На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Социально-психологическое сопровождение процесса развития личности воспитанника в учреждениях интернатного типа
Социально-психологическое сопровождение процесса развития личности воспитанника в учреждениях интернатного типа
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Социально-психологическое сопровождение процесса развития личности воспитанника в учреждениях интернатного типа
Структура личности
Личностно – ориентированный подход в образовании
Перспективные цели образования
Статус воспитанников детских домов и школ-интернатов и их психологические особенности
Социально-психологическая помощь в адаптации детей в учреждениях интернатного типа
Психологический климат коллектива как фактор развития личности. Методы изучения психологического климата педколлективов и коллективов воспитанников
Диагностические методы изучения психологического климата коллектива
Все страницы

Материалы областного постоянно действующего семинара

24-25 января 2007 г.
Анкета 1 участника постоянно действующего семинара «Социально-педагогическое и психологическое сопровождение процесса развития личности воспитанника в учреждении интернатного типа»

Уважаемый(ая) коллега!

  1. Отметьте, пожалуйста, пользуясь 10-балльной шкалой, степень Вашего интереса к проблеме семинара (шкала I), уровень Ваших знаний по ней (шкала II), владение личностно-развивающими технологиями, современными формами и методами социально-педагогической и психологической работы, применение их на практике (шкала III).

I
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
II
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

  1. Какой (какими) концепцией личности Вы пользуетесь, проектируя и организуя свою деятельность ______________________________________

_______________________________________________________________
_______________________________________________________________

  1. Продолжите, пожалуйста, предложение.

Личность – это ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Укажите, пожалуйста, какие закономерности и механизмы развития личности Вы учитываете в своей работе

__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

  1. Каковы, на Ваш взгляд, наиболее распространенные особенности (проблемы) социально-психологического статуса воспитанника интернатного учреждения

а) дошкольного возраста__________________________________________
_____________________________________________________________________________
б) младшего школьного возраста___________________________________
__________________________________________________________________
в) подростка ____________________________________________________
__________________________________________________________________

  1. Перечислите принципы и основные требования к реализации личностно ориентированного подхода в деятельности педколлективов интернатных учреждений_____________________________________________________

_______________________________________________________________
_______________________________________________________________

  1. Отметьте, пожалуйста, какими социально-психологическими проблемами развития личности Вы занимаетесь чаще всего и какие из них стремитесь решать целенаправленно (имеете программы, проводите диагностические исследования и др.):

Проблема (задача)

Решаю

Решаю целенаправленно

1

2

3

Адаптация детей (подростков) к условиям жизнедеятельности в учреждении образования и к новым коллективам

Формирование (восстановление) базового доверия к миру, создание у воспитанника субъективного чувства защищенности, безопасности

Готовность к школе, развитие мотивационных и инструментальных предпосылок учебной деятельности

Построение содержательных форм общения (в соответствии с «возрастной нормой») со сверстниками и взрослыми

Воспитание толерантности, умений ненасильственного решения проблем, конструктивного разрешения конфликтов

Коллективообразование (создание коллективов классов, групп)

Развитие самооценки и самоотношения, формирование чувства уверенности в себе

Поиск воспитанником (подростком) места в различных системах межличностных отношений (дружба, коллективизм, отношения мальчики-девочки)

Развитие эмоционально-волевой сферы личности, овладение способами регуляции эмоциональных состояний

Участие воспитанников в совместной общественно-значимой деятельности (милосердие, труд, самоуправление, «доверенные ученики» и т.д.)

Становление полоролевого самосознания и поведения воспитанников, готовность к семейной жизни, профилактика воспроизводства семейного неблагополучия

Здоровый образ жизни, профилактика социальных «вредностей»

Развитие нравственного самосознания воспитанников

Организация предпрофессиональной подготовки, развитие профессиональных интересов и профессиональное самоопределение воспитанников

Воспитание лидеров демократического типа

Становление субъективных представлений о своем будущем, развитие образов Я-идеальное, Я-будущее

Постинтернатная адаптация

Другие (укажите)

  1. Что в Вашей деятельности Вы считаете своим достижением?

__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

  1. Опытом решения каких социально-педагогических и психологических проблем (задач) образования Вы могли бы поделиться с коллегами?______________________________________________________________________________________________________________________
  1. Предложите темы, которые наиболее интересуют Вас, для рассмотрения на постоянно-действующем семинаре «Социально-педагогическое и психологическое сопровождение процесса развития личности воспитанника в учреждении интернатного типа»

__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

  1. Сообщите, пожалуйста, сведения о себе:
  2. Фамилия, имя, отчество_________________________________________
  3. Должность, и место работы______________________________________

________________________________________________________________

  1. Методическая тема (тема самообразования), над которой Вы работаете в текущем учебном году________________________________________

________________________________________________________________

Благодарим за ответы !

Вопросы к обсуждению на заседании «Круглого стола» по проблеме:
«Социально – психологическое сопровождение развития личности воспитанника в учреждениях интернатного типа: проблемы, находки, перспективы»

  1. Реализация принципа педагогической активности в деятельности социально-педагогической и психологической служб. Повышение компетентности педагогов в решении задач социально-педагогического и психологического сопровождения личностного развития воспитанников, предупреждение и преодоление эмоционального выгорания и профессионально-личностных деформаций.
  1. Практика мониторинга качества обучения, воспитания, личностного развития учащихся и воспитанников: критерии, показатели, диагностический инструментарий.
  1. Обеспечение благоприятных условий для проживания, обучения и воспитания детей и подростков. Деятельность коллективов детских домов и школ-интернатов по обогащению предметно-развивающей среды и организации содержательной жизнедеятельности воспитанников.
  1. Адаптация воспитанников в интернатном учреждении и в социуме. Предупреждение, выявление и преодоление дезадаптации. Организация и содержание деятельности по постинтернатной адаптации.
  1. Самоуправление и соуправление жизнедеятельностью коллективов детей и взрослых: структуры и содержание деятельности.
  1. Работа по преодолению и профилактике социального сиротства. Подготовка к семейной жизни, поло-ролевое воспитание учащихся и воспитанников.
  1. Современные личностно-развивающие технологии социально-педагогической, психологической и педагогической деятельности в условиях детского дома и школы-интерната.

Основные понятия содержания семинара

Индивид – 1)человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens.
2)отдельный представитель человеческой общности, рассматриваемый со стороны природных свойств, телесное бытие человека.
Субъект – человек как носитель (инициатор, творец, распорядитель) предметно-практической деятельности и познания; становление субъекта есть процесс овладения индивидом собственной душевной жизнью, родовыми способностями.
Личность –1) человек как представитель общества, свободно и ответственно определяющий свою позицию среди других.
2)определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.
Индивидуальность – человек как уникальная самобытная личность; реализуется в свободной, творческой деятельности, проявляется в самоопределении, самореализации, самосовершенствовании.
Я – концепция (самосознание личности) – относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.
Рефлексия – 1)родовая способность человека, проявляющаяся в обращении сознания на самое себя, на внутренний мир человека и его место во взаимоотношениях с другими, на формы и способы познавательной и преобразующей деятельности;
2)процесс и результат осмысления чего-либо при помощи изучения и сравнения.
Общение – 1)сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, взаимодействие и взаимовлияние, восприятие и понимание «Другого»;
2)осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнеров.
Деятельность – форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека.
Деятельность ведущая – деятельность, под влиянием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка, подготавливающие его переход к новой, высшей ступени развития. Д.Б.Эльконин определил следующие виды ведущей деятельности: непосредственно-эмоциональное общение, предметно-манипулятивная деятельность, ролевая игра, учебная деятельность, интимно-личностное общение, учебно-профессиональная деятельность.
Деятельность педагогическая (социально-педагогическая, психолого-педагогическая) – в самом общем виде это профессиональная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора им возможностей свободного и творческого самовыражения.
Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей
Коллектив (от лат.collectivus – cобирательный) – группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством к., в силу этого достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа.
Социально-педагогическая и психологическая служба учреждения образования (СППС) - представляет собой систему практического использования достижений психологии и социальной педагогики для оптимизации образовательного процесса и развития личности обучающихся и воспитанников.


Структура личности
(согласно концепциям Б.Г.Ананьева, К.Платонова, С.Л.Рубинштейна и др.)

семинар

Принципы психического развития личности
(Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев и др.)
1. Творческий характер развития. Главным в развитии должно стать не усвоение опыта, а его порождение.
2. Ведущая роль социокультурного контекста развития. Программа обучения и воспитания детей должны быть пополнены культурными и историческими контекстами и параллелями.
3. Ведущая роль сензитивных периодов развития.
Важно осваивать определенное культурное содержание в наиболее благоприятный для этого период и строить этот процесс на основе возможностей организма ребенка.
4. Совместная деятельность и общение.
Как движущая сила развития, как средство обучения и воспитания.

5. Ведущая деятельность, законы её смены как важнейшее основание периодизации детского развития.
6. Зона ближайшего развития
как метод диагностики способностей и возможного шага развития детей.
7. Амплификация (обогащение) детского развития
как необходимое условие разностороннего воспитания ребенка.
8. Непреходящая ценность всех этапов детского развития.
Каждый период детской жизни вносит свой вклад в процесс развития и должен быть прожит полноценно.
9.Принцип единства аффекта, и интеллекта,
или принцип активного деятеля. Программы обучения должны быть ориентированы на развитие не только интеллекта, но эмоциональной сферы личности.

10. Опосредствующая роль энаково-символических структут в образовании связей между предметами и действиями. Символизация должна
стать принципом развития ребёнка.
11. Интериоризация и экстериоризация. Как механизмы развития и обучения. В развитии важны переходы от внешнего к внутреннему и от
внутреннего к внешнему.
12. Неравномерность (гетерохронность) развития и формирования психических действий. Этот принцип особенно важно учитывать при разработке норм развития и диагностики его уровня.


Личностно – ориентированный подход в образовании

Основные понятия Принципы построения Методы

Личность Принцип индивидуализации Диалог и полилог
Индивидуальность Принцип субъектности Имитационное моделирование
Субъект Принцип самоактуализации Самопознание и познание Другого
Субъектность Принцип деятельностного Рефлексия
Деятельность опосредования Создание ситуаций выбора и
Совместная Принцип творчества и успеха успеха
деятельность Принцип сотрудничества Групповая и коллективная
Общение Принцип свободы выбора творческая деятельность
Коллектив Принцип гуманизации Соуправление и самоуправление
Творчество межличностных отношений Интеракция
Самосознание Принцип доверия и Смыслотворчество

Я – Концепция поддержки

Рефлексия


Перспективные цели образования
(из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»)
Научиться учиться (модель образованного и творческого выпускника):

  • ориентировка в потоках информации;
  • готовность к самостоятельному поиску и добыванию информации;
  • умение самообразования;
  • готовность к непрерывному образованию;
  • овладение компьютерной грамотностью.

Научиться жить (модель адаптированного и самостоятельного выпускника)

  • адаптационность;
  • автономность, индивидуальность;
  • умение самозащиты (безопасность жизнедеятельности);
  • здоровый образ жизни;
  • социальная зрелость, закаленность;
  • высокие нравственные качества;
  • готовность к семейной жизни (половое воспитание);
  • социально-ценные формы самореализации и самоутверждения;
  • умения самосовершенствоваться.

Научиться жить вместе (модель демократа гражданина, гуманиста);

  • коммуникативные умения;
  • гуманизм, толерантность;
  • эмпатийность, милосердие;
  • демократичность, сотрудничество;
  • гражданские качества, патриотизм;
  • экологическое сознание;
  • планетарное мышление.

Научиться работать и зарабатывать (модель успешного выпускника):

  • трудолюбие и трудоспособность;
  • конкурентоспособность;
  • профессиональная подготовка;
  • компетентность;
  • предприимчивость, инициатива.

Статус воспитанников детских домов и школ-интернатов и их психологические особенности
Статус детей

  • Дети-сироты
  • Дети, оставшиеся без попечения обоих родителей
  • Дети, находящиеся под опекой
  • Дети одиноких матерей
  • Брошенные дети
  • Отказные дети
  • Подкидыши
  • Дети из бедных семей
  • Дети, родители которых находятся на длительном лечении

Дошкольники

  • Эмоциональная глухота
  • Задержка делового общения со взрослыми
  • Невосприимчивость к образцам деятельности взрослого
  • Неадекватное отношение к оценке взрослого
  • Сниженная эмоциональная активность
  • Пассивность во всех видах деятельности
  • Отсутствие способности к сопереживанию
  • Импульсивность всех видов поведения
  • Неосознаваемое поведение
  • Отклонения в развитии образа «Я»

Младшие школьники

  • Дисгармоничность интеллектуальной сферы
  • Недоразвитие наглядно-образных форм мышления
  • Несформированность внутреннего (идеального) плана мышления
  • Ситуативность мышления и поведения
  • Столкновение потребности общения со взрослыми с фрустрацией потребности в эмоционально-личностном общении

Подростки

  • Несформированность внутренней позиции
  • Слабая ориентация на будущее
  • Конфликтность системы требований к мужественности и женственности
  • Ориентировка в отношении к себе на оценку окружающих
  • Размытость и поясность образа «Я»
  • Слабость интимно-личностных контактов со взрослыми
  • Малая избирательность в отношении со сверстниками

Все возрастные группы

  • Слабая ориентация на будущее
  • Эмоциональная упрощенность и обесцененное содержание образа «Я»
  • Сниженная самооценка
  • Несформированность избирательности в отношениях к взрослым, сверстникам и предметному миру
  • Импульсивность, неосознанность и несамостоятельность поведения

Социально-психологическая помощь в адаптации детей в учреждениях интернатного типа

При поступлении ребенка в школу-интернат, детский дом начинается процесс адаптации его к новым условиям жизнедеятельности, к новому окружению взрослых людей и детскому коллективу. Для ребенка процесс адаптации может протекать достаточно сложно, так как новые условия жизнедеятельности отличаются от прочих, а также в силу различных деформаций процесса развития его личности. От успешности протекания адаптационного периода в дальнейшем будет зависеть процесс личностного развития ребенка.
Уровни социальной адаптации ребенка к новым условиям жизнедеятельности:

  • Высокий.
    • Осознание, принятие и выполнение норм коллективной жизни.
    • Баланс индивидуального и социального.
    • Гармония отношении со взрослыми и сверстниками.
    • Адекватное отношение к педагогическим воздействиям.
    • Самоконтроль поведения.
    • Активное участие в жизни детского коллектива.
    • Удовлетворенность своим статусом и отношениями.
  • Средний.
    • Конформизм в отношении норм коллективной жизни.
    • Преобладание либо индивидуального, либо социального.
    • Неустойчивые отношения с окружающими.
    • Противоречивое отношение к педагогическим воздействиям.
    • Внешний локус контроля поведения.
    • Периодическое участие в жизни детского коллектива.
    • Неполная удовлетворенность своим статусом и отношениями.
  • Низкий.
    • Неприятие и невыполнение норм коллективной жизни.
    • Дисбаланс индивидуального и социального.
    • Конфликты в отношениях с окружающими.
    • Неадекватное отношение к педагогическим воздействиям.
    • Неуправляемое поведение.
    • Пассивное участие в жизни детского коллектива.
    • Неудовлетворенность своим статусом и отношениями.

Используя приведенные ниже показатели, можно определить уровень адаптации ребенка. Для изучения того, как протекает процесс адаптации, полезно использовать анкету «Адаптация» или «Карту наблюдения за ребенком в адаптационный период». Карту наблюдения заполняет не только социальный педагог, но и педагог-психолог, воспитатели, учителя-предметники.
Определим основные виды социально-педагогической деятельности в условиях учреждения интернатного типа.

1. Социально-психологическая диагностика и консультирование.
Цель: Отслеживание особенностей развития личности, определение нарушения и причин нарушений развития:

  • Изучение особенностей социальной адаптации детей к условиям детского дома, школы-интерната.
  • Выявление воспитанников группы социального риска.
  • Изучение интересов, способностей и склонностей детей.
  • Составление индивидуальных карт социального развития.
  • Диагностика социальных сетей и индивидуальной социальной ситуации развития ребенка.
  • Диагностика общения детей со взрослыми и сверстниками.
  • Диагностика отклонений в социальном поведении и их причин.
  • Диагностика причин неуспешности в овладении социально-бытовыми умениями и навыками.
  • Проведение индивидуальных и групповых консультаций для воспитателей, детей.

2. Социально-психологическая работа.
Цель: Предупреждение возможных нарушений в социальном развитии детей, создание условий для полноценного личностного развития ребенка:

  • Разработка и реализация программ профилактики психического напряжения и первых срывов у детей.
  • Создание благоприятного социально-психологического микроклимата.
  • Активизация общения воспитанников с членами своей семьи, педагогами и сверстниками.
  • Работа по адаптации детей к условиям детского дома, школы-интерната, к широкому социальному окружению.
  • Проведение психолого-педагогических консилиумов по анализу социальной ситуации воспитанников и выработке мер комплексной помощи детям со стороны специалистов.
  • Программа профилактики аморального образа жизни: алкоголизма, наркомании, токсикомании, проституции, паразитического образа жизни, сексуальных нарушений.
  • Программа профилактики межличностных конфликтов.

3. Социально-психологическая помощь и коррекционно-развивающая работа.
Цель: Активное воздействие на процесс социализации личности, позитивные изменения в ней через программы социального воспитания и социально-педагогической реабилитации:

  • Защита прав и интересов детей, получение ими социальной помощи и предоставление различных льгот.
  • Коррекция различных отклонений в поведении: агрессии, замкнутости, аутизма и др.
  • Развитие коммуникативных навыков и культуры общения.
  • Психологическая гимнастика.
  • Психотерапия акцентуации характера, коррекция образа «Я».
  • Психолого-педагогическая помощь ребенку в кризисных ситуациях.
  • Развитие житейских умений и навыков.

Описав виды социально-психологической деятельности в учреждениях интернатного типа, определим направления деятельности педагога-психолога, социального педагога по оказанию помощи детям в адаптации:

  • Изучение личности воспитанников, их социальной ситуации развития, условий жизнедеятельности до поступления в детский дом, школу-интернат (информация о ребенке, его семье и родственниках, диагностика личностных особенностей ребенка).
  • Выявление интересов и потребностей, проблем и трудностей детей и подростков, отклонений в социальном поведении и социальной адаптации. Выделение группы детей, требующих помощи в адаптации.
  • Формирование гуманных отношений к воспитанникам, охрана и защита прав, интересов и здоровья детей в педагогическом процессе.
  • Создание обстановки психологического комфорта и безопасности ребенка в быту и досуговой деятельности.
  • Развитие коммуникативных навыков, профилактика вредных привычек, пропаганда здорового образа жизни.
  • Социально-педагогическая поддержка воспитанников, организация и координация различных видов социально ценной деятельности воспитанников.
  • Координация деятельности педагогического коллектива, проведение психолого-педагогических консилиумов, консультаций.
  • Взаимодействие с родителями, родственниками, привлечение их к оказанию помощи детям в адаптации.

Анкета «Адаптация»

  • Нравится ли тебе распорядок дня?
  • Какие отношения складываются у тебя с детьми по классу, спальне?
  • Какие предметы тебе изучать сложнее?
  • В чем заключаются эти затруднения?
  • Чувствуешь ли ты усталость на занятиях? (Да, нет)
  • Какие из предложенных кружков или секций ты посещаешь?
  • Чем ты увлекался до поступления в детский дом (школу-интернат)?
  • Чем бы тебе хотелось заняться в свободное время?
  • Испытываешь ли ты чувство голода, когда?
  • Устраивает ли тебя твоя успеваемость на сегодняшний день?
  • Какую роль в классе, комплекте (группе) хотелось бы тебе выполнять?
  • Доволен ли ты своими отношениями:
  • со взрослыми; (да, нет)
  • со сверстниками? (да, нет)

Карта наблюдения за ребенком в адаптационный период

 

Особенности поведения в адаптационный период:

Дни месяца

Динамика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гиперактивен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заторможен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Агрессивен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ласков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уравновешен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Плаксив

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постоянно привлекает внимание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сам себе находит дело

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аутичен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контактен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Любит, когда хвалят

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сформированность бытовых и гигиенических навыков:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личные гигиенические навыки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Культура внешнего вида

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Культура поведения за столом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сформированность трудовых умений и навыков:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Навыки ручного труда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Навыки общественно полезного труда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сформированность нравственно-эстетических навыков:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уважение к себе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уважение к окружающим людям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дружелюбие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чувство долга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чувство справедливости

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дисциплинированность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сформированность навыков общения:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Со взрослыми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С детьми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Со сверстниками

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С младшими по возрасту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Со старшими по возрасту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сформированность познавательных процессов:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ учебной деятельности:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Письмо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Счет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уровень интеллектуального развития

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мотивация к обучению

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вид поведения:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Девиантное:
а) социальное:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Склонность к жестокости

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Склонность к нарушению общественного порядка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сквернословие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Склонность ко лжи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Склонность к воровству

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Склонность к вымогательству

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б) аддиктивное:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курит

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Употребляет алкоголь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Употребляет наркотики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Употребляет токсические вещества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в) суицидальное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г) конформистское

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Деликвентное (преступление)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сформированность игровой деятельности:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подвижные игры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Настольные игры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческие игры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игры – драматизации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сюжетно-ролевые игры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игровое творчество:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наличие идей и новых образов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реализация образов с помощью жестов, мимики, дополнительных предметов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение выбирать тему игры и средства реализации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение планировать, создавать игровую обстановку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Согласовывать замысел с мнением товарища

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Активность, самостоятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оказание взаимопомощи, доброжелательность, бескорыстность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Справедливость при распределении ролей, атрибутов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уважение интересов других детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нервная возбудимость и конфликтность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Недружелюбие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Грубость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Психологический климат коллектива как фактор развития личности. Методы изучения психологического климата педколлективов и коллективов воспитанников

Психологический климат коллектива – это эмоционально-психологический настрой, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами.
Психологический климат коллектива создаётся и проявляется в процессе общения, на фоне которого реализуются групповые потребности, возникают и реализуются межличностные и групповые потребности.

  • Основные характеристики позитивного психологического климата педагогического коллектива:
  • Высокая степень удовлетворённости членов коллектива взаимоотношениями, условиями труда и стилем руководства.
  • Преобладание позитивного настроя.
  • Взаимопонимание и авторитет руководителей и подчинённых.
  • Степень участия членов коллектива в управлении и самоуправлении.
  • Сплочённость вокруг целей деятельности, взаимопомощь и взаимовыручка.
  • Сознательная дисциплина и продуктивность работы.

Особенности педагогического коллектива заключается в том, что его психологическая атмосфера, межличностные отношения, стиль управления проектируются на профессиональную деятельность педагога и детского коллектива.
Самочувствие ребёнка в учреждении определяется, прежде всего, взаимоотношениями в первичном коллективе, группе, классе.
Признаки положительного психологического климата детского коллектива по А.С. Макаренко:

  • Проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость, готовность к действию. Наличие чувства собственного достоинства у каждого члена коллектива, гордость за свой коллектив.
  • Единство коллектива, дружеское единство его членов. Во внутренних отношениях можно критиковать отдельных воспитанников, наказывать, но вне этих специальных форм воздействия необходимо отдавать должное каждому воспитаннику, защищать его перед посторонними, не причинять ему никаких ограничений, не позорить его.
  • Защищать всех членов коллектива. Ни один воспитанник, как бы он ни был мал, слабосилен и т.д., не должен чувствовать своего обособления или беззащитности.
  • Разумная и полезная активность всех членов коллектива.
  • Умение быть сдержанным в движениях, словах.

Результативность влияния коллектива на личность определяется самочувствием личности в коллективе. Показателями эмоционального благополучия личности в коллективе:

  • удовлетворённость личности деятельностью;
  • удовлетворённость взаимоотношениями с членами коллектива;
  • удовлетворённость стилем руководства;
  • защищённость личности в данном коллективе;
  • внутреннее спокойствие и уверенность.

Эмоциональное благополучие личности в коллективе является обязательным условием развития ребёнка.
Признаки негативного психологического климата коллектива в стадии стагнации:

  • негативное эмоциональное самочувствие членов коллектива, высокий уровень личностной тревожности и невратичности;
  • высокая конфликтность или комфортность;
  • низкий уровень эмпатии;
  • неадекватность самооценки и уровня притязания;
  • несформированность структуры коллектива, наличие группировок полярной направленности, наличие аусайдеров;
  • неадекватность стиля управления, непопулярность руководителей;
  • отсутствие ценностно-ориентационного единства.

Каждый педагогический коллектив переживает периоды становления, функционирования и развития. В период становления большую роль играет создание модели будущего коллектива, образа школы, подбор и расстановка кадров.
Условия становления коллектива:

  • Идейное единство – общность ценностей, целей.
  • Интеллектуальное единство – развитие конструктивного, рефлексивного мышления.
  • Организационное единство – рациональное распределение ролей и функций.
  • Волевое единство – совместные усилия на решение поставленных задач.

Формирование нормального психологического климата нельзя оторвать от формирования коллектива в целом. Нельзя создать психологический климат, не управляя коллективом. В управление коллектива входят: поддержка определённых ценностных ориентаций (стимулирование творческой деятельности), создание самоуправления, формирование доброжелательной атмосферы, коррекция позиции каждой личности в коллективе.
Определённую роль в формировании психологического климата призвана сыграть психологическая служба школы. Важной задачей психологической службы является изучение психологического климата детского и педагогического коллектива, эмоционального благополучия ее членов.
Одним из требований к диагностическим методикам является разумная достаточность: тесты не должны быть объёмными, можно использовать экспресс-диагностики. Изучение психологического климата должно проводится несколько раз в течение года, например, в начале и в конце учебного года, или по мере необходимости, при формировании нового коллектива.


Диагностические методы изучения психологического климата коллектива

Шкала оценки психологического климата в педагогическом коллективе.

Инструкция. Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные свойства психологического климата в вашем коллективе. Для этого прочтите сначала предложения слева, затем – справа и после этого знаком «+» отметьте в средней части листа ту оценку, которая, по Вашему мнению, соответствует истине.
Оценки:
3 – свойство проявляется в коллективе всегда;
2 – свойство проявляется в большинстве случаев;
1 – свойство проявляется нередко;
0 – проявляется в одинаковой степени и то и, и другое свойство

3 2 1 0 -1 -2 -3

  • Преобладает бодрый,
    жизнерадостный тон
    настроения.
  • Доброжелательность в
    отношениях, взаимные
    симпатии.
  • В отношениях между
    группировками внутри
    коллектива существует
    взаимное расположение, понимание.
  • Членам коллектива нравится вместе проводить
    время, участвовать в совместной деятельности.
  • Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов
    коллектива.
  • С уважением относятся
    к мнению друг друга.
  • Достижения и неудачи коллектива переживаются как свои собственные
  • В трудные минуты для
    коллектива происходит
    эмоциональное единение:
    «Один за всех, и все за одного».
  • Чувство гордости за
    коллектив, если его отмечают руководители.
  • Коллектив активен, по
    лон энергии.
  • Участливо и доброжелательно относятся к новым членам коллектива, помогают им освоиться в коллективе.
  • Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно.
  • В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту.
  • Преобладает подавленное настроение.
  • Конфликтность в отношениях и антипатии.
  • Группировки конфликтуют между собой.
  • Проявляют безразличие
    к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности.
  • Успехи или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство.
  • Каждый считает свое
    мнение главным, нетерпим к мнению товарищей.
  • Достижения и неудачи
    коллектива не находят
    отклика у членов коллектива.
  • В трудные минуты коллектив «раскисает», возникают ссоры, растерянность, взаимные обвинения.
  • К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно.
  • Коллектив инертен и
    пассивен.
  • Новички чувствуют себя чужими, к ним часто
    проявляют враждебность.
  • Коллектив невозможно
    поднять на совместное
    дело, каждый думает о
    своих интересах.
  • Коллектив заметно разделяется на «привилегированных»; пренебрежительное отношение к
    слабым.

Обработка полученных данных. Осуществляется в несколько этапов.

Первый этап: необходимо сложить все абсолютные величины сначала ( + ), потом (—) оценок, данных каждым участником опроса. Затем из большей величины вычесть меньшую. Получается цифра с положительным или отрицательным знаком. Так обрабатывают ответы каждого члена коллектива. Второй этап: все цифры, полученные после обработки ответов каждого ученика (педагога), необходимо сложить и разделить на количество отвечающих. Затем полученную цифру сравнивают с «ключом» методики:
+22 и более — это высокая степень благоприятности социально-психологического климата;
от 8 до 22 — средняя степень благоприятности социально-психологического климата;
от 0 до 8 — низкая степень (незначительная) благоприятности;
от 0 до (— 8) — начальная неблагоприятность социально-психологического климата;
от ( —8) до ( —10) — средняя неблагоприятность;
от (— 10) и ниже в отрицательную сторону — сильная неблагоприятность.
Такой подсчет можно сделать по каждому свойству:
а) записать, а затем сложить оценки, данные отдельному свойству каждым участником опроса;
б) полученную цифру разделить на число участников. Когда будут подсчитаны индексы по каждому свойству, выстраивают ранжированный ряд из тих цифр по степени убывания их величины. Таким образом, мы выявляем свойства, способствующие как сплочению коллектива (положительные),
так и его разобщению (свойства с отрицательным знаком).
Описанная методика диагностирует уровень сформированности группы как коллектива и позволяет (при многократном исследовании) проследить динамику его развития (тех свойств, которые «заложены» в опросном листе).

Микроклимат в педагогическом коллективе

 

 

 

постоянно

часто

редко

никогда

1.

Можно свободно выражать отношение ко всему, что происходит

 

 

 

 

2.

Отсутствуют проблемы и конфликты

 

 

 

 

3.

Между педагогами, воспитателями и воспитанниками существуют доверительные отношения

 

 

 

 

4.

У нас доминирует уверенность, т.к. педагогические цели ясны

 

 

 

 

5.

Напряженность в отношениях воспитателей и воспитанников отсутствует

 

 

 

 

6.

Действия администрации продуманы, не вызывают конфликты

 

 

 

 

7.

Администрация принимает решения, не ведущие к созданию стрессовых ситуаций

 

 

 

 

8.

Обучение и условия жизни создают психологический комфорт для ребенка

 

 

 

 

9.

Отношения строятся на идеалах гуманизма

 

 

 

 

10.

Администрация тактична в отношении с сотрудниками и воспитанниками

 

 

 

 

11.

Все доброжелательны с посетителями

 

 

 

 

12.

Все сотрудники радуются успехам воспитанников в учебе и жизни

 

 

 

 

13.

Атмосфера доброжелательности коллектива стимулирует воспитанников на хорошие результаты в учебе и жизни

 

 

 

 

14.

Дети искренне радуются успехам товарищей и всего коллектива

 

 

 

 

15.

Я доволен(а) своей работой в учреждении

 

 

 

 

Анализ результатов. Необходимо перевести ответы в баллы: постоянно – 4 балла, часто – 3, редко – 2, никогда – 1. Находим сумму баллов по всем ответам, делим на 60 и умножаем на сто процентов. Таким образом, уровень психологического климата коллектива вычисляется по формуле: У=(С:60)*100%, где У - уровень психологического климата коллектива, С - сумму баллов по всем ответам.
Высокий уровень психологического климата, если У>85.
Средний уровень психологического климата, если 50<У<85.
Низкий уровень психологического климата, если У<50.

Анкета «Отношение к школе-интернату (детскому дому)
(адаптированный вариант анкеты Н.Г.Лускановой)

Анкета позволяет выявлять уровень адаптации ребёнка к условиям проживания, обучения, воспитания к данному учреждению.

Инструкция: отвечая на поставленные вопросы, выберите тот вариант ответа, который отражает ваше мнение, обведите его кружком.

1

Тебе нравится жить в школе-интернате?

да

не знаю

нет

2

С хорошим ли настроением ты встречаешься с одноклассниками и воспитателями?

да

не знаю

нет

3

Согласился ли ты перейти в другую школу-интернат, если бы тебе предложили?

нет

не знаю

да

4

Когда ты бываешь за приделами школы-интерната, то скучаешь по ней?

да

не знаю

нет

5

У тебя есть любимые занятия в школе-интернате?

много

кое-что

нет

6

Когда тебе трудно, ты можешь обратиться за помощью к друзьям, воспитателям?

всегда

иногда

нет

7

Ты часто обсуждаешь свои дела с друзьями?

часто

редко

нет

8

Ты хотел, чтобы у тебя был другой воспитатель?

нет

не знаю

да

9

У тебя в школе, классе много друзей?

много

мало

нет

10

Тебе нравятся твои одноклассники?

да

не очень

нет

 

Анализ результатов. За каждый первый ответ (первая колонка) – 3 балла, за промежуточный (вторая колонка) – 1 балл, последний (третья колонка) – 0 баллов. Суммируйте баллы.
Максимальная оценка – 30 баллов. Чем выше балл, тем выше уровень адаптации ребёнка в данном коллективе.
25 – 30 баллов: высокий уровень адаптации, сформировано положительное отношение к себе как к члену данного коллектива.
15 – 24 баллов: средний уровень адаптации, отношение к себе как к члену данного коллектива в целом сформировано.
10 – 14 баллов: низкий уровень адаптации, отношение к себе как к члену данного коллектива не сформировано, ребёнок испытывает психологический дискомфорт.
Ниже 10 баллов: дезадаптация ребёнка, негативное отношение к школе-интернату (детскому дому).

Анкетирование может проводиться неоднократно, что позволяет оценить динамику уровня психологического самочувствия воспитанников. Снижение уровня психологического самочувствия может служить показателем дезадаптации ребёнка, а его повышение – признаком

положительной динамики в обучении и развитии ребёнка, что соответствует его адаптации к условиям школы-интерната (детскому дому).
Качественная обработка результатов заключается в определении проблем взаимоотношений воспитанников (отношение к школе-интернату, наличие друзей и общение с ними, отношение к воспитателю, наличие интересных дел и др.)

Тест «САН» (самочувствие, активность, настроение)

Методика может быть использована для выявления показателей морально-психологического климата как педагогического коллектива, так и коллектива детей среднего и старшего школьного возраста.
Инструкция: «Вам предлагается описать своё состояние в настоящий момент с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики».
Участникам раздаются бланки, которые они заполняют.

Фамилия, инициалы ________________________________Пол_____
Возраст _________________Дата, время________________________

1. Самочувствие хорошее

3 2 1 0 1 2 3

Самочувствие плохое

2. Чувствую себя сильным

3 2 1 0 1 2 3

Чувствую себя слабым

3. Пассивный

3 2 1 0 1 2 3

Активный

4. Малоподвижный

3 2 1 0 1 2 3

Подвижный

5. Весёлый

3 2 1 0 1 2 3

Грустный

6. Хорошее настроение

3 2 1 0 1 2 3

Плохое настроение

7. Работоспособный

3 2 1 0 1 2 3

Разбитый

8. Полный сил

3 2 1 0 1 2 3

Обессиленный

9. Медлительный

3 2 1 0 1 2 3

Быстрый

10. Бездеятельный

3 2 1 0 1 2 3

Деятельный

11. Счастливый

3 2 1 0 1 2 3

Несчастный

12. Жизнерадостный

3 2 1 0 1 2 3

Мрачный

13. Напряжённый

3 2 1 0 1 2 3

Расслабленный

14. Здоровый

3 2 1 0 1 2 3

Больной

15. Безучастный

3 2 1 0 1 2 3

Увлечённый

16. Равнодушный

3 2 1 0 1 2 3

Взволнованный

17. Восторженный

3 2 1 0 1 2 3

Унылый

18. Радостный

3 2 1 0 1 2 3

Печальный

19. Отдохнувший

3 2 1 0 1 2 3

Усталый

20. Свежий

3 2 1 0 1 2 3

Изнурённый

21. Сонливый

3 2 1 0 1 2 3

Возбуждённый

22. Желание отдохнуть

3 2 1 0 1 2 3

Желание работать

23. Спокойный

3 2 1 0 1 2 3

Озабоченный

24. Оптимистичный

3 2 1 0 1 2 3

Пессимистичный

25. Выносливый

3 2 1 0 1 2 3

Утомляемый

26. Бодрый

3 2 1 0 1 2 3

Вялый

27. Соображать трудно

3 2 1 0 1 2 3

Соображать легко

28. Рассеянный

3 2 1 0 1 2 3

Внимательный

29. Полный надежд

3 2 1 0 1 2 3

Разочарованный

30. Довольный

3 2 1 0 1 2 3

Недовольный

Обработка данных

При подсчёте крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в один балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары – в семь баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные – низкие.
Таким образом, перевод баллов будет следующий, начиная с позитивного качества: 7 баллов – 3, 6 баллов – 2, 5 баллов – 1, 4 балла – 0, 3 балла – 1, 2 балла – 2, 1 балл – 3. Баллы будут располагаться по порядку 7 6 5 4 3 2 1, если позитивное качество расположено слева, или 1 2 3 4 5 6 7, если позитивное качество расположено справа. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории, и подсчитывается количество баллов по каждой из них.
Самочувствие(сумма баллов по шкалам): 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.
Активность (сумма баллов по шкалам): 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.
Настроение(сумма баллов по шкалам): 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.
Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырёх баллов свидетельствуют об обратном. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0 – 5,5 балла. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных показателей, но и их соотношение.
Участники самостоятельно обрабатывают и подсчитывают суммы набранных баллов по шкалам С, Н, А и общий балл по тесту.

Методика «Круги»

Ещё одной методикой, позволяющей выявить эмоциональные проблемы ребёнка (тревожность, эмоциональное неблагополучие), как показатели его адаптации в коллективе является методика «Круги» («Диаграмма добра и зла»).
Методика может применяться для всех возрастных групп, но особенно приемлема в работе с детьми дошкольного, младшего школьного возраста, а также с детьми с особенностями психофизического развития.
Детям дают лист бумаги с изображенными на нём четырьмя подписанными окружностями с обозначенным центром и предлагают следующую инструкцию.

семинар1

Г К Ш Г (С)

«Посмотри на эти кружки. Это необычные кружки. Представь себе, что первый кружок обозначает твою группу (спальню), всё, что происходит в ней, хорошее и плохое. Второй – это класс, в котором ты учишься, все события, которые происходят при этом. Третий – это вся школа-интернат (детский дом), в котором есть другие классы и другие дети, события, которые происходят с ними. Четвёртый кружок – это город (село), в котором твоё заведение.
Везде – и в группе, и в классе, и в школе, и в городе, селе – бывает и хорошее, чему ты радуешься, и плохое, чему ты огорчаешься, расстраиваешься. Как ты думаешь, сколько плохого и хорошего? Отметь это на каждом кружке. Долю хорошего не закрашивай, оставь светлым, а плохую часть обозначь тёмным цветом (чёрным, коричневым)».
Детям показывается, как это можно сделать с помощью радиусов. Продемонстрированные образцы стирают.
Показателями эмоционального благополучия воспитанника в группе, классе, школе-интернате, населённом пункте является менее четверти закрашенного соответствующего круга.
Показателями дезадаптации (эмоционального неблагополучия) являются большие по сравнению с другими детьми доли плохого (особенно в кружках «Группа», «Класс», «Школа»). Основанием для углубленного изучения является и ситуация, когда ребёнок совсем не фиксирует плохого.

Социально-психологическая самоаттестация группы как коллектива

семинар2

Определите уровень развития вашей группы по определённой схеме (циклограмме).
0 – никто; 1 – почти никто; 2 – меньшинство; 3 – половина; 4 – большинство; 5 – почти все члены коллектива.
Ответственность: сознательное, добросовестное отношение к работе; понимание и принятие тех целей и задач, которые стоят перед коллективом.
Коллективизм: стремление решать все вопросы сообща, руководствуясь интересами коллектива, сохраняя и укрепляя его.
Сплочённость: единство мнений членов коллектива по самым важным вопросам; единство действий в жизненно важных ситуациях.
Контактность: взаимная общительность, благоприятные личные взаимоотношения.
Открытость: отношения к другим группам и коллективам, а также к новым членам коллектива.
Организованность: умение налаживать сотрудничество, распределять обязанности так, чтобы добиться наибольшей эффективности в совместной работе, готовность к изменению организационной структуры, необходимой для эффективной работы коллектива.
Информированность: доступность наиболее важной информации о состоянии дел коллектива и друг друга.

Задание

  1. По пятибалльной шкале отметить уровень каждой из характеристик коллектива.
  2. Соединить все точки в замкнутую кривую.

Обработка данных:
1. Определите, какая характеристика коллектива является самой развитой, а какая - наименее.
2. Проецирование разных замкнутых кривых друг на друга (наложение) даёт представление об объективности полученной циклограммы, а также о смещении точек зрения на развитие коллектива.
Методика может быть использована для определения уровня сформированности педагогического и детского коллективов.

ЭКСПРЕСС-АНКЕТА
выявления распространенности насилия в школе-интернате
(детском доме)

Дорогой друг! Ответь, пожалуйста, на поставленные вопросы, подчеркивая выбранные ответы.

1. Твой пол

  1. мужской
  2. женский

2. В каком классе учишься?
3. С каким чувством ты встречаешься с одноклассниками и педагогами?

  1. с удовольствием, с хорошим настроением
  2. равнодушно, без удовольствия
  3. с плохим настроением

4. Случалось ли тебе участвовать в драке или чтоб тебя били? Если
да, то с кем? Или кто?
- со сверстниками в школе

  1. со сверстниками на улице (поселка)
  2. со старшими ребятами в школе
  3. со старшими ребятами на улице
  4. с другими людьми (кто - конкретно)

___________________________________________________________

  1. такого не случалось

5. Случалось ли, чтобы кто-либо пытался оскорблять, унижать, издеваться над тобой?

  1. да, сверстники в школе
  2. да, сверстники на улице
  3. да, старшие ребята в школе
  4. да, старшие ребята на улице
  5. да, другие люди (кто - конкретно)

________________________________________________________________

  1. нет, такого не случалось

6. Случалось ли, чтобы у тебя отбирали вещи, деньги, требовали отдать что-либо свое?

  1. да, случалось
  2. нет, такого не случалось

7. Если случалось, как ты поступал в этом случае?

  1. рассказывал другу, подруге
  2. рассказывал учителю
  3. рассказывал социальному педагогу, психологу
  4. пытался защитить себя, дрался
  5. рассказывал родственникам
  6. никому не рассказывал, просто терпел, отдавал, что требовали
  7. такого не случалось

Благодарим за ответы!

 

Источник: Социально-психологическое сопровождение процесса развития личности воспитанника в учреждениях интернатного типа: материалы областного постоянно действующего семинара заместителей директоров по воспитательной работе, социальных педагогов, педагогов-психологов специальных и общеобразовательных школ-интернатов, детских домов . – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2007

Авторы-составители:

Зязюлькин П.В. начальник отдела коррекционной педагогики, старший преподаватель кафедры УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО»;

Воднева Г.Д. методист отдела коррекционной педагогики, старший преподаватель кафедры УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО»

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.