На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Психолого-педагогические особенности спортивной подготовки студентов высших учебных заведений
Психолого-педагогические особенности спортивной подготовки студентов высших учебных заведений
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Барзукаев Л. В. инженер по обслуживанию футбольного поля, ГУ Спорткомплекс им. С. Г. Билимханова, Грозный, республика Чечня
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Целью физического воспитания студентов в вузах, имеющих спортивные кафедры, является воспитание высококвалифицированных специалистов, владеющих не только методикой преподавания физической культурой, знанием психолого-педагогических особенностей индивида, а так же применением данных знаний на практике.

Мы планируем провести исследование по выявлению мотиваций достижений будущего учителя физической культуры, где заявленная тема будет рассмотрена как составляющая часть. Предметом нашего исследования является мотивация достижений будущего учителя физкультуры. Объект -мотивация достижений. В своем исследовании мы планируем использовать следующие методы исследования: Анализ научно-методической литературы, разработка методики по мотивации достижений будущего учителя физической культуры на основе образовательных стандартов третьего поколения и т. д.
Приведём примеры некоторых методик, которые мы используем в своей работе. Это «Опросник потребности в достижении» (Ю. М. Орлова), «Тест готовности к самореализации» (Т. А. Ратанова и Н. Ф. Шляхта) и другие.
Поэтому, первоочередными задачами в процессе обучения, на наш взгляд, с позиции нашего исследования, должны быть следующие:
а) воспитание у обучающихся моральных, волевых и физических качеств;
б) воспитание умения трудиться и работать на конечный результат;
в) сохранение и укрепление здоровья студентов, путём правильного формирования и всестороннего развития организма и поддержание высокой работоспособности через определенные системы упражнений и обучения и применения определённых методик не только на протяжении всего периода обучения, но и в дальнейшем;
г) всесторонняя физическая подготовка студентов с учётом их индивидуальных особенностей;
д) профессионально-прикладная подготовка студентов с учётом их будущей трудовой деятельности;
е) приобретение и овладение на практике студентами, необходимыми знаниями по основам теории, методике и организации физического воспитания,
спортивной тренировке;
ж) подготовка обучаемых к работе в качестве общественных инструкторов, тренеров, судей;
з) постоянное, целенаправленное совершенствование спортивного мастерства студентов - спортсменов;
и) воспитание и осознание студентами необходимости постоянно и регулярно заниматься физической культурой и спортом.

Одной из важных проблем в системе управления воспитательным процессом в вузе, в контексте нашего исследования, является научно-теоретическое обоснование и практическое использование средств физической культуры и спота для формирования у студенческой молодёжи
устойчивой ориентации на здоровый образ жизни.
Теоретико-методологическую основу проводимой работы составляют результаты многочисленных исследований, проводимых не только в нашей стране, но и за рубежом. Наиболее известные работы в этой области принадлежат следующим авторам: Е. П. Ильину [1], В. П. Петленко[4], Л. В. Майоровой [3] и другим.
Анализ структуры и содержания учебных планов и программ профессионального обучения в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта третьего поколения, показывает, что в большинстве случаев ориентация студентов на здоровый образ жизни, может осуществляться по пяти основным направлениям:
1. Нормативно-правовое направление. Сюда относятся выполнение требований законодательства, ведомственным приказов и нормативных актов, направленных на защиту, охрану, укрепление и поддержание здоровья обучающихся;
2. Организационно-педагогическое направление. Связано с координацией усилий по обеспечению просвещения и воспитания студентов в области здоровья сбережения.
3. Научно-методическое направление. В научно-методической литературе разработаны образовательные программы, реализация которых позволяет изменить отношение к своему здоровью. В них рассматриваются такие вопросы как: информирование о психологии здоровья и здорового образа, изучаются факторы, увеличивающие продолжительность активной жизни, даётся понятие стрессоустойчивости, способах снятия стресса и т. д.
4. Психолого-педагогическое направление. Требуется более глубокое изучение ценностных установок в сфере поддержания здоровья, а также организация дифференцированной и индивидуальной работы с учётом типовых проблем профессионального становления.
5. Физкультурно-спортивное направление. Физкультура и спорт располагают неограниченными возможностями для ориентации студентов на воспитание здорового образа жизни.
Особое внимание нам хотелось бы в контексте проводимого нами исследования обратить на решение воспитательных задач при создании и использовании в практике преднамеренных педагогических ситуаций, без которых психолого – педагогические особенности спортивной подготовки студентов высших учебных заведений будут рассмотрены не полностью. При моделировании этих ситуаций нами учитывались следующие требования [2]:
1. Выделение из комплекса решаемых воспитательных задач для каждого занятия ведущих задач.
2. Одновременное решение воспитательных и учебных задач.
3. Сочетание педагогических ситуаций с другими методами воспитания студентов.
4. Соответствие степени сложности педагогических ситуаций индивидуальным способностям студентов
На основании анализа методической литературы и опытно-
экспериментальной работы мы сделали, проверили на практике и получили следующие выводы и результаты:
1. Физкультурно-спортивная деятельность способствует формированию благоприятных межличностных отношений, дружбы и товарищества в коллективе обучаемых. В ходе этой деятельности создаются благоприятны условия для установления, сохранения и изменения важнейших форм взаимовлияний и контактов студентов, группового и коллективного взаимодействия, что в свою очередь существенно влияет на стиль педагогического управления и социально-психологический климат, традиции и дисциплину, на отношение студентов к учебе и друг другу, что в свою очередь является одним из важнейших условий достижения высокой учебной деятельности.
2. Совместная форма организации физкультурно-спортивной деятельности более качественно влияет на улучшение дружественных отношений и результаты выполняемых учебных задач, чем при выполнении упражнений индивидуального характера. Это обусловлено: во-первых, возможностью достижения личностно значимой цели в выполняемых физических упражнениях только через коллективные усилия; во-вторых, наличием непосредственной зависимости членов коллектива друг от друга особенно при выполнении сложных физических упражнений; в-третьих, перенесением сложившихся в физкультурно-спортивной деятельности структур взаимоотношений во все другие сферы жизнедеятельности студентов.
3. Эффективность физических упражнений коллективного характера обусловлена содержательной направленностью, т.е. тем, что лежит в основе установления и поддержания положительных отношений внутри коллектива: создание определенных условий для совместной организации труда, а также стремление каждого обучаемого выполнить задачу, стоящую перед ним и коллективом. В студенческих группах с высокой эффективностью физкультурно-спортивной деятельности для каждого из взаимодействующих важны, прежде всего, те компоненты их облика и поведения, которые наиболее значимы для достижения целей групповой деятельности. Товарищеские отношения, сформированные в этих коллективах, определяют характер отношений между студентами и в других сферах. В студенческих коллективах с низкой эффективностью такая зависимость отсутствует или выражена недостаточно ярко.
Организация и содержание совместной физкультурно-спортивной деятельности являются важным фактором становления, развития и
функционирования товарищеских отношений. Определяя критерии эффективности групповой деятельности, следует исходить из социально-функциональной предназначенности студенческого коллектива. При этом критерии должны вбирать в себя не только продуктивную сторону физкультурно-спортивной деятельности, но и его социально-психологические аспекты, важнейшими из которых являются уровень социальной активности, воспитательные возможности коллектива, удовлетворение положительных потребностей членов учебного коллектива, не идущее в разрез с общепринятыми в обществе нормами морали, от пребывания в нем.
Влияние занятий физической культурой и спортом на индивидуальные и групповые характеристики студенческой молодежи может быть правильно воспринято, если исходить из научной концепции социального управления воспитанием личности и ее психологических свойств, а также из анализа педагогических особенностей физкультурно-спортивной деятельности студентов. При этом важно иметь ввиду, что любая, в том числе и физкультурно- спортивная, деятельность создает предпосылки для формирования индивидуальных и групповых характеристик студентов как непосредственно в процессе самой деятельности, так и опосредованно через воздействие конкретных, но не постоянных условий, в которых она протекает.
Значение физической культуры в воспитании личности студента,
позволяет сделать вывод о том, что физкультурно-спортивная деятельность не просто расширяет диапазон двигательных навыков и умений, повышает работоспособность и адаптационные возможности организма обучаемого, его учебную эффективность, но и обеспечивает такую степень физического совершенствования, которая способствует любому виду образовательной деятельности. Так же происходит изменение мировоззрения обучаемых в лучшую сторону, развивая такие качества как: взаимопомощь, сопереживание, взаимовыручка и др.
В нашем исследовании мы получили подтверждение положения о том, что влияние физкультурно-спортивной деятельности на эффективность воспитания обучаемых очень важно и позволяет раскрыть содержание и взаимосвязь групповых потребностей, мотивов и механизмов взаимодействия
между членами студенческого коллектива не только теоретически, но и практически.
На основе проведенных исследований и анализа методической
литературы были установлены частные педагогические закономерности влияния целенаправленно организованных занятий физической культурой и спортом на индивидуальные и групповые характеристики студентов. К их числу можно отнести следующие:
1. Высокий и разносторонний уровень физической подготовленности студентов, а также рационально управляемая организация их физкультурно-спортивной деятельности на начальном этапе формирования студенческого коллектива находятся в числе важных факторов, обеспечивающих успешность адаптации студенческой молодежи ко всему процессу обучению. Так, например, студенты, имеющие разносторонний физкультурно-спортивный опыт (особенно представители спортивных игр и других командных видов спорта), как правило, превосходят своих сокурсников по объему и интенсивности общения, коммуникабельности, показателям самоопределения в учебном коллективе, лучше переносят физические и нервно-психические нагрузки, быстрее осваивают избранную профессию.
2. Эффективным средством управления, способствующим оптимизации студенческих взаимоотношений, является совместная физкультурно-спортивная деятельность. Она создает благоприятные условия для расширения коммуникативного опыта студентов в процессе их обучения и воспитания. Данный опыт используется с целью своевременного принятия решения, согласования совместных действий, предупреждения межличностных конфликтов. Повышение эффективности воспитания студентов связано также и с тем, что за счет непосредственного управления процессом межличностной коммуникации во время рационально организованных занятий физической культурой и спортом происходит оптимизация межличностных связей и нервно-психических состояний студенческой молодежи.
3. Физкультурно-спортивная деятельность, отличающаяся высоким уровнем межличностного взаимодействия, при одинаковом уровне педагогического руководства создает более благоприятные условия для приобретения студентами необходимого психолого-педагогического опыта, используемого при формировании навыков самосознания и самоорганизации.
4. Различные формы физического воспитания, а также виды спорта в неодинаковой степени содействуют формированию социально значимых качеств личности, определяющих дифференцированное проявление студентами предметно-практической и коммуникативной включенности в решении общеколлективных задач. Межличностное взаимодействие и общение студентов в процессе физкультурно-спортивной деятельности обусловлено, прежде всего, конкретными физическими (в том числе соревновательными) упражнениями, реализация социально-педагогического потенциала которых происходит во всех основных видах взаимодействия -целевом, мотивационном и других.
5. Эффективно управляемые занятия по физической культуре способствуют формированию благоприятных межличностных отношений и студенческого содружества. В процессе их проведения создаются хорошие условия для установления, сохранения и изменения важнейших форм взаимовлияний и контактов студентов, их группового и коллективного взаимодействия, что в свою очередь существенно влияет на стиль руководства и социально-психологический климат, традиции и дисциплину, на отношение студенческой молодежи к обучению в вузе
6. Совместная форма организации физкультурно-спортивной деятельности более качественно влияет на улучшение дружественных отношений и результаты выполняемых учебных задач, чем при выполнении физических упражнений индивидуального характера. Это обусловлено: во-первых, возможностью достижения личностно-значимой цели в выполняемых физических упражнениях только через коллективные усилия; во-вторых, наличием непосредственной зависимости членов студенческого коллектива друг от друга особенно при выполнении сложных физических упражнений; в-третьих, перенесением сложившихся в физкультурно-спортивной деятельности структур взаимоотношений во все другие сферы жизнедеятельности студенческой молодежи.
7. Непосредственное проявление эффективности методов управления педагогическим воздействием на студентов в процессе физкультурно-спортивной деятельности зависит от последовательности их применения. На этапе «адаптация» наибольшим воспитывающим эффектом обладают упражнения, имеющие совместно-индивидуальную и спортивно-игровую направленность; на этапе «становления» студенческого коллектива -
совместно-фронтальная и совместно-последовательная форма выполнения физических упражнений; на этапе «стабилизации» - совместно- взаимодействующая форма организации физкультурно-спортивной деятельности.
8. Процесс физического воспитания студентов должен создание благоприятных условий для успешного решения социально-педагогических задач с учётом реализации концепции поэтапного построения занятий.
9. Смещение акцента приложения педагогических усилий на решение воспитательных задач в процессе физкультурно-спортивной деятельности студентов вскрывает значительные резервы в деле укрепления дисциплины, высокого чувства ответственности за результаты учебной деятельности, требовательности к себе и товарищам, взаимопомощи и студенческого товарищества. Открываются дополнительные возможности в регуляции социального поведения студентов, обеспечивается единство и стремление профессорско-преподавательского состава повысить их самосознание, нравственную, физическую и психологическую закалку.
На основании выше изложенного, можно сделать вывод о том, что
психолого– педагогические особенности спортивной подготовки студентов высших учебных заведений ещё не достаточно хорошо изучены в соответствующей литературе и не адаптированы в достаточной мере к происходящим в последнее время переменам не только в образовании и жизни общества, но и мировоззрении студентов. Мы надеемся, что начатое нами исследование позволит сделать выявленную проблему менее острой и найти пути её решения. Хочется отметить, что описанное нами, только начальная стадия проводимой научно-исследовательской работы по заявленной
проблематике.

Список литературы
1. Ильин Е. П. Специфика профессиональной деятельности учителя физической культуры. [Текст]/Е. П. Ильин //М.,1991.
2. Карпов В. Н., Щеголев В. А., Щедрин Ю. Н. Социально-личностное воспитание студентов в процессе физкультурно-спортивной деятельности. [Текст]/ В.Н. Карпов, В. А. Щеголев, Ю. Н. Щедрин// учебное пособие, Спб. СПбГУ ИТМО, Санкт – Петербург, 2006.-248 с.
3. Майорова Л. В. Повышение уровня профессиональной культуры будущего специалиста физической культуры и спорта и перспективы развития социологического центра РГАФК. [Текст]/Л. В. Майрова// Теория и практика физической культуры. – 2003.-№10
4. Петленко В. П. Валеологическая служба безопасности жизнедеятельности в непрерывном учебном процессе. [Текст]/В.П. Петленко//Экология. Безопасность жизнедеятельности. Валеология: Сб. науч. работ /Под ред. В. П. Соломина. – СПб.,2000.

Источник: Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей // Материалы научно-практической заочной конференции «Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей» / Под редакцией В. Н. Панферова, Е. Ю. Коржовой и др. – М.: Издательство НИИРРР, 2011. – 208 с.

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.