На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Развитие форм сопровождения семьи,воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями в Нижегородской области
Развитие форм сопровождения семьи,воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями в Нижегородской области
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Развитие форм сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями в Нижегородской области

Веко Л.В.,
председатель Нижегородской региональной общественной организации поддержки детей и молодежи «Верас»
Боброва А.В.,
заместитель председателя Нижегородской региональной
общественной организации поддержки детей и молодежи
«Верас»

1. Описание ситуации
2. Обоснование проблемы
3. Субъекты программы сопровождения
4. Организационная модель СССиР. Принципы построения и основное содержание деятельности
5. Этапы и задачи службы сопровождения семьи и ребенка с ограниченными возможностями
6. Функции и организация связей службы сопровождения семьи и ребенка с ограниченными возможностями
7. Формы работы с семьями и детьми, имеющими ограниченные возможности, в службе сопровождения
8. Взаимодействие службы сопровождения с учреждениями для перехода и включения ребенка с ограниченными возможностями в социум
9. Развитие служб сопровождения в рамках реализации региональной программы «Равные возможности» Министерства социальной политики Нижегородской области
10. Заключение (выводы)

1. Описание ситуации
В качестве методологических и теоретических оснований деятельности службы сопровождения семей, воспитывающих детей с инвалидностью, ее организационной модели целесообразно рассматривать мультимодальный (поуровневый), системный подход к деятельности службы. Этот подход позволяет организовать деятельность службы по сопровождению семьи с ребенком-инвалидом на различных уровнях «жизненной среды» (социальные контексты) семьи, в которые она включена непосредственно или косвенно: макро(отношение к семье с ребенком-инвалидом государства и общества), экзо(«территориальная» ситуация семьи, в которой она проживает, отношение к ней различных институтов, в т.ч. институтов защиты детства, населения, нормативные правовые условия ее организации и функционирования, обусловленные региональным законодательством), мезо(взаимоотношение семьи с ее социальным окружением) и микро(структурные, микро и макродинамические характеристики семьи, система отношения членов семьи, особый акцент делается на ребенке с инвалидностью), а также «вооружает» специалистов целостным взглядом на процесс и результат сопровождения. В рамках данного подхода обосновывается и комплексный междисциплинарный подход к организации и осуществлению процесса сопровождения семьи с ребенкоминвалидом.
Отечественные психологи рассматривают сопровождение как системную интегративную технологию комплексной помощи семье и личности, как один из видов социального патронажа – социально-психологический патронаж (Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т., 1995, Битянова, 1992, Мухина В.С., 1997). Н. Осухова (Н. Осухова, 2001). Проведя методологический анализ представлений отечественных психологов о сущности сопровождения, можно сделать вывод, что сопровождение – это особая форма осуществления пролонгированной социальной и психологической помощи. В отличие от коррекции оно предполагает не «исправление недостатков и переделку», а поиск скрытых ресурсов развития человека или семьи, опору на его (её) собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для восстановления связей с миром людей (Н. Осухова, 2001). В России более чем в 32 субъектах развивается сеть служб сопровождения замещающей семьи и образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медикосоциальной помощи. Лабораторией психолого-социальных проблем профилактики безнадзорности и сиротства Московского городского психолого-педагогического университета были подготовлены методические материалы, программы подготовки и обучения специалистов служб сопровождения замещающей семьи и др.
Сопровождение семьи и ребенка с ограниченными возможностями – это одна из новых форм работы с семьей, поэтому методологическая основа и нормативная база требует доработки, как на федеральном, так и на региональных уровнях.
Сопровождение семьи и ребенка с инвалидностью и других субъектов относится к пролонгированной помощи, важнейшими характеристиками которой является комплексность (получение различных услуг: психологических, педагогических, правовых и т.д.) и трансдисциплинарность (участие полипрофессиональной команды специалистов, придерживающихся единой концепции, понимающих сопровождение как совместную деятельность). Важнейшим механизмом этой помощи является «опора на ресурсы» семьи. При этом сама семья с ребенком-инвалидом представляет собой сложную систему, «перегруженную» задачами, которые она решает в процессе развития ребенка. Семья должна воспринять ребенка с нарушениями развития и начать функционировать как системное целое. Одновременно она должна стать реабилитационным пространством для ребенка с его нарушениями. На нее начинает оказывать влияние множество внешних факторов, с которыми раньше она не сталкивалась. В окружении семьи появляются новые специалисты, она вынуждена выстраивать взаимодействие с различными учреждениями и службами. Изменяется ситуация к семье. Чтобы эффективно осуществлять семейную заботу, семейная система должна выйти на новый уровень функционирования, преодолеть естественное для любой системы сопротивление, измениться в соответствии с новыми требованиями своего развития. Все это становится мишенями сопровождения семьи, т.е. ориентиром для деятельности специалистов службы. В качестве основных характеристик сопровождения мы можем выделить его процессуальность, пролонгированность, а также системность и экологичность. Исходя из этого, мы считаем, что целью социального, психолого-педагогического сопровождения является помощь семье в создании для ребенка с инвалидностью благоприятных и безопасных условий жизнедеятельности, социализации, а также поддерживающей среды для самой семьи. Сопровождение семьи с ребенком-инвалидом развернуто во времени, включает в себя этапы становления, развития и завершения сопровождения семьи.
2. Обоснование проблемы
Ребенок – это целостная система.
Огромный комплекс проблем, с которыми обязательно сталкивается семья, воспитывающая ребенка-инвалида, предопределяет ее потребность в помощи со стороны различных специалистов (педагогов, психологов, юристов, медицинских и социальных работников и т.д.). Современное состояние деятельности системы соцзащиты, образования, здравоохранения по обозначенным вопросам оставляет желать лучшего.
В процессе функционирования семьи, воспитывающей ребенка с инвалидностью, возникают различные вопросы, решение которых требует оперативности в принятии правильного решения по ним, профессионализма на основе мультидисциплинарного подхода к разрешению следующих проблем: – оказание социально-правовой, психологической и иной помощи семьям, воспитывающим детей с инвалидностью; – подготовка и содействие в устройстве ребенка с инвалидностью в образовательные и другие учреждения. Огромный комплекс проблем, с которыми обязательно сталкиваются родители и сам ребенок с инвалидностью, предопределяет также потребность названных лиц в помощи со стороны различных специалистов (педагогов, психологов, медиков, юристов и т.д.). Последовательность технологии сопровождения определяется этапами становления и развития семьи, воспитывающей ребенка с инвалидностью, интеграции ребенка в общество. Представленная технология – это способ осуществления пролонгированной социально-психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с инвалидностью, при реализации следующих этапов:
– работа с семьей по воспитанию ребенка с ограниченными возможностями, содействие в создании благоприятных условий для развития и воспитания ребенка в семье;
– реализация индивидуальной программы сопровождения ребенка с инвалидностью и подготовки к посещению образовательных, социальных, реабилитационных и других учреждений;
– составление и реализация индивидуальной программы сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с инвалидностью (психолого-педагогическое, социальное, юридическое и др. сопровождение);
– сопровождение ребенка с инвалидностью на первоначальном этапе посещения образовательных, социальных, реабилитационных и других учреждений;
– подготовка семьи и ребенка с инвалидностью к выходу из программы сопровождения или переходу в другие программы. На каждом этапе имеются свои задачи сопровождения и используются определенные виды технологий.
3. Субъекты программы сопровождения
Специалистами службы сопровождения оказываются различные услуги по сопровождению семей, воспитывающих детей с инвалидностью: психологические, педагогические, юридические; деятельность по информированию, просвещению населения о роли служб сопровождения, мониторинги, консультирование, группы взаимной поддержки, тренинги и т.д., разработка методических рекомендаций для сопровождения, супервизия и поддержка профессиональной деятельности специалистов службы.
Субъекты сопровождения – равноправные участники процесса сопровождения. Всех субъектов сопровождения можно отнести к двум основным группам: «основные» и «дополнительные». Основные субъекты сопровождения: семья, воспитывающая ребенка с инвалидностью, как целостная система, сам ребенок-инвалид, их ближайшее окружение. Основа сопровождения семьи – вера во внутренние силы субъекта, обучение выбору, создание ориентационного поля развития.
«Дополнительные» субъекты сопровождения: гражданское общество, законодатели, от которых зависит, в каких нормативных, правовых, организационных, материальных и т.д. условиях будет осуществляться сопровождение ребенка-инвалида и его семьи; специалисты социальной системы защиты детства, педагоги образовательных учреждений, общественные организации, осуществляющие сопровождение или включенные в него опосредованно. Фактически, субъектами сопровождения являются семья, воспитывающая ребенка-инвалида, и ее социальная сеть различного уровня. Сопровождение семьи с ребенком-инвалидом осуществляется посредством оказания комплексных услуг, организационно-методической основой которых являются технологии сопровождения. Сопровождение – метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Ситуация жизненного выбора – множественные проблемные ситуации, посредством разрешения которых субъект определяет путь развития. Сопровождение – комплексный метод, в основе которого единство нескольких функций: диагностика существа возникшей проблемы, информация о существе проблемы и путях ее решения; консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы, помощь и сопровождение на этапе реализации плана решения, мониторинг эффективности реализации плана. Мониторинг эффективности системы сопровождения семьи с ребенком-инвалидом – специально организованное, систематическое наблюдение за качеством предоставляемых услуг по сопровождению, эффективностью инфраструктуры сопровождения, удовлетворенностью потребителей услуг с целью оценки системы, контроля и прогноза развития.
Программа по сопровождению семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, включает в себя перечень мероприятий по патронажу семьи, доступному обучению родителей, психологической поддержке семьи. Принимается на консилиуме службы.
4. Организационная модель деятельности СССиР.
Принципы построения и основное содержание деятельности Целями Службы сопровождения семьи и ребенка являются:
– содействие в организации комплексной помощи семье и ребенку с ограниченными возможностями для его оптимального развития и адаптации в обществе,
– включение в социум по месту жительства семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями. Сложная целостная сущность развития ребенка с инвалидностью в семье требует столь же целостного подхода со стороны специалистов. Уважение к уникальной личности ребенка, признание его прав и права воспитываться в семье – универсальные ценности истинно демократического общества.
Деятельность Службы сопровождения направлена на создание комплекса условий, обеспечивающих развитие личности каждого ребенка и адаптацию в обществе. Служба сопровождения объединяет работу практически всех участников процесса, обеспечивая необходимую включенность в решение определенных задач. Вовлеченность эта не одинакова и определяется характером решаемых задач. Сопровождение – взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития сопровождаемого.
Все направления службы объединены единой целью и задачами деятельности. При этом каждое из них имеет собственные полномочия и зону ответственности, которые определяют задачи и функции направлений. Специалисты службы взаимодействуют на основе принципа централизации планирования и принятия стратегических решений, а также контроля за их выполнением при четком разделении управления отдельными процессами и функциями, разграничении полномочий и их делегирования. Организационная модель службы выстраивается как разноуровневая. Административный уровень управления службы централизует планирование и принимает стратегические решения, в то время как на остальных уровнях принимаются оперативные решения и являются ответственными за осуществление конкретных процессов сопровождения.
На методическом уровне принимаются оперативные решения, осуществляются процессы профессионального сопровождения деятельности специалистов и оказания экспертной и кризисной помощи субъектам сопровождения. При этом на методическом уровне непосредственная работа с семьей осуществляется только по направлению консилиума или проведения супервизий службы. Методическое направление службы работает по организационно-методическому сопровождению деятельности службы, на оказание квалифицированной кризисной помощи семьям с ребенком-инвалидом, а также проведение мониторингов и просвещение гражданского общества по проблемам семейного сопровождения детей-инвалидов.
На линейном уровне также принимаются оперативные решения, но специалисты являются ответственными за процессы составления программы, реализации и сопровождения семьи с ребенком-инвалидом.
Сопровождение осуществляют специально подготовленные специалисты. Поскольку сопровождение носит комплексный, транс-дисциплинарный характер, то и в рамках сопровождения объединяются профессионалы различной направленности, имеющие определенный опыт. К ним относятся социальные педагоги, психологи, специальные педагоги (дефектолог, логопед), юристы, врачи, которые непосредственно осуществляют сопровождение семьи и ребенка с инвалидностью, способствуют при необходимости восприятию ребенка с инвалидностью, сопровождают ребенка при подготовке к посещению образовательных и других учреждений, методисты, организующие профессиональную помощь и супервизию, специалисты, владеющие технологиями взаимодействия с общественностью и проведения мониторинга, занятые координацией и контролем над деятельностью по защите прав детей-инвалидов. Все эти специалисты представляют единую службу, предметом деятельности которой являются услуги по сопровождению основных субъектов семьи с ребенком-инвалидом. Можно выделить важные, на наш взгляд, принципы сопровождения семьи с ребенком-инвалидом. Прежде всего, это опора и соответствие потребностям семьи и ее социальной сети. Именно потребности определяют форму, содержание и интенсивность сопровождения. Однако при организации сопровождения необходимо учитывать второй немаловажный принцип: принцип опережения, реализация которого может позволить осуществить профилактику кризисных состояний и нивелировать их негативное воздействие на семью.
Основные принципы вытекают из реализации прав детей-инвалидов:
• Отсутствие дискриминации
• Наилучшее обеспечение интересов ребенка
• Право на жизнь и реабилитацию
• Уважение к взглядам ребенка
• Право расти в семейной обстановке и др.
Основные принципы деятельности службы сопровождения:
1. Сопровождение семьи, как целостной системы, имеющей собственные закономерности развития; ориентация на динамику системных процессов при воспитании и развитии детей-инвалидов;
2. Опора и соответствие потребностям семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, которые определяют форму сопровождения, содержание и интенсивность сопровождения, взаимодействие с другими учреждениями;
3. Принцип опережения, т.е. опора на превентивные меры, профилактику кризисов восприятия ребенка-инвалида;
4. Опора при сопровождении на эффективные семьи как на группу психологической поддержки;
5. Поддержка инициативы активных родителей выступать для привлечения внимания населения к проблемам детей-инвалидов, а также их объединения для расширения возможностей и видов помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, включая вовлечение родителей к реализации программ сопровождения семьи;
6. Создание условий для непрерывного профессионального роста сотрудников и расширения области их компетентности;
7. Междисциплинарный принцип работы, то есть объединение в службу представителей разных специальностей (семейных и детских психологов, социальных педагогов (работников), юристов, педагогов различной специализации и уровня подготовки в зависимости от потребности семьи и ребенка-инвалида, врачей, реабилитологов);
8. Трансдисциплинарный принцип сопровождения семьи, т.е. участие в деятельности службы по сопровождению полипрофессиональной команды специалистов, придерживающихся единой концепции, понимающий сопровождение как совместную деятельность;
9. Координация деятельности службы с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями различной ведомственной принадлежности, СМИ и т.д. по организации и осуществлению сопровождения семьи с ребенком-инвалидом;
10. Ориентировка на передовой отечественный и зарубежный опыт.
Основное содержание деятельности служб сопровождения по направлениям:
1. Оценка потребностей ребенка с ограниченными возможностями
Результат: Решение об индивидуальной программе оказания комплексной помощи ребенку принимается по результатам оценки его потребностей, которая проводится по единой технологии, в интересах ребенка и с рассмотрением всех возможных вариантов.
Деятельность:
1.1. Оценка потребностей ребенка производится до начала реализации программы сопровождения, и ее результаты доводятся до сведения родителей.
1.2. Специалисты службы сопровождения семьи ребенка с инвалидностью, осуществляющие оценку потребностей ребенка, владеют единой технологией оценки.
2. Планирование сопровождения ребенка с инвалидностью, нуждающегося в поддержке Результат: Планирование сопровождения ребенка с инвалидностью позволяет обеспечить его наиболее оптимальными условиями для развития, интеграции в общество и последующей позитивной социализации.
Деятельность:
2.1. На основании результатов диагностики потребностей ребенка-инвалида специалисты службы сопровождения семьи заносят его данные в банк данных о детях с рекомендациями относительно предпочтения той или иной формы сопровождения.
2.2. Для каждого ребенка, нуждающегося в более длительном или временном сопровождении, на основании диагностики его потребностей, специалисты службы сопровождения семьи составляют индивидуальные маршруты реабилитации (или индивидуальные планы обучения).
2.3. Составляется программа по сопровождению семьи с ребенком-инвалидом, которая содержит перечень мероприятий по патронажу семьи, обучению родителей в доступном формате реабилитационным технологиям, психологической поддержке семьи, эмоционального выгорания членов семьи, формирования эффективной семейной заботы. Принимается на консилиуме специалистов службы.
2.4. Каждый из субъектов социальной сети ребенка с инвалидностью в определенной степени выступает как субъект защиты его прав и интересов, несет определяемую меру ответственности за создание условий для его нормального развития, распределение ответственности за воспитание и развитие ребенка с инвалидностью.
2.5. В индивидуальном маршруте реабилитации ребенка в письменной форме отражены цели, задачи, формы занятий, необходимые условия для интеграции ребенка в социум, выделяются этапы сопровождения и интеграции, механизмы прохождения данных этапов, планируется конкретная работа с ребенком, исходя из целей и задач этапа.
2.6. Организован мониторинг по реализации программы сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с инвалидностью. Единая программа сопровождения семьи ведется до ее завершения или перехода семьи в другие программы. Любые изменения в программу сопровождения вносятся только по результатам обсуждения на консилиуме специалистов.
2.7. В составлении и реализации программы сопровождения семьи с ребенком-инвалидом принимают участие родители (или опекуны).
2.8. Результаты мониторинга реализации программы сопровождения доводятся до сведения всех заинтересованных лиц специалистами службы сопровождения. При необходимости вносятся рекомендации.
3. Удовлетворение конкретных потребностей ребенка с ограниченными возможностями, нуждающегося в реабилитации и сопровождении.
Результат: Каждый ребенок-инвалид, нуждающийся в сопровождении, получает качественные услуги на основании его конкретных потребностей, с учетом различий и для обеспечения равных возможностей.
Деятельность:
3.1. Каждый ребенок-инвалид и его семья имеют право на получение качественных услуг, связанных с комплексным социальным и психолого-педагогическим сопровождением.
3.2. Каждому ребенку на основании его конкретных потребностей и потребностей семьи определяется форма сопровождения.
3.3. Каждый ребенок с инвалидностью получает конкретные виды помощи и поддержки, помогающие ему максимально развить свои потенциальные возможности и вести по возможности полную и нормальную жизнь.
3.4. Детям с инвалидностью предоставляются услуги и поддержка, которые позволяют им иметь доступ к широкому спектру возможных для них видов деятельности.
4. Мониторинг и оценка эффективности программы сопровождения семьи с ребенком-инвалидом
Результат: Специалисты службы гарантируют качество предоставляемых услуг детям-инвалидам и их родителям.
Деятельность:
4.1. Специалисты службы на протяжении всего времени сопровождения ребенка с инвалидностью и его семьи осуществляют обязательный мониторинг и оценку эффективности не реже, чем 1 раз в полгода.
4.2. При оценке качеств, компетенций и возможностей родителей по воспитанию в семье ребенка-инвалида специалисты службы рассматривают их в отношении следующих элементов:
– воспитание ребенка-инвалида,
– уход за ребенком-инвалидом,
– осведомленность о вопросах, связанных с воспитанием и развитием ребенка-инвалида,
– осознание собственной мотивации к семейному воспитанию,
– отношения в семье, собственный родительский опыт,
– динамика развития и социализации ребенка-инвалида.
5. Соблюдение прав, интересов и поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов
Результат: Служба способствует соблюдению законных прав и интересов ребенка-инвалида, нуждающегося в поддержке, оказывает услуги поддержки их родителям.
Деятельность:
5.1. Специалисты службы предоставляют семьям, воспитывающим ребенка-инвалида, письменную и устную информацию об их правах, включая соответствующие акты законодательства, способом, доступным для их понимания.
5.2 Члены семей осведомлены о правах детей-инвалидов и возможных способах их реализации.
5.3. Вопросы прав, интересов, поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов, включаются в план сопровождения семьи.
6. Содействие развитию и воспитанию
Результат: Каждый ребенок-инвалид, получающий услуги в службе сопровождения, имеет помощь, удовлетворяющую его потребности в физическом, умственном, эмоциональном и социальном развитии.
Деятельность:
6.1. Родителям, воспитывающим ребенка с инвалидностью, предоставляется и согласовывается план мероприятий по развитию ребенка.
6.2. Специалисты службы придают первостепенное значение удовлетворению образовательных потребностей каждого ребенкаинвалида, принимаются все меры для реализации этого права.
6.3. Социальный педагог (или другой педагог) службы осуществляет социально-педагогическое сопровождение семьи, которое включает в себя услуги, связанные с организацией включения в образовательные учреждения или с содействием в получении образования детьми.
6.4. В программе по сопровождению ребенка с инвалидностью, в личных делах имеется раздел, в котором фиксируются образовательные и реабилитационные потребности ребенка, степень их достижения, образовательный маршрут.
6.5. Специалисты службы оказывают содействие родителям, воспитывающим ребенка-инвалида, в создании условий, где придается значение развитию и обучению ребенка-инвалида. Педагоги службы организуют и проводят развивающие занятия в адаптационных группах для детей раннего и младшего возраста с особенностями в развитии, в группах кратковременного пребывания для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Развивающие занятия способствуют подготовке ребенка к посещению дошкольного или школьного образовательного учреждения.
6.6. Специалисты службы осуществляют сопровождение ребенка с инвалидностью в образовательное учреждение, консультируют и обучают педагогов учреждения по вопросам обучения, развития, воспитания и в создании благоприятных условий для включения ребенка с инвалидностью в образовательное пространство.
6.7. В службе ведется учет, где отражаются результаты диагностики, развивающих занятий с детьми, какое образовательное учреждение родители планируют, чтобы ребенок посещал или уже начал посещать.
6.8. Специалисты службы сопровождения содействуют в том, чтобы образовательные услуги ребенку с инвалидностью предоставлялись в соответствии с образовательными потребностями ребенка и по месту жительства его семьи.
6.9. Специалисты службы вместе с родителями разрабатывают и подготавливают альтернативные предложения доступного обучения для детей, имеющих тяжелые и комбинированные нарушения развития на случай, когда по месту жительства нет образовательных учреждений, где созданы условия для обучения этих детей и готовы педагоги.
7. Реализация права ребенка-инвалида на реабилитационные услуги
Результат: Дети, посещающие занятия в службе сопровождения, получают реабилитационные услуги.
Деятельность:
7.1. Специалисты междисциплинарной команды службы оказывают социальные и психолого-педагогические реабилитационные услуги, привлекая по мере необходимости к консультациям врачей.
7.2. Руководители и представители службы при необходимости обращаются в госструктуры, реабилитационные и социальные учреждения, некоммерческие общественные организации по организации предоставления реабилитационных услуг по месту жительства семей, воспитывающих детей с нарушениями развития.
8. Качество предоставляемых социально-психологических услуг семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями
Результат: На основании оценки социально-психологических потребностей семьи, воспитывающей ребенка с инвалидностью, специалисты службы предоставляют качественные услуги по социально-психологическому сопровождению, направленные на реабилитацию ребенка, помощь, удовлетворяющую его потребности в физическом, умственном, эмоциональном и социальном развитии, помощь семье во время сложных ситуаций, связанных с реализацией прав детей-инвалидов.
Деятельность:
8.1. Психолог службы осуществляет социально-психологическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с инвалидностью, с целью обеспечения своевременного выявления психотравмирующих ситуаций, межличностных конфликтов и других ситуаций, которые могут негативно повлиять на воспитание и развитие ребенка в семье.
8.2. Социально-психологическое сопровождение включает в себя психологическое консультирование, углубленную психодиагностику семейной системы и нарушений личностного развития ребенка, психокоррекцию, психотерапевтическую помощь. В процессе сопровождения используются как групповые, так и индивидуальные методы работы.
8.3. Социально-психологическое консультирование обеспечивает оказание семье квалифицированной помощи по налаживанию межличностных отношений для преодоления семейных конфликтов, по вопросам детско-родительских, супружеских и других значимых отношений, по адекватному восприятию ситуации рождения и восприятия в семье ребенка с особенностями в развитии.
8.4. Социально-психологическое консультирование проводится на основе полученной от семьи информации и обсуждения с членами семьи возникших социально-психологических проблем, что позволяет семье актуализировать внутренние ресурсы в решении этих проблем.
8.5. Углубленная психодиагностика восприятия ситуации рождения и воспитания в семье ребенка с особенностями развития дает необходимую информацию для составления и разработки рекомендаций по проведению необходимой помощи данной семье.
8.6. Кризисная психологическая помощь способствует эффективному решению членами семьи таких лежащих в основе личностных конфликтов проблем, как преодоление в семье острой стрессовой ситуации, неадекватных форм поведения членов семьи, социальной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни и быта и т. д.
8.7. Психологические тренинги, как активное психологическое воздействие, оцениваются по их эффективности в снятии последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, сформированности личностных предпосылок для адаптации к изменяющимся условиям.
8.8. Привлечение членов семьи, воспитывающей ребенка с инвалидностью, к участию в группах психологической поддержки, обеспечивает оказание им помощи в выходе из сложных ситуаций, повышения стрессоустойчивости.
9. Качество предоставляемых социально-правовых услуг семьям, воспитывающим детей с инвалидностью Результат: Специалисты службы в рамках оказания социально-правовой помощи обеспечивают систематическую помощь семьям, воспитывающим детей с инвалидностью, в разъяснении их прав и обязанностей, защиты прав детей-инвалидов, в информации о характере взаимодействия с органами, в чью компетенцию входит защита интересов детей-инвалидов.
Деятельность:
9.1. Оказание социальным адвокатом службы консультационной помощи родителям, воспитывающим ребенка с инвалидностью, в оформлении документов для получения ИПР (индивидуальной программы реабилитации) на получение положенных по законодательству льгот, пособий и других социальных гарантий.
Эффективность помощи оценивается тем, в какой степени она способствовала своевременному и объективному решению стоящих перед семьями проблем.
9.2 Оказание консультационной помощи или содействие членам семьи в решении вопросов, связанных с защитой и соблюдением прав детей-инвалидов на семейное воспитание и семейную заботу, включение и получение ребенком-инвалидом образования, медицинских и реабилитационных услуг и т.д. Определение предполагаемых путей их решения и осуществление практических мер содействия.
10. Консилиум службы сопровождения семьи ребенка с инвалидностью
Результат: Деятельность консилиума службы сопровождения организуется эффективным способом, чтобы надлежащим образом обеспечить процесс сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с инвалидностью.
Деятельность:
10.1. Консилиум службы следует четким процедурам, реализуемым на практике.
10.2. Консилиум службы гарантирует, что предоставление психолого-педагогических и социальных услуг ребенку-инвалиду основано на объективной компетентной оценке ситуации особенностей развития ребенка с инвалидностью.
10.2. Результаты мониторинга планов по сопровождению ребенка-инвалида и его семьи рассматриваются на заседании консилиума не реже, чем 1 раз в 6 месяцев. Принятие и пересмотр планов происходит по решению консилиума
10.3. Сотрудники службы постоянно анализируют ее деятельность, определяют адекватность предоставления услуг и совместно с руководителем службы определяют изменения и дополнения в плане сопровождения ребенка и его семьи.
10.4. Сотрудники службы четко понимают границы своей ответственности, четко выполняют свои роли. Работа специалистов осуществляется при регулярном и плановом супервизорстве.
10.5. Супервизорство осуществляется специально подготовленными специалистами службы, которые осуществляют профессиональное сопровождение специалистов службы.
5. Этапы и задачи службы сопровождения семьи и ребенка с ограниченными возможностями
Задачи и этапы сопровождения семьи и ребенка с ограниченными возможностями перекликаются с программой помощи семье, воспитывающей ребенка раннего возраста с особенностями в развитии, рекомендованными Институтом раннего вмешательства г. Санкт-Петербурга.
Этапы службы сопровождения семьи и ребенка с ограниченными возможностями коротко представлены в таблице 1.

 

сопровождение1
сопровождение2

I. Предварительный этап. Выявление семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, нуждающихся в
службе семейного сопровождения:

• выявление или обращение самих родителей напрямую в службу,
• направление в службу семейного сопровождения. Рекомендацию о посещении службы сопровождения родители могут получить от учреждений системы социальной помощи, образования, здравоохранения, общественных родительских организаций, отдельных специалистов.
Окончательное решение об обращении в СССиР принадлежит, безусловно, родителям ребенка или лицам, их заменяющим. Родители ребенка могут обратиться в службу сопровождения и без направления, по собственной инициативе. Даже при налаженной системе выявления и направления в службу детей, нуждающихся в ранней и реабилитационной помощи, возможность самостоятельного обращения родителей будет актуальной.
II. Основной этап. Создание и реализации программ семейного сопровождения:
• организация и проведение первичной консультации семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями;
• междисциплинарная оценка развития ребенка с ограниченными возможностями;
• выявление запроса семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями;
• оценка запроса / ситуации семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями;
• составление программы сопровождения семьи и ребенка с ограниченными возможностями;
• работа с семьей и ребенком по индивидуальным программам сопровождения;
• реализация индивидуального маршрута реабилитации (индивидуального плана обучения) ребенка с ограниченными возможностями;
• оценка основного этапа программы сопровождения семьи и ребенка с ограниченными возможностями;
• подготовка и обеспечение перехода ребенка из программ службы семейного сопровождения в образовательные и реабилитационные программы других учреждений (или перехода в другую программу сопровождения).
На основе анализа проблем и потребностей семьи и ребенка, междисциплинарной командой специалистов службы сопровождения составляется программа сопровождения. В программе определяются формы, методы и сроки работы с семьей и ребенком. В процессе выполнения в программу могут вноситься коррективы, которые также определяются междисциплинарной командой специалистов на основе анализа динамики изменений в состоянии ребенка и семьи, происшедших в результате деятельности.
Работа с ребенком и семьей в службе сопровождения прекращается в следующих случаях:
а) отказ родителей ребенка (по объективным или субъективным причинам) от услуг службы сопровождения;
б) достижение результата, планируемого при составлении индивидуальной программы работы службы сопровождения;
в) переход ребенка в другое учреждение по достижении ребенком определенного возраста.
В случае отказа родителей от услуг службы семейного сопровождения, специалистами службы могут быть даны рекомендации родителям по дальнейшей работе с ребенком. В любом случае, за семьей оставляется право повторного обращения в службу семейного сопровождения.
В двух других случаях междисциплинарной командой специалистов службы разрабатывается план и содержание работы с ребенком и семьей по подготовке перехода ребенка в другие программы. Специалисты службы вместе с семьей определяют программу, организацию или учреждение, которые наиболее соответствует возможностям, интересам и склонностям ребенка. Определяются формы и методы работы, а также сроки подготовки ребенка к переходу. В том случае, если ребенок, достигший трехлетнего и семилетнего возраста, переходит в учреждение дошкольного и школьного образования (любого типа), к определению наиболее благоприятного для него образовательного маршрута привлекаются специалисты ПМПК.
III. Заключительный этап. Сопровождение перехода ребенка с ограниченными возможностями и семьи в программы образовательных, социальных, реабилитационных и др. учреждений:
• содействие в подборе учреждения по месту жительства семьи;
• сопровождение ребенка с ограниченными возможностями и семьи в период адаптации ребенка в новом учреждении;
• подготовка специалистов выбранного учреждения:
a) передача технологий работы с семьей и ребенком;
б) передача и комментирование необходимой документации из истории работы с семьей и ребенком;
• взаимодействие специалистов службы семейного сопровождения и специалистов выбранного учреждения в период адаптации ребенка в новом учреждении;
• оценка заключительного этапа программы сопровождения семьи и ребенка с ограниченными возможностями;
• завершение программы сопровождения, выход семьи из программы.
При необходимости специалисты службы сопровождения выполняют работу по сопровождению ребенка при переходе его в другие программы. Такая работа может включать консультации для специалистов учреждения, в которое переходит ребенок, консультации для родителей при возникновении проблем в период адаптации ребенка.
Таким образом, программа сопровождения семьи и ребенка с ограниченными возможностями считается завершенной тогда, когда завершается период адаптации ребенка после его перехода в другие программы.
Возможные варианты организации перехода ребенка и его семьи в другие учреждения
Исходя из своих возможностей и потребностей, ребенок может посещать специализированные учреждения системы дошкольного и школьного образования, интегрированные группы в обычных дошкольных учреждениях, компенсирующие группы в дошкольных учреждениях комбинированного вида, обычные массовые учреждения дошкольного и школьного образования, индивидуальные занятия по графику в образовательных учреждениях, Центры социальной помощи семье и детям, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями, социально-реабилитационные центры, службы общественных организаций и др.
Важно, чтобы ребенок с ограничениями мог получать образовательные, реабилитационные и другие услуги по месту жительства в шаговой доступности. В ситуации, когда нет поблизости данных учреждений, можно ориентироваться на учреждения, где существует готовность специалистов и самого учреждения принять ребенка с ограниченными возможностями, особенно это касается детей, имеющих тяжелые и комбинированные нарушения в развитии.
Такая система может быть организована на основе делового сотрудничества учреждений образования, социальной защиты, здравоохранения, общественных организаций и самих родителей. Это сотрудничество дает возможность реализовать следующие задачи: своевременное выявление детей, нуждающихся в реабилитационной помощи, непрерывное междисциплинарное сопровождение, обеспечение возможности для интеграции ребенка, имеющего нарушения развития в соответствующие его потребностям и возможностям образовательные программы.
6. Функции и организация связей службы сопровождения семьи и ребенка с ограниченными возможностями
Информационно-координационная функция
Информирование населения о деятельности, целях и задачах СССиР.
На этапе организации службы семейного сопровождения необходимо проводить серьезную «агитационно-разъяснительную» работу с различными категориями населения – потенциальными потребителями услуг. Информационные кампании могут проводиться в сотрудничестве с различными учреждениями: детские поликлиники, родильные дома, детские сады, школы, центры социальной помощи семье и детям, реабилитационные центры, ассоциации родителей и проч. Информация для родителей может быть представлена в виде буклетов, кратких справочников или простых объявлений.
Серьезного внимания требует также организация работы по информированию специалистов, работающих в перечисленных выше организациях. Информационная кампания для профессионалов-специалистов может быть организована как серия ознакомительных семинаров, конференций, мастер-классов, выставок и т.д.
Организация деловых партнерских связей со структурами и учреждениями, заинтересованными в улучшении качества услуг, предоставляемых населению.
Для успешной реализации целей и задач системы службы семейного сопровождения необходимо обеспечить ее конструктивное взаимодействие с целым рядом административных структур и организаций. Такая широкая сеть связей обусловлена следующим:
а) служба сопровождения семьи и ребенка с ограниченными возможностями может быть организована как система только при активной поддержке органов исполнительной власти субъекта Федерации;
б) служба семейного сопровождения является, по сути, междисциплинарной структурой, поэтому ей необходимо взаимодействовать с органами управления систем образования, социальной защиты и здравоохранения, общественными организациями;
в) взаимодействие со средствами массовой информации необходимо как для решения задачи информирования населения о деятельности служб сопровождения семьи и ребенка с ограниченными возможностями, так и для привлечения внимания общественности к проблемам детства и раскрытия возможных путей решения этих проблем.
Взаимодействуя с учреждениями образования, социальной защиты и здравоохранения, служба решает задачу информирования специалистов-практиков о содержании работы службы семейного сопровождения.
Формы информирования родительской и профессиональной общественности о работе службы сопровождения семьи и ребенка, ее целях и задачах:
• Выступления в СМИ
• Издание и распространение информационных буклетов для родителей и профессионалов
• Проведение информационных мероприятий для родителей и профессионалов
• Сотрудничество с общественными родительскими организациями
• Сотрудничество с профессиональными организациями и учреждениями (поликлиники, роддома, дома ребенка, детские сады, школы, центры социальной помощи семье и детям, центры реабилитации).
7. Формы работы с семьями и детьми, имеющими ограниченные возможности, в службе сопровождения
Первичная консультация, определение запроса семьи В практике работы специалистов междисциплинарной команды службы сопровождения НРООПДиМ «Верас» выделяются следующие этапы первичного приема семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями:
1. Запись на прием родителей по телефону или напрямую при посещении службы.
2. Телефонные переговоры о дате и времени первичной консультации.
Первичная консультация специалистами службы родителей (опекунов) без ребенка.
Междисциплинарная оценка развития ребенка с ограниченными возможностями.
Психолого-педагогическое изучение ребенка на основе экспресс-диагностики с учетом возраста ребенка в присутствии родителей.
Составление программы сопровождения семьи и ребенка с ограниченными возможностями. Согласование программы с родителями. Этап телефонных переговоров является важным для налаживания взаимодействия с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями. Исходя из опыта работы, прежде всего, это должны быть заранее подготовленные вопросы к родителям, чтобы получить краткую, но достаточную информацию о проблеме/запросе семьи. Вопросы должны быть составлены четко, исключая двусмысленность, и задаваться в уважительной, вежливой форме. Ответы сразу заносятся в журнал учета записей желающих получить первичную консультацию. Работник, в служебные обязанности которого входит вести телефонные переговоры, должен иметь инструкции по ведению первичных переговоров с родителями и журнал. На первичную консультацию приглашаются по возможности оба родителя ребенка с ограниченными возможностями (опекуны), а также заинтересованные родственники и лица, принимающие участие в воспитании и развитии ребенка. Регистрационные записи доводятся до ответственных специалистов службы сопровождения, определяется и согласовывается время первичной консультации родителей без ребенка. Собеседование с родителями – важный этап проведения первичной консультации, так как во время собеседования удается установить доверительные отношения с семьей, понять их проблемы, запрос, ресурсы и пожелания, прояснить возможные варианты сотрудничества.
Во время интервью-собеседования необходимо получить сначала общую формальную информацию о ребенке и семье. Следующий важный этап собеседования – это получение информации о социокультурном профиле семьи, о проблемах и возможностях развития и воспитания особого ребенка в семье, об отношении к нему родственников и ближайшего окружения, о взаимодействии семьи с окружающими социумом.
Для интервью используется структурированная форма, состоящая из блока общих вопросов, на которые отвечают родители, а также блока вопросов, касающихся непосредственно развития ребенка с ограниченными возможностями. Интервью позволяет выяснить готовность родителей (опекунов) к воспитанию и развитию особого ребенка, выявляет согласованность или несогласованность мотивов и ожиданий, дает картину семейных отношений. В процессе собеседования, в первую очередь, выясняется запрос семьи, мотивация, возможности воспитания в семье ребенка с ограниченными возможностями, устанавливается, каких навыков и знаний не хватает родителям, какую информацию им необходимо предоставить.
На следующую встречу (второй этап первичной консультации) родители приглашаются вместе с ребенком, имеющим нарушения в развитии. Сотрудники службы сопровождения по результатам первого собеседования заранее определяют, кто из специалистов команды будет проводить неформальное наблюдение за поведением ребенка и родителей, а кто – психолого-педагогическое обследование ребенка на основе экспресс-диагностики (познавательное, социально-эмоциональное, моторное и речевое развитие ребенка). Целью диагностики ребенка является выявление особенностей его развития, проблемных и сильных сторон, потребностей в семейной заботе, индивидуальном маршруте реабилитации и коррекции, возможностей социализации.
В службе сопровождения в работу с семьей обычно включены несколько специалистов команды. Это могут быть спецпедагог (дефектолог, логопед), психолог, семейный психолог, социальный педагог, невропатолог, социальный адвокат и другие специалисты по мере необходимости. Каждый из специалистов сначала составляет свое впечатление о проблемах и возможностях ребенка, о ситуации в семье по воспитанию и развитию ребенка. Результаты, полученные при обследовании, становятся основанием для подготовки рекомендаций по составлению индивидуальной программы сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.
Во время третьего этапа первичной консультации проводится общее обсуждение ситуации с родителями, в ходе которого формируется программа сопровождения семьи и ребенка, распределяются роли в ее осуществлении. Ситуация обсуждения позволяет родителям ощутить поддержку специалистов, а также почувствовать себя активной и важной частью команды, работающей с ребенком. Эффективным является разделение ролей специалистов в работе с семьей. К примеру, исходя из ситуации, семейный психолог, социальный адвокат или социальный педагог разрабатывают программу социально-психолого-педагогического сопровождения семьи, спецпедагог и психолог разрабатывают индивидуальный маршрут реабилитации и развития ребенка, непосредственно занимаются с ребенком и обучают родителей, а супервизор контролирует процесс реализации программы, координирует взаимодействие с семьей и разрешает возникающие проблемы, а также обеспечивает изменение программы, если такая необходимость возникает. Одним из принципов работы службы семейного сопровождения является принцип добровольности участия семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями в программах сопровождения, реабилитационной помощи. Специалисты СССиР ведут практическую работу с детьми и семьями, как консультанты. Прием детей и родителей осуществляется на базе службы или при необходимости организуется выезд специалистов непосредственно в семью, где воспитывается ребенок с нарушениями развития. В службе сопровождения предусмотрены несколько вариантов обслуживания ребенка и семьи:
1. Первичная консультация семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, которой может быть достаточно после получения конкретных рекомендаций, исходя из запроса семьи.
2. Повторные консультации – от 2-х до 6-ти встреч семьи и ребенка со специалистами, которые отвечают основному запросу семьи и проблемам ребенка.
3. Долгосрочная программа сопровождения семьи и ребенка с ограниченными возможностями, включающая индивидуальное и (или) групповое обслуживание ребенка и семьи. Долговременное сопровождение может продолжаться от года и более, в зависимости от потребностей ребенка и семьи. Такое сопровождение необходимо, в первую очередь, для детей с тяжелыми и комбинированными нарушениями развития. Индивидуальная программа сопровождения семьи и ребенка разрабатывается командой специалистов совместно с родителями в течение определенного времени после завершения всесторонней оценки ребенка и семьи. Программа сопровождения пересматривается в соответствии с потребностями ребенка и семьи – каждые 6 месяцев или чаще.
Индивидуальные и групповые занятия в службе сопровождения семьи и ребенка с ограниченными возможностями
Основными формами работы с семьей и ребенком являются индивидуальные и групповые занятия в службе сопровождения, а в сложных случаях – домашние визиты.
Индивидуальные развивающие или коррекционные занятия специалисты службы (дефектолог, логопед, психолог, реабилитолог и др.) проводят с детьми согласно составленного индивидуального маршрута реабилитации ребенка (или индивидуального плана обучения). Исходя из потребностей ребенка и возможностей семьи, занятия могут проходить 1-3 раза в неделю.
Различные формы проведения групповых занятий в сопровождении родителей детей раннего возраста с особенностями в развитии, детей с комбинированными и другими нарушениями развития были разработаны специалистами Института раннего вмешательства г. Санкт-Петербурга, БФ «Даунсайд Ап» г. Москвы, Центра лечебной педагогики г. Москвы и др. Кроме того, организация групп кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями на базе дошкольных образовательных учреждений предусмотрена в нормативных документах Министерства образования РФ.
Перед началом посещения групповых занятий родители приглашаются на предварительную встречу с ведущими, на которой специалисты информируют семью о целях и задачах группы и совместно с семьей принимают решение о необходимости посещения группы, исходя из запроса семьи и потребности ребенка.
В период посещения группы, в случае необходимости, семья может приглашаться на отдельные встречи с ведущими для более детального обсуждения трудностей, с которыми они сталкиваются в процессе занятий, роста и развития ребенка. Кроме того, ведущие организуют тематические встречи или группы взаимной поддержки для родителей, посещающих групповые занятия. Количество и частота таких встреч зависит от потребностей конкретной группы.
Общие принципы организации групп для детей с ограниченными возможностями и их родителей:
• занятия в группе проводят один или два специалиста команды в зависимости от поставленных задач;
• посещение группы добровольное;
• ребенок присутствует на занятиях в группе вместе с родителем или близким взрослым;
• родитель несёт ответственность за своего ребенка;
• группы могут формироваться как исходя из критерия одного возраста детей и/или уровня развития, так и в группе могут участвовать дети разного уровня развития;
• игрушки, материалы, оборудование и обстановка в помещении, где проводятся групповые занятия, являются безопасными и стимулируют развитие;
• занятия в группе проводятся всегда в одно и то же время, 1–2 раза в неделю, продолжительность встречи 1,5–2,5 часа с перерывами для отдыха и свободной игры детей;
Для детей раннего возраста в службе сопровождения могут организовываться адаптационные группы.
Цель:
– адаптация детей раннего возраста к коллективу сверстников и взрослых;
– подготовка детей к посещению дошкольных образовательных учреждений;
– помощь родителям в их взаимодействии и установлении отношений с детьми.
Для детей, имеющих тяжелые и комбинированные нарушения развития, организуются поддерживающие группы.
Цель:
– восстановление эмоционального контакта между родителями и ребенком;
– обучение родителей навыкам ухода, кормления, игры и общения с ребенком для оптимизации его жизнедеятельности; – психологическая поддержка родителей.
Для детей дошкольного возраста в службе сопровождения могут организовываться группы кратковременного пребывания или социально-педагогические группы.
Цель:
– адаптация детей с ограниченными возможностями к коллективу сверстников и взрослых;
– развитие коммуникации, познавательных, социальноэмоциональных, физических способностей детей с ограниченными возможностями;
– подготовка детей к посещению образовательных, социальнореабилитационных и других учреждений;
– помощь родителям в их взаимодействии и установлении отношений с детьми.
Групповое занятие может состоять из трех и более частей. См. приложение №1. После завершения каждой части дается время для отдыха и свободной игры детей. Каждое занятие имеет четко повторяющуюся структуру:
1. Приветствие. Занятие начинается в круге с одной и той же приветственной песенки, которую поют все вместе, приветствуя каждого участника по очереди. Ребенок учится выделять себя из группы детей, принимать очередность во взаимодействии.
2. Основная часть. Включает в себя более сложные игровые упражнения на развитие коммуникации, речи, когнитивное и психомоторное развитие, формирование навыков социализации ребенка, усвоение действий по образцу и т.д.
3. «Разминка». После основной части детям и родителям предлагается свободная игра.
4. Завершающая часть: предлагаются упражнения на развитие физической активности детей или развитие игровой инициативы у детей и родителей, создание условий для взаимодействия детей друг с другом.
5. Чаепитие (по желанию).
6. Прощание; дети и родители возвращаются в круг, исполняется прощальная песенка.
Формы работы с родителями
Работа с семьей по созданию условий для адекватного развития ребенка с ограниченными возможностями, социальная и психолого-педагогическая помощь ребенку и членам его семьи:
• адаптация членов семьи к появлению в ее составе ребенка с особыми потребностями;
• оказание психологической поддержки семьям при рождении ребёнка с особыми потребностями;
• консультирование родителей по вопросам развития детей с особыми потребностями;
• Информирование родителей о социально-правовых гарантиях и деятельности государственных и общественных организаций, оказывающих необходимую помощь и услуги.
• Междисциплинарная оценка развития детей от 0 до 7 лет:
a) выявление проблем и потребностей ребенка,
б) создание программы индивидуального сопровождения;
• Обеспечение междисциплинарного обслуживания ребенка и семьи в соответствии с разработанной программой индивидуального сопровождения;
• Планирование подготовки и обеспечение перехода ребёнка в другие структуры после окончания программы индивидуального сопровождения в службе.
Реабилитационная помощь ребенку с ограниченными возможностями и семье:
• междисциплинарная оценка основных областей развития ребенка (познавательной, социально-эмоциональной, двигательной, речевой, области самообслуживания); определение состояния психического развития ребенка, качественных особенностей его отношений с родителями и другими членами семьи; выявление основных потребностей ребенка и семьи.
• создание программы индивидуального сопровождения ребенка и семьи;
• междисциплинарное обслуживание ребенка и семьи в соответствии с разработанной программой;
• отслеживание эффективности ре– и абилитационной помощи, внесение дополнений и изменений в разработанную программу. Одной из основных целей индивидуальной программы сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, на наш взгляд, является помощь семье в создании оптимальных условий, в первую очередь, для воспитания и развития ребенка в семейной системе. Не воспринятый в семейной системе ребенок с нарушениями развития, оставаясь на ее периферии, живет в ситуации эмоционального отвержения. Именно адекватное восприятие может позволить обеспечить ребенку стабильность и безопасность его существования. Без этих составляющих практически невозможно создать внутренние и внешние условия для его позитивной социализации.
Поскольку вся семья принимает участие в процессе принятия или отторжения ребенка с ограниченными возможностями, то и в программу сопровождения необходимо включение всех членов семьи. Воспитание в семье ребенка с ограниченными возможностями ставит перед членами семьи новые задачи, требующие существенной перестройки взаимоотношений. Чтобы функционировать в новом качестве, семья должна внести изменения в свою структурную организацию, адаптировать к новой ситуации основные правила своей жизни и выработать свой новый образ. Это требует от семьи серьезных усилий по актуализации собственных ресурсов. В процессе сопровождения семья должна выйти из кризисного состояния и научиться строить отношения, которые бы ее удовлетворяли.
В процессе сопровождения важно соблюдать принцип сбалансированного вмешательства в семью. Необходимость решения задач воспитания и развития ребенка с ограниченными возможностями вызывает шлейф неразрешенных проблем и способствует возрастанию уровня семейной тревоги, что актуализирует потребность в социальном и психолого-педагогическом сопровождении. В процессе осуществления сопровождения можно выделить «точки кипения», когда помощь специалистов становится важным условием воспитания и развития ребенка с инвалидностью.
Одной из основной проблем функционирования семьи, воспитывающей ребенка с инвалидностью, являются те изменения во взаимоотношениях, которые часто возникают при рождении ребенка с особенностями в развитии. Эти изменения вовлекают все уровни семейной системы: изменяются границы семьи, характер взаимоотношений с окружающими, границы внутри системы, уровень близости между ее членами, образуются новые коалиции, происходит перераспределение семейных ролей, вырабатываются новые правила взаимодействия и взаимоотношений и т.д. Нередко это приводит ее в состояние «истощения» ресурсов, формированию «системных защит», которые препятствуют восприятию и включению ребенка в семью.
Родители и другие члены семьи перестают замечать какиелибо положительные изменения в развитии ребенка. Важным условием воспитания и развития ребенка с нарушениями развития в семье является формирование реалистичных ожиданий. Важнейшей задачей сопровождения является обучение родителей умению содействовать развитию ребенка, думать о нем как о реальном человеке с его потребностями и возможностями.
Семьи с низким уровнем ресурсности нередко либо сопротивляются включению в процессы сопровождения, закрывают свои границы перед специалистами, либо становятся крайне зависимыми от помощи. В такой ситуации семьи страдают от собственного бессилия. Их потребность в сопровождении актуализируется. Отсутствие помощи может привести к эмоциональному отвержению и отказу от своего «особенного» ребенка. Семьи с такими детьми нуждаются в особом психотерапевтическом сопровождении, важнейшей составляющей которой является преодоление психологических барьеров в восприятии своего ребенка таким, каким он есть.
Не менее важным в сопровождении является и принцип пошаговой передачи ответственности семье за ее психологическое благополучие, развитие и воспитание ребенка-инвалида. Если на первом этапе мы говорим о разделении ответственности между семьей и службой, то на последующих этапах укрепляется уровень ресурсности семьи, зона ответственности семьи постепенно расширяется. Это также закрепляется с помощью договора о сотрудничестве.
Ресурсность семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, постепенно укрепляется благодаря деятельности команды специалистов, в первую очередь, психолога. Появляется способность семьи к изменению ролей в соответствии с меняющейся ситуацией, открытость коммуникаций, способность к выражению и вербализации эмоциональных переживаний, ориентация на принятие ответственности, ориентация на самоценность ребенка, определенный либерализм в отношении его достижений, наличие социально поддерживающей сети, способность поддерживать эффективные взаимоотношения с ее субъектами. Такие семьи, как правило, открыты к контактам со специалистами и становятся равноправными субъектами процесса сопровождения.
Одной из наиболее продуктивных форм сопровождения семьи является группа психологической поддержки. Психолог выполняет основополагающую стартовую функцию. Одна и первых задач – вычленить проблему и осмыслить ее. При этом важна не только диагностика проблемы, но и диагностика сильных сторон семьи, окружения, на которые можно опереться при решении. После диагностики, согласно логике сопровождения, нужно выработать программу действий, опираясь на опыт и мнение других родителей, участвующих в группе взаимной поддержки. Сопровождение – это особый способ помощи семье в преодолении актуальных для нее проблем воспитания и развития ребенка с нарушениями развития. Семье помогают принять решение, но за ней остается и сам выбор, и ответственность за него. Важно именно помогать решать проблемы, а не просто диагностировать их и давать отдельные советы. И наконец, самое главное – это приоритет интересов ребенка. В работе группы в зависимости от цели занятия принимают участие как члены семьи в целом, так и одни родители. Занятия группы проводятся для того, чтобы с помощью межличностной поддержки и путем совместного решения задач помочь семьям решать трудные проблемы, связанные с воспитанием и развитием детей с ограниченными возможностями. Дополнительная цель состоит в том, чтобы помочь участникам группы развить навыки решения задач межличностного общения, с тем, чтобы они могли более эффективно преодолевать возможные проблемы. Занятия дают членам группы возможность разобраться в сложном переплетении эмоций, которые они переживают в этот момент, обеспечивают информацией, помогающей выработать наиболее эффективные способы взаимодействия в семье. Каждый участник получает «эфирное время», возможность рассказать о своих собственных проблемах и получить обратную связь от других членов группы и ведущих.
В процессе долгосрочного сопровождения между специалистами службы сопровождения и семьей формируются отношения доверия и взаимопонимания. Прекращение регулярных встреч в службе может тяжело переживаться членами семьи. Поэтому окончанию обслуживания ребенка и семьи предшествует подготовка родителей и ребенка к расставанию. В процессе работы с ребенком и семьей в службе сопровождения специалист обсуждает с родителями, как они видят будущее развитие ребенка и имеют ли они достаточно информации об образовательных учреждениях, центрах, программах для детей с ограниченными возможностями. Необходимо рассказать родителям о возможных вариантах дальнейшего сопровождения ребенка, ответить на вопросы членов семьи, передать им координаты родительских ассоциаций, центров реабилитации, дошкольных и школьных образовательных учреждений, где проводятся занятия с детьми, имеющими ограниченные возможности.
При переводе ребенка сотрудники службы могут предоставить родителям и специалистам междисциплинарное заключение о развитии и потребностях ребенка, сопровождать ребенка на первоначальном этапе перехода в другое учреждение для его адаптации в новых условиях.
8. Взаимодействие службы сопровождения с учреждениями для перехода и включения ребенка с ограниченными возможностями в социум
Комплексный подход, который лежит в основе службы сопровождения, требует взаимодействия разнородных специалистов как внутри службы, так и между учреждениями. Специалисты часто не умеют и не хотят работать в команде. Они больше настроены на индивидуальную работу, что вызывает определенные сложности – незнание сферы деятельности коллег и неумение сотрудничать. Комплексный подход естественным образом определяется логикой целостного взгляда на развитие ребенка с ограниченными возможностями. Отсюда необходимость согласования действий специалистов различного профиля, чтобы целое не потерялось за деталями.
Деятельность специалистов службы сопровождения включает в себя:
• консультации юристов, психологов, социальных работников, педагогов;
• осуществление контроля над реализацией индивидуальной программы сопровождения семьи и ребенка с ограниченными возможностями;
• оказание помощи семье в вопросах ее адаптации и жизнеустройства;
• информационно-практическое обучение и оказание методической помощи на базе службы сопровождения специалистам образовательных, социально-реабилитационных и других учреждений для дальнейшего включения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, в микросоциальную сеть. Целью создания микросоциальной сети является актуализация ресурсов поддержки семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, формирование благоприятного социального контекста в ближайшем окружении семьи. Создание такой сети предполагает привлечение возможных участников, организацию для них эффективных способов общения и анализ того, какая помощь нужна для успешного функционирования сети. Организационной составляющей сети, прежде всего, является служба сопровождения семьи и ребенка с ограниченными возможностями –уполномоченная служба, организованная на уровне образовательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или муниципалитета, которая объединяет элементы сети в единый социальный комплекс и является одним из основных источников социальной, психологической и инструментальной поддержки семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями. Переход ребенка в программы других учреждений – сложный психологический процесс, связанный с преодолением многих факторов: смена социального статуса, изменение социально-бытовых условий, смена учебного заведения, принятие новых требований, отсутствие привычного окружения. Весь этот комплекс проблем рождает чувство неуверенности, недоверия, тревоги и опасности как у самого ребенка с ограниченными возможностями, так и у его родителей. Как правило, в результате запускаются защитные механизмы ребенка, и процесс его адаптации и реабилитации заметно осложняется. Для того, чтобы избежать излишних травматических нагрузок на ребенка, его необходимо постепенно адаптировать к новым условиям.
Выездное консультирование – технология сопровождения, направленная на помощь ребенку, имеющему проблемы в развитии, в обучении и адаптации. Консультант службы сопровождения выезжает на место обучения или реабилитации ребенка, наблюдает в течение определенного времени за трудностями ребенка в усвоении знаний, умений, навыков учебной деятельности и освоении норм коллектива, консультирует специалистов учреждения, родителей по преодолению этих трудностей, разрабатываются рекомендации всем участникам сопровождения.
В завершение программы сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, проводится мониторинг результата.
9. Развитие служб сопровождения в рамках реализации региональной программы «Равные возможности» Министерства социальной политики Нижегородской области Инфраструктура региона в сопровождении семей, воспитывающих детей с инвалидностью, нередко функционирует на уровне разрозненных элементов, отношения между которыми не всегда носят согласованный характер, имеет место дублирование функций, различное понимание задач сопровождения и содержания деятельности. Все это снижает эффективность профессиональной помощи семье, воспитывающей ребенка-инвалида.
Несмотря на это, имеются условия и готовность Министерства социальной политики Нижегородской области создавать и развивать службы сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, которые позволили бы выстроить целостную систему сопровождения семьи и ребенка-инвалида за счет использования эффективных технологий сопровождения, а также выстраивания вертикали управления процессами сопровождения.
Служба оказывает содействие созданию оптимальных условий для развития, воспитания и социализации детей-инвалидов. Сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с инвалидностью, – целостная деятельность, специально организованная, системная, пролонгированная помощь в рамках взаимодействия службы и субъектов сопровождения во время осуществления основных видов деятельности службы. Целью сопровождения является создание благоприятных педагогических, психологических, социальных и правовых условий для жизнедеятельности, развития и социализации ребенка-инвалида, а также поддержки самой семьи.
Актуальность деятельности служб сопровождения обусловлена необходимостью решения практических проблем построения целостной системы сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с инвалидностью, направленной на создание оптимальных условий для развития и социализации детей-инвалидов. Основная идея – организация в регионе целостной системы сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с инвалидностью, за счет использования эффективных технологий сопровождения, объединения имеющихся в регионе элементов инфраструктуры системы в единую службу сопровождения семьи, в рамках которой выстраивается вертикаль управления процессами сопровождения.
Основная задача – предложить комплекс ключевых положений, которые позволили бы на основе имеющихся знаний и результатов практики выстроить деятельность службы, которая могла бы реализовать заказ государства и гражданского общества на создание эффективной системы сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.
Краткая концепция развития служб сопровождения семьи и ребенка (СССиР) на базе государственных учреждений Министерства социальной политики Нижегородской области В рамках реализации региональной программы «Равные возможности» предлагается в течение 2,5 лет создать и развивать в каждом районе Нижегородской области (всего 56 районов) службы сопровождения семьи и ребенка с ограниченными возможностями (СССиР) для улучшения координации в использовании существующих кадровых и финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении, как государственных служб на региональном и местном уровнях (социальные, педагогические, медицинские и др.), так и общественных структур. См. приложение №3 «Положение о службах сопровождения семьи и ребенка с ограниченными возможностями».
Службы сопровождения будут способствовать развитию механизмов, обеспечивающих основные права ребенка с ограниченными возможностями на жизнь в семье, реабилитацию, развитие, обучение, социализацию. Данные службы сопровождения призваны расширить и дополнить услуги как в тех районах, где уже имеются центры и отделения, работающие с детьми-инвалидами, так и в тех районах, где эта работа начинается. Причем СССиР адресуют свою помощь не только ребенку, а учитывают целый ряд важных комплексных проблем семьи и социума.
В программе главное внимание уделяется именно семейному сопровождению как целостной взаимозависимой структуре на всех этапах абилитации, реабилитации и социализации каждого из ее членов.
В этой связи определены цели и задачи СССиР.
Целями службы сопровождения семьи и ребенка являются:
– содействие в организации комплексной помощи семье и ребенку с ограниченными возможностями для его оптимального развития и адаптации в обществе,
– включение в социум по месту жительства семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.
Задачами службы сопровождения семьи и ребенка являются:
1. Социально-психологическая поддержка семьи, воспитывающей ребенка-инвалида.
2. Оказание услуг комплексного социального, психологопедагогического сопровождения ребенка с инвалидностью и его родителей.
3. Обеспечение преемственности между службой сопровождения семьи и ребенка и учреждениями системы социальной защиты, образования, здравоохранения и общественными организациями в оказании услуг семьям, имеющим детей с инвалидностью. Для решения этих задач планируется создать и оборудовать службы сопровождения ребенка-инвалида и его семьи за 2009-2010 годы в 20 районах Нижегородской области, содержание работы которых планируется обеспечивать через индивидуальную работу специалистов с ребенком и родителями, консультации, тренинги для родителей, работу родительских клубов. СССиР на данном этапе, исходя из местных условий и возможностей, могут развиваться, как разноуровневые модели, что позволяет выполнять мероприятия в рамках одной или нескольких задач.
Мероприятия для реализации поставленных задач.
1. Социально-психологическая поддержка семьи, воспитывающей ребенка-инвалида.
Предоставление родителям информации о нормативных правовых актах, защищающих права ребенка и семьи, социальных гарантиях, государственных и общественных организациях, оказывающих необходимую помощь и услуги.
Информирование родительских, общественных и профессиональных организаций о работе службы сопровождения, ее целях и задачах.
На базе служб сопровождения планируется создать родительские клубы, которые будут выполнять функцию неформальной сети поддержки семьи. Общение людей, оказавшихся в похожей ситуации, благотворно влияет на личное самочувствие родителей, смягчает социальный стресс, чувство изоляции, предоставляет возможность для обмена опытом и информацией. Такое общение призвано активизировать родителей, создавать инициативные группы по самопомощи и защите прав своих детей.
2. Оказание услуг комплексного социального, психологопедагогического сопровождения ребенка с инвалидностью и его родителей.
Консультирование специалистами междисциплинарной команды родителей по вопросам, связанным с индивидуальными особенностями ребенка и условиями его оптимального развития, проведение индивидуальных и групповых развивающих занятий для детей с участием их родителей. Организация и проведение на базе служб сопровождения для родителей тренингов в доступном формате по различным реабилитационным технологиям помощи детям с привлечением различных специалистов (в т.ч. и приглашенных). Содержание этих тренингов будет включать в себя специфические знания о заболеваниях, прогнозе, доступных абилитационных мероприятиях, которые могут выполняться родителями самостоятельно. Терапевтические тренинги для родителей являются важным звеном в комплексном подходе и обеспечивают более успешное выполнение индивидуальных планов развития ребенка. Такая работа будет являться компонентом взаимодействия родителей и специалистов по оказанию помощи ребенку и его максимально возможной реабилитации.
3. Обеспечение преемственности между службой сопровождения семьи и ребенка и учреждениями системы социальной защиты, образования, здравоохранения и общественными организациями в оказании услуг семьям, имеющим детей с инвалидностью.
Организация партнерских связей со структурами и учреждениями, заинтересованными в улучшении качества услуг, предоставляемых детям с ограниченными возможностями:
• информирование и взаимодействие для повышения эффективности и качества услуг, предоставляемых службой сопровождения;
• взаимодействие с учреждениями системы социальной защиты, образования и здравоохранения и другими учреждениями для обеспечения выявления детей, нуждающихся в ранней и реабилитационной помощи, определения оптимальных программ дальнейшего развития ребенка с ограниченными возможностями. Данная задача будет решаться через организацию различных консультаций, работу «круглых столов», общественных акций, работу со СМИ, проведения информационно-практических семинаров. Комплексные мероприятия позволят качественно изменить «ситуацию инвалидности» как ребенка, так и его ближайшего окружения, определят успешность их социальной реабилитации.
Направления деятельности по организации и развитию служб сопровождения семьи и ребенка
Для того, чтобы организовать и развивать деятельность служб сопровождения семьи и ребенка с инвалидностью, необходимо провести ряд мероприятий по следующим направлениям:
1. Определить площадки (районы) для реализации служб сопровождения семьи и ребенка, приобрести необходимое оборудование.
2. Организовать проведение работ по повышению информированности, квалификации специалистов службы сопровождения семьи и ребенка: (семинары, тренинги, курсы, супервизии, стажировки), систематизация и распространение специализированной научно-методической литературы, рекомендаций, пособий и т.д.
3. Распределить организуемые службы сопровождения на группы по уровням, исходя из местных условий и возможностей. Функции СССиР (первый уровень):
СССиР первого уровня организуются в районах, где на данном этапе отсутствуют центры реабилитации и реабилитационные отделения по работе с детьми, имеющими ограниченные возможности.
1. Создание базы данных о детях с ограниченными возможностями и потребностях их семей;
2. Изучение запроса семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями;
3. Информирование семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, о том, где и какую помощь они могут получить;
4. Организация консультаций, в т.ч. выездных, с привлечением необходимых специалистов (юристов, психологов, специальных педагогов, реабилитологов и др.);
5. Организация «круглых столов», рабочих встреч и других мероприятий для развития межведомственного взаимодействия и объединения усилий в поддержку семьи с ребенком-инвалидом;
6. Организация межсекторного и межведомственного взаимодействия для организации сопровождения семьи с ребенкоминвалидом;
7. Формирование активной жизненной позиции родителей путем организации групп взаимной поддержки и родительских клубов;
8. Поиск и привлечение ресурсов (материальных, человеческих и технических) для постепенного расширения услуг СССиР. Функции СССиР (второй уровень):
СССиР второго уровня предполагает расширение функций предыдущего уровня, направленных на практическое оказание социальной и психолого-педагогической помощи ребенку-инвалиду и его семье:
• Междисциплинарная оценка основных областей развития ребенка (познавательной, социально-эмоциональной, двигательной, речевой, области самообслуживания); определение состояния психического развития ребенка, качественных особенностей его отношений с родителями и другими членами семьи; выявление основных потребностей ребенка и семьи;
• создание программы индивидуального сопровождения ребенка и семьи;
• междисциплинарное обслуживание ребенка и семьи в соответствии с разработанной программой;
• отслеживание эффективности реабилитационной помощи, внесение дополнений и изменений в разработанную программу; • подготовка и реализация индивидуального маршрута выхода семьи с ребенком-инвалидом из программы сопровождения или перехода в другие программы.
Организация и проведение на базе служб сопровождения тренингов для родителей, исходя из их запроса и потребностей. Функции СССиР (третий уровень):
СССиР третьего уровня предполагают расширение функций двух предыдущих уровней.
Функции направлены на взаимодействие специалистов службы сопровождения и профильных специалистов учреждений социальной защиты, образования, здравоохранения и др. для полного включения ребенка-инвалида и его семьи в социум:
• подготовка специалистов учреждений для включения и сопровождения детей с инвалидностью и их семей, опираясь на инновационный европейский и российский опыт;
• взаимодействие специалистов службы семейного сопровождения и специалистов выбранного учреждения в период адаптации ребенка в новом учреждении;
• консультации родителей в период адаптации ребенка в другом учреждении (программе).
Такая система может быть организована на основе делового сотрудничества учреждений социальной защиты, образования, здравоохранения, БМСЭ, общественных организаций и других структур. Это сотрудничество дает возможность реализовать вышеназванные задачи: своевременное выявление детей, нуждающихся в реабилитационной помощи, непрерывное междисциплинарное патронирование ребенка и семьи, обеспечение возможности для социализации и интеграции ребенка с ограниченными возможностями в соответствующие его потребностям и возможностям социально-реабилитационные и образовательные программы, а результат – интеграция в социум.
10. Заключение (выводы)
С изменением нормативов организации служб сопровождения семьи и ребенка с ограниченными возможностями, увеличением нормативов численности работников данных органов, имеется существенная проблема повышения профессионализма и компетентности в первую очередь тех специалистов, деятельность которых непосредственно связана с реализацией прав детей-инвалидов. Это ставит вопрос подготовки высококвалифицированных специалистов, готовых осуществлять комплексную помощь семье и ребенку с ограниченными возможностями.
На уровне макросистемы важнейшей мишенью сопровождения является формирование психологической готовности общества к принятию ребенка с ограниченными возможностями и его семьи как равноправных членов. Кроме того, важна готовность представителей законодательной и исполнительной власти к созданию нормативных правовых условий для развития служб сопровождения семьи и ребенка с ограниченными возможностями. Одним из важнейших инструментов сопровождения на макросоциальном уровне является мониторинг и оценка развития служб сопровождения семьи и ребенка с ограниченными возможностями в стране, отдельных территориях, а также в организациях, осуществляющих сопровождение. Полученные результаты, информирование о них населения позволят сделать ситуацию более открытой и понятной, общественно контролируемой и значимой, а государственные программы помощи – более адресными и эффективными. Особое значение приобретает психологическое просвещение населения, представителей законодательной и исполнительной власти. Механизмом реализации психологического просвещения становится использование различных средств СМИ: от системы порталов и форумов до ток-шоу и социальной рекламы.
На уровне экзосистемы – (особенности жизненной среды семьи в условиях конкретной территории, региона) важной мишенью является создание поддерживающей среды для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, в пространстве той территории, на которой они проживают, их интеграция в это пространство. Это связано с инициированием наиболее благожелательного для формирования соответствующей профессиональной и личностной компетентности у специалистов, отношений доверия и безопасности между специалистами и семьями, готовности населения территории к осуществлению поддержки семей с детьми-инвалидами.
На уровне мезосистемы – (уровень взаимодействия микросистем: семьи и микросоциума) основной мишенью является создание социально-поддерживающей сети в ближайшем окружении семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, эффективное взаимодействие субъектов сети, к которым относится сама семья, родственники, друзья, соседи, коллектив учреждения, который посещает ребенок. Под социально-поддерживающей сетью семьи понимается такая система социальных отношений, которая способна удовлетворить ее специфические потребности в социальной, психологической и инструментальной поддержке. Целью ее создания является актуализация ресурсов поддержки семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, формирование благоприятного социального контекста в ближайшем окружении семьи. Создание такой сети предполагает привлечение возможных участников, организацию для них эффективных способов общения и анализ того, какая помощь нужна для успешного функционирования сети. Организация взаимодействия в рамках сети основывается прежде всего на достижении договоренности между ее участниками о конкретных способах поддержки и помощи семье в соответствии с ее потребностями и возможностями участников. Владение технологией организации социально-поддерживающей сети является важнейшей компетенцией специалистов службы. Внедрение предлагаемой организационной модели службы сопровождения семьи и ребенка с ограниченными возможностями позволит создать организационные условия для построения целостной деятельности по сопровождению семьи и ребенка с ограниченными возможностями.
Выводы:
1. В настоящее время накоплен относительно небольшой практический опыт в области сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями.
2. Основной вклад в разработку этого опыта сделали службы образовательных и социальных учреждений, общественных организаций, практикующих сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями в г.г. Пскове, Нижнем Новгороде, Владимире, Санкт-Петербурге, Великом Новгороде и др.
3. Есть насущная необходимость в создании единой организационной модели службы сопровождения семьи и ребенка с ограниченными возможностями.
4. Необходимо разработать и принять образовательные стандарты подготовки и переподготовки специалистов службы сопровождения семьи и ребенка с ограниченными возможностями. Данная модель позволяет создать организационные и профессиональные условия для системной деятельности по сопровождению семьи и ребенка с ограниченными возможностями и других субъектов, т.к. учитывает всю совокупность социальных, семейных и личностных факторов, а также основные закономерности функционирования и развития региональной системы поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов.
Служба сопровождения семьи и ребенка с ограниченными возможностями может создаваться как организационная структура муниципальных образовательных учреждений, социальных и реабилитационных учреждений региональной системы, в состав которой входят специалисты, занятые комплексным сопровождением семьи и ребенка с ограниченными возможностями, Ресурсные центры.

Источник: Служба сопровождения семьи и ребенка: инновационный опыт. Методический сборник
Корректор Л.И. Дергилёва
Компьютерная верстка И.С. Гришанова

 

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.