Коттл Т. (Cottle T.) Fairfax County Public School Tatyana. cottle@ gmail.com (Fairfax, USA)
Вопрос о необходимости современного учителя быть творческим, инновационным и профессиональным в ученик-центрированном образовательном процессе в эпоху развития инклюзии стоит сегодня как никогда остро. Зарубежными психологами выделен один из наиболее важных факторов работы учителя, способствующих успешному развитию воспитательного, развивающего и образовательного процесса в школе ХХ1-го века. Это умение выстраивать отношения с учащимися.
Многочисленные результаты исследований, направленных на выстраивание положительных и доверительных отношений между взрослыми, в частности, учителями, и учащимися всех возрастов, демонстрируют ряд преимуществ. Назову лишь часть: • повышенная учебная мотивация школьников; • положительная эмоциональная атмосфера в классе и школе; • положительные и доброжелательные отношения между учащимися, учителями, учащимися и учителями, а также учителями и родителями; • высокие академические достижения учащихся; • снижение стрессовых нагрузок; • постоянно развивающееся умение справляться с повышенной (высокой) эмоциональной нагрузкой; • снижение уровня девиаций в поведении школьников; • повышение уверенности в себе у школьников; • повышение способности школьников противостоять желанию употреблять спиртные напитки, наркотики, а также курить; • снижение уровня эмоционального выгорания у учителей. Принципы выстраивания доверительных отношений учителя с современными детьми и молодежью сильно отличается от тех принципов, которые использовались в прошлом веке, однако они просты и эффективны. Отметим несколько ведущих моментов: • понимание процесса формирования позитивной привязанности ребенка как необходимого фактора выстраивания межличностных отношений; • понимание эмоционального состояния нормально развивающегося ребенка и ребенка, нуждающегося в дополнительной эмоциональной поддержке; • умение распознавать значимость факторов, влияющих и необходимых для выстраивания доверительных отношений с учащимися; • умение использовать себя как агента, необходимого для выстраивания доверительных отношений. Любой ребенок хочет быть личностно принятым и услышанным взрослым. Следующие стратегии помогут выстроить и укрепить положительные отношения в классе, а значит вывести образовательный процесс всех учеников на новый, более продуктивный уровень эмоционального развития и академических успехов. Назовём лишь некоторые стратегии и принципы: техника «3х10» (прием, позволяющий учителю индивидуально выстраивать отношения с детьми, которые особенно сложно идут на контакт и не доверяют взрослым), отсутствие сарказма в речи, умение слушать и слышать, работа с саморегуляцией ребенка, организация «уголка покоя» (место в классе, где ребенок может провести несколько минут, если он устал или не готов продолжать работу, после чего возвращается к работе на уроке), понимание того, как функционируют когнитивные системы мозга, что необходимо для того, чтобы ребенок более эффективно воспринимал учебную информацию. Литература 1. Дуэк К. Гибкое сознание: новый взгляд на психологию развития взрослых и детей. М: «Манн, Иванов и Фербер», 2013. 400 с. 2. Lemov D. Teach Like a Champion: 49 Techniques that Put Students on the Path to College (K-12). San Francisco: Jossey- Bass, 2012. Электронные ресурсы 1. youtube com Центр осознанного лидерства Что такое майндфулнес? Джон Кабат-Зинн.
Источник: Социальная психология в образовательном пространстве. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (24-25 октября 2017 г.). - М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. - 472 с. |