На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии К вопросу о педагогическом обеспечении: сущность и содержание
К вопросу о педагогическом обеспечении: сущность и содержание
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Н. Н. Ширкова
Российский университет дружбы народов, Москва, Россия
Abstract. The increasing demands in the educational system determine the formation of new priorities and values in the organization of the educational process. This article reviewes the problem of pedagogical support of person. We can identified the nature and content of this type of practice. The pedagogical support and ensuring mean a specific kind of the professional activity, which suggests activation of the personal and institutional resources which are necessary for efficiency realization psychological care. The purpose of the psychological support is the creation of conditions for personal growth on the basis of values.
Key words: pedagogical support, pedagogical ensuring, educational content, the educational process.
В настоящее время система высшего образования Российской Федерации активно интегрируется в мировое образовательное пространство. Учреждения образования призваны не только готовить молодых людей к трудовой деятельности, но и помочь им успешно функционировать в обществе.

В последнее время в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи в учебно-воспитательном процессе – педагогическое обеспечение. Перед педагогическим коллективом стоит задача объединения усилий для оказания поддержки и помощи в решении задач развития, обучения, воспитания и дальнейшей социализации индивида.
Словосочетание «педагогическое обеспечение» стало широко использоваться в научной литературе в середине 20 века, однако однозначного определения до сих пор нет. В словарях дана философская трактовка понятия «обеспечение», что обозначает «деятельность субъекта по изменению объекта для достижения некоторой цели». Учёные рассматривают понятие «педагогическое обеспечение» в различных аспектах: как «совокупность факторов и условий их развертывания посредством специальных педагогических форм, методов, процедур и приемов, технологий», как «целенаправленное управление процессом развития личности», как «комплекс специальных мер, помогающих в развитии личности» (Л.М. Бочкова, А.Ф. Драничников), как «специфическую педагогическую деятельность по организации и развитию личностных ресурсов, как «процесс формирования личностно-профессиональной позиции индивида» (А.И. Тимонин), как «создание условий для мобилизации ресурсов» (Н.Ю. Шепелева). Еще одним основанием процесса педагогического обеспечения является его понимание как целенаправленного управления процессом развития личности (X.Й. Лийметс). Обобщение многообразия понятий показывает наличие трёх составляющих данного процесса: личность, социальная организация (учреждение), окружающая среда. На основе вышеизложенных понятий вырисовывается следующая трактовка данного понятия: педагогическое обеспечение – это особый вид педагогической деятельности (субъекта) по отношению к обучающимся (объект) при использовании группы ресурсов, необходимых для реализации того или иного процесса. Изучение проблем педагогического обеспечения связано с разрешением двух групп противоречий: с деятельностью педагогов и с личностью учащегося. Первая группа объединяет проблемы, касающиеся выбора эффективных форм, методов, технологий, приемов. Отсюда следует необходимость разработки эффективного процесса педагогического обеспечения. Вторая группа противоречий объединяет вопросы, затрагивающие изменение личности обучающегося [1].
Однако объектом педагогического обеспечения может быть не только индивид. Например, А. И. Тимонин даёт большой обзор подходов относительно педагогического обеспечения: касаюшихся социальной работы, приобретения индивидом социального опыта, деятельности по становлению индивида; социализации индивида и т. д [7].
Анализ литературы позволил выделить три группы объектов педагогического обеспечения:
Первая группа: объекты, направленные на человека. Данную категорию разрабатывали Л.Ф. Драничников, Т.Е. Коровкина, Л.М. Бочкова, А.И. Новго-родова, С.В.Филимонов, Н.О. Шепелева. В работах рассматриваются проблемы обеспечения целостного опыта развития индивида на всех возрастных этапах: развитие подростка в семье и школе, развитие младших школьников, формирование личности студента, изучение проблем адаптации иностранных студентов, процесс помощи молодым специалистам и пр.
Вторая группа: объектом является обеспечение педагогически целенаправленных процессов обучения, воспитания, формирования, развития. Данную группу изучали С.С. Бодалев, А.Ю. Ежкова, Е.В, Князева, Г.И. Прохорова, О.Л. Сергеева, В.П. Климова и др. Они уделяют большое внимание изучению салю-процессов (самопознания, самосовершенствования, самоопределения), профессионального становления личности, состояния готовности к выбранной профессии, самоактуализации личности будущего педагога и пр. В данную группу так же входят объекты, связанные с обеспечением процесса социальной защиты учащихся, с процессом адаптации иностранных студентов в ВУЗе, с обеспечением в качестве системы дополнительной поддержки уязвленной категории обучающихся в процессе обучения. Так же в данную группу относятся работы, где объектом педагогического обеспечения являются межличностные отношения в системе «педагог- учащийся» или «учащийся – учащийся», что проявляется в доверительных отношениях педагога и учащегося в образовательном процессе.
Так как педагогическое обеспечение является частью педагогической деятельностью, оно включает в себя следующие элементы: цель, задачи, субъект-объектные отношения, методы, формы, средства, приводящие к управлению воспитательно-образовательной системой [2]. Педагогическое обеспечение имеет под собой управленческую природу, соответственно, специфика данного процесса заключается в наличии цели, задач, условий, функций, этапов, форм и средств. Управление в педагогической деятельности характеризуется тем, что субъектом и объектом в нём является человек. Цель педагогического обеспечения – создание условий для личностного роста обучающихся на основе ценностно-смысловых ориентиров.
Педагогическое обеспечение, представленное А.В. Волоховым в виде модели, включает в себя: цель (постановка задач и перспектив); результат (достижение цели в перспективе); функции (диагностика существующих проблем; определение возможных вариантов педагогической деятельности; помощь индивиду; организационно-педагогическая поддержка; индивидуально-ориентированная педагогическая помощь; диагностика эффективности педагогического обеспечения). Педагогическое обеспечение может реализовывать аксиологическую, мотивационную, ориентационную, операционную функции и функцию зашиты.
Данные функции реализуются через [6]:
- социальное обучение, что проявляется в обучении прежде всего нормам общества и их законам;
- создание условий для социального самоопределения, то есть для выбора личностью своей социальной роли и социальной позиции в системе социальных отношений на основе осмысления своих жизненных целей, предполагающих включение личности в эту систему социальных отношений. Самоопределение является центральным механизмом становления зрелой личности, состоящим в осознанном выборе человеком своего места в многообразных социальных отношениях;
- содействие в преодолении трудностей социализации, возникающих на фоне проблемных отношений с окружающей социальной средой.
Б.Ф. Ломов выделяет последовательные действия, чёткую структуру и наличие алгоритма деятельности педагога: прогнозирование, планирование, выделение частей, реализация, принятие управленческого решения, проверка эффективности, переработка информации, рефлексия и коррекция действий.
В научной литературе выделяются следующие направления педагогической деятельности, которые включает в себя педагогическое обеспечение [3]:
1. Развивающая работа (включает в себя создание условий для формирования ценностей и развития личности);
2. Просвещение и консультирование обучающихся по возникающим вопросам;
3. Воспитательная работа (создание условий, способствующих формированию жизненных ориентиров, исправление способов поведения личности при формировании ключевых образовательных компетентностей учащихся);
4. Исследовательская деятельность (направлена на выявление условий и способов повышения эффективности образовательного процесса);
5. Разработка образовательных программ и дальнейшая деятельность, направленная на становление целостной личности в совокупности её когнитивных, эмоциональных, мотивационно-потребностных характеристик.
Учёными выделяется так же ресурсный подход, в рамках которого педагогическое обеспечение представляется как управление совокупностью ресурсов. Ресурсы определяются как условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат.
Ресурсы педагогического обеспечения можно разделить на четыре группы [7]:
1. Личностные ресурсы: педагог, учащийся, мотивационная сфера, социальные роли и статус, индивидуальные особенности.
2. Институциональные ресурсы: структура института социализации, от чего будет зависеть особенность организации педагогического обеспечения.
3. Субкультурные ресурсы: набор ценностных ориентаций, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений, традиции, специфические знаки.
4. Ресурсы социальной среды: включают в себя наличие образовательных, социальных учреждений и подразумевают взаимодействие с ними участников образовательного процесса.
Феномен "педагогическое обеспечение" необходимо рассматривать как систему. На наш взгляд, это дает возможность не только целостно увидеть совокупность элементов, но и рассмотреть существующие взаимосвязи. Системообразующей деятельность становится, если в ее организации испытывают потребность все субъекты педагогической деятельности. Характеризуя педагогическое обеспечение, мы можем отметить, что ему присущи многогранность (ресурсность, целеполагание, открытость, динамичность, системность, многоуровневость). Система педагогического обеспечения — это сложная, структурно-функциональная система, которая является личностно-ориентированной, динамической и открытой системой.
Таким образом, педагогическое обеспечение должно рассматриваться как управление системой ресурсов, привлекаемых для осуществления процесса педагогической деятельностью. Ресурсы определяются как средства, которые задействуются для достижения поставленной цели. Ресурсной составляющей определяется такая характеристика педагогического обеспечения как помогающая, поддерживающая направленность [4]. Это позволяет рассматривать педагогическое обеспечение как сопровождение обучения, воспитания и развития субъектов образовательного процесса в рамках создания целостной среды.

Литература
1. Григорьева, Н.Г. Педагогическое обеспечение саморазвития студентов как культурный феномен [Текст] / Н.Г. Григорьева // Специалист. – 2002. – № 2. – С. 24–26.
2. Игнатова, В.В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в образовательном процессе [Текст] / В.В. Игнатова. – Красноярск: СибГТУ, 2000.
3. Психолого-педагогическое обеспечение профессиональной деятельности учителя [Текст] / Д.Ф. Ильясов [и др.]. – М.: Владос, 2008. – 343 с.
4. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем [Текст] / В.В. Сериков. – М.: Логос, 1999. – 272 с.
5. Слободчиков, В.И. Психология развития человека [Текст] / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М., 2000
6. Татарникова, Н.С. Основные пути индивидуализации высшего профессионального образования [Текст]: Монография / Татарникова Н.С. – Н. Новгород: ВГИПУ, 2009. – 142 с.
7. Тимонин, А.И. Концептуальные основы социально-педагогического обеспечения профессионального становления студентов вуза [Текст] / А.И. Ти-монин. – Кострома, 2007. – 216 с.
Источник: Психологическая культура в современном российском обществе: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции 23–24 апреля 2015; ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», Волгоградский филиал. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАН-ХиГС, 2015. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: IBM PC с процессором 486; ОЗУ 64 Мб; CD-ROM дисковод; Adobe Reader 6.0. – Загл. с экрана.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.