Основные лекционные вопросы 1. Понятие дидактического диагностирования. 2. Сущность, функции, виды и методы контроля в обучении. 3. Оценка и учет результатов учебной деятельности.
1. Понятие дидактического диагностирования
Неотъемлемым компонентом образовательного процесса является диагностика, с помощью которой определяется достижение поставленных целей. Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом. Диагностика - это точное определение результатов дидактического процесса. В понятие «диагностика» вкладывается более широкий и глубокий смысл, чем в понятие «проверка знаний, умений и навыков» обучаемых. Проверка знаний, умений и навыков лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Тогда как диагностирование рассматривает результаты с учетом способов их достижения, выявляет тенденции, динамику дидактического процесса. Диагностика включает контроль, проверку, оценивание; накопление статистических данных, их анализ; прогнозирование, выявление динамики, тенденций дидактического процесса. Современная школьная диагностика представлена совокупностью методов и методик, позволяющих всесторонне исследовать ученика в системе педагогических отношений. Диагностика - изучение состояния развития ребенка на определенном временном и возрастном этапе. Диагностика - это прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точнее, определение его результатов. Целью дидактического диагностирования является своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса. В диагностику вкладывается более глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний и умений обучаемых, данная процедура рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику продуктов обучения. Важнейшими принципами диагностирования и контролирования обученности (успеваемости) учащихся являются объективность, систематичность, наглядность (гласность). Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностических тестов (заданий, вопросов), диагностических процедур, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точных, адекватных, установленных критериях оценки знаний, умений. Систематичность определяет необходимость проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса (от начального восприятия знаний и до их практического применения); регулярное диагностирование всех обучаемых в течение всего срока обучения в учебном заведении; использование различных форм, методов и средств контролирования, проверки, оценивания в тесной взаимосвязи и единстве с подчинением одной цели. Наглядность заключается в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям; рейтинг каждого учащегося, устанавливаемый в процессе диагностирования, носит наглядный, сравнимый характер: объявление результатов диагностических срезов, их обсуждение и анализ с участием заинтересованных людей, составление перспективных планов ликвидации пробелов. Способов диагностики обучения достаточно много: - наблюдение за повседневной работой учащихся: - проверка выполнения домашнего задания: - наблюдение за выполнением заданий в классе: - контрольные и самостоятельные работы, экскурсии в целях проверки знаний: - творческие работы; - тестирование обученности и воспитанности школьников: - исследование потенциальных возможностей (обучаемости) учеников: - проектирование индивидуального и личностно ориентированного образовательного процесса и др. Таким образом, диагностика выходит на первый план как общий способ получения информации о протекании и результатах учебного процесса и использует контроль и оценку как дополнительные способы получения необходимой информации.
2. Сущность, функции, виды и методы контроля в обучении
Важным компонентом диагностирования является контроль. Контроль - это наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков, их выявление, измерение, оценивание; это способ получения учителем информации о качественном состоянии учебного процесса. Контроль проводится в целях проверки и выявления причин отклонений от заданной цели. Он выполняет функцию управления, устанавливающую степень соответствия принятых решений фактическому состоянию дел. Составной частью контроля является проверка. Проверка - система действий и операций для контроля за усвоением знаний, умений и навыков, их выявление и измерение. Проверка является составным компонентом контроля, и обеспечивает обратную связь между учителем и учеником, получение объективной информации о степени освоения учебного материала.
Контроль выполняет следующие функции: 1) контролирующая - установление обратной связи, учет результатов контроля: 2) обучающая - активизация работы учащихся по усвоению знаний, корректировка, совершенствование, систематизация знаний: 3) воспитывающая - приучение учащихся к систематической работе в формировании нравственных качеств, самооценки: 4) развивающая - развитие памяти, внимания, интереса к предмету, творчества: 5) мотивационная - развитие мотива и потребности в учебе: 6) диагностирующая и прогнозирующая - реализация целей контроля, определение новых направлений развития образовательного процесса. Контроль бывает разных видов и форм, а также может осуществляться с помощью разнообразных методов. В педагогической практике применяется несколько видов контроля: предварительный контроль, текущий контроль, периодический контроль, тематический контроль, итоговый контроль и отсроченный контроль. Предварительный контроль проводится с целью выявления имеющихся знаний, умений и навыков учащихся к началу обучения. Применяется он обычно в начале учебного года или перед изучением новой темы. Предварительный контроль позволяет обучающему находить наиболее эффективные методы и формы работы. Текущий контроль осуществляется по ходу обучения и позволяет определить степень сформированности знаний, умений, навыков, а также их глубину и прочность. Этот контроль дает возможность своевременно выявить пробелы в знаниях учащихся и оказать им помощь в усвоении программного материала. Текущий контроль стимулирует ответственность ученика за подготовку к каждому занятию. Периодический контроль подводит итоги работы за определенный период времени. Он осуществляется в конце четверти, полугодия. Тематический контроль осуществляется после изучения темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний обучаемых. Итоговый контроль призван определить конечные результаты обучения. Он охватывает всю систему знаний, умений и навыков по предмету. Отсроченный контроль - контроль остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса (этот срок может колебаться от 3 месяцев до полу года и более). Отсроченный контроль как вид контроля соответствует требованию судить об эффективности процесса по конечному результату. Контроль осуществляется в различных формах. По форме контроль подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный. При контроле используются различные методы. Методы контроля - это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих. Ю.К. Бабанский метод контроля определяет как способ, с помощью которого выявляется состояние знаний, умений и навыков обучаемых в данный момент времени. Методы контроля можно представить следующим образом: Метод наблюдения - это систематическое получение данных о знаниях и развитии ученика, ежедневное изучение учащихся в процессе обучения. Результаты наблюдения не фиксируются в официальных документах, а учитываются учителем при работе и общей оценке ученика. Методы устного контроля осуществляются в процессе устного опроса обучаемых, в их основе лежит вопросно-ответная форма (ответы учеников на вопросы учителя на уроках, зачетах, экзаменах) или монологический ответ учащегося. Методами устного контроля являются опрос, чтение текста, технологической карты, схемы, сообщение об опыте, зачет, устный экзамен и др. Устный контроль позволяет выявить знания обучаемых, проследить логику изложения ими материала, умение использовать знания для описания или объяснения процессов и происходящих событий, для выражения и доказательства своей точки зрения, для опровержения неверного мнения и т. д. Методы письменного контроля предполагают выполнение письменных заданий, позволяют глубоко и объективно проверять знания учащихся. В письменной работе ученик показывает и теоретические знания, и умения применять их для решения конкретных задач. К этим методам относятся: упражнения, контрольные работы, проверочные работы, изложения, сочинения, диктанты, рефераты, отчеты и др. Методы практического контроля применяется для выявления сформированное™ умений и навыков практической работы, проверяют способность применять знания при решении конкретных задач. Они представляют собой проведение лабораторных опытов, составление таблиц, схем, карт, чертежей, изготовление приборов, создание изделий, монтаж аппарата, ситуационную деловую игру, имитацию. Эти методы удовлетворяют требования принципа связи обучения с практикой, ориентируют учеников на применение знаний. Метод машинного контроля применяется с использованием машин, с установлением единых требований к измерению и оцениванию знаний. Результаты контроля легко поддаются статистической обработке. Устраняется субъективизм учителя при оценивании знаний. Применение контролирующих машин позволяет успешно осуществлять самоконтроль. Самоконтроль возможен и без применения машин. Но для этого необходимо обучаемых учить самостоятельно находить ошибки, анализировать причины неправильного решения познавательных задач, искать способы их устранения. Сочетание различных методов контроля называется комбинированным (уплотненным) контролем. Обычно это сочетание устного и письменного опроса.
К контролю в процессе обучения предъявляются определенные педагогические требования: • индивидуальный характер контроля (осуществляется за работой каждого ученика, за его личной учебной деятельностью); нельзя допускать подмены результатов учения отдельных учащихся итогами работы коллектива, и наоборот: 166 • систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения: • разнообразие форм проведения контроля (обеспечивает выполнение обучающей, развивающей и воспитывающей функций контроля): • всесторонность контроля (обеспечивает проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся): • объективность контроля (дает возможность исключить субъективные и ошибочные суждения и выводы): • дифференцированный подход (необходимо учитывать индивидуальные личностные качества обучаемых): • единство требований со стороны обучающих. В настоящее время все большее распространение получает тестовый контроль. Основным инструментом такого контроля является тест. Дидактические тесты - набор стандартизированных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень его усвоения учениками. Эго серия вопросов, к каждому из которых надо выбрать правильный из предложенных 3-5 ответов; или это утверждения, в которые надо вставить пропущенные слова, незаконченные предложения, которые надо закончить. Преимущества дидактических тестов - объективность, быстрота обработки результатов, оперативность, экономия времени. В зависимости от предмета измерения выделяются тесты педагогические, психологические, социологические, социально-психологические, культурологические и др. Тесты, применяемые для контроля в процессе обучения, представляют собой систему тестовых заданий стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, по которым судят о знаниях, умениях и навыках испытуемых.
Наиболее распространенными являются следующие формы тестовых заданий: • закрытая форма тестовых заданий - к заданию даются готовые ответы, один (или несколько) из которых правильный: • открытая форма тестовых заданий не содержит готовых ответов, позволяя их сформулировать в свободной форме, что дает возможность выявить логику мышления тестируемого, его способность формулировать и аргументировать ответ: • задания «на соответствие», суть которых заключается в необходимости установить соответствие элементов одного множества элементам другого: • задания на «установление правильной последовательности». Они позволяют проверить понимание последовательности действий, процессов, суждений, вычислений. Эти задания используются главным образом для оценки уровня профессиональной подготовки, а также для контроля знаний основных понятий и законов изучаемой учебной дисциплины. Существуют и другие формы тестовых заданий. Педагогическое тестирование как один из методов контроля усвоения обучаемыми знаний, умений и навыков обладает определенными преимуществами перед традиционными методами контроля: объективность контроля, исключение влияния субъективных факторов (взаимоотношения между учеником и преподавателем, строгость или либерализм последнего и др.); дифференцированность оценки (дифференцированные шкалы, содержащие больше градаций оценки, более высокая точность измерений учебных достижений); высокая эффективность контроля (тестирование одновременно проводится в больших группах, легче и быстрее обрабатываются полученные результаты). При всех достоинствах тестирование как метод контроля имеет и негативные стороны: трудно проверить глубину понимания вопроса, логику мышления; существует вероятность случайности, особенно при использовании закрытых форм тестовых заданий. Тестовые задания не позволяют проверить творческое применение усвоенных знаний в новой ситуации.
3. Оценка и учет результатов учебной деятельности
Результаты контроля учебно-познавательной деятельности учащихся выражаются в ее оценке. Оценивание выступает как процесс проверки, а оценка - как результат проверки и проявляется в оценочных суждениях. Оценка - это определение степени усвоенности знаний, умений и навыков. Качественной характеристикой достижений ученика. Количественным выражением оценки является отметка. Отметка - это условное выражение количественной оценки знаний, умений и навыков обучаемых в цифрах или баллах. Оцениваться результаты обучения могут не только отметкой, но и другими средствами. Например, это может быть словесное одобрение и неодобрение, вынесение благодарности, награждение грамотами и медалями и т. д. Большое значение имеет объективная оценка, единый подход к определению качества знаний. Высокая оценка знаний может и воодушевлять обучающегося к учению, но может и расхолаживать его в работе. Еще сильнее воздействует неудовлетворительная оценка: она может и побуждать к усилению учебной работы, и убивать охоту к учению. Система оценивания учебного труда учащихся должна учитывать как результативность всех видов учебной деятельности ученика и процессуальную сторону усвоения учебного материала, так и проявление индивидуальных качеств и личностных свойств. Применительно к учебно-познавательной деятельности оценить - значит определить степень выполнения (решения) учащимися задач, поставленных перед ними в процессе обучения на основании сопоставления реальных результатов с планируемыми целями, заданными требованиями образовательных стандартов и учебных программ. Таким образом, оценке подлежат как объем, системность и обобщенность усвоенных знаний, так и уровень развития специальных предметных, общеучебных и интеллектуальных умений и навыков, универсальных компетенций, включая индивидуальные образовательные параметры и личностные компоненты ведущих сфер человека, в совокупности отражающие и характеризующие достижения ученика в учебной деятельности. С 2002 г. в школах, гимназиях, лицеях и профессионально-технических училищах, а затем и в высших учебных заведениях введена десятибалльная система оценки результатов учебной деятельности обучающихся. Ведущими целями введения 10-балльной системы оценивания являются: 1) повышение объективности оценки и качества учебно-познавательной деятельности учащихся и ее результатов: 2) обеспечение социальной защищенности личности учащегося: 3) реализация интегративного подхода в оценке учебных достижений учащихся в единстве знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных свойств личности (индивидуальности) и личностных качеств: 4) создание условий для стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся и достижения более высоких результатов на основе введения инвариантной оценочной шкалы, применимой к разноуровневому обучению: 5) обеспечение условий для формирования адекватной самооценки личности и реализации принципа социальной справедливости в оценивании учебных достижений учащихся и др. Основными критериями оценки знаний являются их полнота, обобщенность и системность. На основе обозначенных и других признаков выделяются ступени в овладении учебным материалом или уровни учебной деятельности (усвоения учебного материала). Первый уровень - действия на узнавание, распознавание понятий (объекта), различение и установление подобия. Второй уровень - действия по воспроизведению учебного материала (объекта изучения) на уровне памяти. Третий уровень - действия по воспроизведению учебного материала (объекта изучения) на уровне понимания (осознанное воспроизведение), описание и анализ действия с объектом изучения. Четвертый уровень - действия по применению знаний в знакомой ситуации по образцу, выполнение действий с четко обозначенными правилами, применение знаний на основе обобщенного алгоритма, а также для решения новой учебной задачи. Пятый уровень - применение знаний (умений) в незнакомой ситуации, для решения нового круга задач, творческий перенос знаний (самостоятельное использование ранее усвоенных знаний в новой ситуации, для решения проблемы; видение проблемы и способов ее решения и т. и.). Правильно организованный контроль и объективность оценки повышают интерес учащихся к учению, стимулируют их к проявлению познавательной активности как в процессе учебной работы в классе, так и в процессе самостоятельной домашней и внеклассной работы.
Источник: Башаркина, Е. А. Общая педагогика : курс лекций : в 2 ч. - Ч. 1 : Введение в педагогическую деятельность. Педагогика современной школы / Е. А. Башаркина. - Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова». 2013.-224 с. |