Теоретические подходы к изучению лжи
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Асланбекова Э.Н.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛЖИ
Проблема выявления скрываемой информации актуальна на протяжении всего развития человечества. В юридической сфере возможность определения лжи важна в связи с расследованием различных видов преступлений. Изучение данной проблемы теснейшим образом связано с поиском надежных, быстрых и экономичных способов борьбы с преступностью.
Психологами установлено, что в процессе речевого общения лишь 7% информации передается непосредственно словами.

В то же время звуками и интонацией передается до 38%, а жестами, позой, телодвижениями, перемещением в пространстве – до 55% полезной информации. ( Образцов В. А., Богомолова С.Н. Криминалистическая психология. М.: 2002, С.314-329.)
Поэтому, одним из самых перспективных, но в тоже время наименее разработанным направлением является возможность определения лжи по признакам невербального поведения в стрессовой ситуации. Перспективность данного направления обусловлена тем, что существует определенная связь между эмоциями и невербальным поведением. Интерпретация и понимание эмоций как основных социально-перцептивных процессов и механизмов познания по невербальному поведению является одной из малоизученных проблем психологической науки. ( Беткер Л.М. Психологические детерминанты понимания эмоций другого человека//Педагогическое образование и наука. – 2008. – № 3. С. 73-76.)
Теоретическим и практическим проблемам выявления лжи по невербальному поведению посвящены многочисленные работы отечественных и зарубежных авторов (А.Р. Лурия, В.В. Знаков, П. Экман, А. Меграбян, О. Фрай, Фризен и др.).
Исследователи, считают, что абсолютно скрыть ложь не удается никому, лжец все равно выдает себя либо аудиально, либо визуально.
Если лжецу удается хорошо контролировать вербальные средства коммуникации, то признаки лжи могут просочиться по невербальным каналам, поскольку одинаково успешно контролировать все средства сообщения едва ли кому-нибудь под силу. Поэтому кому-то лучше удается следить за своей речью, а кому-то – контролировать невербальные каналы коммуникации. И в этом отношении З. Фрейд, вероятно, действительно был прав, утверждая, что утечка лжи все равно происходит (Семечкин Н.И. Социальная психология на рубеже веков: Истории, Теория,
Исследования. Владивосток.: Издательство Дальневосточного университета, 2001.).
В научной литературе по психологии представлены результаты исследований различных невербальных признаков неискренности, лжи и обмана. Данные этих экспериментов показали возможность изучения
лжи по следующим параметрам: запинки, ошибки; изменение высоты голоса, скорости речи, частоты и длительности пауз; изменение количества улыбок, манипуляций, иллюстраций, движений ногами, туловищем, головой; смена позы ( Диагностика ложности сообщения по параметрам невербального поведения человека/ Н. М. Романова, Д. А. Усанов, М. А. Самохина и др.– Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 2008. 80 с.). Однако неизученной является проблема выявления признаков лжи в ситуации стресса.
Важность изучения данной проблемы объясняется необходимостью использования научных познаний в практике следственной деятельности (например, в ситуации допроса).
В связи с актуальностью поставленной проблемы нами был разработан эксперимент, состоящий из двух этапов.
Суть эксперимента заключается в сравнительном анализе невербального поведения испытуемых при произнесении ими истинной и ложной информации в стрессовой ситуации. Мы разработали процедуру эксперимента, направленного на изучение динамики невербального поведения испытуемых в ситуации стресса.
Задача исследования – выявить оптимальный источник информации о лжи (лицо, тело, голос или слова).
Мы исходим из гипотезы, что введение человека в ситуацию стресса, приводит к переживанию состояния страха, который ему необходимо скрыть.
В пилотажном исследовании принимали участие пять испытуемых (женского пола) в возрасте от 19 до 35 лет. Исследование проводилось с помощью видеонаблюдения испытуемых с помощью видеорегистрации характеристик поведения (использовалась видеокамера). Исследование проводилось индивидуально с каждым испытуемым.
Процедура эксперимента. В первой серии испытуемого просят просмотреть 6 фотографий нейтрального содержания. Испытуемому предлагается сообщить, что он видит на этих фотографиях, какие эмоции они у него вызывают. Во второй серии эксперимента испытуемому, давалась следующая инструкция: Посмотрите на фотографии, на которых представлены изображения террористических актов (содержание этих фотографий вызывает отрицательные эмоции). Испытуемому дается задание составить рассказ при рассматривании фотографий, иллюстрирующих террористические акты. Задача испытуемых убедить собеседника в том, что они смотрят на приятные картинки.
По результатам исследования получено: в ситуации сообщения лжи уменьшилось количество иллюстраций, увеличилось количество движений губ (прикусывание).
Научный руководитель: к. соц. н., доцент Н.М. Романова

Источник: ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ: ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, ЭКСПЕРИМЕНТ
Материалы юбилейной научно-практической конференции молодых ученых, посвященной 40-летию кафедры общей и социальной психологии (кафедры психологии)
24 декабря 2011 года

 

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.