К вопросу о профилактике синдрома выгорания
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

В.А. Дарьялова
Санкт-Петербургский государственный университет,
Санкт-Петербург, Россия
На современном этапе развития представлений о синдроме выгорания особенно остро встает вопрос о возможности его профилактики. Кроме катастрофического влияния, которое выгорание оказывает на самого человека, синдром снижает и результативность его профессиональной деятельности.
Проблема повышения эффективности профессиональной деятельности всегда являлась и является актуальной для любой организации. При этом эффективность любой деятельности определяется, прежде всего, степенью активности самого субъекта. Мотивационный аспект регуляции поведения упоминается многими авторами, использующими такие термины, как: «мотивационная включенность», «мера участия», «степень активности», «уровень включенности», «степень вовлеченности» [1; 2; 4].

Мотивационная готовность к различным видам деятельности (руководящей, педагогической и даже депутатской) была исследована Д.В. Солдатовым, А.В. Ермолиным, С.Н. Махновец и А.С. Мельничук. В зарубежной психологии данной проблематики касались исследования К. Левина, Дж. Аткинсона, А. Маслоу, Ф. Генцбергера.
Синдром выгорания оказывает воздействие на все аспекты мотивационной сферы человека. При этом происходит нарушение сбалансированности структуры мотивации и гармоничных отношений между ее компонентами: повышение степени дезинтегрированности структуры, перераспределение роли элементов и выпадение некоторых из них из общей системы мотивации [4].
Исследование феномена психического выгорания не могло не привести к мысли о существовании его антипода, характеризующегося направленностью на работу, энтузиазмом, положительным отношением к своему труду. С. Maslach было предложено понятие «engagement» («вовлеченность в работу» - как один из вариантов перевода), которое характеризуется прямо противоположными выгоранию составляющими: энергичностью, включенностью в работу, самоэффективностью [5].
По нашему мнению, все эти дефиниции можно определить общим понятием – мотивационная включенность. Определению содержания данного явления и его феноменологии посвящена работа Н.Л. Карповой [2]. Автор определяет мотивационную включенность как особое пролонгированное психическое состояние, выступающее «ядром» интрагенной (внутренней) активности субъекта. При этом уровень ее сформированности и развития выступает как показатель меры собственного участия индивидуума в любом процессе, а значит, во многом определяет эффективность его деятельности. Н.Л. Карпова приходит к выводу, что существуют определенные механизмы формирования и повышения уровня включенности. Автор утверждает, что мотивационная включенность выступает условием формирования интрагенной активности.
Проблеме психодиагностике включенности субъекта в решаемую задачу посвящено исследование В.В. Голубинова.
Однако внимание необходимо уделить и такому понятию, как вовлеченность в профессиональную деятельность. Ряд авторов разграничивает эти понятия, считая вовлеченность результирующей мотивационной включенности [2]. Некоторые вообще считают ее некой общей осведомленностью, информированностью о деятельности компании и планах ее развития [3].
На наш взгляд, вовлеченность – это желание предпринимать личные усилия, вносить свой вклад в деятельность организации для достижения ее целей. Вовлеченность в работу компании может быть достигнута лишь в том случае, если данная работа пробуждает у людей:
– готовность, если этого требуют интересы организации, к дополнительным усилиям, не ограничиваясь должностными инструкциями;
– чувство самоуважения, основанное на удовлетворенности своими профессиональными достижениями и своей работой;
– заинтересованность в достижении значимых для организации рабочих результатов;
– ответственность за результаты своей работы.
Введение понятия мотивационная включенность позволит дать достаточно полную, целостную и динамическую характеристику самой активности («потока активности» по Х. Хекхаузену).
Необходимы дальнейшие исследования по разграничению понятий мотивационная включенность и вовлеченность, а также рассмотрение их в совокупности с таким явлением, как лояльность персонала по отношению к организации. Интересен и процессуальный аспект рассмотрения мотива-ционной включенности – поэтапное формирование и переход от низших уровней к высшим, когда мотив становится стойкой потребностью к изменению при четком осознании цели, а активность субъекта направлена на реализацию мотива как в рамках специально организованной деятельности, так и вне ее.
Обзор исследований по проблеме психического выгорания как в зарубежной, так и в отечественной психологии показывает достаточно глубокую проработку этой проблемы на разных уровнях [4]. При этом чрезвычайно актуально направление, в рамках которого ведется разработка методик предотвращения выгорания.
Вопрос о взаимосвязи и причинно-следственных отношениях между мотивацией и синдромом выгорания является малоизученным в настоящее время. Между тем, изучение данного феномена может оказаться весьма продуктивным с точки зрения возможности профилактики синдрома профессионального выгорания.

Библиографический список
1.Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2005.
2.Карпова Н.Л. Мотивационная включенность в деятельность: структур, механизмы, условия формирования: Дисс…. докт. пс. н. 19.00.01. – М., 1998.
3.Лобанова Т. Измеряем лояльность // Служба кадров и персонал. – 2006. – № 2. – С. 20–24.
4.Орел В.Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания: Дисс… докт. пс. н. 19.00.03. Ярославль, 2005.
5.Maslach С., Letter M.P. The truth about bumout: How organization cause personal stress and what to do about in. – San Francisco, CA: Jossey-Bass, 1997.

Источник:Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике) [Текст] : сб. науч. ст. / под ред. В. В. Лукьянова, С. А. Подсадного ; Курск. гос. ун-т. – Курск : КГУ, 2007. – 168 с.

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.