На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Умение учителя выстраивать отношения с учащимися в XXI веке
Умение учителя выстраивать отношения с учащимися в XXI веке
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Коттл Т. (Cottle T.)
Fairfax County Public School Tatyana. cottle@ gmail.com (Fairfax, USA)

Вопрос о необходимости современного учителя быть творческим, инновационным и профессиональным в ученик-центрированном образовательном процессе в эпоху развития инклюзии стоит сегодня как никогда остро. Зарубежными психологами выделен один из наиболее важных факторов работы учителя, способствующих успешному развитию воспитательного, развивающего и образовательного процесса в школе ХХ1-го века. Это умение выстраивать отношения с учащимися.

Многочисленные результаты исследований, направленных на выстраивание положительных и доверительных отношений между взрослыми, в частности, учителями, и учащимися всех возрастов, демонстрируют ряд преимуществ. Назову лишь часть:

• повышенная учебная мотивация школьников;
• положительная эмоциональная атмосфера в классе и школе;
• положительные и доброжелательные отношения между учащимися, учителями, учащимися и учителями, а также учителями и родителями;
• высокие академические достижения учащихся;
• снижение стрессовых нагрузок;
• постоянно развивающееся умение справляться с повышенной (высокой) эмоциональной нагрузкой;
• снижение уровня девиаций в поведении школьников;
• повышение уверенности в себе у школьников;
• повышение способности школьников противостоять желанию употреблять спиртные напитки, наркотики, а также курить;
• снижение уровня эмоционального выгорания у учителей.

Принципы выстраивания доверительных отношений учителя с современными детьми и молодежью сильно отличается от тех принципов, которые использовались в прошлом веке, однако они просты и эффективны. Отметим несколько ведущих моментов:
• понимание процесса формирования позитивной привязанности ребенка как необходимого фактора выстраивания межличностных отношений;
• понимание эмоционального состояния нормально развивающегося ребенка и ребенка, нуждающегося в дополнительной эмоциональной поддержке;
• умение распознавать значимость факторов, влияющих и необходимых для выстраивания доверительных отношений с учащимися;
• умение использовать себя как агента, необходимого для выстраивания доверительных отношений.

Любой ребенок хочет быть личностно принятым и услышанным взрослым. Следующие стратегии помогут выстроить и укрепить положительные отношения в классе, а значит вывести образовательный процесс всех учеников на новый, более продуктивный уровень эмоционального развития и академических успехов. Назовём лишь некоторые стратегии и принципы: техника «3х10» (прием, позволяющий учителю индивидуально выстраивать отношения с детьми, которые особенно сложно идут на контакт и не доверяют взрослым), отсутствие сарказма в речи, умение слушать и слышать, работа с саморегуляцией ребенка, организация «уголка покоя» (место в классе, где ребенок может провести несколько минут, если он устал или не готов продолжать работу, после чего возвращается к работе на уроке), понимание того, как функционируют когнитивные системы мозга, что необходимо для того, чтобы ребенок более эффективно воспринимал учебную информацию.

Литература
1. Дуэк К. Гибкое сознание: новый взгляд на психологию развития взрослых и детей. М: «Манн, Иванов и Фербер», 2013. 400 с.
2. Lemov D. Teach Like a Champion: 49 Techniques that Put Students on the Path to College (K-12). San Francisco: Jossey- Bass, 2012.
Электронные ресурсы
1. youtube com Центр осознанного лидерства Что такое майндфулнес? Джон Кабат-Зинн.

 

Источник: Социальная психология в образовательном пространстве. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (24-25 октября 2017 г.). - М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. - 472 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.