Страница 6 из 8
Социально-психологическая помощь в адаптации детей в учреждениях интернатного типа
При поступлении ребенка в школу-интернат, детский дом начинается процесс адаптации его к новым условиям жизнедеятельности, к новому окружению взрослых людей и детскому коллективу. Для ребенка процесс адаптации может протекать достаточно сложно, так как новые условия жизнедеятельности отличаются от прочих, а также в силу различных деформаций процесса развития его личности. От успешности протекания адаптационного периода в дальнейшем будет зависеть процесс личностного развития ребенка. Уровни социальной адаптации ребенка к новым условиям жизнедеятельности:
- Высокий.
- Осознание, принятие и выполнение норм коллективной жизни.
- Баланс индивидуального и социального.
- Гармония отношении со взрослыми и сверстниками.
- Адекватное отношение к педагогическим воздействиям.
- Самоконтроль поведения.
- Активное участие в жизни детского коллектива.
- Удовлетворенность своим статусом и отношениями.
- Средний.
- Конформизм в отношении норм коллективной жизни.
- Преобладание либо индивидуального, либо социального.
- Неустойчивые отношения с окружающими.
- Противоречивое отношение к педагогическим воздействиям.
- Внешний локус контроля поведения.
- Периодическое участие в жизни детского коллектива.
- Неполная удовлетворенность своим статусом и отношениями.
- Низкий.
- Неприятие и невыполнение норм коллективной жизни.
- Дисбаланс индивидуального и социального.
- Конфликты в отношениях с окружающими.
- Неадекватное отношение к педагогическим воздействиям.
- Неуправляемое поведение.
- Пассивное участие в жизни детского коллектива.
- Неудовлетворенность своим статусом и отношениями.
Используя приведенные ниже показатели, можно определить уровень адаптации ребенка. Для изучения того, как протекает процесс адаптации, полезно использовать анкету «Адаптация» или «Карту наблюдения за ребенком в адаптационный период». Карту наблюдения заполняет не только социальный педагог, но и педагог-психолог, воспитатели, учителя-предметники. Определим основные виды социально-педагогической деятельности в условиях учреждения интернатного типа.
1. Социально-психологическая диагностика и консультирование. Цель: Отслеживание особенностей развития личности, определение нарушения и причин нарушений развития:
- Изучение особенностей социальной адаптации детей к условиям детского дома, школы-интерната.
- Выявление воспитанников группы социального риска.
- Изучение интересов, способностей и склонностей детей.
- Составление индивидуальных карт социального развития.
- Диагностика социальных сетей и индивидуальной социальной ситуации развития ребенка.
- Диагностика общения детей со взрослыми и сверстниками.
- Диагностика отклонений в социальном поведении и их причин.
- Диагностика причин неуспешности в овладении социально-бытовыми умениями и навыками.
- Проведение индивидуальных и групповых консультаций для воспитателей, детей.
2. Социально-психологическая работа. Цель: Предупреждение возможных нарушений в социальном развитии детей, создание условий для полноценного личностного развития ребенка:
- Разработка и реализация программ профилактики психического напряжения и первых срывов у детей.
- Создание благоприятного социально-психологического микроклимата.
- Активизация общения воспитанников с членами своей семьи, педагогами и сверстниками.
- Работа по адаптации детей к условиям детского дома, школы-интерната, к широкому социальному окружению.
- Проведение психолого-педагогических консилиумов по анализу социальной ситуации воспитанников и выработке мер комплексной помощи детям со стороны специалистов.
- Программа профилактики аморального образа жизни: алкоголизма, наркомании, токсикомании, проституции, паразитического образа жизни, сексуальных нарушений.
- Программа профилактики межличностных конфликтов.
3. Социально-психологическая помощь и коррекционно-развивающая работа. Цель: Активное воздействие на процесс социализации личности, позитивные изменения в ней через программы социального воспитания и социально-педагогической реабилитации:
- Защита прав и интересов детей, получение ими социальной помощи и предоставление различных льгот.
- Коррекция различных отклонений в поведении: агрессии, замкнутости, аутизма и др.
- Развитие коммуникативных навыков и культуры общения.
- Психологическая гимнастика.
- Психотерапия акцентуации характера, коррекция образа «Я».
- Психолого-педагогическая помощь ребенку в кризисных ситуациях.
- Развитие житейских умений и навыков.
Описав виды социально-психологической деятельности в учреждениях интернатного типа, определим направления деятельности педагога-психолога, социального педагога по оказанию помощи детям в адаптации:
- Изучение личности воспитанников, их социальной ситуации развития, условий жизнедеятельности до поступления в детский дом, школу-интернат (информация о ребенке, его семье и родственниках, диагностика личностных особенностей ребенка).
- Выявление интересов и потребностей, проблем и трудностей детей и подростков, отклонений в социальном поведении и социальной адаптации. Выделение группы детей, требующих помощи в адаптации.
- Формирование гуманных отношений к воспитанникам, охрана и защита прав, интересов и здоровья детей в педагогическом процессе.
- Создание обстановки психологического комфорта и безопасности ребенка в быту и досуговой деятельности.
- Развитие коммуникативных навыков, профилактика вредных привычек, пропаганда здорового образа жизни.
- Социально-педагогическая поддержка воспитанников, организация и координация различных видов социально ценной деятельности воспитанников.
- Координация деятельности педагогического коллектива, проведение психолого-педагогических консилиумов, консультаций.
- Взаимодействие с родителями, родственниками, привлечение их к оказанию помощи детям в адаптации.
Анкета «Адаптация»
- Нравится ли тебе распорядок дня?
- Какие отношения складываются у тебя с детьми по классу, спальне?
- Какие предметы тебе изучать сложнее?
- В чем заключаются эти затруднения?
- Чувствуешь ли ты усталость на занятиях? (Да, нет)
- Какие из предложенных кружков или секций ты посещаешь?
- Чем ты увлекался до поступления в детский дом (школу-интернат)?
- Чем бы тебе хотелось заняться в свободное время?
- Испытываешь ли ты чувство голода, когда?
- Устраивает ли тебя твоя успеваемость на сегодняшний день?
- Какую роль в классе, комплекте (группе) хотелось бы тебе выполнять?
- Доволен ли ты своими отношениями:
- со взрослыми; (да, нет)
- со сверстниками? (да, нет)
Карта наблюдения за ребенком в адаптационный период
Особенности поведения в адаптационный период:
|
Дни месяца
|
Динамика
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Гиперактивен
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Заторможен
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Агрессивен
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ласков
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уравновешен
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Плаксив
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Постоянно привлекает внимание
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сам себе находит дело
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Аутичен
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Контактен
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Любит, когда хвалят
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сформированность бытовых и гигиенических навыков:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Личные гигиенические навыки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Культура внешнего вида
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Культура поведения за столом
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сформированность трудовых умений и навыков:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Навыки ручного труда
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Навыки общественно полезного труда
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сформированность нравственно-эстетических навыков:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уважение к себе
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уважение к окружающим людям
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дружелюбие
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Чувство долга
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Чувство справедливости
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дисциплинированность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сформированность навыков общения:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Со взрослыми
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С детьми
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Со сверстниками
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С младшими по возрасту
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Со старшими по возрасту
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сформированность познавательных процессов:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Анализ учебной деятельности:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Письмо
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Чтение
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Счет
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уровень интеллектуального развития
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мотивация к обучению
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вид поведения:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Девиантное: а) социальное:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Склонность к жестокости
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Склонность к нарушению общественного порядка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сквернословие
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Склонность ко лжи
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Склонность к воровству
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Склонность к вымогательству
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
б) аддиктивное:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Курит
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Употребляет алкоголь
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Употребляет наркотики
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Употребляет токсические вещества
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в) суицидальное
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
г) конформистское
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Деликвентное (преступление)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сформированность игровой деятельности:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подвижные игры
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Настольные игры
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творческие игры
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Игры – драматизации
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сюжетно-ролевые игры
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Игровое творчество:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наличие идей и новых образов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Реализация образов с помощью жестов, мимики, дополнительных предметов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Умение выбирать тему игры и средства реализации
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Умение планировать, создавать игровую обстановку
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Согласовывать замысел с мнением товарища
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Активность, самостоятельность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оказание взаимопомощи, доброжелательность, бескорыстность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Справедливость при распределении ролей, атрибутов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уважение интересов других детей
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Нервная возбудимость и конфликтность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Недружелюбие
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Грубость
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|