На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Психологическое сопровождение и обеспечение – основные условия развития личности
Психологическое сопровождение и обеспечение – основные условия развития личности
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Психологическое сопровождение и обеспечение – основные условия развития личности
Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса
Карта индивидуального маршрута ученика
Анализ данных
Все страницы

В Витебской области в настоящее время существует сложившаяся психологическая служба, которая способствует успешному психологическому сопровождению и обеспечению процессов управления образования. Однако в результате анализа исследований по этой проблеме установлена недостаточная разработанность ее концептуальной основы. Поэтому, прежде всего, рассмотрим сущность, содержание и проблемы психологического сопровождения и обеспечения.

Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. По мнению большинства ученых, сопровождение – комплексный метод, в основе которого лежит единство четырех функций: диагностики существа возникшей проблемы, информации о существе проблемы и путях ее решения, консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы. Под сопровождением понимается взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем сопровождаемого.
Основные принципы сопровождения: ответственность за принятие решения лежит на субъекте развития (сопровождающий обладает только совещательными правами), приоритет интересов сопровождаемого, непрерывность сопровождения, комплексный подход в сопровождении.
Главной задачей психологического сопровождения является обеспечение психического здоровья и развития личности обучаемого. Ещё одна задача психологического обеспечения – способствовать созданию психологических условий в обучении, развитии и воспитании учащихся, педагогов и других категорий обучаемых.
Психологическое обеспечение может проводиться в форме устных консультаций, обучения, рекомендаций, оснащения потребителей печатной продукцией, аудио- и видеоматериалами, информационными компьютерными технологиями. Психологическое обеспечение подразделяется на непосредственное (прямое) и опосредованное (косвенное).
Субъектом непосредственного психологического обеспечения является педагог-психолог. Субъектом обеспечения при опосредованном обеспечении могут выступать педагоги, родители, учащиеся, социальные педагоги, валеологи, администрация. Наиболее успешны формы управления развитием личности, когда психологическое обеспечение смещается с непосредственного на опосредованное. Предполагается «отдать психологию» неспециалистам. Таковыми могут быть учителя, классные руководители, учащиеся, социальные педагоги, валеологи, администрация. Данный подход позволит педагогу-психологу управлять педагогическим процессом через других людей, передав им эффективные психологические технологии.
Основные особенности психологического обеспечения в управлении развитием образования следующие. Во-первых, психологическое обеспечение должно способствовать гуманизации учебно-воспитательного процесса, базироваться на гуманистических принципах. Во-вторых, психологическое обеспечение должно быть комплексным. Комплексность включает в себе обеспечение индивида – субъекта деятельности, личности в итоге индивидуальности.
В-третьих, обеспечение должно быть спланировано на весь период обучения субъекта в учреждениях образования. В-четвёртых, психологическое обеспечение направлено на всех обучаемых. В-пятых, обеспечение должно быть последовательным, гибким, адаптироваться к потребностям школы, конкретных учеников. В-шестых, оно является интегративной частью всего психологического процесса в учреждениях образования. Наконец, в-седьмых, в обеспечении участвует весь школьный коллектив и родители. Центральной фигурой в учреждениях образования в психологическом обеспечении является педагог-психолог.
Выделяют следующие основные виды психологического обеспечения: исследование, помощь, организация, обучение психологии, познание.
Исследовательская деятельность включает в себе психодиагностику, исследовательско-экспериментальную работу, экспертизу коммуникативной культуры педагогов, психологический анализ занятий, психолого-медико-педагогический консилиум. Психологическая помощь учащимся школы и педагогам в ИПК может оказываться только первичная. Психолог не занимается коррекцией глубоких проблем обучаемых, когда требуется длительное вмешательство узких специалистов. Выделяют следующие виды помощи: психопрофилактика, психологическое консультирование, психологическая коррекция, психотерапия, психологическая реабилитация, психологическое развитие. Организаторская деятельность включает в себя следующие мероприятия: информация, психологическое сопровождение педагогических советов, психолого-медико-педагогических консилиумов, организация родительских конференций, родительских групп поддержки и т.п. Обучение психологии может осуществляться по следующим направлениям: познание себя и управление собой, общеучебные умения, социальная компетентность, подготовка к карьере, формирование семьянина. Изучение работы педагогов-психологов показало, что они должны постоянно участвовать в повышении своей квалификации, принимать участие в работе методических семинаров, анализе передового психолого-педагогического опыта в районе или городе.
Изучение психологического аспекта комплексного сопровождения требует определения места и роли психологической науки и практики в сложном и многогранном образовательном процессе. Это и понятно. Именно психология, как наука о душевной жизни человека, должна иметь теорию развития личности, определить критерии нарушений в ее развитии и дать рекомендации по предупреждению этих нарушений. Значительный вклад в данном направлении сделала школьная практическая психология. Возросла ее роль в системе образования. Этап активного становления практической психологии образования в Беларуси в основном завершен, что способствует эффективной разработке научно-практических основ системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребенка. Опыт практической работы по данной проблеме обсуждался на Международной научно-практической конференции, проведенной в 1998 году в Санкт-Петербурге. Комплексность утверждается как главный принцип сопровождения. Однако имеются определенные противоречия комплексного подхода. К ним относятся:

  • недостаток квалифицированных кадров, отсутствие специалистов с реальным опытом решения актуальных проблем;
  • слабое развитие информационных процессов в системе сопровождения;
  • подмена сопровождения, ориентированного на разрешение реальной личностной проблемы, просвещением, направленным на повышение потенциального уровня культуры.

Среди вышеуказанных трудностей особое место должны занимать вопросы четкого согласования деятельности команды специалистов разного профиля, в том числе психологов, педагогов, социальных и медицинских работников и разграничение сферы компетенции каждого из них.
В компетенции психологов должны находится, главным образом, диагностика, предупреждение и коррекция нарушений развития личности учащихся. Поэтому для решения практических задач психологического сопровождения необходима современная концепция развития личности и психического здоровья учащихся. Известно, что в современных теориях развития личности отражаются самые многообразные подходы: с позиции бихевиоризма, социального научения, психоанализа, гуманистической психологии и других теорий. Подход с позиций анализа отношений личности школьника наиболее эффективен для практики психологического сопровождения. Некоторые ученые современное положение учения о личности характеризуют как кризисное. Выявлен неклассический научный подход понимающей психологии, где внимание акцентировалось на индетерминистических (свободных, непредсказуемых) проявлениях человека, уникальности его психической, духовной организации. Вслед за понимающей психологией к проблеме «человеческого в человеке» обратилась гуманистическая и экзистенциальная психология. «Понимающая психология» позволяет вникнуть в истинное содержание человека с позиций его духовности, совести, целеустремленности. Таким образом, наиболее разумным представляется интеграция указанных направлений в психологии. Совесть является более надежным критерием истинности психологического знания, чем практика, на которую ссылались классики марксизма-ленинизма. Критерием истинности той или иной теории также считается ее общечеловеческая ценность.
Под целостным подходом к исследованию отношений личности понимается взгляд на личность как на явление природное, социальное и духовное. Кроме того, с позиций великих мыслителей XX века, личность во всех указанных ипостасях следует рассматривать системно, т.е. во взаимосвязи с природой, обществом, биосферой, ноосферой и другими системами более глобального порядка.
Термин «психическое здоровье» отсутствует в «Энциклопедическом словаре медицинских терминов». Здоровье «само по себе» там определяется как «состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Таким образом, делается попытка позитивного определения здоровья. Следует признать устаревшим представление о психическом здоровье как об идеальной норме вследствие отсутствия у человека психопатологических отклонений.
Итак, психическое здоровье невозможно определить в терминах «благополучие», «комфорт», «отсутствие болезни» и др. Переживание человеком горя, страданий, мучений, поиска вместе с моментами радостного откровения, прозрения и нахождения себя для других, по-видимому, есть главное свойство здоровой психики. В соответствии с представленной общей концепцией психического здоровья для его оценки необходимо проанализировать в единстве и взаимосвязи личности клиента в аспектах ее свободы, индивидуальности, социальной интегрированности и творческой способности к перевоплощению.
Одну из наиболее важных проблем психологического сопровождения составляет система специального образования. Контингент детей в специальном образовании отмечается ограниченностью свободы выбора и самоопределения, обусловленной недостатками их физических и психических возможностей. Поскольку существует около 10 видов школ для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеются разные критерии отбора и направления детей в специальные образовательные учреждения и, соответственно, различные подходы к их психолого-педагогическому сопровождению. Своеобразное положение в системе образования занимают школы для детей с задержкой психического развития. В них учатся дети, у которых при потенциально сохранённых возможностях интеллектуального развития наблюдаются недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, слабость памяти и внимания, эмоциональная неустойчивость. Эти школы наряду с общими задачами решают задачи коррекции недостатков психического развития, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности учащихся. Психологическое сопровождение в контексте комплексного сопровождения – это, прежде всего, процесс взаимодействия психолога с учащимися на уровне их субъективных психологических проблем. Психологические проблемы учащихся могут не проявляться во внешнем плане и поэтому не являются актуальными для психолога, но могут быть выявлены в процессе психологического обследования. Таким образом, акцент в деятельности психолога смещается с коррекционно-диагностической работы на диагностико-профилактическую, как более перспективную.
Наиболее значимой проблемой является то, что психологическое образование в диагностико-профилактическом направлении осуществляется недостаточно. Об этом свидетельствует анализ литературы, которая широко используется для подготовки специалистов по психологическому сопровождению школьников.
Одна из проблем психологического сопровождения – слабость психологического обследования, ограниченность диагностических возможностей, отсутствие методик, специально созданных и приспособленных для выявления и дифференциации нарушений развития психики при различных аномалиях. Не разработана также в достаточной мере сама процедура психологического обследования, нет правил и рекомендаций, которым можно следовать. Не всегда психолог привлекается в качестве члена медико-педагогической комиссии, хотя психологические методики и данные широко используются членами комиссий, так как без них невозможно обойтись.
Поскольку задачи формирования личности и сохранения психического здоровья школьников недостаточно решаются психологами в системе общего и специального образования, с этим связаны часто встречающиеся у детей и подростков отклонения в поведении, неврозы, психосоматические заболевания, создающие для детей дополнительные психологические проблемы. Наиболее успешно эти задачи могут решаться совместными усилиями педагогики, психологии и медико-социальной службы.

А.С.Метелица, заведующая кафедрой управления и технологий образования УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», кандидат педагогических наук

 

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.