На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Социально-психологическое сопровождение процесса развития личности воспитанника в учреждениях интернатного типа - Диагностические методы изучения психологического климата коллектива
Социально-психологическое сопровождение процесса развития личности воспитанника в учреждениях интернатного типа - Диагностические методы изучения психологического климата коллектива
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Социально-психологическое сопровождение процесса развития личности воспитанника в учреждениях интернатного типа
Структура личности
Личностно – ориентированный подход в образовании
Перспективные цели образования
Статус воспитанников детских домов и школ-интернатов и их психологические особенности
Социально-психологическая помощь в адаптации детей в учреждениях интернатного типа
Психологический климат коллектива как фактор развития личности. Методы изучения психологического климата педколлективов и коллективов воспитанников
Диагностические методы изучения психологического климата коллектива
Все страницы

Диагностические методы изучения психологического климата коллектива

Шкала оценки психологического климата в педагогическом коллективе.

Инструкция. Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные свойства психологического климата в вашем коллективе. Для этого прочтите сначала предложения слева, затем – справа и после этого знаком «+» отметьте в средней части листа ту оценку, которая, по Вашему мнению, соответствует истине.
Оценки:
3 – свойство проявляется в коллективе всегда;
2 – свойство проявляется в большинстве случаев;
1 – свойство проявляется нередко;
0 – проявляется в одинаковой степени и то и, и другое свойство

3 2 1 0 -1 -2 -3

  • Преобладает бодрый,
    жизнерадостный тон
    настроения.
  • Доброжелательность в
    отношениях, взаимные
    симпатии.
  • В отношениях между
    группировками внутри
    коллектива существует
    взаимное расположение, понимание.
  • Членам коллектива нравится вместе проводить
    время, участвовать в совместной деятельности.
  • Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов
    коллектива.
  • С уважением относятся
    к мнению друг друга.
  • Достижения и неудачи коллектива переживаются как свои собственные
  • В трудные минуты для
    коллектива происходит
    эмоциональное единение:
    «Один за всех, и все за одного».
  • Чувство гордости за
    коллектив, если его отмечают руководители.
  • Коллектив активен, по
    лон энергии.
  • Участливо и доброжелательно относятся к новым членам коллектива, помогают им освоиться в коллективе.
  • Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно.
  • В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту.
  • Преобладает подавленное настроение.
  • Конфликтность в отношениях и антипатии.
  • Группировки конфликтуют между собой.
  • Проявляют безразличие
    к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности.
  • Успехи или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство.
  • Каждый считает свое
    мнение главным, нетерпим к мнению товарищей.
  • Достижения и неудачи
    коллектива не находят
    отклика у членов коллектива.
  • В трудные минуты коллектив «раскисает», возникают ссоры, растерянность, взаимные обвинения.
  • К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно.
  • Коллектив инертен и
    пассивен.
  • Новички чувствуют себя чужими, к ним часто
    проявляют враждебность.
  • Коллектив невозможно
    поднять на совместное
    дело, каждый думает о
    своих интересах.
  • Коллектив заметно разделяется на «привилегированных»; пренебрежительное отношение к
    слабым.

Обработка полученных данных. Осуществляется в несколько этапов.

Первый этап: необходимо сложить все абсолютные величины сначала ( + ), потом (—) оценок, данных каждым участником опроса. Затем из большей величины вычесть меньшую. Получается цифра с положительным или отрицательным знаком. Так обрабатывают ответы каждого члена коллектива. Второй этап: все цифры, полученные после обработки ответов каждого ученика (педагога), необходимо сложить и разделить на количество отвечающих. Затем полученную цифру сравнивают с «ключом» методики:
+22 и более — это высокая степень благоприятности социально-психологического климата;
от 8 до 22 — средняя степень благоприятности социально-психологического климата;
от 0 до 8 — низкая степень (незначительная) благоприятности;
от 0 до (— 8) — начальная неблагоприятность социально-психологического климата;
от ( —8) до ( —10) — средняя неблагоприятность;
от (— 10) и ниже в отрицательную сторону — сильная неблагоприятность.
Такой подсчет можно сделать по каждому свойству:
а) записать, а затем сложить оценки, данные отдельному свойству каждым участником опроса;
б) полученную цифру разделить на число участников. Когда будут подсчитаны индексы по каждому свойству, выстраивают ранжированный ряд из тих цифр по степени убывания их величины. Таким образом, мы выявляем свойства, способствующие как сплочению коллектива (положительные),
так и его разобщению (свойства с отрицательным знаком).
Описанная методика диагностирует уровень сформированности группы как коллектива и позволяет (при многократном исследовании) проследить динамику его развития (тех свойств, которые «заложены» в опросном листе).

Микроклимат в педагогическом коллективе

 

 

 

постоянно

часто

редко

никогда

1.

Можно свободно выражать отношение ко всему, что происходит

 

 

 

 

2.

Отсутствуют проблемы и конфликты

 

 

 

 

3.

Между педагогами, воспитателями и воспитанниками существуют доверительные отношения

 

 

 

 

4.

У нас доминирует уверенность, т.к. педагогические цели ясны

 

 

 

 

5.

Напряженность в отношениях воспитателей и воспитанников отсутствует

 

 

 

 

6.

Действия администрации продуманы, не вызывают конфликты

 

 

 

 

7.

Администрация принимает решения, не ведущие к созданию стрессовых ситуаций

 

 

 

 

8.

Обучение и условия жизни создают психологический комфорт для ребенка

 

 

 

 

9.

Отношения строятся на идеалах гуманизма

 

 

 

 

10.

Администрация тактична в отношении с сотрудниками и воспитанниками

 

 

 

 

11.

Все доброжелательны с посетителями

 

 

 

 

12.

Все сотрудники радуются успехам воспитанников в учебе и жизни

 

 

 

 

13.

Атмосфера доброжелательности коллектива стимулирует воспитанников на хорошие результаты в учебе и жизни

 

 

 

 

14.

Дети искренне радуются успехам товарищей и всего коллектива

 

 

 

 

15.

Я доволен(а) своей работой в учреждении

 

 

 

 

Анализ результатов. Необходимо перевести ответы в баллы: постоянно – 4 балла, часто – 3, редко – 2, никогда – 1. Находим сумму баллов по всем ответам, делим на 60 и умножаем на сто процентов. Таким образом, уровень психологического климата коллектива вычисляется по формуле: У=(С:60)*100%, где У - уровень психологического климата коллектива, С - сумму баллов по всем ответам.
Высокий уровень психологического климата, если У>85.
Средний уровень психологического климата, если 50<У<85.
Низкий уровень психологического климата, если У<50.

Анкета «Отношение к школе-интернату (детскому дому)
(адаптированный вариант анкеты Н.Г.Лускановой)

Анкета позволяет выявлять уровень адаптации ребёнка к условиям проживания, обучения, воспитания к данному учреждению.

Инструкция: отвечая на поставленные вопросы, выберите тот вариант ответа, который отражает ваше мнение, обведите его кружком.

1

Тебе нравится жить в школе-интернате?

да

не знаю

нет

2

С хорошим ли настроением ты встречаешься с одноклассниками и воспитателями?

да

не знаю

нет

3

Согласился ли ты перейти в другую школу-интернат, если бы тебе предложили?

нет

не знаю

да

4

Когда ты бываешь за приделами школы-интерната, то скучаешь по ней?

да

не знаю

нет

5

У тебя есть любимые занятия в школе-интернате?

много

кое-что

нет

6

Когда тебе трудно, ты можешь обратиться за помощью к друзьям, воспитателям?

всегда

иногда

нет

7

Ты часто обсуждаешь свои дела с друзьями?

часто

редко

нет

8

Ты хотел, чтобы у тебя был другой воспитатель?

нет

не знаю

да

9

У тебя в школе, классе много друзей?

много

мало

нет

10

Тебе нравятся твои одноклассники?

да

не очень

нет

 

Анализ результатов. За каждый первый ответ (первая колонка) – 3 балла, за промежуточный (вторая колонка) – 1 балл, последний (третья колонка) – 0 баллов. Суммируйте баллы.
Максимальная оценка – 30 баллов. Чем выше балл, тем выше уровень адаптации ребёнка в данном коллективе.
25 – 30 баллов: высокий уровень адаптации, сформировано положительное отношение к себе как к члену данного коллектива.
15 – 24 баллов: средний уровень адаптации, отношение к себе как к члену данного коллектива в целом сформировано.
10 – 14 баллов: низкий уровень адаптации, отношение к себе как к члену данного коллектива не сформировано, ребёнок испытывает психологический дискомфорт.
Ниже 10 баллов: дезадаптация ребёнка, негативное отношение к школе-интернату (детскому дому).

Анкетирование может проводиться неоднократно, что позволяет оценить динамику уровня психологического самочувствия воспитанников. Снижение уровня психологического самочувствия может служить показателем дезадаптации ребёнка, а его повышение – признаком

положительной динамики в обучении и развитии ребёнка, что соответствует его адаптации к условиям школы-интерната (детскому дому).
Качественная обработка результатов заключается в определении проблем взаимоотношений воспитанников (отношение к школе-интернату, наличие друзей и общение с ними, отношение к воспитателю, наличие интересных дел и др.)

Тест «САН» (самочувствие, активность, настроение)

Методика может быть использована для выявления показателей морально-психологического климата как педагогического коллектива, так и коллектива детей среднего и старшего школьного возраста.
Инструкция: «Вам предлагается описать своё состояние в настоящий момент с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики».
Участникам раздаются бланки, которые они заполняют.

Фамилия, инициалы ________________________________Пол_____
Возраст _________________Дата, время________________________

1. Самочувствие хорошее

3 2 1 0 1 2 3

Самочувствие плохое

2. Чувствую себя сильным

3 2 1 0 1 2 3

Чувствую себя слабым

3. Пассивный

3 2 1 0 1 2 3

Активный

4. Малоподвижный

3 2 1 0 1 2 3

Подвижный

5. Весёлый

3 2 1 0 1 2 3

Грустный

6. Хорошее настроение

3 2 1 0 1 2 3

Плохое настроение

7. Работоспособный

3 2 1 0 1 2 3

Разбитый

8. Полный сил

3 2 1 0 1 2 3

Обессиленный

9. Медлительный

3 2 1 0 1 2 3

Быстрый

10. Бездеятельный

3 2 1 0 1 2 3

Деятельный

11. Счастливый

3 2 1 0 1 2 3

Несчастный

12. Жизнерадостный

3 2 1 0 1 2 3

Мрачный

13. Напряжённый

3 2 1 0 1 2 3

Расслабленный

14. Здоровый

3 2 1 0 1 2 3

Больной

15. Безучастный

3 2 1 0 1 2 3

Увлечённый

16. Равнодушный

3 2 1 0 1 2 3

Взволнованный

17. Восторженный

3 2 1 0 1 2 3

Унылый

18. Радостный

3 2 1 0 1 2 3

Печальный

19. Отдохнувший

3 2 1 0 1 2 3

Усталый

20. Свежий

3 2 1 0 1 2 3

Изнурённый

21. Сонливый

3 2 1 0 1 2 3

Возбуждённый

22. Желание отдохнуть

3 2 1 0 1 2 3

Желание работать

23. Спокойный

3 2 1 0 1 2 3

Озабоченный

24. Оптимистичный

3 2 1 0 1 2 3

Пессимистичный

25. Выносливый

3 2 1 0 1 2 3

Утомляемый

26. Бодрый

3 2 1 0 1 2 3

Вялый

27. Соображать трудно

3 2 1 0 1 2 3

Соображать легко

28. Рассеянный

3 2 1 0 1 2 3

Внимательный

29. Полный надежд

3 2 1 0 1 2 3

Разочарованный

30. Довольный

3 2 1 0 1 2 3

Недовольный

Обработка данных

При подсчёте крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в один балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары – в семь баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные – низкие.
Таким образом, перевод баллов будет следующий, начиная с позитивного качества: 7 баллов – 3, 6 баллов – 2, 5 баллов – 1, 4 балла – 0, 3 балла – 1, 2 балла – 2, 1 балл – 3. Баллы будут располагаться по порядку 7 6 5 4 3 2 1, если позитивное качество расположено слева, или 1 2 3 4 5 6 7, если позитивное качество расположено справа. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории, и подсчитывается количество баллов по каждой из них.
Самочувствие(сумма баллов по шкалам): 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.
Активность (сумма баллов по шкалам): 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.
Настроение(сумма баллов по шкалам): 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.
Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырёх баллов свидетельствуют об обратном. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0 – 5,5 балла. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных показателей, но и их соотношение.
Участники самостоятельно обрабатывают и подсчитывают суммы набранных баллов по шкалам С, Н, А и общий балл по тесту.

Методика «Круги»

Ещё одной методикой, позволяющей выявить эмоциональные проблемы ребёнка (тревожность, эмоциональное неблагополучие), как показатели его адаптации в коллективе является методика «Круги» («Диаграмма добра и зла»).
Методика может применяться для всех возрастных групп, но особенно приемлема в работе с детьми дошкольного, младшего школьного возраста, а также с детьми с особенностями психофизического развития.
Детям дают лист бумаги с изображенными на нём четырьмя подписанными окружностями с обозначенным центром и предлагают следующую инструкцию.

семинар1

Г К Ш Г (С)

«Посмотри на эти кружки. Это необычные кружки. Представь себе, что первый кружок обозначает твою группу (спальню), всё, что происходит в ней, хорошее и плохое. Второй – это класс, в котором ты учишься, все события, которые происходят при этом. Третий – это вся школа-интернат (детский дом), в котором есть другие классы и другие дети, события, которые происходят с ними. Четвёртый кружок – это город (село), в котором твоё заведение.
Везде – и в группе, и в классе, и в школе, и в городе, селе – бывает и хорошее, чему ты радуешься, и плохое, чему ты огорчаешься, расстраиваешься. Как ты думаешь, сколько плохого и хорошего? Отметь это на каждом кружке. Долю хорошего не закрашивай, оставь светлым, а плохую часть обозначь тёмным цветом (чёрным, коричневым)».
Детям показывается, как это можно сделать с помощью радиусов. Продемонстрированные образцы стирают.
Показателями эмоционального благополучия воспитанника в группе, классе, школе-интернате, населённом пункте является менее четверти закрашенного соответствующего круга.
Показателями дезадаптации (эмоционального неблагополучия) являются большие по сравнению с другими детьми доли плохого (особенно в кружках «Группа», «Класс», «Школа»). Основанием для углубленного изучения является и ситуация, когда ребёнок совсем не фиксирует плохого.

Социально-психологическая самоаттестация группы как коллектива

семинар2

Определите уровень развития вашей группы по определённой схеме (циклограмме).
0 – никто; 1 – почти никто; 2 – меньшинство; 3 – половина; 4 – большинство; 5 – почти все члены коллектива.
Ответственность: сознательное, добросовестное отношение к работе; понимание и принятие тех целей и задач, которые стоят перед коллективом.
Коллективизм: стремление решать все вопросы сообща, руководствуясь интересами коллектива, сохраняя и укрепляя его.
Сплочённость: единство мнений членов коллектива по самым важным вопросам; единство действий в жизненно важных ситуациях.
Контактность: взаимная общительность, благоприятные личные взаимоотношения.
Открытость: отношения к другим группам и коллективам, а также к новым членам коллектива.
Организованность: умение налаживать сотрудничество, распределять обязанности так, чтобы добиться наибольшей эффективности в совместной работе, готовность к изменению организационной структуры, необходимой для эффективной работы коллектива.
Информированность: доступность наиболее важной информации о состоянии дел коллектива и друг друга.

Задание

  1. По пятибалльной шкале отметить уровень каждой из характеристик коллектива.
  2. Соединить все точки в замкнутую кривую.

Обработка данных:
1. Определите, какая характеристика коллектива является самой развитой, а какая - наименее.
2. Проецирование разных замкнутых кривых друг на друга (наложение) даёт представление об объективности полученной циклограммы, а также о смещении точек зрения на развитие коллектива.
Методика может быть использована для определения уровня сформированности педагогического и детского коллективов.

ЭКСПРЕСС-АНКЕТА
выявления распространенности насилия в школе-интернате
(детском доме)

Дорогой друг! Ответь, пожалуйста, на поставленные вопросы, подчеркивая выбранные ответы.

1. Твой пол

  1. мужской
  2. женский

2. В каком классе учишься?
3. С каким чувством ты встречаешься с одноклассниками и педагогами?

  1. с удовольствием, с хорошим настроением
  2. равнодушно, без удовольствия
  3. с плохим настроением

4. Случалось ли тебе участвовать в драке или чтоб тебя били? Если
да, то с кем? Или кто?
- со сверстниками в школе

  1. со сверстниками на улице (поселка)
  2. со старшими ребятами в школе
  3. со старшими ребятами на улице
  4. с другими людьми (кто - конкретно)

___________________________________________________________

  1. такого не случалось

5. Случалось ли, чтобы кто-либо пытался оскорблять, унижать, издеваться над тобой?

  1. да, сверстники в школе
  2. да, сверстники на улице
  3. да, старшие ребята в школе
  4. да, старшие ребята на улице
  5. да, другие люди (кто - конкретно)

________________________________________________________________

  1. нет, такого не случалось

6. Случалось ли, чтобы у тебя отбирали вещи, деньги, требовали отдать что-либо свое?

  1. да, случалось
  2. нет, такого не случалось

7. Если случалось, как ты поступал в этом случае?

  1. рассказывал другу, подруге
  2. рассказывал учителю
  3. рассказывал социальному педагогу, психологу
  4. пытался защитить себя, дрался
  5. рассказывал родственникам
  6. никому не рассказывал, просто терпел, отдавал, что требовали
  7. такого не случалось

Благодарим за ответы!

 

Источник: Социально-психологическое сопровождение процесса развития личности воспитанника в учреждениях интернатного типа: материалы областного постоянно действующего семинара заместителей директоров по воспитательной работе, социальных педагогов, педагогов-психологов специальных и общеобразовательных школ-интернатов, детских домов . – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2007

Авторы-составители:

Зязюлькин П.В. начальник отдела коррекционной педагогики, старший преподаватель кафедры УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО»;

Воднева Г.Д. методист отдела коррекционной педагогики, старший преподаватель кафедры УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО»



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.