На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Коррекция агрессивного поведения умственно отсталых подростков
Коррекция агрессивного поведения умственно отсталых подростков
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Дряпина Виктория Сергеевна
студентка
Сефов Сергей Александрович
канд. психол. наук, преподаватель
ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых» г. Владимир, Владимирская область

Аннотация: в данной статье автор поднимает актуальную проблему агрессивного поведения умственно отсталых подростков. Объект исследования – агрессивное поведение у детей подросткового возраста: нормально развивающихся и умственно отсталых. Предмет исследования – изменение проявлений агрессивного поведения у умственно отсталых детей подросткового возраста в результате психокоррекционной работы.


Ключевые слова: агрессивное поведение, умственно отсталые подростки.
Проблема агрессивного поведения подростков особо остро стоит в современном мире в связи с его распространенностью и дестабилизирующим влиянием. Особый интерес представляют подростки, имеющие отклонения в умственном развитии. Именно проблема агрессии умственно отсталых подростков остается недостаточно разработанной. Умственно отсталые подростки – дети, которые в силу собственных психических особенностей по-другому воспринимают мир вокруг. Чаще всего представленная группа детей характеризуется проблемами в отношениях с окружающими людьми: учителями, близкими людьми, с нормально развивающимися сверстниками. Подростки с умственной отсталостью вспыльчивы и несдержанны, им тяжело преодолевать жизненные коллизии. Агрессивные реакции нормально развивающихся подростков смягчаются их адекватной рациональной оценкой, у умственно отсталых детей, не понимающих причин своих неудач, наблюдается повышение агрессии.
По определению Р. Бэрона и Д. Ричардсон [1], агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
А.М.Зинченко трактует понятие «агрессия» как – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения [3].
Доктор Росс Кэмпбелл профессор клинической педиатрии и психиатрии утверждал [4], что агрессивные подростки, при всём различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентации, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им свойственна эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение.
Изучением проблемы агрессии подростков, имеющих отклонения в умственном развитии занимались различные исследователи: Абрамова Г.С, Алемаскин М.А., Антонян Ю.М., Беличева С.А., Бехтерева В.М. Глоточкина А.Д., Дубровина И.В., Знакова В.В., Иванова Е.Я., Игошева К.Е., Исаева Д.Д., Исаева Д.Н., Ковалёва А.Г., Кондрашенко В.Т., Личко А.Е., Миньковский Г.М., Пирожкова В.Ф., Платонов К.К., Потанин Г.М., Фельдштейн Д.И. Анализ этих работ показал, что существующая практика частично решает задачи предупреждения агрессивного поведения детей подросткового возраста.
Объект нашего исследования – агрессивное поведение у детей подросткового возраста: нормально развивающихся и умственно отсталых.
Предмет исследования – изменение проявлений агрессивного поведения у умственно отсталых детей подросткового возраста в результате психокоррекционной работы.
Гипотеза исследования – проведение специально разработанных занятий в рамках коррекционной программы, предусматривающей применение психологических методов диагностики, профилактики и психокоррекции агрессивного поведения умственно отсталых подростков, позволяет успешнее снижать у них проявления агрессивного поведения по сравнению с традиционным воспитательным процессом в образовательном учреждении.
Исследование теоретического материала дало возможность увидеть истоки аномального агрессивного поведения умственно отсталых подростков, которые лежат в педагогической и общественной запущенности, различных отклонениях в состоянии физиологического и психического самочувствия. По большей части отклонения в поведении обусловлены не врождёнными психическими и физиологическими недостатками, а представляет собой результаты неверного воспитания в семье и в школе [2].
Методы и методики, использованные для диагностики агрессивного поведения у умственно отсталых детей подросткового возраста:
- метод беседы с педагогом и опроса;
- проективная методика «Несуществующее животное».
Испытуемому дают листок и разноцветные карандаши и предлагают изобразить несуществующее животное. Методика позволяет оценить уровень агрессивности личности;
- проективная методика «Кактус». Ребенку дается инструкция придумать и нарисовать в горшке кактус. Методика позволяет выявить состояния эмоциональной сферы ребенка, возможно выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.
Опросник Баса–Дарки – направлен на выявление уровня таких видов агрессии, как физическая, вербальная и косвенная агрессия, а также уровня раздраженности, негативизма, обиды, подозрительности к другим людям, угрызения совести и чувства вины.
Коррекционная работа по снижению агрессивного поведения будет проведена на базе школы интернат №12 города Владимира, в которой примут участие подростки с умственной отсталостью 7‐х классов. Исходя из данных, полученных в результате проведения диагностики, нами будет апробирована на практике программа коррекции проявления агрессивного поведения у подростков с умственной отсталостью. Цель коррекционной программы: научить детей системе управления своим агрессивным поведением, ослабить негативные эмоции, искать другие способы удовлетворения собственных потребностей. Ожидается, что коррекционная работа будет влиять на поведение подростков: снизит степень агрессии, как физической, так и вербальной, повысит уровень психической активности, улучшит взаимоотношения со сверстниками. Конечно, для большей результативности коррекционной работы по снижению агрессивного поведения нужна долгая работа, потребуются занятия и с родителями подростков.



Спсиок литературы
1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер., 2000. – 336 с.
2. Гурко Т.А. Особенности развития личности подростков в различных типах семей. – М.: Со-цис, 1996. – №3. – 6–8 с.
3. Зинченко А.Н. Психологический словарь.
4. Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. – М.: Генезис, 1998. – 203 с.
Источник: Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 22 мая 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015 – 296 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.