На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии К вопросу о ситуационных факторах агрессивного поведения студентов
К вопросу о ситуационных факторах агрессивного поведения студентов
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Наташенков Г.Г.
Московский государственный психолого-педагогический университет
grigoriy. natashenkov@ mail. ru (Москва, Россия)

Существует ряд факторов, которые имеют определённое значение в мотивировании агрессивного поведения. В их число входят: агрессивное намерение, которое приписывается другому человеку; ожидания достижения цели и возмездия за осуществленную агрессию; способствующие агрессивному поведению ключевые раздражители; удовлетворение, приносимое достигнутыми в ходе агрессии результатами; самооценка (чувство вины); оценка со стороны других людей [3].

Последовательное рассмотрение этих факторов приводит к следующим выводам. Чтобы у человека проявился агрессивный настрой, может быть достаточно лишь понимания, что другой субъект настроен к нему враждебно [5]. Вероятность нанесение вреда при помощи косвенных агрессивных действий различна, а ожидание их последствий (инструментальность этих действий) - один из главных детерминантов поведения [4]. Чтобы добиться мотивирующего воздействия от ключевых раздражителей, они обязаны соответствовать текущим намерениям [1]. Наибольшим и непосредственным удовлетворением для субъекта становится наблюдение за любыми реакциями страдания жертвы, но в первую очередь за теми реакциями, которые не превышают ожидаемые и свидетельствуют о болевых ощущениях [4]. Благодаря нормативным стандартам, субъект определяет, что рассматривать как дозволенное, а что нет в плане агрессии; с их помощью он регулирует своё агрессивное поведение [3]. Эффект усиления или торможения агрессии оказывается уже благодаря присутствию посторонних людей, которым приписывается определённый уровень агрессивности [2]. В своём исследовании мы решили измерить уровни восприятия ситуационных факторов агрессивного поведения у студентов в возрасте 19-21 года и выявить то обстоятельство, которое инициирует агрессию сильнее остальных.
Эмпирические данные были собраны в январе 2017 года. Исследование проводилась в индивидуальной форме. Выборка составила 20 человек, все из которых - девушки в возрасте от 19 до 21 года. Предмет исследования - восприятие ситуационных факторов агрессивного поведения у студентов. Гипотезой выступило предположение о том, что фактор ожидания достижения цели агрессии и возмездия за агрессивное поведение с большей силой оказывает инициирующее влияние на студентов, нежели другие. Учитывая тот факт, что степень влияния ситуационных факторов агрессивного поведения на возбуждение в субъектах агрессии можно выявить через уровни их восприятия людьми, мы в работе использовали методики, направленные на выявление уровня агрессивности респондентов и диагностику склонности личности к проявлению агрессии в различных ситуациях межличностного общения: методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки (адаптация А. К. Осницкого; рассматриваемые шкалы: косвенная агрессия, раздражение, подозрительность и чувство вины) и методика определения интегральных форм коммуникативной агрессивности В. В. Бойко (рассматриваемая шкала - удовольствие от агрессии). Поскольку измерение по выбранным показателям проводилось путём использования разных методик, было решено распределять результаты по трём категориям выраженности: низкий уровень, средний и высокий. Таким образом, стало возможно решить задачу на равномерность распределения выборки (преобладание одного из показателей).
Исследуемая группа продемонстрировала, по большей части, невысокий уровень «подозрительности» и «удовольствия от агрессии», что позволило нам не включать их в задачу. Наоборот, по шкале «чувство вины» большинство респондентов (14 из 20) набрали высокие баллы. Данный показатель создаёт тормозящий агрессию эффект: чем выше уровень «чувства вины», тем вероятность проявления агрессивного поведения ниже. Поэтому эта шкала также была не включена в задачу. По показателям «косвенной агрессии» и «раздражительности» многие из респондентов набрали высокие баллы. Так, по первой шкале высокий уровень продемонстрировали 11 человек, средний уровень - 7, низкий - 2. Высокий уровень «раздражительности» показали 9 респондентов, средний - 6, низкий - 5.
Первая гипотеза: значимых различий между показателями «косвенной агрессии» и «раздражительности», а также преобладания количества высоких результатов по первой шкале над теми же результатами по второй, не выявлено. Вторая гипотеза: значимые различия между показателями «косвенной агрессии» и «раздражительности», а также преобладания количества высоких результатов по первой шкале над теми же результатами по второй - подтвердилась. Результаты исследования показали, что подтверждается только вторая гипотеза. Таким образом, значимые различия между показателями «косвенной агрессии» и «раздражительности» есть, причём количество высоких результатов по первой шкале преобладает над теми же результатами по второй.
На основе приведённого выше исследования можно заключить, что фактор ожидания достижения цели агрессии и возмездия за агрессивное поведение, которому соответствует реакция в виде косвенной агрессии, с большей силой, нежели чем другие, оказывает инициирующее агрессию влияние на обследованных нами студентов.

 

Литература
1. Берковиц Л.Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2001.
2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб: Питер, 2001.
3. Хекхаузен Х Мотивация и деятельность. 2-е изд. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003.
4. Zumkley Н. 1978. Aggression und Katharsis. Gottingen: Hogrefe.
5. Zumkley H. 1979a. Der EinfluB des Zeitpunkts der Attribution einer „bosen» Absicht auf das Aggressionsverhalten und die Aktivierung. Saarbrucken: Universitat des Saarlandes, Institut fur Erziehungswissenschaften. Unpublished manuscript.
Источник: Социальная психология в образовательном пространстве. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (24-25 октября 2017 г.). - М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. - 472 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.