На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Формирование креативных способностей при работе с людьми с особенностями психофизического развития
Формирование креативных способностей при работе с людьми с особенностями психофизического развития
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

• Предисловие

При формировании у людей с особенностями психофизического развития креативных способностей не имеет решающего значения постепенное, успешное перенимание воспитанниками формирующей техники. Гораздо важнее показать, как вверенные нам люди могут применить свои креативные способности в качестве формы выражения, передачи информации о себе и своих переживаниях.

В прошлом педагоги очень часто упускали такой важный момент, как побуждать людей черпать творческие идеи из самого себя и, тем самым, пробуждать веру в свои креативные возможности. Процесс стимулирования и развития часто заключался лишь в прямом руководящем и управляющем воздействии.

При сопровождении людей с особенностями психофизического развития опасность такого воздействия проявляется ещё в большей степени. Здесь нужно исходить из того, что такие моменты как:
• сложности применения различных техник и методик,
• недостающие способности воображения,
• отсутствие выраженной склонности к экспериментированию,
• страхи и опасность фрустрации
приводят к прогрессирующей сдержанности в самостоятельном совершении экспериментов и развитии собственных креативных способностей.
Тем не менее, не стоит преждевременно делать вывод о недостающих креативных возможностях человека!

Процесс сопровождение людей с особенностями психофизического развития должен включать в себя с одной стороны передачу знаний и способов поведения, с другой стороны – стимулирование развития индивидуальных представлений о самом себе и способов самовыражения.

• Понятие «креативность»

Слово «креативный» имеет латинское происхождение. В латинском языке есть такие слова как «creatio» (выбор; созидание) и «creator» (производитель; основатель; творец).
Таким образом, креативность обозначает самостоятельное создание чего-либо, а также выбор собственной формы выражения.

Мартин Бубер (Martin Buber) (1878 - 1965) в своей работе «Беседы о воспитании» говорит по этому поводу следующее: «творчество – это нечто, что присуще абсолютно всем людям в разной степени, и что нуждается только лишь в правильном развитии. … все с детства на элементарном уровне одарены основополагающими художественными и музыкальными способностями, однако эти способности необходимо развивать и на них – на естественных возможностях – следует строить весь процесс воспитания личности.» (Бубер, 1995, с. 15)
Далее Бубер говорит о том, что людьми руководит их врождённый инстинкт. Они хотят оказывать влияние на что-либо, что-либо создавать своими руками. Эта потребность свойственна всем людям, её нельзя подавить.

К примеру, даже маленький ребёнок с большим желанием что-либо строит в песочнице, он также с охотой рушит песочную башню. Все эти проявления приносят ему удовлетворение от того, что он самостоятельно оказал влияние на какой-либо объект.
При этом также внутренняя потребность в самоуважении играет очень большую роль. Удовлетворение этой потребности в большой мере зависит от того, насколько человеку удаётся создавать положительное мнение о самом себе, а также, чувствует ли он себя хозяином своих поступков и действий (осознание самого себя). Эта возможность ощущать свою значимость и чувствовать то, что ты можешь влиять на что-либо, великолепно находит своё применение в креативной (творческой) деятельности.

Руководство к такой креативной деятельности должно базироваться на том, чтобы освободить созидательную энергию, при этом не навязывая собственные – воспитательные – представления.
Не редко можно встретить такую ситуацию: какой-либо продукт творчества кажется воспитателю незаконченным, он считает, что его можно сделать ещё лучше, как-либо украсить, он полагает, что изделие не совсем соответствует действительности. Тогда воспитатель ещё раз прикладывает руку к этому продукту, чтобы, по его мнению, сделать из него что-либо «пригодное к использованию».
Эти ничего плохого под собой не подразумевающие действия воспитателя воспринимаются создателем негативно, даже разрушительно. Конечно же, наряду с развитием самой креативности необходимо развивать также технику и способы деятельности, также должны присутствовать систематические занятия по передаче знаний и опыта, и оказываться помощь. Также нужно находить возможность для того, чтобы воспитанник смог выразить своё понимание значения и основ овладеваемой техники, а также собственные представления и ощущения (даже если они очень скромны!). Чтобы стимулировать это, достаточно простых советов, подбадривающих жестов, одобрительного кивка головой, похвальных слов. В этом случае происходит развитие потребности воспитанника в собственном поиске возможностей для формирования креативности.

Для людей с особенностями психофизического развития деятельность, развивающая их креативность, приобретает особенное значение, так как, с одной стороны, у них появляется возможность самовыражения, с другой стороны, при этом могут сформироваться доверительные взаимоотношения. Для этого не требуется применять сложные понятия, которыми эти люди не владеют.
Вместе с этим, воспитатели и специалисты, анализируя продукты творчества, узнают о воспитанниках больше, чем они бы узнали, наблюдая за их повседневной жизнью.
• Возможные трудности, с которыми сталкиваются люди с особенностями психофизического развития во время креативной деятельности. Рекомендации к процессу педагогического сопровождения.

Отсутствие моторных способностей для творческого представления пережитого и воспринятого.
¢ Эти возможности – исходя из индивидуальных предпосылок каждого – можно развить при систематических занятиях.

Сложности общего и дифференцированного восприятия объектов и явлений приводят к проблемному развитию креативности.
¢ Посредством долгосрочного и постоянного стимулирования можно развить и расширить восприятие, например, при помощи развивающих игр (прятки, сравнение различных объектов в игровой форме, игры на развитие памяти, лото, гадалки, игры на развитие обоняния, осязания и вкусового восприятия и т.п.).

Снижение способности к концентрации уже спустя короткое время после начала мероприятия (зависит от степени нарушения, способов ведения мероприятий, а также от содержания и темы мероприятий).
¢ Воспитатель должен заранее тщательно спланировать характер и сложность мероприятия, чтобы наилучшим образом оценить способности к концентрации каждой личности. Чтобы произвести наиболее реалистичную оценку мероприятий воспитателю часто необходимо самостоятельно испробовать отдельные этапы работы перед началом занятий.

Готовность участвовать в мероприятиях по развитию творческих способностей зависит от накопленного опыта участия в мероприятиях подобного типа и от того, насколько этот опыт был успешным.
¢ Важно начать мероприятие с того вида деятельности, в котором у воспитанника был успешный опыт, затем эту деятельность необходимо изменять таким образом, чтобы воспитанник мог накопить свои успешные впечатления.
Пример: Приготовление картофельного пюре (разминание целого картофеля) – сначала воспитанник тренируется мять пестиком (или другим приспособлением для разминания) бумагу, в качестве варианта в другой раз воспитаннику можно предложить размять на материале густую краску (гуашь), позже, в качестве развития опыта можно использовать другой материал (например, губку или кусочки пробки).

Для людей с нарушением восприятия времени могут возникнуть трудности, если они за отведённое время не смогут достигнуть запланированного результата. Они могут расценить это как неудачу.
¢ Для таких людей мероприятия должны длиться на протяжении такого количества времени, которые воспитанник был бы в состоянии оценить; при этом, однако, временная протяжённость зависит от индивидуальных способностей восприятия и оценки времени, а также от способностей памяти. Если за заданный промежуток времени конечный результат не может быть предъявлен, то следует обратить и заострить внимание воспитанника на промежуточном результате, также необходимо указать время, когда воспитанник сможет продолжить свою работу.

При воспроизведении пережитых ситуаций при помощи демонстрации картин, фигур, коллажей и т.п. для обеспечения полноты впечатления необходимо присутствие конкретных предметов и явлений. Если эти представления, эти картины действительности, сохранённые в сознании, являются неполными, то и изображения, создаваемые воспитанником, будут неполными и похожими друг на друга. Это можно проследить при анализе рисунков маленьких детей. Маленькие дети заменяют недостающие в памяти фрагменты фантазией.
¢ Чтобы помочь людям с особенностями психофизического развития преодолеть трудности, связанные с отсутствующими представлениями о действительности, необходимо стимулировать их креативность и фантазию при помощи рассказов, переспросов и указаний; очень важно также применять наглядный материал (фотографии, предметы, картинки, книги, ролевые игры).

• Демонстрация систематической передачи различных техник и развитие творческих способностей на примере рисования

В этом разделе будет представлено, как при помощи систематической смены различных техник можно развивать способность рисования и, вместе с этим, стимулировать креативные способности людей с особенностями психофизического развития. При этом мероприятия следует начинать с самых простых процессов, их сложность должна возрастать постепенно шаг за шагом. (Этот принцип систематичности необходимо соблюдать в любой деятельности, стимулирующей креативность!)

Наибольшее значение следует придавать развитию навыков работы с красками, так как при их помощи можно наиболее ярко выражать свои творческие способности, при этом к мелкой моторике не предъявляется таких больших требований, как при работе с карандашами.

Рисование наиболее красноречиво представляет, как и на каком уровне личность взаимодействует с окружающим миром. Краски помогают отражать действительность, равно как и фантазию и настроение, при этом преодолеваются языковые барьеры. Поэтому людям с особенностями психофизического развития необходимо как можно более чаще предоставлять возможность для самовыражения таким способом.

Рисование может
• стимулировать точность движений (например, при применении кисти);
• создать предпосылку для абреакции (например, рисование руками или губкой);
• стимулировать способность чёткого разделения (например, при ограничении до малого количества контрастных цветов);
• развивать тщательность и осторожность (например, при рисовании мокрым по мокрому).

Особенно необходимо избегать применения шаблонов или альбомов для разукрашивания! Они могут вызвать у воспитанников впечатление того, что их способности недостаточны развиты, и поэтому им предъявляют уже готовые мотивы, чтобы у них хоть что-нибудь получилось Кроме того, это приносит людям (с особенностями психофизического развития) дополнительные трудности при обрисовывании форм, которые нарисованы другим человеком и не всегда соответствуют особенностям рисования каждого конкретного человека. Экспериментальное, свободное рисование, организованное воспитателем таким образом, что любой результат будет успешным, наоборот укрепляет веру в собственные возможности.

Предпосылками для рисования являются сохранённые зрительные способности и, по крайней мере, наличие небольших способностей применения рук.

Так как существует много возможностей формирования креативных способностей при помощи красок, специалисту необходимо заранее чётко определиться, какую цель он хочет достичь.
Вот несколько вопросов, помогающих поставить цель:

• На первом месте должно стоять обучение обращению с различными приспособлениями, красками и бумагой?

• Необходимо найти возможность для самовыражения воспитанника, для передачи его настроения?

• Речь идёт скорее об отражении увиденных объектов или пережитых ситуаций?

• Необходимо направить в нужное русло избыточную активность?

• Планируется передача эстетического восприятия?

• Желает ли специалист способствовать развитию самосознания воспитанника?

• Речь идёт о развитии точности в движениях и о дифференцированном применении цветов?

Последующее описание этапов формирования креативных способностей на примере рисования покажет, как наиболее оптимально можно построить систематический процесс овладения навыками обращения с красками и рисовальными принадлежностями. При этом станет возможным достижение различных вышеназванных целей.

Рисование руками или пальцами

• Этот способ рисования идеально подходит для тех людей, которые ещё не в состоянии удерживать в руках рисовальные принадлежности, однако которым необходимо получить опыт совершения самостоятельной творческой деятельности.
• Способ хорошо подходит для развития тактильного восприятия и самовосприятия.
• Процесс обучения должен начинаться с того, что воспитатель водит рукой воспитанника, позже воспитанник будет обходиться без этой помощи. Необходимо окунуть поверхность руки в краску и прижать руку к бумаге.
• Для того чтобы на бумаге остались следы и отпечатки, можно задействовать также и отдельные пальцы.
• Стимулирование творческой активности тогда приведёт к первому результату, когда воспитанник проявит способность самостоятельно выбирать цвета и экспериментировать ими.
• Не принуждайте тех, кому «загрязнение» краской рук покажется неприятным!
• Возможные цели:
ü целевое применение рук,
ü осознание самого себя,
ü восприятия различных цветов и форм,
ü восприятие другой личности при совместной деятельности.
• Материал: тёплый обойный клей, в который примешиваются неопасные для здоровья краски или пигменты красок; специальные краски, которыми можно рисовать пальцами.
• Перед началом занятия руки следует хорошо смазать жиром, чтобы краска не так глубоко проникала в кожу.
• Следите за тем, чтобы краски не попадали в рот или глаза!
• Остатки краски следует немедленно выбросить!

Нанесение красок при помощи губки, тряпки или широкой кисти

• При этом способе рисования краску необходимо черпать из какого-либо широкого сосуда (большой тарелки или миски) и наносить её на поверхность лёгкими мазками или посредством вытирания кисти или губки.
• Материал: Краски на клеевой основе, акварельные краски, краски для нанесения оттенков и теней, плакатные краски.
• При проведении занятия следует обращать внимание на то, какие задачи должны быть достигнуты:
Ø уверенное взятие и удержание рисовальных принадлежностей,
Ø тренировка определённых движений при зачёрпывании красок,
Ø осознание самого себя при изображении различных картин (от простых мазков до изображения линий и форм),
Ø тренировка умения различать цвета и оттенки,
Ø восприятие особенностей наложения краски на различную основу (бумагу, дерево, картон и т.д.),
Ø обучение определённым движениям,
Ø привитие умений ограничивать себя.

Окраска бумаги одним цветом

• Эта деятельность требует определённой уравновешенности.
• Бумагу, окрашенную в один цвет, можно позднее применять для различных поделок и аппликаций.
• Возможные цели:
Ø расширение умений обращения с красками и цветами,
Ø развитие выдержки,
Ø тренировка равномерного нанесения краски.

Рисование кистью

• Этот способ рисования предоставляет наиболее полную возможность для формирования и усовершенствования креативных способностей.
• В начале наиболее подходит способ рисования мокрым по мокрому (мокрые краски наносятся на влажную бумагу), так как этот способ является наиболее простым и, к тому же, смешение цветов на мокрой поверхности приводит к очень ярким результатам.
• Сначала воспитаннику требуется довольно большой объём помощи и стимулирования (например, нужно водить рукой воспитанника, помогать выводить контуры объекта).
• Подготовленные наглядные материалы стимулируют способность подражания (однако эти материалы не должны представлять собой идеальные изображения!).
• Чем успешнее происходит процесс изображения какого-либо предмета или какой-либо ситуации или события, тем проще затем проходит усовершенствование навыка.
• Как только воспитанник обучиться основным техническим возможностям и особенностям, ему станет доступным воплощение собственных идей в рисовании. В этом людей с особенностями психофизического развития необходимо особенно поддерживать (например, при помощи перечисления возможностей, похвалы, разговоров о пережитых событиях и т.д.)!
• Если у воспитанника преобладает склонность к использованию какого-либо определённого цвета, следует всегда спрашивать о причине его выбора, но никогда не следует заставлять его использовать другие цвета!
• Все перечисленные при описании других способов рисования цели имеют место также и при рисовании кистью.

• Практические рекомендации к формированию креативных способностей у людей с особенностями психофизического развития

Все последующие рекомендации можно также успешно использовать и при работе со «здоровыми» людьми. Специальных «рецептов» для людей с особенностями психофизического развития не существует. Важным здесь является точное исследование индивидуальных способностей и предпосылок отдельного человека, а также связанный с этим индивидуальный выбор способа передачи опыта, материалов и вспомогательных средств, равно как и подходящей техники и способов действия.
Все эти методы выработаны экспериментальным способом, для их использования не требуется специальных знаний, они хорошо развивают моторику и в особой степени стимулируют фантазию и креативность.

(1) «Захлопнем и похлопаем»

Материалы:
• бумага для рисования,
• краски на водной основе или другие краски,
• кисть, стакан.

Техника:
Лист бумаги для рисования сгибается посередине, а затем снова разгибается. На одной из половинок листа при помощи жидко разведённой краски можно делать следующее:
• окрасить половину листа,
• смешать в области для рисования различные краски,
• капать, раздувать или брызгать краской,
• окрасить рабочую область толстым или тонким слоем краски,
• окрасить лист пёстрыми цветами, чёрно-белыми, различными тонами одного цвета, сделать акцент на контрастных цветах,
• и др.

При любых способах окраски следует работать довольно быстро, чтобы краска не успела просохнуть. Затем необходимо быстро сложить лист по предварительно сделанной линии изгиба таким образом, чтобы неокрашенная половина листа накрыла окрашенную; сложенный лист необходимо несколько раз разгладить ладонью руки, чтобы краска равномерно распределилась и отпечаталась на белой половине листа.
Затем следует осторожно разъединить обе половинки листа, и, таким образом, мы получаем симметричный рисунок.
Этот рисунок уже может являться конечном продуктом, однако его можно доработать при помощи нанесения отдельных штрихов краской на водной основе, тушью, фломастерами и т.п.

Особенно важен совместный просмотр результатов работы, а также обсуждение скрытых мотивов изображения.

Рекомендации по применению рисунков:
Для приглашений, переплётов брошюр и тетрадей, программ.

(2) «Мокрым по мокрому»

Материалы:
• бумага для рисования,
• краски на водной основе,
• кисть или губка,
• водонепроницаемая, гладкая подложка (напр., разрезанный полиэтиленовый пакет),
• газетная бумага,
• стакан
• возможно, столовая соль.

Техника:
Рисование на влажной основе имеет особую привлекательность: краски могут образовывать как очень яркие сочетания цветов, так и нежно пастельные оттенки, это достигается тем, что краски, растекаясь, смешиваются друг с другом.
При помощи широкой кисти или губки на всю поверхность листа бумаги наносится чистая вода, точно также смачивается и обратная сторона листа. Лист кладётся на водонепроницаемую гладкую подложку.
• Бумагу следует смачивать так, чтобы вода не растекалась по ней волнами.
• Нанести кистью несколько мазков цветной краской.
• Прежде чем наносить новую краску, следует обождать, пока растечётся предыдущий мазок.
• Рассыпая по листу соль, можно достичь дополнительных интересных эффектов.
• Не следует использовать слишком много жидкости, иначе рисунок потеряет свою форму.
• Если в процессе рисования лист высыхает, можно дополнительно смочить отдельные места.
Способ рисования «мокрым по мокрому» можно применять в качестве упражнений на различие цветов, рисунки можно использовать в качестве основы для каких-либо изделий или для картин, сюжет которых требует наличия расплывчатых форм и контуров (напр., всё, что связано с дымом, туманом, ветром, дымкой, паром).
Отдельные участки рисунка можно после высыхания выделить или доработать при помощи более чётких контуров.

Возможные сюжеты картин:
Танец ведьм, танец слонов, дома в тумане, люди в тумане, лужи с осенними листьями.

 

(3) Техника раскатывания шара

Материалы:
• крышка от картонной коробки (можно от обувной коробки),
• бумага для рисования,
• деревянные или другие шары,
• плакатные, дисперсионные краски или краски на водной основе,
• бумага, кисть, стакан, тряпка,
• возможно, гладкая пластина.

Техника:
Обрезать бумагу таким образом, чтобы она помещалась точно в крышку от коробки – лист не должен скользить или выпадать из крышки.
Затем следует либо нанести кистью краску на шар, либо накапать краску различного цвета на гладкую пластину и обмакнуть туда шар.
Окрашенный шар кладётся в крышку и раскатывается по находящемуся там листу бумаги. Прежде чем нанести на шар новую краску, остатки старой необходимо удалить при помощи тряпки.

Возможные варианты оформления:
• частая сеть из линий,
• неплотная сеть из линий,
• очень пёстрый рисунок,
• двухцветное изображение (синий / жёлтый и т.п.),
• одноцветное изображение на цветной бумаге.

Рекомендации по применению:
Обёрточная бумага (для подарков, коробок и др.), бумага для аппликаций и вырезания различных фигур: сердечек, звёзд, цветов, орнаментов.

(4) Техника раздувания

Материалы:
• бумага для рисования,
• соломинки,
• тушь или краски на водной основе,
• бумага, кисть, стакан.

Техника:
При помощи кисти на бумагу наносится густое пятно краски. Пока краска не высохла, нужно осторожно раздуть её – целенаправленно или случайно – при помощи соломинки в разные направления. При этом краска разветвляется в виде всё более утончающихся линий. После того, как высохнет одна краска, можно повторить этот процесс уже с краской другого цвета. Таким образом создаются картины с фантастическим сюжетом, которые можно дорабатывать дальше. Можно также обсуждать эти изображения.

Рекомендации по применению:
Полученные в результате применения этой техники случайные изображения можно также применять в качестве обёрточной бумаги или для различных украшений.

Возможные сюжеты картин:
Ветвистые осенние деревья (хорошо комбинируется с техникой «мокрым по мокрому» - деревья в тумане), спруты, насекомые семейства пауковых.

 

(5) Техника применения нити

Материалы:
• бумага для рисования,
• шерстяные нити, шпагат,
• плакатные, дисперсионные краски или краски на водной основе,
• бумага, кисть, стакан, тряпка.

Техника:
Лист бумаги для рисования сгибается посередине, а затем снова разгибается. На участок шпагата кистью наносится краска, либо шпагат опускается в стакан с краской (во время проделывания этой операции необходимо постоянно вытирать руки!).
Шпагат кладётся на одну половину листа, накрывается другой (верхняя часть листа прижимается рукой), затем шпагат осторожно вытягивается, краска при этом размазывается во все стороны. Этот же процесс повторяется затем с нитками, которые пропитываются другими цветами. В результате возникают также фантастические изображения, которые можно дорабатывать дальше. Можно также обсуждать эти изображения.

Рекомендации по применению: см. технику раздувания

В сказочной стране

Материалы:
• различные изображения, полученные в результате применения описанных выше способов,
• бумага,
• ножницы,
• клей / клейкая лента,
• карандаши и фломастеры.

Создание этого сюжета может является подведением итогов применения всех предыдущих техник. Особенно удавшиеся картины вырезаются, и составляется пейзажный коллаж (при помощи клея или клейкой ленты). Таким образом могут возникать фантастические пейзажи, напоминающие царства ведьм, эльфов, гномов и т.п. При помощи карандашей или фломастеров можно дорисовать в эти пейзажи маленькие существа.

(6) Рисование при помощи цветной папиросной бумаги

Материалы:
• разноцветная тонкая папиросная бумага,
• бумага для рисования, картон или другой материал в качестве основы для рисования,
• сосуд с водой, тряпка,
• защитные перчатки.

Техника:
Краска на цветной папиросной бумага при взаимодействии с жидкостью очень хорошо растворяется. При этом способе рисовании используется именно этот эффект. Папиросную бумагу необходимо свернуть и скрутить в плотную трубку таким образом, чтобы она хорошо лежала в руках у воспитанника, напоминая большой карандаш. Этот бумажный карандаш следует обмакнуть в воду, краска при этом растворяется и очень хорошо наносится на бумагу для рисования. Так как эта краска плохо смывается с рук, при работе рекомендуется использовать резиновые перчатки. Эту технику рисования хорошо применять для рисовании на больших поверхностях, этот способ очень похож на способ рисования мазками обычными акварельными красками.

(7) Рисование и оттиск на стекле

Материалы:
• тушь или краски на водной основе,
• кусок стекла, подойдёт стекло от старых рамок для фотографий или картин,
• бумага для рисования,
• широкая кисть, стакан, тряпка.

Техника:
Большими, произвольными мазками на стекло наносится большое количество жидкой краски. На это окрашенное стекло кладётся лист бумаги, который осторожно прижимается и разглаживается руками. Посредством разглаживания краски ещё более растекаются и смешиваются между собой, образовывая при этом очень красивые узоры и переходы цветов. На отпечатанных на листе узорах можно впоследствии попытаться распознать какие-либо фигуры или мотивы, можно также выделить их чёрным фломастером.

(8) Рисование сахарными мелками

Материалы:
• цветные мелки для рисования,
• сахар,
• широкие сосуды для помещения туда мела, наполненные тепловатой водой,
• бумага для рисования, рисунок будет выглядеть особенно привлекательно на чёрной или серой бумаге.

Техника:
Сначала в сосуде с водой растворяются несколько ложек сахара (соотношение: примерно 3 столовых ложки сахара на пол литра воды). Мелки следует рассортировать по оттенкам одного и того же цвета и затем положить в сосуд. Мелки должны находиться в воде до тех пор, пока не перестанут образовываться воздушные пузырьки. После этого такими мелками очень хорошо рисовать. В результате получаются хорошо кладущиеся на бумагу насыщенные пастельные цвета, краска при этом очень хорошо держится. Наибольший эффект достигается, если рисовать такими красками на тёмной основе.

 

 

(9) Краски из земли и обойного клея

Материалы:
• размешенный обойный клей,
• земля различного цвета, которую можно предварительно собрать с группой воспитанников,
• сито, палочки для размешивания,
• закручивающиеся банки, в которых можно замешивать и затем хранить краски,
• бумага для рисования, кисти, стакан, тряпка.

Техника:
Земля не всегда бывает коричневой, в зависимости от состава почвы она может быть красноватого, желтоватого и различных серых оттенков.
Собранную землю необходимо просеять через мелкое сито, смешать с обойным клеем. Полученная смесь очень хорошо подходит для рисования. В качестве сюжетов для рисунков можно использовать такие существующие в природе явления, как «ёжик в листве», «крот», «осень» и др.

Ещё несколько идей:

• Не всегда обязательно использовать кисть для нанесения красок!
• Сильно разбавленные водой краски хорошо применять в бутылках с аэрозольной крышкой (напр., пустые бутылки от чистящих средств, оросители для комнатных растений или белья и др.). Таким образом можно разбрызгивать краску на бумаге или картоне.
• Также можно наполнить разбавленной краской жестяные банки, на нижней части которых проделаны отверстия. Воспитанник держит такую банку в руке и продвигается по разосланным на полу большим листам бумаги. Позже можно всей группой искать следы каждого конкретного человека по образовавшимся разноцветном переплетениям.
• Полиэтиленовые пакетики можно также наполнять краской и затем запаивать их, чтобы в последствии можно было бросать их в прикреплённые на стене большие листы бумаги. Предварительно стену необходимо завесить защитным материалом.
• Равно как и многие дети, люди с особенностями психофизического развития очень охотно рисуют стоя.
• Для тех людей, у которых наблюдается аллергия на фабричный обойный клей, следует использовать клей, приготовленный из муки. На один литр воды берётся 2 столовых ложки без верха муки и всё это помещается в какую-либо ёмкость, например в банку. Эту ёмкость следует закрыть плотной крышкой и тщательно взболтать, при этом не будут образовываться комки. Затем эту смесь переливают в кастрюлю, добавляют ещё 1,5 литра воды и доводят смесь до кипения на малом огне при постоянном помешивании пока она не загустеет.

 

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.