На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Перцептивные ресурсы обучающегося и подготовка практических психологов: психодидактический аспект
Перцептивные ресурсы обучающегося и подготовка практических психологов: психодидактический аспект
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Пахальян В.Э.

Сегодня существует явный дефицит материалов, раскрывающих психодидактические аспекты процесса подготовки практических психологов Особо это касается методологии подготовки и «обращености» всего богатства опыта психологии на «самою себя». Не секрет, что в большинстве случаев процедура отбора на обучение практической психологии не включает в себя в качестве обязательных критериев требования к личности будущего специалиста, к его психологическим ресурсам, составляющим ПВК практического психолога. Поэтому психологическая готовность обучающихся к профессиональной деятельности не может не включать развитие их личностных характеристик, как ресурса, обеспечивающего и контакт с нуждающимся в помощи, и качество проводимой работы, и ее результаты Естественно, что это предполагает и развитие «перцептивных компетенций», т.е. способностей будущего специалиста в области практической психологии отражать все аспекты «внешнего облика» другого, «целостный образ» и значимые компоненты процесса невербальной коммуникации.

Логика построения занятий по развитию такого рода способностей предполагает как минимум 3 этапа. На первом этапе содержание практических занятий раскрывает имеющийся потенциал, особенности внутренних ресурсов личности обучающихся, обеспечивающие им качественное отражение «внешнего облика» партнеров по взаимодействию, построение их «целостного образа», выделения значимых компонентов невербальной коммуникации Здесь же мы обнаруживает те индивидуально-психологические характеристики личности обучающихся, которые могут выступать препятствием для восприятия другого человека (определение «стартовых возможностей» и субъективных трудностей перцепции). Решение задач этого этапа обучения предполагает общую программу и достаточно эффективно осуществляется в групповой форме занятий.
На втором этапе содержание практических занятий обеспечивает собственно развитие этого потенциала (тренинг перцептивных ресурсов) и создает возможности фиксации характера его динамики. Здесь важно отметить, что достижение качественных результатов развития на этом этапе предполагает дифференциацию содержания программы занятий, ее индивидуализацию. Поэтому помимо групповой формы здесь значительное место начинают занимать индивидуальные занятия, направленные на преодоление тех трудностей, которые возникают у обучающихся в развитии их перцептивных способностей.
На третьем этапе содержание практических занятий направлено на «соединение» нового опыта, полученных на двух предыдущих этапах необходимых профессиональных ресурсов с другими составляющими ПВК практического психолога.
Чтобы обозначить сложность решаемых здесь задач подчеркну, что «тестовые испытания», проводимые на первом этапе, показывают значительный разрыв между содержанием «первичного восприятия» личности «клиента» обучающимся (при выполнении заданий на описание увиденного, собственно «внешнего облика») и объективной картиной образа, зафиксированного на предъявляемой в этой процедуре видеозаписи. В большинстве случаев на первых этапах подготовки трудности «описания» предъявляемого как такового, обусловлены значительным преобладанием у обучающихся навыков «оценочных суждений» над навыками «безоценочного описания». Им трудно описывать видимое, т.к. из них «рвется» стремление оценивать увиденное. Интеллектуальная и социокультурная составляющие внутренних ресурсов личности обучающихся в данном случае находятся в отношениях дисбаланса с «натуральным». Здесь важно отметить, что только по этому отдельному аспекту работы можно уже прогнозировать возможности качественной работы практического психолога. Это пример показывает, как недостаточность ресурса «безоценочного описания внешности другого» может отразиться на качестве взаимодействия в диаде «психолог-клиент», на результатах помощи человеку в преодолении имеющейся у него трудности.
Статья по теме Личностно-ориентированная методология и проблемы подготовки практических психологов

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.