Ревина Е.П. Психологические аспекты динамики социального неравенства в детском, подростковом возрасте
Человек всегда жил в обществе, где он осознавал себя не только неравным по отношению к одним людям, но и в каких-то отношениях равным с другими людьми, стремился сравняться с одними, превзойти других по определенным признакам. Социальное неравенство относится к числу проблем, сопровождающих человека вечно и это именно та область отношения людей, которая служит источником социальных коллизий (революций, бунтов и т.д.). Стабильность государства во многом зависит от того, насколько социальное неравенство становится ведущим в оценке людей друг друга. Еще Платон размышлял над расслоением людей на богатых и бедных. Он считал, что государство представляет из себя как бы два государства. Одно составляют бедные, другое – богатые, и все они живут вместе, строя друг другу всяческие козни. Новое, научно спроектированное общество будет не только осуществлять принципы справедливости, но и обеспечивать социальную стабильность и внутреннюю дисциплину.
Истоки неравенства имеют давние корни, и возникновение неравенства основано на неравномерности, ограниченности доступа к материальным и духовным ресурсам. Ф. Ницше рассуждал о проблеме равенства и неравенства следующим образом: «Никто не хочет равенства для себя с другими. Всех сильных не победить, но на пути к могуществу стремятся сокрушить тех, кто выше. А потом навязывают равенство для других по отношению к своему возвышению. Одни сверху, остальные одинаково убоги, равны в своем убожестве. Тех, кто снизу пытаются загнать под общую равную планку, выше которой нельзя подняться» (Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего. // Собр. соч. в 2-х томах. Т.2. – М.: Мысль, 1990. С.38.). Психологический подход к изучению социального неравенства заключается в восприятии другого человека, как неравного себе. Истоки формирования представления о социальном неравенстве находятся в раннем детстве и понятие «социальное неравенство» формируется под влиянием доминирующих отношений в непосредственном социальном окружении ребенка. В результате коммуникативной деятельности формируются образы людей – другого человека, партнера по общению и самого себя, благодаря взаимной активности в общении возникает эффект «зеркала». Таким зеркалом служат другие люди. Стремление детей к общению осуществляется через потребность в признании и поддержке, потому что только в результате общения они могут получить от окружающих оценку своей личности и реализовать стремление к общности с другими людьми. Человек, оценивая себя, начинает сравнивать с собой и оценивать других. Социальная перцепция – это восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей). Сама по себе социальная перцепция создает основу для создания образа того или иного неравенства, в том числе и социального. Объективные процессы развития социальной перцепции в связи с возрастом неизбежно связаны с развитием представления о социальном неравенстве, как элементе социальной перцепции. В проведенном нами исследовании было установлено, что феномен социального неравенства становится доступным для наблюдения уже у детей дошкольного возраста. Для проведения использовалась методика поуровневого сравнения. Испытуемым в форме индивидуальной беседы предлагалось: в первой серии сравнить фигуры разных размеров, указав большую и меньшую; во второй серии предъявлялись карточки с изображениями животных разных размеров, задача испытуемых – сначала указать различие в размерах, а затем отношение к данному животному по признаку хуже/лучше. В результате исследования были установлены следующие стратегии оценки: 1) больше, значит лучше (то есть некоторые испытуемые отдавали предпочтения животным большего размера); 2) лучше, если был опыт позитивного взаимодействия с животным; 3) лучше, исходя из анализа образа животного (тонкие ножки, красивая шейка и т.п.).
|
Рис. 6. Соотношение стратегии оценки животных В дальнейшем была проведена контрольная серия. Были использованы картинки с двумя одинаковыми человечками, у одного из них был какой-либо аксессуар или предмет обихода. Задача испытуемого состояла в оценке размеров объективно одинаковых фигур людей. У детей, стратегия которых во второй серии была: «больше, значит лучше»; преобладала тактика ответа: «лучше, значит больше» (то есть большими считались фигуры тех людей, у которых был аксессуар или какой-либо предмет). Таким образом, было установлено, что погружение ребенка дошкольного возраста в социальную ситуацию актуализирует иные признаки несходства объектов. В случае объектов формального содержания, при сравнении используются существенные в логическом отношении признаки. В случае сравнения объектов социального содержания значимым становится то, что социального обусловлено, что имеет ценность в пределах социального окружения и обращено ребенком в его отношении к другим людям. Целью последующего исследования стало изучение динамики представления о социальном неравенстве в возрастном аспекте. Есть основания считать, что динамика представления о социальном неравенстве связана как с особенностями личности, так и с условиями ее воспитания. В этом плане важно отношение человека, т.е. его субъективная оценка социального неравенства. Социальное неравенство существует в двух аспектах: сам факт социального неравенства и факт его восприятия (нечто данное или социальная трагедия).
Исследование проводилось экспертным методом. В роли экспертов выступили педагоги одной из школ Саратовской области. Целью исследования было изучение представления учеников о социальном неравенстве. Вопросы касались отношения учеников к социальному неравенству, особенности их представлений о неравенстве в разном возрасте. В результате исследования было выявлено, что 1) У младших школьников в представлении о социальном неравенстве преобладает предметная среда – 74% (представление о социальном неравенстве основывается на наличии или отсутствии различных аксессуаров) 2) В средней школе предметная среда – 37%, отношения – 53% 3) У старшеклассников: отношения – 69%, предметная среда – 31% Исследование показало, что возрастное развитие сопровождается изменением характера восприятия социального статуса, в то время как для детей дошкольного возраста социальное неравенство воспринимается как имеющее преимущественно предметный характер, у учащихся средней школы по мере возрастного развития происходит обобщение фактов предметного неравенства и на этой основе возникает представление о социальном неравенстве как обобщенной категории. С позиции Л.С. Выготского, это может быть интерпретировано как интериориза-ция предметных представлений, и постепенное возникновение понятия о социальном неравенстве как инструментального. В дальнейшем это понятие, по-видимому, становится основой для осмысления жизненной позиции, характера отношения с людьми и так далее, становится инструментом социального интеллекта. Научный руководитель: к. псх. н., доцент А.Ф. Пантелеев Источник: Проблемы современной психологии: теория, практика, эксперимент Материалы юбилейной научно-практической конференции молодых ученых, посвященной 40-летию кафедры общей и социальной психологии (кафедры психологии) 24 декабря 2011 года
|