Основные лекционные вопросы 1. Процесс воспитания и его структура. 2. Содержание воспитательного процесса. 3. Закономерности и принципы воспитания.
1. Процесс воспитания и его структура
Воспитание - конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим, культурным развитием общества и государства на каждом историческом этапе. Воспитание в широком социальном смысле - совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение социально-культурного опыта, норм и ценностей. Воспитание в широком педагогическом смысле - целенаправленный процесс формирования личности в рамках организованной воспитательной системы, как совокупность влияний, взаимоотношений, взаимодействий людей в разных сферах жизни (в семье, в системе образования, в различных социальных группах, объединениях). Воспитание в узком педагогическом смысле - специально организованная деятельность, направленная на формирование определенных качеств человека, осуществляемая во взаимодействии педагогов и воспитанников в рамках воспитательной системы. Сущность воспитания заключается в таком взаимодействии, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть» (К.Д. Ушинский). То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Эго практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентации воспитуемого. Свою специфику воспитание обнаруживает в определении цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику. При этом воспитатель учитывает единство природной, генетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраст и условия жизни. Процесс воспитания (как педагогический) - целенаправленная, организованная деятельность по формированию и развитию человека, характеризующаяся взаимодействием воспитателей и воспитанников и осуществляемая в рамках педагогической системы (учреждения). Воспитание является составной частью образования. Его назначение состоит в формировании личности путем приобщения к ценностям культуры. Воспитательный процесс является частью целостного педагогического процесса, который объединяет обучение и воспитание. Современная педагогическая теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном 170 взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс воспитания реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных изменениях в сознании и поведении школьника. Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. Приоритеты воспитания в учреждениях образования: целенаправленное и активное содействие личностному становлению профессионала-труженика. ответственного семьянина, гражданина и патриота своей страны. Целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. Достижение цели воспитания в учреждении образования предполагает решение следующих основных задач: - формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии: - подготовка к самостоятельной жизни и труду: - формирование нравственной, эстетической и экологической культуры: - овладение ценностями и навыками здорового образа жизни: - формирование культуры семейных отношений: - создание условий для социализации, саморазвития и самореализации личности. Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы - способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей. Процесс воспитания имеет свои особенности: - Процесс воспитания целенаправленный и комплексный (единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитания; цели должны быть понятны учащимся). - Процесс воспитания имеет многофакторный характер (на становление личности влияет семья, школа, микросреда, общественные организации, СМИ. искусство, социально-экономическая ситуация и др.). - Воспитание имеет комплексный и целостный характер (единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса). - В процессе воспитания одновременно существует позиция ребенка как объекта воздействия педагога, и как субъекта многообразной деятельности. - В процессе воспитания возможна неопределенность его результатов, их зависимость от воспитателя, воспитанника закономерна, но не всегда предсказуема; возможно появление «сопротивления воспитанию». - Результаты процесса воспитания носят отсроченный и неодинаковый для всех характер. - Воспитание является долговременным, непрерывным процессом, переходящим в самовоспитание. - Воспитание носит двусторонний характер: субъекты воспитания - воспитатель (организатор, руководитель) и воспитанник (соавтор, активный участник). От воспитателя к воспитаннику (прямая связь), и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). - Процесс воспитания противоречивый: могут быть противоречивыми логика и позиции субъектов воспитания в зависимости от личностной и педагогической позиции; противоречия могут происходить и от понимания воспитания на научном и житейско-обыденном уровне и т. д. - Различия в концепциях воспитания у разных педагогов, а следовательно, и разные методики обучения и воспитания в подходе к одному ребенку. Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов. Компоненты воспитательного процесса с точки зрения культурологического подхода следующие: Первый этап - диагностика (изучение) воспитанников и определение целей и задач воспитания: определяются цели и задачи воспитания; принципы процесса воспитания (руководящие идеи, основные требования к деятельности, поведению). Второй этап - проектирование, планирование воспитательной деятельности: • разработка содержания (системы знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами): • разработка методов (способов воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников, с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств): • разработка средств (относительно независимых источников формирования личности): • разработка форм (внешнего выражения процесса воспитания). Третий этап - организация педагогического взаимодействия (реализация планов). Четвертый этап - проверка, оценка, анализ результатов. Данные этапы повторяется в следующем цикле воспитательной работы. Есть еще один компонент деятельности - коммуникативный, он отражает наличие в воспитательной системе субъекта и объекта, субъекта и субъекта воспитания, т. е. воспитателя и воспитанника, взрослого и ребенка и означает общение, взаимодействие их в процессе воспитания. Можно выделить также внутреннюю структуру воспитательного процесса: - осознание воспитанниками требуемых норм и правил поведения (знания): - переход знаний в убеждения: - воспитание чувств: - практическую деятельность, которая определяет эффективность воспитания и пронизывает предыдущие этапы. Результативности воспитания отражают такие показатели: сформированность у учащихся основ мировоззрения, умение оценивать события, происходящие в нашей стране и мире; усвоение ими норм морали, знаний и соблюдение законов, в том числе правил для учащихся; общественная активность, коллективизм, участие в ученическом самоуправлении; инициатива и самодеятельность воспитанников; эстетическое и физическое развитие и др. Основные требования к организации воспитания обучающихся: • обеспечение качества воспитания: • соответствие содержания, форм и методов цели и задачам воспитания: • системность и единство педагогических требований: • реализация личностно ориентированного подхода: • создание условий для развития творческих способностей обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности: • преемственность и непрерывность, предполагающие последовательность реализации содержания воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся: • профилактика противоправного поведения, поддержка детей, находящихся в социально опасном положении: • педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений, развитие их инициатив.
2. Содержание воспитательного процесса.
Содержание воспитания - это совокупность знаний, норм поведения, ценностей, идей и идеалов, элементов материальной и духовной культуры общества, которые подлежат усвоению, интериоризации, превращению в индивидуальный внутренний мир личности. По существу, это вся культура, в процессе вхождения в которую человек становится личностью и членом общества. В тоже время существуют различия в определении ведущих характеристик содержания воспитания: - во-первых, это культурные социальные ценности, опыт и нормы поведения людей, всего человечества: - во-вторых, содержание воспитания раскрывают с позиции личностного подхода как совокупность индивидных качеств, опыта, потребностей, социально одобряемых и индивидуально принимаемых свойств человека, его культуры и системы ценностей: - в-третьих, под содержанием воспитания понимают воспитательную деятельность учреждения: определение целей и задач работы, видов и форм деятельности воспитателей и воспитуемых. Для организации и проведения воспитательной работы в школе, семье и обществе многие ученые считают необходимым включение в содержание воспитания элементов культуры, усвоение которых служит формированию личности. Содержание воспитания необходимо также структурировать, оформлять конструктивно, чтобы облегчить составление программ воспитания и определить пути и средства реализации этих программ. В настоящее время в отечественной педагогике есть несколько подходов к определению, описанию и структуризации содержания воспитания. Традиционный подход, который сложился в период советской школы: содержание воспитания определялось целью воспитания - всестороннее и гармоническое развитие личности - и конкретизировалось в ряде задач, направлений: умственное, идейно-политическое, нравственное, трудовое, физическое, эстетическое воспитание. При данном подходе содержание воспитания ориентировалось на интересы государства, описывалось, представлялось с позиций, в которых человек рассматривался как часть государственной системы, отсутствовала направленность на формирование индивидуальности, установки на интересы, потребности, своеобразие личности. Второй подход сложился в 90-е гг. XX в. Ученые предложили содержание воспитания описывать как элементы, составляющие базовую культуру личности (О.С. Газман и др.). Воспитание, направленное на формирование базовой культуры личности, определяют как систему норм, убеждений, ценностей, стиля жизни, поведения. Базовая культура личности, по мнению О. Газмана. является основой для определения и описания содержания воспитания и включает в себя совокупность «культур», а именно: культуру жизненного, учебного и профессионального самоопределения, политическую и правовую культуру, экономическую и трудовую культуру, интеллектуальную, нравственную, художественную, физическую, а также культуру семейных отношений и общения. Ученый считает, что культура жизненного самоопределения - это такие качества личности, которые определяют человека как субъекта собственной жизни. Соответственно, вся совокупность качеств, составляющих базовую культуру личности, определяет и содержание воспитания: интеллектуальная, трудовая, физическая, политическая и другие культуры. Третий подход развивает Н.Е. Щуркова, определяя, что содержанием воспитания являются ценностные отношения, которые автор называет отношениями личности к наиболее важным, жизненно значимым явлениям. Личностные ценности являются результатом процесса воспитания и самовоспитания, процесса усвоения ценностей, принятых в обществе. Ценностями воспитания называют объекты, явления, общие абстрактные идеи, которые воплощают в себе общественные идеалы и выступают в качестве норм. Эти нормы описаны как цели, ценности, обусловливающие содержание воспитания в системе образования. Приведенные три подхода к описанию и структурированию содержания воспитания - по ценностным отношениям, по базовой культуре и по направлениям, основным воспитательным задачам - не отрицают, а дополняют друг друга. Названные подходы, отличаясь исходными позициями, определяют усваивание, принятие информации о культуре, ее эталонах и требованиях растущим человеком и благодаря этому становление его личности. В Республике Беларусь содержание воспитательного процесса описывается как деятельность по формированию базовой культуры личности, по формированию ценностных отношений посредством взаимосвязанных направлений, составляющих воспитание. Содержание воспитания основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества и государства. Общие требования к содержанию воспитания определяются также целями, задачами и принципами государственной политики в сфере образования. В соответствии с Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь[29] основными составляющими воспитания являются: • идеологическое воспитание, направленное на формирование знания мировоззренческих основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности: • гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование активной гражданской позиции, патриотизма, правовой и политической, информационной культуры обучающегося: • нравственное воспитание, направленное на приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям; формирование этической, эстетической культуры: • воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, направленное на формирование потребности в саморазвитии и социальном взаимодействии, психологической культуры: • воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на осознание значимости своего здоровья и здоровья других людей как ценности, формирование навыков здорового образа жизни: • гендерное воспитание, направленное на формирование у обучающихся представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе: • семейное воспитание, направленное на формирование ценностного отношения к семье и воспитанию детей: • трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание труда как личностной и социальной ценности, осознание профессионального выбора, социальной значимости профессиональной деятельности: • экологическое воспитание, направленное на формирование ценностного отношения к природе: • воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, направленное на формирование безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности, повседневной жизни: • воспитание культуры быта и досуга, направленное на духовное и физическое совершенствование личности обучающихся, формирование у них ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время. Содержательные характеристики перечисленных направлений воспитания раскрыты с учетом возрастных особенностей дошкольников, школьников и студентов в Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (2006).
3. Закономерности и принципы воспитания.
Существенные стороны процесса воспитания раскрываются при анализе закономерностей воспитания. Закономерности воспитания - объективно существующие связи и отношения между основными компонентами процесса воспитания. Общие закономерности процесса воспитания (И.Ф. Харламов): • воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность: • воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в организуемой деятельности: • в процессе воспитания необходимо проявлять гуманность и уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью: • в процессе воспитания необходимо открывать перед учащимися перспективы их роста, помогать им добиваться радости от успехов; • в процессе воспитания необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся: • воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив: • в процессе воспитания необходимо добиваться единства и согласованности педагогических усилий учителей, семьи и общественных организаций. Частные закономерности процесса воспитания: эффективность процесса воспитания личности зависит от макро- и микросреды, эффективность процесса воспитания зависит от эффективности процесса обучения, уровень воспитанности зависит от уровня образованности, воспитание неразрывно связано с самовоспитанием и др. На основе закономерностей формируются принципы воспитания. Принцип воспитания - это основополагающее требования к сущности и содержанию, формам и методам воспитания; это ведущая идея, определяющая действия педагога, предписывающая, рекомендующая следовать некоторым правилам, условиям и т. д. Принцип связывает, таким образом, теорию, объяснение, описание процесса с практикой, указанием, чему и как следовать, чтобы получить нужные результаты. Поэтому среди всего множества принципов выделяют три основные группы. Принципы первой группы - это содержательно-целевые, или ценностносодержательные принципы. К ним относятся: принцип гуманистической направленности воспитания на развитие личности; принцип направленности воспитания на освоение культуры, ценностей общества, норм поведения; принцип связи воспитания с жизнью и трудом. Вторая группа принципов - это собственно педагогические, или методические, технологические принципы. К ним относятся: принцип воспитания в деятельности; принцип воспитания с опорой на активность личности; принцип воспитания в коллективе и через коллектив; принцип сочетания педагогического руководства с инициативой и самодеятельностью воспитуемых; принцип уважения к воспитуемому в сочетании с требовательностью к нему; принцип воспитания с опорой на положительные качества человека. Третья группа принципов - социопсихологические. К ним относятся: принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей; принцип единства требований (школы, семьи и общественности). Основные принципы, определяющие эффективность процесса воспитания, характеризуются следующим образом: Принцип гуманистической направленности воспитания на развитие личности: принятие ребенка как главной ценности воспитания; раскрытие и развитие его способностей; организация развивающей работы с каждым учеником; изучение и разработка проблем развития человека. Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой: знакомство школьников с жизнью, трудом взрослых; вовлечение учащихся в деятельность, значимую, нужную людям, обществу; развитие самостоятельности учащихся в любой деятельности, их полной ответственности за выполняемое дело: приобретение учащимися жизненного опыта; развитие творческих способностей воспитанников при выполнении видов деятельности; постоянное обновление содержания воспитания. Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса: организация многостороннего воспитательного влияния на личность через систему целей, содержания и средств воспитания: учет всех факторов и сторон воспитательного процесса; единство цели, задач, содержания воспитания, методов, организационных форм; постоянное усложнение средств педагогического воздействия и содержания воспитания. Принцип сочетания педагогического руководства и самостоятельной деятельности и активности школьников: воспитание через активную самостоятельную деятельность; организация различных видов деятельности школьников; стимуляция активности воспитанников, их творчества через педагогическое руководство воспитательным процессом. Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему: отношения педагогов и воспитанников строятся на доверни, взаимном уважении, авторитете учителя, сотрудничестве, доброжелательности; создание благоприятного психологического климата, положительного эмоционального фона и условий для роста и совершенствования ребенка: сочетание высокой требовательности к воспитанникам, разумной строгости с доброжелательностью и доверием к ним; устранение из системы воспитательных средств излишней опеки, придирок, грубости, оскорбительных кличек: исключение неразумной снисходительности, потакания детским слабостям. Принцип опоры на положительное в личности ребенка: воспитательный оптимизм, вера в лучшие качества ребенка, положительные результаты воспитания; опора на лучшие качества ребенка, развитие их; опора на стремление ученика быть лучше, поддержка и развитие этого стремления. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив: - воспитание отношений взаимной ответственности и зависимости; воспитание деловых отношений и отношений организаторов и исполнителей; воспитание между воспитанниками отношений симпатии, товарищества, дружбы: формирование в коллективе гармонии общих и личных целей и интересов, где личные интересы подчиняются общественным, но в то же время раскрываются и удовлетворяются в коллективе. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников: отбор содержания воспитательной работы в соответствии с возрастом, силами и возможностями учащихся; изменение методов и форм организации воспитательного процесса в соответствии с возрастом школьников; изменение характера педагогического руководства воспитательной работой учащихся разного возраста: учет индивидуальных особенностей воспитанников (тип нервной системы, умственные способности, интересы, увлечения, мотивы поступков и т. д.). Принцип единства действий и требований школы, семьи и общественности: обеспечение единых и согласованных действий всех участников воспитательного процесса; школа и педагогический коллектив являются при этом руководящим и направляющим фактором. Кроме охарактеризованных принципов, в современных воспитательных условиях приобретает значимость принцип научности как опора в воспитательном процессе на психологические и половозрастные особенности детей и учащейся молодежи, использование воспитателем достижений педагогической, психологической и других наук о человеке. Источник: Башаркина, Е. А. Общая педагогика : курс лекций : в 2 ч. - Ч. 1 : Введение в педагогическую деятельность. Педагогика современной школы / Е. А. Башаркина. - Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова». 2013.-224 с. |