На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Метафорические способности в структуре творческих способностей личности
Метафорические способности в структуре творческих способностей личности
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Аванесян М.О.
МЕТАФОРИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ В СТРУКТУРЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ
Основным механизмом понимания часто называют образование связей между новой информацией и системой усвоенных знаний, т.е. превращение их в «свои». Согласно концепции Л.М. Веккера (1976), корректное отражение смыслового инварианта свидетельствует об адекватности понимания текста. Метафора рассматривается нами как продукт интеллектуальной деятельности, в котором автор передает выделенный им смысловой инвариант (параметры познаваемого объекта и его внутреннюю структуру). Таким образом, она может служить моделью изучения процесса понимания.

Цель исследования состояла в определении роли метафорических способностей в структуре творческих способностей личности. По мнению Л.И. Шрагиной (1999), цель метафорического творчества – решение с помощью метафоры проблемно-когнитивных языковых и познавательных ситуаций, что требует наличия креативных способностей. На способность конструировать метафоры как критерий креативности указывает А.Анастази (1985), а М.А. Холодная (2000) рассматривает метафоричность как комплекс интеллектуальных свойств, проявляющихся в готовности работать в фантастическом, «невозможном» контексте, как склонность использовать символические, ассоциативные средства для выражения своих мыслей, как умение в простом видеть сложное, в сложном – простое. В исследовании на добровольном начале участвовал 31 человек, студенты факультета психологии СПбГУ в возрасте от 17 до 22 лет. В качестве методик исследования были выбраны: разработанная для целей исследования методика «Создание метафоры»; методика для диагностики вербальной креативности (тест Медника); методика для диагностики невербальной креативности (субтест «Завершение картинок» теста Торренса). В качестве стимульного материала были предложены четыре определения из психологического словаря («фобия», «психическая компенсация», «закон Рибо», «закон Йеркса– Додсона»). Для каждого понятия предварительно были выделены ключевые смысловые параметры. Инструкция для респондентов была сформулирована следующим образом: «Вам будет предложено четыре психологических понятия и их определения. Ознакомьтесь с каждым из них и передайте содержание понятия с помощью образов (на что это похоже?)». В результате были получены 124 метафоры, каждая из которых была оценена по 5 шкалам тремя экспертами (по 7-балльной шкале). Эксперты оценивали каждую метафору по: 1) легкости интерпретации, 2) яркости возникающих образов, 3) метафорической добротности, 4) оригинальности, 5) передаче сути понятия. Для обработки данных использовался метод главных компонент для определения числа факторов и метод максимального правдоподобия для исследования факторной структуры. Анализ факторной структуры показал, что все 5 шкал, по которым эксперты оценивали метафоры, группируются по самим четырем определениям. Высокая согласованность показаний шкал по каждой из метафор говорит о восприятии метафоры как цельного, синтетического феномена. Этот показатель стал неожиданным, поскольку мы ожидали получения корреляций между оценочными шкалами и уровнем креативности. Отсутствие корреляций между шкалами (легкость интерпретации; яркость возникающих образов; метафорическая добротность; оригинальность; передача сути понятия) и показателями креативности (как вербальной, так и образной) показывает, что уровень оригинальности, диагностированный в данных тестах, не является предиктором метафорических способностей. Отсутствие корреляций между шкалами для разных метафор (например, у одного и того же респондента уровень оригинальности метафоры для понятия «фобия» не связан с уровнем оригинальности метафоры для понятия «закон Рибо») позволяет предположить, что создание метафоры скорее определяется сочетанием различных характеристик, чем какой-то одной из них. Данные настоящего исследования не позволяют говорить о существовании такого фактора, как «метафорические способности». Однако полученный результат может быть связан с разной сложностью стимульного материала для одного и того же испытуемого и с невозможностью для него быть одинаково успешным в случае создания метафор для всех четырех словарных определений.

Источник: Психология XXI века: Материалы международной научно- практической конференции молодых ученых «Психология XXI века» 26-28 апреля 2012 года, Санкт-Петербург / Под науч. ред. Р.А. Березовской – СПб: Издат-во С.-Петерб. ун-та, 2012. – 484 с.

 

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.