На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Толерантность как проблема духовно-нравственного воспитания
Толерантность как проблема духовно-нравственного воспитания
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Г.Д.Воднева

Характеризуя современность как эпоху глобального кризиса – политического, экологического, нравственного, исследователи отмечают, что самая страшная из грозящих человечеству катастроф – не столько атомная, тепловая и тому подобные угрозы физического уничтожения человека и всего живого на земле, сколько антропологическая – уничтожение человеческого в человеке. И прежде чем выяснять, как защитить природу, как избавиться от войн, предотвратить техногенные катастрофы и т.д., следует понять как оставаться человеком в отношениях с другими людьми и с самим собой.
Глубинная суть человека – его духовно-нравственные проявления – система смысловых отношений и ценностных ориентаций, мировоззрение, совесть, вера. Существенным онтологическим основанием человеческой жизни являются общество и культура

. Понятие общества фиксирует факт включенности человека в систему связей и отношений с другими людьми, момент всеобщности межчеловеческих социальных связей и отношений. Вне совместного общественного бытия собственно человеческая жизнь немыслима, вне включения человека в общность невозможно его становление как личности и индивидуальности. В процессе совместной жизнедеятельности люди вырабатывают общественно поддерживаемые и воспроизводимые образцы материальной и духовной культуры, ценности и нормы отношений человека к человеку, к основным условиям жизни. Понимание культуры как системы духовных ценностей и идеальных эталонов отличает ее от общества: если общество есть система связей и отношений между людьми (форма организации жизни людей), то культура есть способ вхождения в общество и само содержание общественной жизни.
Духовность человека представляет собой естественное принятие и следование высшим образцам человеческой культуры, переживание нравственных норм общежития как внутреннего «категорического импрератива», принятие высших ценностей бытия как своих собственных.
Духовный мир личности нельзя рассматривать как статичное образование, в которое механически переливается духовное содержание среды, мира в целом. Освоение духовных ценностей мировой культуры носит избирательный, творческий, нередко противоречивый и драматический характер, во многом зависящий от индивидуальных особенностей человека.
Толерантность, как одна их характеристик человека, позволяющая ему не только осваивать духовные ценности в условиях мультикультурного мира, разнообразия сфер человеческой деятельности и образов жизни, но и влиять на состояние социального климата, политику и межличностные отношения, представляется наиболее актуальной задачей для развития современного человека и его воспитания.
Толерантность понятие многозначное. Можно по крайней мере выделить три основных аспекта его содержания: один связывает данное понятие с устойчивостью, выносливостью, другой с терпимостью, третий – с допуском, допустимостью, допустимым отношением. Мы рассматриваем также толерантность как качество личности, противостоящее стереотипности и авторитаризму. В связи с этим можно выделить два вида толерантности:
- внешняя толерантность (к другим) – убеждение, что они могут иметь свою позицию, способны видеть вещи с иных (разных) точек зрения, с учетом разных факторов. Соответственно модель толерантных отношений – это взаимная свобода и уважение человеческого достоинства;
- внутренняя толерантность (как гибкость, как отношение к изменяющимся условиям жизни, к неопределенности, риску, стрессу) – способность к выделению проблемы, размышлению над проблемой и к принятию решений
Взращивание новой культуры отношений, противостоящей насилию, жестокости, отчуждению от жизни и культуры базируется на принципах толерантности.

К числу их следует отнести:
- отказ от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к какой-либо идее;
- добровольность выбора, акцент на искренности его убеждений, «свобода совести»;
- умение принудить себя, не принуждая других (саморегуляция, самоконтроль, самовоспитание);
- подчинение законам, традициям и обычаям, не нарушая их и удовлетворяя общественные и личные потребности;
- принятие «Другого», который может отличаться по разным признакам – национальным, культурным, религиозным и т.д.
Толерантность – это, с одной стороны, цель и результат воспитания, сопровождающийся формированием определенных социальных установок, с другой – ценность и качество личности, проявляющееся в поведении и поступках. Одной из актуальных задач современной педагогики является «педагогика мира» – педагогика толерантного педагогического поведения, целью которого является воспитание толерантности. В системе повышения квалификации педагогов мы рассматриваем эту задачу в контексте исследования проблемы развития гуманистической направленности личности педагога, разрабатывая и осуществляя соответствующие модели повышения квалификации, их содержательное и технологическое обеспечение.

Источник: Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения: проблемы, опыт, перспективы. Материалы областной научно-практической конференции 19–20 декабря 2006 г. В 2-х ч. – Ч. 2. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2007. – 67 с.

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.