Страница 7 из 8
Психологический климат коллектива как фактор развития личности. Методы изучения психологического климата педколлективов и коллективов воспитанников
Психологический климат коллектива – это эмоционально-психологический настрой, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами. Психологический климат коллектива создаётся и проявляется в процессе общения, на фоне которого реализуются групповые потребности, возникают и реализуются межличностные и групповые потребности.
- Основные характеристики позитивного психологического климата педагогического коллектива:
- Высокая степень удовлетворённости членов коллектива взаимоотношениями, условиями труда и стилем руководства.
- Преобладание позитивного настроя.
- Взаимопонимание и авторитет руководителей и подчинённых.
- Степень участия членов коллектива в управлении и самоуправлении.
- Сплочённость вокруг целей деятельности, взаимопомощь и взаимовыручка.
- Сознательная дисциплина и продуктивность работы.
Особенности педагогического коллектива заключается в том, что его психологическая атмосфера, межличностные отношения, стиль управления проектируются на профессиональную деятельность педагога и детского коллектива. Самочувствие ребёнка в учреждении определяется, прежде всего, взаимоотношениями в первичном коллективе, группе, классе. Признаки положительного психологического климата детского коллектива по А.С. Макаренко:
- Проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость, готовность к действию. Наличие чувства собственного достоинства у каждого члена коллектива, гордость за свой коллектив.
- Единство коллектива, дружеское единство его членов. Во внутренних отношениях можно критиковать отдельных воспитанников, наказывать, но вне этих специальных форм воздействия необходимо отдавать должное каждому воспитаннику, защищать его перед посторонними, не причинять ему никаких ограничений, не позорить его.
- Защищать всех членов коллектива. Ни один воспитанник, как бы он ни был мал, слабосилен и т.д., не должен чувствовать своего обособления или беззащитности.
- Разумная и полезная активность всех членов коллектива.
- Умение быть сдержанным в движениях, словах.
Результативность влияния коллектива на личность определяется самочувствием личности в коллективе. Показателями эмоционального благополучия личности в коллективе:
- удовлетворённость личности деятельностью;
- удовлетворённость взаимоотношениями с членами коллектива;
- удовлетворённость стилем руководства;
- защищённость личности в данном коллективе;
- внутреннее спокойствие и уверенность.
Эмоциональное благополучие личности в коллективе является обязательным условием развития ребёнка. Признаки негативного психологического климата коллектива в стадии стагнации:
- негативное эмоциональное самочувствие членов коллектива, высокий уровень личностной тревожности и невратичности;
- высокая конфликтность или комфортность;
- низкий уровень эмпатии;
- неадекватность самооценки и уровня притязания;
- несформированность структуры коллектива, наличие группировок полярной направленности, наличие аусайдеров;
- неадекватность стиля управления, непопулярность руководителей;
- отсутствие ценностно-ориентационного единства.
Каждый педагогический коллектив переживает периоды становления, функционирования и развития. В период становления большую роль играет создание модели будущего коллектива, образа школы, подбор и расстановка кадров. Условия становления коллектива:
- Идейное единство – общность ценностей, целей.
- Интеллектуальное единство – развитие конструктивного, рефлексивного мышления.
- Организационное единство – рациональное распределение ролей и функций.
- Волевое единство – совместные усилия на решение поставленных задач.
Формирование нормального психологического климата нельзя оторвать от формирования коллектива в целом. Нельзя создать психологический климат, не управляя коллективом. В управление коллектива входят: поддержка определённых ценностных ориентаций (стимулирование творческой деятельности), создание самоуправления, формирование доброжелательной атмосферы, коррекция позиции каждой личности в коллективе. Определённую роль в формировании психологического климата призвана сыграть психологическая служба школы. Важной задачей психологической службы является изучение психологического климата детского и педагогического коллектива, эмоционального благополучия ее членов. Одним из требований к диагностическим методикам является разумная достаточность: тесты не должны быть объёмными, можно использовать экспресс-диагностики. Изучение психологического климата должно проводится несколько раз в течение года, например, в начале и в конце учебного года, или по мере необходимости, при формировании нового коллектива.
|