На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Особенности представлений учителя о структуре неформальной власти в школьных классах
Особенности представлений учителя о структуре неформальной власти в школьных классах
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Расходчикова М.Н., Соловьёва А.А.
Московский государственный психолого-педагогический университет
(Москва, Россия)

В психологии существует большое количество исследований на тему интрагруппового структурирования ученических групп, но чаще всего такие исследования направлены на поиск взаимосвязи между статусом ученика и какой-либо личностной переменной (тревожность, агрессивность, мотивация и т.п.). И лишь небольшое количество работ направлено на изучение представлений классного руководителя о структуре своего класса и его связи с представлениями учеников (Лисицына, Реан и т.д.), поэтому нам кажется, что данное направление исследований необходимо развивать, т.к. в определенные периоды онтогенеза позиция учителя является определяющей при формировании межличностных отношений.

Например, М.Е. Сачкова (2011) пишет, что в младшей школе неформальная и формальная структуры власти практически совпадают, т.е., по сути, классный руководитель «задает» структуру своего класса, и во многом от него будет зависеть, кого дети будут больше уважать и слушать, а кого — наоборот. В средней школе, с началом подросткового возраста, неформальная структура власти может сильно отличаться от формальной, во взаимодействии подростков становится определяющей система «подросток-сверстник». Соответственно, классному руководителю важно быть внимательным, стараться отслеживать перемены в неформальной структуре своего класса для сохранения положительного психологического климата и, как следствие, большей эффективности образовательного процесса.
В данном исследовании нами был рассмотрен статус по неформальной власти учеников как со стороны самих подростков, так и со стороны классных руководителей. Мы выбрали именно эту подструктуру статуса, т.к. определение социометрического и референтометрического статусов может вызвать у учителей сложности, запутать их. Властные же отношения учеников классные руководители могут наблюдать непосредственно, поскольку они ярко проявляются в учебной жизни подростков. Нами был использован методический прием определения неформальной интрагрупповой структуры власти в контактном сообществе. В исследовании приняло участие 4 школьных класса (5-е и 7-е), среди которых 95 учеников и 4 классных руководителя.
В обыденном сознании может казаться, что чем старше класс, тем точнее будут представления классного руководителя о его структуре. Мы проводили исследование, чтобы это проверить, и в действительности оказалось, что такого не происходит. Нами было получено, что представления о властной структуре руководителей 5-х классов немного точнее (63%), чем представления руководителей 7-х классов (57%). На точность представлений классного руководителя могут оказывать влияние различные факторы, например: возраст и стаж учителя, длительность и частота его контактов с учениками (не всегда классный руководитель ведет учеников с 5 по 11 класс). Кроме того, существуют различные личностные факторы, такие как заинтересованность учителя, социально-психологические
особенности, уровень рефлексии и т.п. Поэтому мы считаем, что неправомерно говорить о взаимосвязи номера класса и точностью определения интрагрупповой структуры классным руководителем. В проведенном нами исследовании было получено, что у классных руководителей существует тенденция к занижению статуса высокостатусных учеников, и напротив - завышению статуса низкостатусных. Занижением или завышением считалась ситуация, когда разница между усредненным рангом школьника, поставленным его одноклассниками, и рангом, поставленным учителем, была больше 25% от максимального ранга по данной группе. Такая процедура была необходима для того, чтобы избежать естественной ситуации, когда ошибка при оценке полярных групп проявляется только в большую или меньшую стороны (очевидно, что вероятность более высокой оценки низкостатусного члена группы будет выше, чем вероятность еще более низкой). Среди всех случаев занижения классными руководителями статуса учеников, треть (30%) приходится на высокостатусных (общий процент занижения классными руководителями статуса учеников - 19%). Обратная же ситуация, при которой классные руководители завышают статус учеников, почти наполовину (44%) относится к низкостатусным (общий процент завышения классными руководителями статуса учеников - 21%).
Таким образом, мы можем видеть, что классные руководители примерно с одинаковой частотой завышают и занижают статусы учеников по неформальной власти. При этом интересна тенденция к завышению или же занижению полярных статусных категорий. Подобные результаты могут говорить о том, что классный руководитель может стремиться минимизировать существующее в классе деление на лидеров и аутсайдеров, и по этой причине выделяющихся учеников старается отнести к среднестатусным. Мы считаем, что для классного руководителя важно осознавать и максимально точно определять интрагрупповую структуру своего класса, поскольку в некоторых ситуациях (например, сильный разрыв между высокостатусными и низкостатусными) возникает потребность в том, чтобы кто-то извне помог сбалансировать, урегулировать такую структуру, и в первую очередь это может сделать именно классный руководитель, что, в свою очередь, позитивно скажется на гармоничности межличностных отношений в школьном классе.

Литература
1. Лисицына А.А. Особенности динамики интрагруппового структурирования в классах начальной школы и на рубеже начальной и средней школы: дисс. ... канд. психол. наук. - Москва, 2012. 131 с.
2. Реан А.А., Коломинский Я.Л.Социальная педагогическая психология. СПб.: «Питер», 1999. 416 с.
3. Сачкова М.Е. Среднестатусный учащийся в образовательном пространстве. М.: изд. СГУ, 2011. 348 с.
Источник: Социальная психология в образовательном пространстве. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (24-25 октября 2017 г.). - М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. - 472 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.