Доверие – приоритетная ценность человека |
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии |
Е.И. Кузьмина, В.А. Холмогоров (Москва) В настоящей статье мы рассматриваем доверие как высшее, духовно-нравственное чувство в единстве интеллекта и аффекта в общей структуре сознания человека, проявляющееся в процессе выбора ядра коллектива. Доверие – ценность и экзистенциал, связывающий человека с миром; оно облагораживает человека, выступает одним из условий осознания полноты бытия (отрадно было видеть доверие и единение людей в период празднования Дня города на площадях и улицах Москвы). В социальном плане доверие возникает в результате рефлексии на другого, знания, что он не причинит мне зла. Доверие к себе начинается с осознания и рефлексии прошлого, настоящего и проектируемого будущего с учетом своих возможностей. Рефлексивно-деятельностный подход (Кузьмина Е.И., 1994, 2007), основанный на теории С.Л. Рубинштейна и концепции рефлексии В. Лефевра, предназначен для исследования не только феномена свободы, качественной характеристики ядра коллектива [5], но и доверия как духовной ценности человека. Основное содержание теории личности С.Л. Рубинштейна заложено в формуле: «При объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия… через строй мыслей и чувств… В этом суть активности личности» [11, с. 209]. Будет ли человек доверять кому-либо, зависит от его отношения к реальному или предполагаемому воздействию. Более глубокое познание доверия, его когнитивной основы возможно с опорой на идею единства аффекта и интеллекта, составляющего сущностное содержание психики, а также на структурно-динамическую теорию интеллекта Д.В.Ушакова [11]. Знание механизмов доверия поможет психологу в решении практических задач. Его дефицит воспринимается как стресс. В.С. Высоцкий четко сформулировал актуальный для каждого человека вопрос: «На чём проверяются люди, //Когда войны уже нет? //И всё-таки слышим нередко//Опять, как тогда: //Ты бы пошел с ним в разведку? Нет или да?». В сфере управления доверительное отношение к людям повышает эффективность совместной деятельности. В работе «Ум полководца» Б.М. Теплов приводит пример ситуации, которую гениально разрешил А.В. Суворов. Встретив часть своей конницы, бегущей с поля боя, он не стал угрожать расправой за дезертирство, а сказал: «Заманиваете неприятеля, братцы? Так им и надо!», присоединился к ним, а потом скомандовал: «А теперь мы повернем и неожиданно ударим по ним! За мной! В атаку!». Все незамедлительно последовали за своим полководцем. Во многом благодаря взаимному доверию бой завершился победой. Успех в боевой деятельности зависит и от доверия солдат к самим себе. Г.Д. Луков в учебнике «Психология» (1960 г.) писал: «...как излишняя самоуверенность, так и необоснованное неверие в свои силы могут оказывать отрицательное влияние на управление воином своей деятельностью». Доверие является основой совместной творческой деятельности. Дружеская диада талантливых ученых может изменить направление движения науки, обогатить её содержание, что и произошло в психологии благодаря совместному творчеству Л. С. Выготского и А.Р. Лурия, Д.Канемана и А.Тверски, и других. И.Н. Семенов пишет о Я.А. Пономареве и Н.Г. Алексееве: «В течение полувекового знакомства их пути часто сближались вплоть до делового сотрудничества и доверительного общения… на каждом этапе взаимодействие их носило рефлексивно-творческий характер и приводило к продуктивным результатам» [9, 615]. Экспериментально доказано [3; 4], что при выполнении гештальт-техник «Великий художник-ученик» и «Рисунок на двоих» в диадах демократического типа, основанного на доверии, в отличие от авторитарного, участники переживают радостное чувство совместного творчества. Свобода выбора ядра коллектива, предполагающая, что участники совместной деятельности самостоятельно, добровольно и ответственно создают актив из наиболее значимых членов группы, была бы невозможна без доверительных отношений. Ядро коллектива, о котором в «Педагогической поэме» писал А.С. Макаренко, впервые было выделено экспериментальным путем и осмыслено в качестве феномена коллектива З.В. Кузьминой [6] и Е.И. Кузьминой в 80-е годы ХХ в. в исследовании студенческих групп с помощью модифицированной методики референтометрии и сенсомоторного интегратора. Это исследование послужило началом выполнения большой программы изучения качественной характеристики ядра коллектива в спецподразделениях [5; 12]. В ядро коллектива входят наиболее референтные индивиды, мнения и ценности которых значимы для остальных; они имеют наиболее высокие референтометрические индексы, получают наиболее высокие баллы, по сравнению с другими, по индивидуальным особенностям личности и качествам ума. Референтная группа, в которую входит ядро коллектива, функционирует как коллективный субъект деятельности. По мнению А.Л. Журавлева, «понятие ''субъект'' позволяет выявлять общее в психологических свойствах личности, малой и большой группы и общества в целом» [1, с. 274]. Мы полагаем, что ядро коллектива в функционировании и развитии группы как коллективного субъекта выступает центром саморегуляции, преломляет воздействие внешних причин, влияет на принятие групповых решений. Выбор ядра коллектива осуществляется в ходе самоопределения членов группы на основе доверия. Он может быть актуализирован с помощью референтометрии, модифицированной нами с целью изучения качественной характеристики ядра коллектива: её основой выступило экспериментальное исследование самооценки индивидуальных особенностей личности и качеств ума, необходимых для успешной совместной деятельности, а также мотивов выбора в ядро коллектива, индексов референтности. В нашем исследовании основой выбора выступает самооценка - стержневая характеристика личности. Адекватно-высокая самооценка является условием постановки общественно-значимые целей, способствует самореалиазации и самоэффективности. Применение методики самооценки -тончайшего инструмента позволяет опытному психологу на основе доверительных отношений проникнуть во внутренний мир человека, его самосознание, мотивы выбора. Психодиагностическая процедура выявления ядра коллектива осуществляется в комплексе – единстве с другими феноменами коллектива и личности. Уже на первом этапе, после того, как определен индивидуальный и общегрупповой эталонный ряд индивидуальных особенностей личности и качеств ума, необходимых для того, чтобы группа работала эффективно, с целью выявления мотивов выбора ядра коллектива проводится процедура оценивания: каждый оценивает себя и других в пятибалльной системе по факторам референтности (когнитивному, коммуникативному, перцептивному), вбирающим в себя десять качеств общегруппового идеального ряда, близких к КОТД (критерию оценки трудовой деятельности) и отражающих компетенциальные способности и моральные качества сотрудников подразделений спецназначения. Подсчитывается средний балл у каждого члена группы по факторам референтности. Осуществляется процедура выбора ядра коллектива: каждому предлагается назвать три фамилии членов группы, с оценочным мнением которых он хотел познакомиться, если они не будут возражать. На основе индивидуальных выборов подсчитывается количество выборов у каждого испытуемого – индекс референтности (показатель статуса), составляется референтограмма. Получившие шесть и более баллов, попадают в ядро коллектива. |
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |