На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Игровые технологии на занятиях с первоклассниками как средство формирования школьной мотивации
Игровые технологии на занятиях с первоклассниками как средство формирования школьной мотивации
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Лаврик Оксана Викторовна
ГБОУ Гимназия №1797 «Богородская» канд. психол. наук, доцент, педагог-психолог
г. Москва
Аннотация: данная работа представляет опыт формирования учебной мотивации первоклассников посредством использования различных видов игр в ходе групповых, развивающих занятиях со школьным педагогом-психологом.
Ключевые слова: учебная мотивация, игра.

Многовековой опыт человечества в использовании игры как эффективного средства воспитания и обучения свидетельствует, что только через воздействие на эмоционально-мотивационную сферу можно добиться оптимизации процесса познавательной активности школьников. В связи с этим, переоценить значение использования игры, игровых технологий в современной школе довольно сложно. Особенно важна игра в работе с детьми начальных классов, когда есть реальная потребность в игре. Именно в начальном звене обучения происходит активное развитие познавательных способностей, формируется фундамент умственного развития школьника, его нравственные устои, базовые социальные установки (социальная ответственность), основы мировоззрения и, конечно же, школьная мотивация: желание/нежелание учиться. Использование игровых технологий на занятиях с первоклассниками позволяет предупреждать переутомление детей, менять темп деятельности, чередовать напряженную урочную работу с непринужденными игровыми паузами.
Игры содержат в себе большие потенциальные возможности для активизации процессов развития личности школьников. Вбирая в себя элементы наглядных, словесных и практических методов обучения, игровые технологии учат школьника смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, в целом же, быть активной, самореализующейся личностью.
Мы использовали различные виды игр (сюжетные, соревновательные, дидактические: игры-загадки, игры-беседы, игры-путешествия, игры-поучения, игры-предположения, игры-театрализации и др.) на развивающих занятиях с первоклассниками гимназии №1797 «Богородская» г. Москвы. Программа занятий, рассчитанная на 8 месяцев учебного года (период октябрь – май), позволяла еженедельно встречаться с группами детей, обучающихся в первых классах (всего 6 групп) во внеурочное время второй половины дня (гимназия работает в режиме полного дня: с 8 до 18 часов).
Перед проведением занятий с первоклассниками было осуществлено исследование начального уровня школьной мотивации. В исследовании приняли участие 85 первоклассников, зачисленных в гимназию в 2014–2015 учебном году. В качестве метода исследования использовалась методика Н.Г. Лускано-вой «Оценка школьной мотивации». Использование данного методического инструментария было возможным группе учащихся первых классов, так как дети ко времени опроса (конец октября 2015 г.) имели почти 2-х месячный опыт школьной жизни.
Проведенное исследование не выявило детей с высоким уровнем школьной мотивации.
47,6% учащихся обладали «хорошей школьной мотивацией» (дети, набравшие по опросу 20–24 балла). Данный уровень мотивации считается некой средней нормой для школьников. Дети, с такими показателями учебных мотивов, как правило, продуктивны в учебной деятельности, успешно справляются с заданиями учителя, однако, при ответах на вопросы меньше зависимы от жестких требований и норм (не всегда четко следуют всем указаниям учителя), с удовольствие общаются с родителями на школьную тематику.
33,3% первоклассников (15–19 баллов) хорошо относились к школе, но лишь к ее внеучебным сторонам. Такие дети чаще ходят в школу, чтобы общаться с одноклассниками. Они достаточно благополучно чувствуют себя в школе, им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Однако познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. С родителями общаются скорее на школьную, но не на учебную тематику.
14,3% первоклассников (10–14 баллов) оказалось с низким уровнем школьной мотивации. Они посещали гимназию неохотно, предпочитали «болеть», оставаться дома, чтобы «поиграть, посмотреть мультики». Эти дети чаще других детей класса пропускали школьные занятия. Они испытывали серьезные затруднения при выполнении учебных заданий учителя, часто на уроках занимались посторонними делами. О школе рассказывали неохотно, предпочитая общаться на другую тематику.
4,8% учеников первых классов (ниже 10 баллов) оказалось с негативным отношением к школе (школьная дезадаптация).
После прохождения первоклассниками программы развивающих занятий и проведения серии игр была проведена повторная диагностика школьной мотивации учащихся, показавшая, что 23,8% школьников, обучающихся в первых классах гимназии, отличаются наличием максимально высокого уровня мотивации; 38% – осталось на высоком уровне; 28,5% – показали средний уровень развития школьных мотивов, а 9,7% – низкий. Была побеждена и школьная дезадаптация: первоклассников с негативным отношением к школе на конец учебного года выявлено не было.

Конечно же, мы не можем констатировать, что лишь одни только игровые занятия с психологом стали причиной изменения мотивационных показателей первоклассников в лучшую сторону. Безусловно, процесс формирования школьной мотивации детерминирован множеством факторов. Но неоспорим и тот факт, что игровые психологические занятия внесли весомый вклад в процесс формирования положительной и коррекции негативной школьной мотивации учащихся первых классов.
Источник: Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 22 мая 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015 – 296 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.