Т.Я.Явич
В здоровом теле – здоровый дух Пословица
Душа – это наша культура Ф. Абрамов
«Надо понять каждому из нас, что невоспитанный человек, нравственный невежда, недоучка – это то же, что самолет, выпущенный в полет с испорченным двигателем: погибнет он сам и принесет гибель людям», – писал В.А.Сухомлинский. Ф.М.Достоевский призывал всех: «Надо молитвенно желать быть лучше!» Почему человека пробирает озноб, обдает холодом, почему у него плохое настроение – ему не хватает тепла, доброты, понимания, любви. Но получать-то мы все горазды, а что сам этот человек может дать людям?
Холодный XX век. Критерий нравственности – соблюдение постулатов Морального кодекса строителей коммунизма, а среди граждан страны – двойная жизнь: ответственные партийные работники, как и простые крестьяне, крестят детей, совершают обряды, празднуют религиозные праздники: Пасху, Рождество Христово, Троицу и др. И это видели и знали дети, т.е. через все воспитание проходили ложь, лицемерие, но как ни странно – все это и сближало семьи, родственников.
Наступил XXI век – век технического прогресса, век компьютеров, мобильных телефонов, отсутствия партийных запретов, век свободы вероисповедания. Почему же нам и сейчас трудно? Духовное воспитание, здоровый дух, здоровое тело. Что из них первично? Есть утверждение, что любое преступление, правонарушение начинается с воображения, с детского воображения, которое постепенно развивается, растет. Поэтому так важно взрослым, учителям, братьям, сестрам, родителям заниматься с детьми творчеством: сочинениями, лепкой, рисованием, музыкой. Необходимо как можно раньше дойти до глубин подсознания ребенка, чтобы направить в правильное русло его фантазии, желания, определить образцы для примера. Конечно, при этом необходимо учителю самому быть хорошим человеком, ведь недаром во все времена актуальны слова: «В молодости не важно чему учиться, важно, у кого учиться». Образ жизни – это совокупность действий и привычек человека, влияющих на его здоровье и длительность жизни. Здоровый образ жизни – это отсутствие вредных привычек плюс активное действие человека, укрепляющее его здоровье, увеличивающее длительность жизни, это огромная жажда жить долго и не болеть. Культура личности включает в себя много направлений, одно из них – культура ЗОЖ, а среди аспектов культуры ЗОЖ главным является духовность.
|
Содержанием духовного аспекта является представление о моральных основах жизни и моральной культуре народа. Формирование в коллективе культуры межличностных отношений в совместной деятельности, развитие экологического мышления, моральных чувств, воспитание высоких моральных качеств: доброты, милосердия, терпимости, честности, совести и т.д., формирование норм поведения. Критериями духовного аспекта культуры ЗОЖ являются: сформированность моральных качеств, развитость этических норм, умение понимать человека и сопереживать ему, точность и обязательность в отношениях, проявление материальной и моральной щедрости, следование этикету. Критерии следующих аспектов укрепляют духовный аспект. Физический – умение и навыки охраны и укрепления здоровья, безопасное и ответственное поведение, гигиенические навыки и привычки, физическая активность. Социальный – знание Конституции Республики Беларусь, гражданских прав и обязанностей, уважение законов, участие в жизни общества, интерес к культуре Беларуси, умение организовать совместный труд, жизнь. Личностный – наличие знаний о психологии человека, психологическая и социальная адаптация, стрессовая устойчивость, способность к саморегуляции, стремление к самопознанию, коммуникативные способности. Эмоциональный – умение распознавать эмоции, способность к осмыслению своего и чужого эмоционального состояния, овладение умением выходить из ситуаций. Интеллектуальный – стремление к знаниям, желание заниматься самообразованием, осознание важности и необходимости образования, участие в познавательных делах, интеллектуальных формах деятельности. Если духовность – основа ЗОЖ, то посмотрим по следующим таблицам, каково влияние ЗОЖ на сущность человека и каково возможное коррекционное вмешательство учителя, родителя в формирование личности ребенка.
|
По таблице № 1 мы видим, что от образа жизни зависит здоровье, судьба человека, удовлетворение или безразличие его к окружающей среде, к пище. Конечно, это и есть поле для действия преподавателей, родителей, самого человека, общества. По таблице № 2 нам понятно, что на самооценку, самоанализ, размышления над истиной, сутью вещей у человека из 24 часов в сутки остается ≈ 2 часа и еще 2 часа на любимые дела, увлечения. Учителя, родители обязаны помочь ребенку, подростку разобраться в себе, подарить возможность самореализации в конкретных делах, научить самокритичности, покаянию. При этом нужно помнить, что только увлеченный может повести за собой. Интересно высказывание зарубежных юмористов о том, как лечатся «русские» и для чего им нужны врачи. По их мнению, врачи нам нужны для того, чтобы выслушать все о наших родственниках, о наших болезнях, о диагнозе, который ставит себе больной – в этом есть доля истины, ведь это еще раз говорит о том, что мы хотим, чтобы нас выслушали, поняли, сопереживали нам. Мы, как и наши дети, не приучены ходить на прием к психологам, на исповедь в церковь, писать дневники, письма, а ведь сами желаем этого. Государство пытается нам помочь: в школах работают психологи, есть телефоны доверия. Но пока в основном психологи ходят за детьми, родителями, а хотелось бы, чтобы было наоборот. Хорошо, что учителя бывают на службе в храмах, куда приходят дети со своими родителями: это дает уроки добра, чистоты отношений. Исследования и наблюдения по проблеме ЗОЖ среди старшеклассников школы выявили 10 % отрицающих веру в Бога. При проведении бесед, дискуссий, в ходе ежедневной рабочей обстановки наблюдалось неадекватное поведение этих учащихся (плохо говорят о своих родственниках, родителях, выпячивают свое «я»), остальные учащихся смотрели на их «позы» с сожалением. К несчастью, не осуществились их мечты при поступлении, произошли неудачи в их семьях. Конечно, духовность, как и ЗОЖ, начинается и идет из семьи. При проведении конференции с родителями мы задаем вопрос: «Что самое первое и самое главное вы можете делать для процветания нашего государства?» Ответ, конечно, один: «Растить здоровое морально и физически поколение». Так что же первично: дух или тело? Теория дуализма давно устарела. Все должно быть едино, но у разумного человека все же на первом месте душа, т.е. дух. Проанализировав из карты воспитанности школьников уровень нравственности и навыков ЗОЖ, наблюдаем следующее.
классы
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
ср. балл
|
нравств.
|
7,9
|
8,5
|
6,2
|
8,2
|
6,5
|
5,8
|
8,2
|
7,6
|
6,6
|
8,2
|
8,3
|
7,5
|
навыки ЗОЖ
|
7,7
|
8,2
|
5,7
|
8,5
|
7
|
7,8
|
7,3
|
7,2
|
6,4
|
8
|
8,2
|
7,5
|
Т.е. уровень за год примерно один, при этом если внимательно посмотреть, округлить, то каковы показатели в 1 классе – таковы и в 11 классе. Да, дети-то разные, но еще более интересный вывод мы сделали в школе, проследив поступление учащихся в школу, их знания на выходе из школы и образование их родителей (итоги по классу): все совпадает, разница 0,1-0,2. Это подтверждает истину: всему начало – семья, гены. Конечно, без усилия воспитателей финал может уйти и в отрицательную сторону. Работая в школе учителем, использую метод активизации творческого мышления учащихся для обучения русскому языку, литературе, раскрытия внутреннего мира. Издали в школе два сборника стихов, дети являются победителями районных и республиканских конкурсов, научных работ, смотров. Этот год – «Год Матери». «Матери посвящается» Листья падают и шепчут на лету… Почему-то думаю о маме, Я поймала за косу мечту. И она передо мной, как пламя. Так и ты, как та мечта летишь, Моя мама, вечно ты в заботе, Никогда на месте не стоишь. Ты всегда в работе и в работе. Ты постой, поговори со мной, Хоть про осень, хоть про что-нибудь, Обними меня и успокой, Только рядом ты со мною будь, Листья падали, шуршали на лету. А мы с мамой обо всем мечтали. «Мама без тебя я не могу!» Глубоко в душе слова стояли… Стихотворение выпускницы Потапенко Людмилы.
Духовно богатый человек – патриот своей страны. «Родине» Я так устала от ненужных встреч, Что хочется порой на землю лечь, Вобрать в себя тепло златых полей, Зеленую прохладу тополей, Узнать, о чем всегда жужжат шмели, Узнать проблемы матушки-земли. Я так устала, но хочу понять, Как мне без крыльев по земле летать, Как можно не задать такой вопрос, Живя среди алмазных, чудных рос. И хочется мне людям пожелать, Чтобы они, как я, могли понять, Чтобы они, как я, узнать могли Проблемы нашей матушки-земли! Людмила Потапенко Работаем также над сохранением и развитием эпистолярного жанра, выпускаем школьную печатную газету «Школьная правда», чтобы дети знакомились с публицистическим стилем. В школе работает много кружков, один из них – «Азбука нравственности», у нас уже не раз выступала воскресная школа с концертами. Во внеклассной работе широко использую технологию «Выбор», на которой основана современная форма проверки знаний – тестирование. Человек в жизни постоянно что-то из чего-то выбирает. Вспомним сказки, где герои стоят перед выбором (три дороги, по одной пойдешь – … по другой…; пуск стрелы – в царские хоромы, на купеческий двор, в болото…; трехкратные попытки одолеть злых врагов); в реальной жизни это происходит еще чаще: выбор профессии, кружка, друга, жены, места жительства, еды, одежды. И самое страшное явление, когда слышим слова: «Нет выбора». Нас это всегда огорчает. Предлагаю рассмотреть «Жизненное кольцо» по технологии «Выбор»
|
Человек в жизни проходит 3 круга. 1 круг – «На» – это период навыков, наблюдений, насыщений, наслаждений (ребенок просит: «Дай!») – дошкольный период начало школы – ребенок один 2 круг – «Со» – это период соревнования, сопереживания, совершения, сознательности, сотрудничества, сочувствия, соучастия, сострадания, соперничества (ребенок замечает, что он не один, живет с себе подобными) – школьный период 3 круг – «Вы» – это период выбора, выхода, выводов, высказываний, выделения, выражения (ребенок понимает, что он уже вырос, стал личностью, имеет свое «я», делает сам выбор свой и в конце – выход во вселенную – путь открыт, т.к. «я» превратилось в «Вы». Он уже способен отдавать, а не только брать, как в 1-ом круге.
Интересно рассказывать это детям, ведь не секрет, что некоторые так и остаются до конца дней своих в первом круге, некоторые путем денег родителей перепрыгивают из 1-го круга в 3-й, но это не приносит успеха, т.к. нет духовности (это 2-й круг). Конечно, у каждого путь к истине, путь к Богу свой, но пусть он будет короче. Режиссер Николай Пинигин сказал: «Бог ждет от человека сотворчества, не разрушения, а сотворчества ежедневно, ежечасно». «В человеке все должно быть прекрасно», - писал А.П. Чехов. Литература – это богатый материал для формирования духовности подрастающего поколения, человека вообще. А поскольку все познается в сравнении, то я планирую и провожу уроки по изучению произведений разных авторов, стран, времен. Например, изучая творчество Ф.М.Достоевского, провожу урок «Свобода и личная ответственность героев Ф.М.Достоевского в романе «Преступление и наказание» и героев романа Т.Драйзера «Американская трагедия». В каждом из нас есть хорошее и плохое, воспитывать необходимо, основываясь на хорошем, подавая своим поведением пример порядочности. По словам А.М.Горького, «человека уважать надо». А все для того, чтобы человек почувствовал себя Человеком. Только духовно богатый человек может вести здоровый образ жизни.
Источник: Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения: проблемы, опыт, перспективы. Материалы областной научно-практической конференции 19–20 декабря 2006 г. В 2-х ч. – Ч. 1. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2007. – 65 с.
|