На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Социально-психологическое сопровождение процесса развития личности воспитанника в учреждениях интернатного типа - Социально-психологическая помощь в адаптации детей в учреждениях интернатного типа
Социально-психологическое сопровождение процесса развития личности воспитанника в учреждениях интернатного типа - Социально-психологическая помощь в адаптации детей в учреждениях интернатного типа
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Социально-психологическое сопровождение процесса развития личности воспитанника в учреждениях интернатного типа
Структура личности
Личностно – ориентированный подход в образовании
Перспективные цели образования
Статус воспитанников детских домов и школ-интернатов и их психологические особенности
Социально-психологическая помощь в адаптации детей в учреждениях интернатного типа
Психологический климат коллектива как фактор развития личности. Методы изучения психологического климата педколлективов и коллективов воспитанников
Диагностические методы изучения психологического климата коллектива
Все страницы

Социально-психологическая помощь в адаптации детей в учреждениях интернатного типа

При поступлении ребенка в школу-интернат, детский дом начинается процесс адаптации его к новым условиям жизнедеятельности, к новому окружению взрослых людей и детскому коллективу. Для ребенка процесс адаптации может протекать достаточно сложно, так как новые условия жизнедеятельности отличаются от прочих, а также в силу различных деформаций процесса развития его личности. От успешности протекания адаптационного периода в дальнейшем будет зависеть процесс личностного развития ребенка.
Уровни социальной адаптации ребенка к новым условиям жизнедеятельности:

  • Высокий.
    • Осознание, принятие и выполнение норм коллективной жизни.
    • Баланс индивидуального и социального.
    • Гармония отношении со взрослыми и сверстниками.
    • Адекватное отношение к педагогическим воздействиям.
    • Самоконтроль поведения.
    • Активное участие в жизни детского коллектива.
    • Удовлетворенность своим статусом и отношениями.
  • Средний.
    • Конформизм в отношении норм коллективной жизни.
    • Преобладание либо индивидуального, либо социального.
    • Неустойчивые отношения с окружающими.
    • Противоречивое отношение к педагогическим воздействиям.
    • Внешний локус контроля поведения.
    • Периодическое участие в жизни детского коллектива.
    • Неполная удовлетворенность своим статусом и отношениями.
  • Низкий.
    • Неприятие и невыполнение норм коллективной жизни.
    • Дисбаланс индивидуального и социального.
    • Конфликты в отношениях с окружающими.
    • Неадекватное отношение к педагогическим воздействиям.
    • Неуправляемое поведение.
    • Пассивное участие в жизни детского коллектива.
    • Неудовлетворенность своим статусом и отношениями.

Используя приведенные ниже показатели, можно определить уровень адаптации ребенка. Для изучения того, как протекает процесс адаптации, полезно использовать анкету «Адаптация» или «Карту наблюдения за ребенком в адаптационный период». Карту наблюдения заполняет не только социальный педагог, но и педагог-психолог, воспитатели, учителя-предметники.
Определим основные виды социально-педагогической деятельности в условиях учреждения интернатного типа.

1. Социально-психологическая диагностика и консультирование.
Цель: Отслеживание особенностей развития личности, определение нарушения и причин нарушений развития:

  • Изучение особенностей социальной адаптации детей к условиям детского дома, школы-интерната.
  • Выявление воспитанников группы социального риска.
  • Изучение интересов, способностей и склонностей детей.
  • Составление индивидуальных карт социального развития.
  • Диагностика социальных сетей и индивидуальной социальной ситуации развития ребенка.
  • Диагностика общения детей со взрослыми и сверстниками.
  • Диагностика отклонений в социальном поведении и их причин.
  • Диагностика причин неуспешности в овладении социально-бытовыми умениями и навыками.
  • Проведение индивидуальных и групповых консультаций для воспитателей, детей.

2. Социально-психологическая работа.
Цель: Предупреждение возможных нарушений в социальном развитии детей, создание условий для полноценного личностного развития ребенка:

  • Разработка и реализация программ профилактики психического напряжения и первых срывов у детей.
  • Создание благоприятного социально-психологического микроклимата.
  • Активизация общения воспитанников с членами своей семьи, педагогами и сверстниками.
  • Работа по адаптации детей к условиям детского дома, школы-интерната, к широкому социальному окружению.
  • Проведение психолого-педагогических консилиумов по анализу социальной ситуации воспитанников и выработке мер комплексной помощи детям со стороны специалистов.
  • Программа профилактики аморального образа жизни: алкоголизма, наркомании, токсикомании, проституции, паразитического образа жизни, сексуальных нарушений.
  • Программа профилактики межличностных конфликтов.

3. Социально-психологическая помощь и коррекционно-развивающая работа.
Цель: Активное воздействие на процесс социализации личности, позитивные изменения в ней через программы социального воспитания и социально-педагогической реабилитации:

  • Защита прав и интересов детей, получение ими социальной помощи и предоставление различных льгот.
  • Коррекция различных отклонений в поведении: агрессии, замкнутости, аутизма и др.
  • Развитие коммуникативных навыков и культуры общения.
  • Психологическая гимнастика.
  • Психотерапия акцентуации характера, коррекция образа «Я».
  • Психолого-педагогическая помощь ребенку в кризисных ситуациях.
  • Развитие житейских умений и навыков.

Описав виды социально-психологической деятельности в учреждениях интернатного типа, определим направления деятельности педагога-психолога, социального педагога по оказанию помощи детям в адаптации:

  • Изучение личности воспитанников, их социальной ситуации развития, условий жизнедеятельности до поступления в детский дом, школу-интернат (информация о ребенке, его семье и родственниках, диагностика личностных особенностей ребенка).
  • Выявление интересов и потребностей, проблем и трудностей детей и подростков, отклонений в социальном поведении и социальной адаптации. Выделение группы детей, требующих помощи в адаптации.
  • Формирование гуманных отношений к воспитанникам, охрана и защита прав, интересов и здоровья детей в педагогическом процессе.
  • Создание обстановки психологического комфорта и безопасности ребенка в быту и досуговой деятельности.
  • Развитие коммуникативных навыков, профилактика вредных привычек, пропаганда здорового образа жизни.
  • Социально-педагогическая поддержка воспитанников, организация и координация различных видов социально ценной деятельности воспитанников.
  • Координация деятельности педагогического коллектива, проведение психолого-педагогических консилиумов, консультаций.
  • Взаимодействие с родителями, родственниками, привлечение их к оказанию помощи детям в адаптации.

Анкета «Адаптация»

  • Нравится ли тебе распорядок дня?
  • Какие отношения складываются у тебя с детьми по классу, спальне?
  • Какие предметы тебе изучать сложнее?
  • В чем заключаются эти затруднения?
  • Чувствуешь ли ты усталость на занятиях? (Да, нет)
  • Какие из предложенных кружков или секций ты посещаешь?
  • Чем ты увлекался до поступления в детский дом (школу-интернат)?
  • Чем бы тебе хотелось заняться в свободное время?
  • Испытываешь ли ты чувство голода, когда?
  • Устраивает ли тебя твоя успеваемость на сегодняшний день?
  • Какую роль в классе, комплекте (группе) хотелось бы тебе выполнять?
  • Доволен ли ты своими отношениями:
  • со взрослыми; (да, нет)
  • со сверстниками? (да, нет)

Карта наблюдения за ребенком в адаптационный период

 

Особенности поведения в адаптационный период:

Дни месяца

Динамика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гиперактивен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заторможен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Агрессивен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ласков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уравновешен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Плаксив

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постоянно привлекает внимание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сам себе находит дело

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аутичен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контактен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Любит, когда хвалят

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сформированность бытовых и гигиенических навыков:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личные гигиенические навыки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Культура внешнего вида

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Культура поведения за столом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сформированность трудовых умений и навыков:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Навыки ручного труда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Навыки общественно полезного труда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сформированность нравственно-эстетических навыков:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уважение к себе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уважение к окружающим людям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дружелюбие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чувство долга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чувство справедливости

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дисциплинированность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сформированность навыков общения:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Со взрослыми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С детьми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Со сверстниками

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С младшими по возрасту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Со старшими по возрасту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сформированность познавательных процессов:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ учебной деятельности:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Письмо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Счет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уровень интеллектуального развития

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мотивация к обучению

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вид поведения:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Девиантное:
а) социальное:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Склонность к жестокости

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Склонность к нарушению общественного порядка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сквернословие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Склонность ко лжи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Склонность к воровству

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Склонность к вымогательству

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б) аддиктивное:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курит

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Употребляет алкоголь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Употребляет наркотики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Употребляет токсические вещества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в) суицидальное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г) конформистское

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Деликвентное (преступление)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сформированность игровой деятельности:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подвижные игры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Настольные игры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческие игры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игры – драматизации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сюжетно-ролевые игры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игровое творчество:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наличие идей и новых образов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реализация образов с помощью жестов, мимики, дополнительных предметов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение выбирать тему игры и средства реализации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение планировать, создавать игровую обстановку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Согласовывать замысел с мнением товарища

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Активность, самостоятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оказание взаимопомощи, доброжелательность, бескорыстность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Справедливость при распределении ролей, атрибутов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уважение интересов других детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нервная возбудимость и конфликтность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Недружелюбие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Грубость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.