Прогнозирование в работе психолога
Лекции и практикум по психологии - Введение в профессию психолога

1.1. Прогнозирование и интуиция как специфические способности личности

У многих людей часто возникает такое чувство, будто они знают, что произойдет в будущем. Многие обнаруживают такое чувство «предвосхищения» в ситуации беседы с другим человеком, когда знают, что ответит собеседник. Все это в житейской психологии называется интуицией, а в научном мире - прогнозированием или антиципацией. Данные определения сводятся к тому, что люди неким образом могут получать информацию, недоступную органам чувств, тем не менее, информация воспринимается с помощью бессознательного восприятия.


Явление прогнозирования и интуиции изучаются с незапамятных времен. Шаманы, духовные наставники, провидцы - «интуиты», следуя определению К.Г. Юнга, до сих пор существуют. Таким образом, первая попытка научного объяснения интуиции была сделана КГ. Юнгом. Также он говорил о существовании универсального мышления, которое происходит повсеместно, и которое получило название коллективное бессознательное. Из этого следует, что каждый человек располагает громадным потенциалом знаний и опыта. Интуиция обеспечивает прямую связь между сознанием и коллективным бессознательным, что позволяет осмысленно интерпретировать опыт и в нужный момент безошибочно направлять духовную активность (предугадывать будущее). Позже похожую идею выдвинул Вернадский в своей концепции ноосферы. Основой для подобных предположений является то, что интуитивные озарения всегда приходят внезапно- в интуитивных процессах отсутствует процесс принятия решений, это - вопрос-ответ, человек даже не задумывается, почему. Так было совершено множество великих открытий (например, открытие И. Ньютоном закона всемирного тяготения, Д.И. Менделеевым - таблицы химических элементов и т.п.).
Интерес к исследованию проблемы прогнозирования поведения возник относительно недавно, однако неоднозначность формулировок, спутанность теоретико-методологических подходов, полимодальность психического содержания нацеливает на систематизацию подходов к данному феномену. В рамках различных подходов к проблеме «опережающего отражения действительности», авторы выделяют следующие его производные: предвидение, прогнозирование, экстраполяция, интуиция. В современной психологической науке данные характеристики соотносятся с понятием «антиципация». Антиципация (от лат. - anticipate) как некое объективное опережающее отражение поступков, событий, безотносительно к субъекту и целеполагание как опережающее отражение, включенное в деятельность субъекта. Термин «антиципация» как специальная психологическая категория был введен в психологию W. Wundt.
Для внесения терминологической ясности следует пояснить, что в психологической литературе антиципация обозначается как «экстраполяция», «вероятностное прогнозирование», «предвидение», «предвосхищение», «прогнозирование», «интуиция» и другие. Все эти феномены отражают либо уровни прогнозирования, либо формы его проявления [1]. В психологии сложилось интегративное направление (иррациональное и рациональное объяснение), в русле которого процессы интуиции и прогнозирования описывались и исследовались. На основе теоретико-методологического анализа можно выделить несколько психологических подходов к феномену прогнозирования.
В системном подходе прогнозирование - это системное психическое свойство, проявляющееся в различных уровнях и имеющее определенные функции (Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков, Е.А. Сергиенко) [2; 4; 8; 5]: «... способность человека (в широком смысле слова) действовать и принимать те или иные прогностические решения с определенным временно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых будущих событий» [2, с. 53]. Опираясь на системный подход к психике, исследователи выделяют уровни прогнозирования: сенсомоторный, перцептивный, уровень представлений, вербально-логический и субсенсорный. Выделенные уровни иерархически организованы и взаимосвязаны.
В деятельностном подходе прогнозирование рассматривается как определенное предвосхищающее действие: «аппарат опережения повторяющихся явлений внешнего мира (ПК. Анохин), «модель потребностного будущего» (Н.А. Бернштейн), «психологическая однозначность в автоматических действия, основанных на процессах памяти» (И.М. Сеченов, ИЛ. Павлов), «опережающее отражение» (В.М. Русалов) [4].
Личностный подход предполагает рассмотрение прогнозирования как свойства или ресурса личности. В работах Б.Г. Ананьева и К.К. Платонова прогнозирование (антиципация) обозначается как некая способность извлечения из подсознания необходимой информации, как предвосхищение мыслительной деятельности (С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев), как фантазии на тему будущего (Л.С. Выготский). В более поздних работах рассматривается Л.А. Регуш и Н.Л. Сомовой собственно прогнозирование, К.А. Абульхано-вой-Славской («экстраполяция себя в будущее»), Е.И. Головахой и А.А.Кроником (прогностические способности прошлого-настоящего-будущего), СТ. Посоховой (адаптационные свойства, упреждающие будущее), Е.А. Науменко и И.В. Васильевой (интуиция) и др. [1; 4; 5]
В русле акмеологического подхода прогнозирование может рассматриваться как необходимое условие развития специалиста в различных видах деятельности - в психолого-педагогической работе (Л.А. Регуш, Т.В. Корнилова, Н.Л. Сомова), в работе следователя (И.В. Васильева, В.И. Волкова), в военном деле (В.Д. Бирюкова и Б.М. Теплов), в управлении (Я.А. Пономарева), в музыке (О.Я. Коробова), в спорте (Е.Н. Сурков). Анализируя основные психологические теории, описывающие психику человека и ее развитие, мы находим «следы» прогнозирования как свойства человеческой психики. В психоаналитической теории оно представлено как «потенциальное знание», которое базируется на бессознательном уровне, но может быть извлечено и осознано (3. Фрейд). Бессознательное у 3. Фрейда иррационально и одновременно оно содержит то, что может быть осмыслено как представление, Это представление носит характер «потенциального знания», иначе интуиции. Феномен интуиции возникает на грани «бессознательного - сознаваемого», в процессе реализации механизмов психологических защиты, в качестве своеобразного фильтра, благодаря которому информация осознается в той или иной степени в том или ином порядке.
Исследования феномена бессознательного продолжил К.Г. Юнг. Он говорит о более детальных, конкретных характеристиках бессознательного, а не только о его общих свойствах. Юнг наделяет бессознательное активностью и координирующей деятельностью. «Бессознательное никоим образом не стоит на месте - в том смысле, что оно неактивно, а постоянно занято группировкой и перегруппировкой своих содержаний. Эта активность координирует сознание в смысле компенсирующего отношения» [1], Согласно идеям, выдвинутым К. Юнгом, содержания бессознательного обладают личностной природой, поскольку являются приобретениями индивидуального наличного бытия. Предлагая собственную структуру личности, отличную от структуры личности, которая была предложена 3. Фрейдом, К.Г. Юнг фактически исследовал социальный аспект феномена бессознательного. Одной из самых разработанных в психологии типологий является систематика типов личности К.Г. Юнга. Опираясь на культурологические исследования, предлагается выделять четыре основных психологических функции: две рациональные - мышление и эмоции и две иррациональные - интуиция и сенсорика. У человека развитие преимущественно получает какая-нибудь одна функция, при этом противоположная ей вытесняется: развитие мышления вытесняет чувства, а интуиция - ощущения. Поскольку может доминировать только одна из пары функций, в соответствии с этим выделяются четыре основных типа личности: мыслительный, чувствующий (эмоциональный), интуитивный, сенсорный (ощущающий). При учете качеств иннтровертированности - экстравертирован-ности, количество типов личности соответственно увеличивается.
Продолжателем идей 3. Фрейда и КГ. Юнга может быть назван Э. Фромм. Согласно представлениям Э. Фромма, бессознательное является результатом воздействия социальной среды, и Э. Фромм вводит понятие «социальное бессознательное». Обществу приписывается функция фильтра, состоящего из системы идей, категорий, логики, через которые проходя переживания человека, иррациональные по своей сущности. Прежде чем стать осознанными иррациональные переживания минуют фильтр «социального бессознательного», то есть проходят процесс рационализации. Аналогично и механизм интуитивного знания скрыт в рационализации, и интуитивно имеет социальную природу. В контексте вышесказанного интуитивный феномен в рамках психоаналитических учений выражается следующим образом: подсознание детерминирует мышление, чувства; поведение стремится к осознанию, а осознание реализуется в творчестве и актуализируется в виде интуитивного феномена.
В гуманистической теории прогнозирование можно рассматривать как результат определенных умственных действий узнавания (инсайтов), которые связаны с восприятием действительности как целостности в пространственно-временном континууме (Л.М. Веккер, К. Дункер, К. Левин). Основным категориями, введенным гештальт-психологами в психологию, стало «целостность» и «изоморфизм». Исторически, гештальтизм развивался на основе структурализма, однако новоприобретение гештальт-психологии стало открытие того, что «в ряде отношений элемент подчинен целостному гештальту. Это исследование раскрыло условия и формы выражения этого подчинения на разных уровнях организации психических процессов - от перцепции до интегральных характеристик личности. Была выделена также форма и закономерности преобразования или перецентрирования структур в актах продуктивного мышления». Основная заслуга гештальтпсихологии в том, что она внесла важнейший вклад в разработку психологической категории образа как особой организованной целостности. Гештальт-образы выступают в качестве организаторов поведенческой активности человека, которая без таковых теряет качество активности, приобретая его противоположность - реактивность. В гештальт-психологических экспериментах было открыто особое качество образа -мгновенное схватывание отношений в воспринимаемом поле. Этот феномен был назван инсайтом. В терминах гештальт-психологии инсайт не что иное, как мгновенное переструктурирование отношений фигуры и фона, происходящее в сфере неосознаваемого. Феноменологически инсайт, выражающийся в таких качествах, как невыводимость из прошлого опыта, внезапность, понимание существенных отношений ситуаций в целом созвучны феноменологически характеристикам интуитивности.
Поскольку психическая деятельность подчинена закону «фигура-фон», то и мышление, как один из аспектов психических процессов, действует сообразно этому закону. Таким образом, в процессе мышления выделяется «фигура» путем её прямого усмотрения. «Целостный подход к психической деятельности, как ко всему организму. В основу целостного восприятия лежит система доминирующих образов, обеспечивая наше отношение к воспринимаемым событиям за счет выделения нашим сознанием «фигур на фоне», т.е. наиболее значимого образа из сложной их совокупности как доминирующего, а остальные события при этом принимать как фоновые» [7]. «Исходя из идеи подчиненности психологических процессов принципа образования целостных форм, мышление понималось как непосредственное усматривание искомого решения, ведущее к изменению структур проблемной ситуации в сознании субъекта. В результате такого «переструктурирования» субъекты открываются с этой точки зрения, новые заключения в исходной ситуации отношения и функциональные свойства. Процесс этот не может быть выведен из прежде накопленных ассоциаций, и опыта поведения и изучения; он представляет собой самопорождающийся процесс. Таким образом, по своему философскому смыслу это понимание мышления, по существу, смыкается с идеалистическим интуитивизмом».
Основываясь на таком понимании мышления, гештальт психологи отмечают, что, узнавая образ, или находя ему подходяще место, человек испытывает эмоциональный всплеск - инсайт. «Эмоциональный инсайт -это такой момент самооткрытия, когда человек восклицает «Ага!». Всякий раз, когда что-нибудь щелкает, попадая на своё место, закрывается гештальт, это и есть щелчок «Ага!», потрясение от узнавания». Но человек мыслит постоянно, а инсайт у него происходят редко. Подобная закономерность объясняется тем, что образ, способный вызвать инсайт, должен быть значит для человека, должен быть интересен ему. Но интерес должен быть направленным, неслучайным. Понимание того, что вызвало интерес, что, подтолкнуло к актуализации «фигуры» позволяет задать вектор, направленность мыслительным процессам. Понимание человеком своих потребностей в данный момент дает возможность проявиться наиболее настоятельной из них и направить активность на её удовлетворение. Как результат мышления выступает образование нового гештальта, образа. «Продуктивная сущность мышления проявляется в образовании нового качества, не сводимого к качеству отдельных элементов. Это новое качество и есть новый гештальт или новая структура». При целостном восприятии интерес стимулирует выделение «фигуры на фоне», усмотрение нового качества или нового места для выделенной фигуры.
В ряде когнитивистских теорий прогнозирование связывается с моделями интеллекта и протеканием умственных операций по типу «вероятностного прогнозирования» (Ж.Ж. Пиаже) перцептивного цикла с приблизительной информацией о будущем (У. Найссер). Отличительным особенностям этого психологического направления являются то, что когнитивная психология обращает внимание прежде всего на следующие феномены: сам процесс познания, те способы и формы, в которых сознание человек организует имеющийся опыт и как индивид усваивает стимулы из окружающей среды в ходе некоторых активных и творческих процессах» [6; 9].
В рамках когнитивной психологии были введены такие понятия, как информация, информационная система, переработка информации, когнитивная активность. Центральным теоретически концептом, как и в гештальт-психологии стал образ. Психическая реальность образа создается в процессе оперирования информацией (кодирование - декодирование) и, в конечном счете, созидает сознание субъекта. В когнитивной трактовке категория образа была обогащена понятием информации. Информационный подход к пониманию образа предполагает его сопоставление с прогностической функцией психики, Понятие вероятностного прогнозирования включает в себя характеристики, которые содержательно соотносятся с эмпирическими характеристиками интуитивности: вероятностный характер, информационная основа, различная степень осознанности. Кроме вероятностного прогнозирования, интуитивные феномены могут быть соотнесены с феноменами предвосхищения (У. Пайссер, Хэд, Бартлетт, Ж. Пиаже). Процесс познания диалектичен - восприятие реальности возможно только при активном предвосхищении её свойств. В обычных условиях человек воспринимает окружающую ситуацию, приблизительно зная, что можно ожидать от тех или иных условий, предвосхищая информацию, которая ему ещё не доступна на сенсорном уровне. Схема играет роль плана, к которому обращается человек при выполнении сложной последовательности действий, или иначе возникают интуитивные образы, в которых содержится перспективное знание.
Найссер ввел понятие перцептивного цикла, предполагающее активное предвосхищение события на основе существующих схем в процессе сбора информации. Ж. Пиаже рассматривал врожденные перцептивные схемы. В таком цикле важна роль движения (например, активное осязание), в котором сливается восприятие и действие. Это связь характерна для различных модальностей. В качестве примера можно привести врожденные информационные схемы принятия информации у новорожденных («первичная интуиция скорости»). Миллер, Галантер, Прибрам описывали процесс отбора информации за счет своеобразных фильтров, расположенных на уровне мозговых структур. На уровне внимания также происходит процесс отбора и переработки информации, проявляется как избирательность внимания. Квалифицированный наблюдатель схватывает ситуацию как осмысленное схематизированное целое.
На примере опытов с «автоматическим письмом» исследователи приводят результаты, свидетельствующие о возможности одновременного семантического анализа двух различных сообщений. Это демонстрирует эффект «селективного смотрения», когда два события оказываются как бы вложенными друг в друга, что позволяет воспроизвести существующие между ними пространственные отношения. Исследователями делается вывод о существовании процессов предвнимания - способности воспринимать информацию за пределами основного потока текущей активности. Такая избирательность внимания также определяет особенность феноменологии интуиции как процесс немотивированного, спонтанного и селективного знания.
Одним из последних специализированных исследований прогнозирования в отечественной психологии стала работа Е.А. Науменко, в которой концептуально определены понятия «интуиция» и «интуитивность». Результатом её явилось формирование нового направления психологического знания - психология интуиции и интуитивности. В исследовании Е.А. Науменко был сформирован теоретический концепт интуиции на основе представления о её информационной природе. Он заключается в процессе непрерывного, осознаваемого и неосознаваемого перевода информации в различные уровни инвариантности (как единицы, заключающей в себе основные признаки своих конкретных реализаций), в результате чего формируется субъективная модель, адекватная мере её упорядоченности -интуитивный образ. Интуитивный образ в результате его актуализации и рефлексии становится интуитивным знанием. Таким образом, интуиция -это психический процесс обработки информации на неосознаваемом уровне, выражающийся в формировании интуитивного образа с последующей возможной его актуализацией в виде знания, отношения, поведения. Интуитивность в свою очередь является свойством системной организации личности, в которой интуиция выступает фактором. Актуализация и рефлексия интуитивных образов определяет уровень интуитивности личности. Такой подход предполагает необходимость анализ общепсихологических критических признаков интуиции. Предметность интуиции реализуется сформированностью «внутреннего» содержания процесса интуиции на «внешним» свойства объекта» [4, с. 18]. Чувственная недоступность проявляется как невозможность объективной регистрации интуитивного процесса, однако это становится возможным для свойств интуитивного образа. Спонтанная активность проявляется как «свободное возникновение интуитивных образов» [4, с. 191].
Особый интерес представляют исследования о разных видах прогнозирования и интуиции. Например, интуиция как инстинктивная реакция -это базовый уровень, все люди, так или иначе, сталкивались с такими ситуациями, чувство опасности или дискомфорта во внешне нормальной ситуации. Можно назвать ее инстинктом самосохранения, это защитные механизмы. Диспозиционная интуиция как особая предрасположенность человека к определенным действиям. Такие паттерны поведения нередко ведут к неосознаваемому выбору решения, которое, как кажется, человеку возникло непонятно как. Но на самом деле обусловлено имеющимися у него позициями - начиная от устойчивых черт характера и кончая моментальными психическими состояниями. Перцептивная (чувственная) интуиция связанна с бессознательным восприятием и обратной информации в сознания (субсенсорное восприятие).
Ассоциативная (имажинативная) интуиция - это частичное проявление наглядно-образного мышления, в процессе которого выстраиваются длинные ассоциативные цепочки образов. Ассоциации проходят бессознательно, а на уровень сознания всплывают лишь «интуитивно» полученные итоги комбинирования, анализа и синтеза. Логическая интуиция представляет собой активность сознательной логики, А.С. Кармин полагает, что в некоторых случаях логические операции происходят настолько стремительно, что окончательный результат является человеку «сам собой», как не опосредованная, внезапная догадка. Эвристическую интуицию связывают с бессознательными механизмами взаимодействия между чувственно-наглядными образами и понятиями. Переход от понятия к образу и наоборот, Психофизиологически это вполне объяснимо, любая эмоция вызывает физиологическую реакцию, выражающуюся в изменении пульса и т.д. Выделенные виды интуиции представлены как попытка объединить рациональное и иррациональное в личностной структуре, найти системообразующий фактор в этом феномене.
Таким образом, прогнозирование включено практически во все жизненные события. Проблема заключается в сложности выделить нормы развитости интуиции. Понятно лишь то, что это связанно с особым типом восприятия, которое воспринимает ту информацию, которая недоступна другим каналам восприятия. Интуиция, как правило, спонтанно возникает и так же исчезает, обычно проявляясь особо сильно в экстремальных ситуациях и при проблемах. Интересно, что она действительно мгновенно решает многие проблемы, но только когда человек отпускает ситуацию, не пытается руководствоваться стереотипами и принимает происходящее.
Каждый обладает индивидуальным архивом неосознанного опыта, а мышление каждого включает в себя разнообразные образы/сценарии [4]:
- теоретический - если человек отдает предпочтение логике и мыслит понятиями, образы интуиции соединяются с теоретическими знаниями и человечество получает новое открытие;
- практический - практик всегда стремится оптимизировать свою деятельность и естественно, что интуитивный опыт направлен на решение такой
задачи (особенно часто его применяют в технике и маркетинге);
- эмоциональный (эмпатия) - человек эмоционально чувствительный, мыслящий таким образом, развивает психологическую интуицию. Быстро понимает и оценивает собеседника, чувствует его потребности (например, объективные логические знания не могут позволить психологу почувствовать клиента или педагогу оценить способности ребенка).
На наш взгляд прогнозирование субъекта - это нечто большее, чем интуиция или интуитивность. Мы определяем прогнозирование как свойство субъекта, которое заключается в опережающем отражении действительности, базируясь на различных уровнях и проявляясь в различных формах.

1.2. Функции прогнозирования как специфической способности человека

Практический жизненный опыт, переработанный рефлексией или принятый без осознания является основой интуитивного опыта. Но интуитивный опыт ригиден, и может задавать стереотипы, так как это как бы воспоминание и сравнение новое не может быть объективно воспринято. Умение быстро понять суть проблемы, увидеть ситуацию в целом, решить ее молниеносно иногда возможно только с помощью интуитивного опыта. Интуитивное мышление - это целостный образ, в котором детали далеко не всегда важны, они отходят на второй план, они учитываются, но бессознательно [4].
Герберт Саймон приводил аналогию с шахматистами: люди, умеющие играть в шахматы, не очень различаются размером кратковременной памяти, которая необходима для этой игры, но все же одни побеждают, а другие нет. Саймон предположил, что они обладают большим количеством паттернов, описывающих типичные пешечные и фигурные структуры на шахматной доске. Столкнувшись с новой позицией, хороший шахматист видит не 20-30 разрозненных фигур, а несколько знакомых конфигураций. Возможно, природа интуиции заключается в способности мгновенно ухватить ситуацию благодаря наличию соответствующим образом структурированного прошлого опыта. Паттерны в долговременной памяти способствуют формированию репрезентации проблемной ситуации и путей ее решения. Любой опыт индивидуален, процессы формирования и применения интуитивного опыта различный [6].
Прогнозирование имеет свои функции в психической жизни человека. В работах В.Г. Асеева, Л.А. Регуш, В.Н. Панферова, Е.Н. Суркова, Е.А. Сергиенко указаны следующие: познавательная или когнитивная (проявляется как предвосхищающее событие, инсайт), коммуникативная (участвует в межличностном взаимодействии, помогая «почувствовать» человека и выстраивать с ним отношения), адаптационная (предчувствие трудных ситуаций, подготовка к ним), регулятивная (связана с временной структурой сознания в разном возрасте) [2; 5; 6].
Для психолога все указанные функции прогнозирования встраиваются в его повседневную профессиональную деятельность. Общая способность к прогнозированию позволяет профессионалу сформулировать и осознать свои цели деятельности, рефлексировать свои действия, интуитивно понять «проблемные места» деятельности, бессознательно следовать «правильному пути» к успеху и т.д. [6]. Одним из регуляторов жизни любого субъекта выступает потребность в самореализации, которая обусловливает те резервы - «Я», которые находятся в нераскрытом состоянии. Совершенствование себя и свой деятельности (стремление к «акме») уже содержит идеальный образ (Л.А. Регуш), то есть то, чего нет в реальности, но существует в воображении личности. Достигая этого идеала, специалист ощущает удовлетворение и отмечает, что это то, к чему он стремился и то, что интуитивно желал достичь. Таким образом, идеальные образы в жизни человека становятся регулятором его деятельности.
По мысли Б.Ф, Ломова, накопление изменений в органических живых системах, где трансформированный результат формирования каждой предшествующей стадии включается в последующую, подготавливая качественные изменения в психическом развитии [1; 2]. Анализируя функции прогнозирования в повседневной жизни человека и в деятельности, мы можем выделить следующие: познавательную (когнитивную), коммуникативную, регулятивную и адаптационную. Данные функции все связаны между собой и играют важную роль в жизни человека.
Так, в профессиональной направленности, состоящей из мотивов, интересов ценностно-смысловых ориентаций, профессиональной позиции находит свое отражение познавательная (когнитивная) функция прогнозирования. В ходе профессиональной деятельности неизбежно возникают новые задачи перед человеком, которые необходимо решать. Образы-представления, имеющие основу цели, способствуют выстраиванию своей деятельности в логике ее направления. Постоянное сличение с эталоном (по Н.А. Бернштейну), позволяет удерживать цель и решать конкретные профессиональные задачи от этапа к этапу. Отметим, что познавательное функционирование прогнозирования происходит на базе интеллектуальных и рефлексивных процессов, в которых главным образом участвует память как связующее звено прошлое-будущее-настоящее (Б.Ф. Ломов) [2]. Таким образом, для прогнозирования важно не только запоминание материала, но его рефлексивная обработка («пропускание» через себя или осознавание). Чем лучше информация отрефлексирована, тем эффективнее построение так называемой «матрицы» рефлексии. Эта матрица позволяет при первых признаках конкретной задачи интуитивно понимать ее решение или направление, которое приведет к успешному ее завершению [5; 7; 8].
В этом же ключе работает и регулятивная функция прогнозирования -она регулирует весь ход деятельности, не давай « выпадать» субъекту из поля профессиональной задачи, направляя его действия на достижения цели. По исследованиям авторов, одними из стойких регуляторов жизни человека являются жизненные ориентации (ориентацию на удовольствие, на самореализацию и самосовершенствования к идеалам). Появляющиеся эмоции удовольствия и предвосхищения от указанных ориентаций способствуют мотивации и регулированию деятельности по достижению к цели. Прогнозируя ситуацию, при которой будут получены положительные эмоции от ситуации, человек активно к ним стремиться. Акмеологическое развитие субъекта как достижение самореализации в образовательном пространстве является демонстрацией данной функции. Человек, осознавая свои возможности и ресурсы, ставит цели, которые одновременно ориентируют его в деятельности и регулируют ее. Одновременно с этим не только цели выступают ориентирами, но и идеальный «Я-образ». Он прочно входит в сознание и становится регулятором поведения и деятельности специалиста [10; 11]. Без идеала (или желаемого образа Я) самореализация специалиста невозможна, потому как не образуется потребности и, соответственно мотивации, цели быть лучше в своей профессии [7].
Коммуникативная функция прогнозирования, по мнению Б.Ф. Ломова, состоит в готовности, планировании и предсказуемости процессов общения. Развитие человека проходит в социальном взаимодействии. В процессе общения вырабатываются определенные стереотипы восприятия человека, которые по своему характеру являются прогностическими. В ходе совместной деятельности в процессе восприятия одного человека другим претерпевает изменения - от недифференцированного образа до суждения о другом человеке. Процесс формирования суждений о другом индивиде обслуживает множества других связанных с ним процессов - перцептивных, сенсорных, интеллектуальных. Наличие определенного стереотипа восприятия у конкретного человека будет говорить о его способности воспринимать и обрабатывать информацию сенсорно-перцептивного характера в процессе межличностного взаимодействия (поведение человека, голос, позы, жестикуляции и т.п.). Протекание процессов социальной перцепции носит прогностический характер, иногда также может быть ошибочным (например, при первом восприятии человека). В образовательном пространстве субъект сталкивается с различными проблемами социального взаимодействия, и его интерпретация поведения конкретных людей зависит от его способности прогнозировать на основе имеющихся данных или впечатлениях, полученных от общения [2; 3; 5].
В процессе жизни и профессионального развития нередки ситуации трудные и непредсказуемые, которые требуют от субъекта напряжения при их решении. Адаптация к жизненным трудностям требует изменения самой личности специалиста, с опорой на его ресурсы и возможности [2;4]. Предчувствуя ту или иную сложную ситуацию, у человека есть время подготовиться. Именно предчувстствие таких ситуаций отражает адаптационную функцию прогнозирования. Опережающее отражение может выступать в качестве механизма адаптации, считает Л.А. Регуш [6]. И по ее мнению, чем быстрее меняется окружающая действительность, тем больше требуется чувство будущего или интуиция.
Используя разработанные Е.Н. Сурковым уровни психического отражения, мы можем понять проявления прогнозирования личности (табл. 1).

Таблица 1
Уровни прогнозирования личности


Проявление

 

Уровни прогнозирования

 

Проявления в деятельности и межличностном взаимодействии

Индивидный

Субсенсорный

Идеомоторные акты, равновесие, формирование навыка и т.д.

Сенсомоторный

Простые сенсомоторные реакции, зрительно-моторное слежение и т.д.

Личностный

Перцептивный

Своевременное переключение на движение или задачу, точность воспроизведения временных интервалов

Представлений

«Панорамное видение», координированность действий в пространстве и времени

Субъективный

Речемыслительный

Решение    задач    проблемного типа,   рефлексивный   самоконтроль, эффект прогностического понимания решения профессиональной задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В целом, изучение прогнозирования как способности к опережающему отражению действительности является важным в понимании механизмов мобильности и гибкости человека при быстро меняющихся условиях жизни и условий труда. Обучение прогнозированию как профессиональной способности имеет значение в профессии педагога, врача, психолога и других профессий, где антиципация является неотъемлемым компонентов профессиональной деятельности.

1.3. Прогнозирование и рефлексивность как ресурсы психолога

Профессию психолога выделяют в группу «помогающих профессий». Под этим термином чаще всего подразумеваются то, что профессиональная деятельность является проявлением помогающего поведения. Конечно, помогающее поведение в той или иной степени характерно для всех людей, независимо от их профессии, однако для вышеперечисленных специалистов - это, прежде всего, работа. В своем самом общем понимании помогающее поведение человека относится к категории просоциальной активности. Под просоциальным поведением понимаются любые действия, совершенные с целью принести пользу другому существу. Просоциальное поведение включает в себя любые действия, связанные с добровольным оказанием помощи или намерением оказать помощь другим людям независимо от характера ее мотивов. По определению Я. Рейковского, это действия, направленные на «сохранение, защиту, облегчение функционирования или содействие развитию того или иного «социального объекта» (другого человека, группы, коллектива)».
Среди личностных ресурсов, обеспечивающих успешность работы психолога, выделяют: уровень интеллекта, рефлексивность, мотивацию, саморегуляцию, коммуникативную компетентность, ответственность, целенаправленность и многие другие. Начинающий специалист оказывается очень уязвимым к трудностям профессиональной жизни. Поэтому чаще он старается преодолевать проблемы «интуитивным способом», используя способность к прогнозированию и предвещанию событий [8].
Прогнозирование в деятельности позволяет психологу предвидеть возможные стрессовые события и подготовиться к ним, повышая общую стрессоустойчивость и снижая риск психологической травматизации. Основной задачей системы стабилизации личности является обеспечение адаптационных процессов на уровне психического отражения.
На основе теоретико-методологического анализа, нами была разработана уровневая модель прогнозирования психолога в профессиональной деятельности (таблица 2). Мы предположили, что механизмы активизации прогнозирования вероятнее всего лежат в процессах регуляции психической активности в целом и балансируют между двумя большими пластами психики - сознательным и бессознательным.
Таблица 2

Уровни прогнозирования в работе психолога

Уровни

Параметры

Проявления в поведении

Рациональный

Перцептивный

«Панорамное видение», координированность действий в пространстве и времени; своевременное переключение на движение или задачу, точность воспроизведения временных интервалов, оценка происходящего в пространстве, ориентировка в месте и времени, чувство времени, чувство происходящего, ощущение движения деятельности

Речемыслительный

Решение задач проблемного типа, рефлексивный самоконтроль, эффект прогностического понимания решения проблемной задачи, планирование и прогнозирование этапов собственных действий, переоценка результатов собственный действий как основа дальнейшего прогнозирования

Конативный

Эмоционально-волевой

Конфронтация, дистанцирование, аффективные реакции ухода от проблемы, свербдительность (как импульсивная реакция), вариации эмоциональных реакций, глубина выражения эмоций, степень эмоционального самоконтроля

 

Мотивационный

Интерпсихические параметры мотивации и саморегуляции      в      триаде      желание-намерение-попытка;                прокрастинация\активность, самостоятельность, использование интуиции, параметры саморегуляции, самостоятельность, гибкость

Суггестивный

Субсенсорный

Степень внушаемости обстоятельствами или признаками благополучного/неблагополучного исхода ситуации: идеомоторные акты, равновесие, формирование навыка; состояния особого кинестетического предчувствия

Сенсомоторный

Степень    внушаемости    обстоятельствами или           признаками           благополучного/неблагополучного исхода ситуации: простые сенсомоторные  реакции,  зрительно-моторное слежение; «магический настрой»; гипнабельность

В русле системного подхода мы описали следующие три уровня прогнозирования, которые обеспечиваются шестью параметрами психической организации:
1. Рациональный: он связан с использованием прогнозирования в решении задач проблемного типа. В его основе лежит рефлексивный анализ прошлого и настоящего опыта. В проблемной ситуации это проявляется как: планирование решения проблемы, переоценка результатов собственных действий, понимание временного контекста происходящих событий. Обеспечивается данный уровень речемыслительными и перцептивными параметрами.
2. Конативный: данный уровень затрагивает энергетическую сторону психики - эмоциональную, отражает триаду поведения намерение-желание - попытка, В таких стратегиях как конфронтация, дистанцирование, аффективные реакции ухода от проблемы, сверхбдительность (как импульсивная реакция эмоционального сверхконтроля) проявляется именно уровень эмоционально-волевой и мотивационный. Базовой основной этого уровня является эмоциональное предвосхищение удовольствия/неудовольствия, глубина предвосхищения эмоций, степень эмоционального самоконтроля при эмоциональном возбуждении (например, при сильной тревоге перед решением проблемы). Здесь также имеют место быть прокрастииация (как постоянное стремление откладывать важные дела на «потом», испытывая при этом предвосхищающую тревогу), интуиция (как процесс получения знания без этапа логического вывода).
3. Суггестивный: данный уровень связан с филогенетически древними реакциями ориентировки (условный рефлекс) и чувством опасности, которое внушается окружающей средой через неосознаваемые стимулы. Он обеспечивается субсенсорным и сенсомоторными процессами, которые связаны с регуляцией психической деятельности в коре больших полушарий (первичные, вторичные зоны обработки поступающей информации) регистрируются субъектом с помощью наблюдения [9]. Антиципация может выступать в виде гипнабельности как способности субъекта подвергаться гипнотическому воздействию, достигать гипнотического состояния той или иной глубины; неосознанного верования в те или иные приметы, признаки «сигналы».
В деятельности психолога все уровни прогнозирования проявляются по-разному, в зависимости от типа личности, особенностей саморегуляции и высшей нервной деятельности. Для оценки эффективности прогнозирования психолога в консультативной, диагностической и коррекционной деятельности мы выделили критерии:
•степень использования или не использования испытуемым предлагаемых ему явных и неявных специальных подсказок (задач, вопросов и др.);
•степень уверенности или неуверенности в правильности искомого и найденного решения;
•степень уверенности или неуверенности в правильности исходной формулировки задачи;
•соотношение количества прогнозируемых событий и степени важности данных событий в профессиональной жизни участника прогностической деятельности;
•степень новизны прогнозируемых событий в собственной профессиональной деятельности;
•степень новизны прогнозируемых событий в профессиональной деятельности;
• степень неопределенности влияния непредвиденных обстоятельств (факторов риска) в каждом прогнозируемом событии;
•степень влияния внутренних факторов организации деятельности на состоятельность прогнозируемого события;
•соотношение количества факторов риска и факторов зависимостей успешности реализации прогнозируемых событий;
•значимость, масштабность прогнозируемого события. Определяется по выбираемым сферам значимости прогнозного события;
•степень творческой активности по обеспечению условий состоятельности прогнозируемых событий;
• степень вероятности совершения события. Очень часто при индивидуальном консультировании психолог работает на опережение - он предполагает выходы из ситуации, пути решения, которые клиент пока не осознает. Очень важно предусмотреть риски, возникающие в поведении клиента - суицидальные намерения, явления декомпенсации, диссоциация. Эти риски могут оказывать тормозящее или искажающее действие на результат психокоррекционного влияния.

Рефлексивность и прогнозирование

Анализ прогнозирования как способности ставит перед нами еще один важный вопрос - о факторах данного явления. Отчего зависит прогнозирование или интуиция? Наши исследования феноменов опережающего отражения позволяют заявить, что одним из важнейших факторов является уровень рефлексивности человека. Мы определяем рефлексивность как ресурс, необходимый для понимания контекста проблемной ситуации, рассматривая ее как свойство личности специалиста.
Имеет большое значение процесс рефлексии в решении нестандартных задач и проблемных ситуаций. Если мы представим прогнозирование как поэтапную деятельность, то это будет выглядеть как цепочка отрефлексированных задач. Рефлексивность в этой цепочке может проявляется по-разному, и это характеризует ее опосредующую функцию всех психических процессов.
На основе анализа исследований по проблеме рефлексивности мы выделяем ее сущностные свойства в структуре поведения психолога: парциальность (наличие компонентов, имеющие разную степень индивидуальной выраженности), диверсифицированность (вариативность ее связи с другими процессами и свойствами личности), иерархичность (структурная организация компонентов от менее значимых к более значимым) и инте-гративность (связность компонентов между собой, а также с другими свойствами и качествами личности). Эти свойства обеспечивают не только процесс принятия решения и прогнозирование, но и позволяют им осуществляться непрерывно.
Такая сеть связей между психическими процессами, опосредованных рефлексивностью, способствует образованию новых суждений, смыслов и вариантов решения в деятельности психолога. Прогнозирование ситуации при работе с клиентом отражает гибкость, распространенность и связность рефлексивности самого психолога. В этом случае имеет значение не только уровень рефлексивности, но и ее связь с индивидуально-типологическими свойствами специалиста как субъекта (пол, возраст, темперамент). Проявление рефлексивности в структуре совладающего поведения связано с ценностно-смысловым ее компонентом. Выстраивание приоритетных задач и стратегий психологом при консультировании согласуется не только с целью удачного разрешения ситуации клиента, но и с внутренними ценностями специалиста.
Временная характеристика рефлексивности, отраженная в трех ее временных состояниях прошлого, настоящего и будущего, обеспечивает ощущение целостности и непрерывности жизни для специалиста и самого клиента. Разделение рефлексии на интрапсихическую (внешнюю) и интерпсихическую (внутреннюю) обусловливает ее уникальный механизм, при котором человек может одновременно понимать себя и других (вставать «на место другого»).
Как же именно влияет уровень рефлексивности на прогнозирование? Сначала рассмотрим роль рефлексивности в принятии решения. Во многих исследования, в том числе и наших, оказались парадоксальные результаты: повышение рефлексивности обуславливает возрастание качества принятия решения до определенного момента, потом качество начинает снижаться. Многообразие альтернативных решений у высокорефлексивных людей мешает процессу выбора конкурентного решения. Низкорефлексивные индивиды напротив склонны упрощать ситуацию, принимая решения достаточно быстро и ограничиваясь негибкими стереотипными стратегиями. Здесь проступает очевидная амбивалентность в отношении вопроса о том, нужен ли высокий уровень рефлексивности для личности или нет. Широта и разнообразие способов в принятии решения оказываются бесполезными там, где требуется быстрое реагирование на ситуацию. Аналогичный амбивалентный эффект рефлексивности был выявлен при изучении критериев качества принятия решения. Развитая рефлексия не означает продуктивности в принятии решения из-за многочисленных связей с другими процессами личности, которые могут оказывать тормозящее действие (например, эмоции).
Исследуя будущих психологов на предмет связи рефлексивности и прогнозирования в преодолении стресса, мы обнаружили, что в разных поведенческих стратегиях отражаются разные уровни прогнозирования. Так, рациональные уровни прогнозирования проявляются в основном в стратегиях дистанцирования, избегания, социального отвлечения в поведении. Суггестивные и конативные уровни больше работают в ситуациях, связанных с переоценкой событий, принятием ответственности и решением задачи с отложенным действием. Связи внутри параметров прогностичности доказывают то, что многие ее проявления происходят на основе прошлого опыта, зависят от эмоциональных свойств личности и степени самоконтроля.
На основе этого исследования мы выделили два типа личности будущих психологов - «избегающий» и «внушаемый». Для избегающего типа личности будущего психолога характерен высокий уровень прогнозирования, невысокая рефлексивность действий и одновременно медлительность с принятием решения (учитывая дистанцирование и прокрастина-цию). Для внушаемого склада субъекта сначала имеют значения в ситуации суггестивные сигналы и эмоциональные предвестники, которые впоследствии могут влиять на решение задач. Эти два типа, к сожалению, отражают реальную картину профессионального развития обучающихся студентов: низкая профессиональная идентичность, руководство импульсивными соображениями, низкая рефлексивность, множество психологических защит. Но это показало и еще одну особенности прогнозирования -оно зависит не только от рефлексивности, но и от ее сущностных свойств (например, как диверсифицированность или иерархичность).
Это позволяет сделать вывод о том, что эффективность прогнозирования поведения в ситуации дефицита времени на обдумывание, новизну, неопределенность, многомерность и сложность объекта прогноза зависит от уровня интуитивности как свойства личности формировать знания на неосознанном уровне без этапа логического вывода и переводить их в осознаваемый вид с различной степенью актуализации. А рефлексивность, склонность к обдумыванию происходящих событий, осмыслению ситуаций прошлого, планированию будущего, прогнозированию вероятных исходов, рациональность (стремление личности к сбору информации и аналитической подготовке решений и действий), способность к прогнозированию (аналитичность, глубина, осознанность, гибкость, перспективность, доказательность мышления) не связаны с эффективностью прогнозирования поведения, так как в ситуации дефицита времени на обдумывание, новизну, неопределенность, многомерность и сложность объекта предсказания ослабляется когнитивный контроль над рассуждениями.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое прогнозирование? Отличается ли прогнозирование от интуиции?
2. Какие функции у прогнозирования?
3. Какая связь существует между рефлексивностью и прогнозированием?
Задание для самостоятельной работы
Подумайте над своими целями (на день, месяц, год и т.д.) и заполните табличку. Обратите внимание, влияет ли степень осмысление на планирование достижения цели.
Моя цель Почему я хочу достичь этого?
Что именно хочу достичь?
Как я буду этого достигать?
Источник: Бехтер, А. А. Прогнозирование в работе психолога: возможности диагностики и развития: учеб.-метод, пособие / А. А. Бехтер. - Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2017. - 72 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.