллектива.
На первой стадии развития коллектива педагог предъявляет четкие требования, ему как организатору и руководителю отдается приоритет в постановке целей, выборе форм коллективной деятельности и оценке результатов. На второй стадии осуществляется процесс формирования актива и лидеров.
которые становятся основным проводником требований педагога, им частично отдается управление в коллективе. На третьей стадии - требования предъявляются самим коллективом ко всем его членам, они наделены реальными полномочиями, переданными педагогом, знают свои обязанности, самоуправление становится главным звеном управления всей работой. При этом усиливается значимость общественного мнения в целях воспитания каждого его члена и ослабляется ведущая роль воспитателя.
К основным условиям и педагогическим мерам А.С. Макаренко относил следующие:
• движение коллектива вперед - наличие планов, дальнейших целей:
• система перспективных линий - близкие, средние, дальние цели:
• закон параллельного действия: требует педагог и актив - педагог предъявляет требования к активу, он - к другим воспитанникам:
• необходимая организационная структура коллектива и органы самоуправления:
• наличие традиций в коллективе:
• разнообразие форм работы и видов деятельности воспитанников:
• соединение трудового и умственного воспитания:
• игровое и эстетическое оформление всей жизни группы:
• наличие единых для всех, в том числе для педагогов, норм жизни, правил, режима, дисциплины.


2. Семья как социальный институт развития личности


Проблематика семьи активно исследуется в современных условиях, значимый вклад в ее разработку внесли Е.И. Сермяжко, В.В. Чечет и др.
Обратимся к основным положениям педагогики семейного воспитания [70].
Семья - это основанная на браке и(или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу.
Семья - социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т. д.
Выделяют различные функции семьи, среди них:
-репродуктивная функция (с латинского самовоспроизведение, размножение, производство потомства) обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода.
- экономическая и хозяйственно-бытовая функция определена решением бытовых вопросов, ведением домашнего хозяйства, накоплением имущества, обеспечением членов семьи всем необходимым для жизнедеятельности т. д.:
- функция первичной социализации - в семье переплетаются естественнобиологические и социальные связи родителей и детей, которые определяют особенности психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития; семья постепенно вводит ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе человека и культуре страны, в которой он проживает:
- воспитательная функция - родители - первые воспитатели ребенка, а воспитание детей в семье - сложный социально-педагогический процесс, который включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребенка; родители воспитывают разумной опекой, сознательной заботой, вниманием, лаской, защитой от жизненных невзгод и трудностей, обоснованным требованием, убеждением, личным примером как важнейшим средством влияния на воспитание детей:
- рекреационная и психотерапевтическая функции - смысл их заключается в том, что семья должна быть той нишей, где человек мог бы чувствовать себя абсолютно защищенным, быть абсолютно принятым, несмотря на его статус, внешность, жизненные успехи, финансовое положение и т. д.
В психолого-педагогической литературе выделяются различные типы семей: по количеству детей семьи делятся на многодетные, малодетные, однодетные и бездетные; по своему составу они могут быть однопоколенные (только супруги), двухпоколенные (родители и дети), межпоколенные (дети, их родители и родители родителей); по признаку полноты семьи - полная (мама и папа), неполная (один родитель, или родители не состоящие в браке); по характеру взаимоотношений выделяют идеальную, среднюю, негативную или скандально-раздражительную семьи; по устойчивости семейных отношений бывают гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная семья; по уровню благополучия - благополучная, псевдоблагополучная, неблагополучная семья.
Семейное воспитание определяют в широком и узком смыслах. В.В. Чечет определил семейное воспитание в широком смысле слова как одну из наиболее древних изначальных форм социализации и воспитания детей, органически соединяющую объективное влияние ку льту ры, традиций, обычаев, нравов народа, семейнобытовых условий и взаимодействие родителей с детьми, в процессе которого происходит полноценное развитие и становление их личности. Под семейным воспитанием в узком смысле слова (воспитательной деятельностью родителей) понимается взаимодействие родителей с детьми, основанное на родственной интимноэмоциональной близости, любви, заботе, уважении и защищенности ребенка и содействующее созданию благоприятных условий для удовлетворения потребностей в полноценном развитии и саморазвитии его личности.
Семейное воспитание - сложная система. На него влияют наследственность и биологическое здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.
Основные принципы семейного воспитания следующие:
1) гуманность и милосердие к ребенку:
2) вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников:
3) открытость и доверительность отношений с детьми:
4) оптимистичность взаимоотношений в семье:
5) последовательность и согласованность родителей в своих требованиях:
6) оказание помощи ребенку, готовность отвечать на его вопросы:
7) социальная направленность (нельзя воспитывать ребенка, не погружая его в реальные проблемы жизни).
Содержание семейного воспитания охватывает все сферы жизнедеятельности человека: духовную (мировоззренческое воспитание, самовоспитание, эстетическое воспитание); гуманитарную (нравственное воспитание; воспитание культуры речи; подготовка к семейной и супружеской жизни); организационную (правовая и политическая культура личности, ее активная жизненная позиция); материальную (трудовое воспитание, экологическое, воспитание культуры здорового образа жизни).
Источник: Башаркина, Е. А. Общая педагогика : курс лекций : в 2 ч. - Ч. 1 : Введение в педагогическую деятельность. Педагогика современной школы / Е. А. Башаркина. - Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова». 2013.-224 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.